Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 01:35, курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государственное регулирование экономики – это одна из основополагающих форм участия государства в национальной экономике, включающая в себя воздействие на ключевые этапы процесса распределения доходов и ресурсов, темпы экономического роста, уровень жизни населения, для чего институтами государства используются исполнительные, законодательные и контролирующие методы. Государство на протяжении всего времени своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в экономической сфере.
Введение ……………………………..3
Глава 1. Экономическая роль государства…………….…...…………………....................4
1.1. Место государства в основных научных школах экономического развития………...4
1.2.Причины государственного регулирования экономики……………………………….8
1.3. Экономические функции государства…………...………………………….................10
Глава 2. Инструментарий государственного регулирования экономики .......................13
2.1. Цели государственного регулирования…………………………………………..…....13
2.2. Средства, методы и меры государственного регулирования………………..……...14
2.2.1. Прямые методы……………………………………………………………………...14
2.2.2.Косвенные методы…………………………………………………………………...16
Заключение…………………………………………………………………………………...20
Список использованной литературы …….…………………...….21
Московский государственный университет экономики,
статистики и информатики (МЭСИ)
Кафедра экономической теории и инвестирования
Курсовая работа по дисциплине «Макроэкономика»
на тему: «Государственное регулирование экономики, его средства и методы»
Руководитель: Назарова Е.В.
Выполнила: студентка
группы ДЭЭ-104
Джаппарова Фатма
«Государственное регулирование экономики, его средства и методы»
Введение ……………………………..3
Глава 1. Экономическая роль государства…………….…...…………………..
1.1. Место государства в основных научных школах экономического развития………...4
1.2.Причины
государственного
1.3. Экономические
функции государства…………...…………………………..
Глава 2. Инструментарий государственного регулирования экономики .......................13
2.1. Цели
государственного регулирования………………………………………….
2.2. Средства, методы и меры государственного регулирования………………..……...14
2.2.1. Прямые методы………………………………………………………………
2.2.2.Косвенные методы……………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы …….…………………...….21
Введение
В обеспечении нормального
По вопросам, в каких пропорциях должны сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике является несомненным. Национальные правительства несут ответственность за экономическое положение страны вне зависимости от господствующих экономических доктрин. Таким образом, государственное регулирование экономики играет важную роль для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика и т.д.
Данная тема представляется мне актуальной, т.к. государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и ,тем самым, заслуживает самого пристального внимания.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть воздействие государства на экономику. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть
существующие экономические
- проанализировать функции государства, цели и задачи госрегулирования экономики;
- проанализировать
средства и методы
Объектом изучения является государственное регулирование экономики. В первой главе рассмотрена роль государства в экономике. Вторая глава посвящена целям, средствам и методам государственного регулирования экономики.
Глава 1. Экономическая роль государства
1.Место государства в основных научных школах экономического развития.
В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.
Представители меркантилизма - первой экономической школы - стояли за активное вмешательство государства в экономику. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты собственной промышленности.
Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения
меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, в первую очередь торговли. Главная забота государства с точки зрения физиократов - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.
Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного
переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов – идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А.Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг “экономической свободы” и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь.
По мнению А.Смита, государство должно выполнять три обязанности:
- ограждать
общество от насилия и
- ограждать
по мере возможности каждого
члена общества от
- создавать
и содержать определенные
Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию. Логика неоклассистов подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.
Однако экономические сдвиги конца ХIХ - начала ХХ века повлекли развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение
конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные “сбои рынка”, с которыми он самостоятельно справиться не может. К причинам, вызывающим “сбои рынка”, относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ. Это вынуждало к усилению поддерживающих и корректирующих мер государства.
Первая и вторая мировые войны, породившие систему острых политических,
социальных
и экономических проблем, потребовали
более активной роли государства
в решении экономических
Теоретически необходимость государственного регулирования экономики
обосновал Дж. М. Кейнс, а опыт США при Ф. Рузвельте и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, давая прибыли предпринимателям.
Кейнсианская модель государственного регулирования экономики показала
свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период. Триумфом кейнсианства считаются 50-е - начало 70-х годов.
Но с середины 70-х годов начинаются контратаки на кейнсианство представителей либеральной мысли (М.Фридман, Ф.Хайек), завоевавшей умы государственных деятелей. Причинами тому послужили дефициты государственных бюджетов, ставшие хроническими, высокий уровень инфляции. К этому добавился нефтяной кризис 70-х годов.
В обосновании государственного невмешательства главные позиции заняли представители неолиберализма, монетаризма и теории “экономики предложения”. Объединяющей идеей этих направлений является вера в саморегулирующую возможность рыночной экономики. Возрождая идеи либералов классической школы, неолибералы экономическую роль государства сводят к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики. Защищая тезис “конкуренция везде - где возможно, государство - где необходимо”, они сравнивают его с судьей на футбольном поле, который не играет непосредственно, а следит за соблюдением правил игры.
Монетаристы, в частности М.Фридман, считают, что в принципе существуют лишь два способа координации экономической жизни - централизованное руководство, сопряженное с принуждением, и добровольное сотрудничество индивидов - метод, которым пользуется рынок. Поэтому регулирующие функции монетаристы признают за рынком. Единственная сфера вмешательства государства - денежное обращение. Контроль за денежной массой в обращении, сохранение стабильности денег - первый приоритет экономической политики государства.
Сторонники теории “экономики предложения” считают, что государственное регулирование, если оно необходимо, должно иметь долгосрочный характер и ориентироваться на стимулирование предложения товаров, капиталов и факторов производства.
Таковы различные взгляды на экономическую роль государства. При всей их
противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро - , но и макропропорций, а, следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам.
2.Причины
государственного
Обращение к истории взаимодействия государства и рыночной экономики позволяет выделить ряд причин, обусловивших необходимость государственного регулирования экономики.
1)Наличие в каждой стране общественных и смешанных благ, которые не всегда можно довести до населения через рынок в полном объеме. Это личная и национальная безопасность, транспортные услуги, услуги образования, здравоохранения, культуры и т.п. Такие блага должны обеспечиваться государственными органами внутреннего правопорядка, армией страны, сетью общественных дорог, системой государственного образования, здравоохранения, культуры, природоохранными органами и т.д.
2)Усиление общественного характера производства товарных благ. В результате экономика становится очень ранимой перед лицом циклического экономического развития, особенно в периоды кризисов. Возникает необходимость централизованного общественного регулирования экономики. Поведение населения, фирм, банков как субъектов макроэкономики нередко расходятся с общественными интересами. К примеру, население во время кризиса стремится больше сберегать, а не тратить, готовясь к еще худшим временам. Это уменьшает совокупный спрос и еще больше усугубляет экономическую ситуацию в стране. Аналогичным образом ведут себя фирмы, сводя на нет инвестиционные расходы во время кризиса. Подобному поведению способствуют и банки, повышающие норму процента при вхождении экономики в фазу кризиса. Можно видеть, что все эти субъекты ведут себя рационально с точки зрения микроэкономики, но не макроэкономики. Единственным субъектом, способным вести себя рационально на макроуровне, является государство.
3)Проявление
отрицательных внешних эффектов (экстерналий)
рыночной экономики. Экстерналии (внешние
эффекты) характеризуются возникновением
в результате рыночных отношений между
одними лицами ущерба или дополнительных
издержек у других лиц, не являющихся субъектами
данных отношений. Возникновение внешних
эффектов обусловлено тем, что экономика
существует во внешней среде – социальной
и природной, через которые и проявляются
эти эффекты. Соответственно, возникают
социальные и экологические экстерналии.
К социальным экстерналиям можно отнести
такие явления, как бедность, преступность,
безработица, охватывающие ту часть населения,
которая оказывается за рамками рыночных
отношений: больных, престарелых, многодетных,
профессионально непригодных. Всеми ими
вынуждено заниматься государство, оказывая
им материальную помощь.
Экологические экстерналии обусловлены
тем, что рыночный механизм вынуждает
предприятия снижать издержки производства,
в том числе природоохранные издержки.
В результате производство товарной продукции
сопровождается загрязнением природной
среды и возникновением соответствующего
экологического ущерба, который накладывается
на все общество. Здесь также возникает
необходимость государственной природоохранной
политики, заставляющей предприятия соблюдать
определенные нормы выбросов загрязняющих
веществ в природную среду.
Информация о работе Государственное регулирование экономики, его средства и методы