Государственное регулирование экономики, его средства и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 01:35, курсовая работа

Краткое описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государственное регулирование экономики – это одна из основополагающих форм участия государства в национальной экономике, включающая в себя воздействие на ключевые этапы процесса распределения доходов и ресурсов, темпы экономического роста, уровень жизни населения, для чего институтами государства используются исполнительные, законодательные и контролирующие методы. Государство на протяжении всего времени своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в экономической сфере.

Оглавление

Введение ……………………………..3
Глава 1. Экономическая роль государства…………….…...…………………....................4
1.1. Место государства в основных научных школах экономического развития………...4
1.2.Причины государственного регулирования экономики……………………………….8
1.3. Экономические функции государства…………...………………………….................10
Глава 2. Инструментарий государственного регулирования экономики .......................13
2.1. Цели государственного регулирования…………………………………………..…....13
2.2. Средства, методы и меры государственного регулирования………………..……...14
2.2.1. Прямые методы……………………………………………………………………...14
2.2.2.Косвенные методы…………………………………………………………………...16
Заключение…………………………………………………………………………………...20
Список использованной литературы …….…………………...….21

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.docx

— 48.94 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Московский государственный  университет экономики,

статистики и информатики (МЭСИ)

Кафедра экономической  теории и инвестирования

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Макроэкономика»

на тему: «Государственное регулирование экономики, его средства и методы»

 

 

 

 

 

Руководитель:      Назарова Е.В.

Выполнила:                       студентка

группы ДЭЭ-104

Джаппарова Фатма

 

 

 

 

Москва – 2012

 

 

«Государственное регулирование экономики, его средства и методы»

Введение ……………………………..3

Глава 1.  Экономическая роль государства…………….…...…………………....................4

1.1. Место государства в основных научных школах экономического развития………...4

1.2.Причины  государственного регулирования  экономики……………………………….8

1.3. Экономические функции государства…………...………………………….................10

Глава 2. Инструментарий государственного регулирования  экономики .......................13

2.1. Цели государственного регулирования…………………………………………..…....13

2.2. Средства, методы и меры государственного регулирования………………..……...14

    2.2.1. Прямые методы……………………………………………………………………...14

    2.2.2.Косвенные методы…………………………………………………………………...16

Заключение…………………………………………………………………………………...20

Список использованной литературы …….…………………...….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической  системы важная роль принадлежит  государству. Государственное регулирование экономики – это одна из основополагающих форм участия государства в национальной экономике, включающая в себя воздействие на ключевые этапы процесса распределения доходов и ресурсов, темпы экономического роста, уровень жизни населения, для чего институтами государства используются исполнительные, законодательные и контролирующие методы. Государство на протяжении всего времени своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в экономической сфере. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В наше время любое государство осуществляет регулирование с различной степенью вмешательства в экономику.

По вопросам, в каких пропорциях должны сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике является несомненным. Национальные правительства несут ответственность за экономическое положение страны вне зависимости от господствующих экономических доктрин. Таким образом, государственное регулирование экономики играет важную роль для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика и т.д.

Данная тема представляется мне  актуальной, т.к. государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и ,тем самым, заслуживает самого пристального внимания.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть воздействие государства на экономику. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть  существующие экономические доктрины;

- проанализировать  функции государства, цели и  задачи госрегулирования  экономики;

- проанализировать  средства и методы государственного регулирования экономики.

Объектом изучения является государственное регулирование экономики. В первой главе рассмотрена роль государства в экономике. Вторая глава посвящена целям, средствам и методам государственного регулирования экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экономическая роль государства

 

1.Место государства в основных научных школах экономического развития.

 

В экономических  концепциях всегда отводилось большое  место исследованию экономической  роли государства, его функциям в  экономике.

Представители меркантилизма -  первой экономической  школы -  стояли за активное вмешательство государства в экономику.  Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты собственной промышленности.

Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения

меркантилистов  и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, в первую очередь торговли.  Главная забота государства с точки зрения физиократов - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.

Классическая  школа политэкономии, развивавшаяся  в эпоху промышленного

переворота  и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов – идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А.Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг  “экономической свободы” и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь.

По мнению А.Смита, государство должно выполнять  три обязанности:

- ограждать  общество от насилия и вторжений  других независимых обществ;

- ограждать  по мере возможности каждого  члена общества от несправедливости  и угнетения со стороны других  его членов,  или установить  хорошее отправление правосудия;

-  создавать  и содержать определенные общественные  сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами.

Представители неоклассического направления, создавшие  теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования,  стояли на позициях саморегулирования  рыночной системы.  Помощь государства  в функционировании экономики рассматривалась  излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства,  так и полной занятости,  вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию. Логика неоклассистов подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.

Однако  экономические сдвиги конца ХIХ - начала ХХ века повлекли развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение

конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные  “сбои рынка”, с которыми он самостоятельно справиться не может. К причинам, вызывающим  “сбои рынка”,  относятся экстерналии,  или внешние эффекты,  необходимость создания общественных благ. Это вынуждало к усилению поддерживающих и корректирующих мер государства.

Первая  и вторая мировые войны, породившие систему острых политических,

социальных  и экономических проблем, потребовали  более активной роли государства  в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов,  который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики.

Теоретически  необходимость государственного регулирования  экономики

обосновал Дж. М. Кейнс, а опыт США при Ф. Рузвельте  и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том,  что путем  государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении.  Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, давая прибыли предпринимателям.

Кейнсианская  модель государственного регулирования  экономики показала

свою  эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период. Триумфом кейнсианства считаются 50-е - начало 70-х годов.

Но с  середины 70-х годов начинаются контратаки на кейнсианство представителей либеральной  мысли  (М.Фридман, Ф.Хайек), завоевавшей  умы государственных деятелей.  Причинами тому послужили дефициты государственных бюджетов,  ставшие хроническими,  высокий уровень инфляции. К этому добавился нефтяной кризис 70-х годов.

В обосновании государственного невмешательства главные позиции заняли представители неолиберализма, монетаризма и теории “экономики предложения”. Объединяющей идеей этих направлений является вера в саморегулирующую возможность рыночной экономики.  Возрождая идеи либералов классической школы, неолибералы экономическую роль государства сводят к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики.  Защищая тезис  “конкуренция везде -  где возможно,  государство -  где необходимо”, они сравнивают его с судьей на футбольном поле, который не играет непосредственно,  а следит за соблюдением правил игры.

Монетаристы,  в частности М.Фридман, считают, что в принципе существуют лишь два способа координации экономической жизни - централизованное руководство, сопряженное с принуждением, и добровольное сотрудничество индивидов - метод, которым пользуется рынок. Поэтому регулирующие функции монетаристы признают за рынком. Единственная сфера вмешательства государства - денежное обращение. Контроль за денежной массой в обращении, сохранение стабильности денег - первый приоритет экономической политики государства.

Сторонники  теории  “экономики предложения”  считают,  что государственное  регулирование, если оно необходимо, должно иметь долгосрочный характер и ориентироваться на стимулирование предложения товаров,  капиталов и факторов производства.

Таковы  различные взгляды на экономическую  роль государства. При всей их

противоречивости  и несовпадении можно определенно  отметить:  различия касаются форм и  доли государственного вмешательства  в экономику. Современный рынок  невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению  не только микро - , но и макропропорций, а, следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам.

 

 

2.Причины  государственного регулирования  экономики.

 

Обращение к истории взаимодействия государства и рыночной экономики  позволяет выделить ряд причин, обусловивших необходимость государственного регулирования  экономики.

 

1)Наличие в каждой стране общественных и смешанных благ, которые не всегда можно довести до населения через рынок в полном объеме. Это личная и национальная безопасность, транспортные услуги, услуги образования, здравоохранения, культуры и т.п. Такие блага должны обеспечиваться государственными органами внутреннего правопорядка, армией страны, сетью общественных дорог, системой государственного образования, здравоохранения, культуры, природоохранными органами и т.д.

 

2)Усиление общественного характера производства товарных благ. В результате экономика становится очень ранимой перед лицом циклического экономического развития, особенно в периоды кризисов. Возникает необходимость централизованного общественного регулирования экономики. Поведение  населения, фирм, банков как субъектов макроэкономики нередко расходятся с общественными интересами. К примеру, население во время кризиса стремится больше сберегать, а не тратить, готовясь к еще худшим временам. Это уменьшает совокупный спрос и еще больше усугубляет экономическую ситуацию в стране. Аналогичным образом ведут себя фирмы, сводя на нет инвестиционные расходы во время кризиса. Подобному поведению способствуют и банки, повышающие норму процента при вхождении экономики в фазу кризиса. Можно видеть, что все эти субъекты ведут себя рационально с точки зрения микроэкономики, но не макроэкономики. Единственным субъектом, способным вести себя рационально на макроуровне, является государство.

 

3)Проявление отрицательных внешних эффектов (экстерналий) рыночной экономики. Экстерналии (внешние эффекты) характеризуются возникновением в результате рыночных отношений между одними лицами ущерба или дополнительных издержек у других лиц, не являющихся субъектами данных отношений. Возникновение внешних эффектов обусловлено тем, что экономика существует во внешней среде – социальной и природной, через которые и проявляются эти эффекты. Соответственно, возникают социальные и экологические экстерналии. 
К социальным экстерналиям можно отнести такие явления, как бедность, преступность, безработица, охватывающие ту часть населения, которая оказывается за рамками рыночных отношений: больных, престарелых, многодетных, профессионально непригодных. Всеми ими вынуждено заниматься государство, оказывая им материальную помощь. 
Экологические экстерналии обусловлены тем, что рыночный механизм вынуждает предприятия снижать издержки производства, в том числе природоохранные издержки. В результате производство товарной продукции сопровождается загрязнением природной среды и возникновением соответствующего экологического ущерба, который накладывается на все общество. Здесь также возникает необходимость государственной природоохранной политики, заставляющей предприятия соблюдать определенные нормы выбросов загрязняющих веществ в природную среду.

Информация о работе Государственное регулирование экономики, его средства и методы