Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:21, реферат
Сфера денежного обращения и кредита играет значимую роль в регулировании экономических отношений и поэтому должна находиться под контролем государства, так как сбои в этой сфере неминуемо приводят к тяжелым экономическим последствиям. В зависимости от ситуации на рынке государство осуществляет мероприятия, которые приводят к расширению кредита и денежной эмиссии или, наоборот, к сдерживанию кредита и сокращению денежной массы в обращении. В условиях падения производства, растущей безработицы следует поддерживать тех, кто в состоянии переломить эти негативные явления, кто может добиться оживления в экономике, организовать дополнительные рабочие места.
1. СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ - 3 -
1.1 Понятие и показатели денежного обращения - 3 -
1.2 Законы денежного обращения - 5 -
2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ. ИХ ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ - 9 -
2.1. Ставка рефинансирования - 16 -
2.2. Норма обязательных резервов коммерческих банков - 18 -
2.3. Операции на открытом рынке (операции на рынке ценных бумаг) - 21 -
2.4. Валютные интервенции - 22 -
2.5. Косвенные методы. - 22 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 24 -
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. - 25 -
На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.
После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Увеличивая нормы
Если возрастает норма резерва, то кредитное учреждение вынуждено большую чем прежде часть привлеченных средств отправлять на хранение в центральный банк, а значит для выдачи кредитов оно будет располагать меньшими средствами. Такая мера приводит, с одной стороны, к обеспечению гарантированной сохранности средств вкладчиков, а с другой к сокращению средств для осуществления инвестиций.
На 1 января 2012 года в Банке России задепонировано 378 370,1 млн. руб.
Минимальные резервы.
Нормы обязательных резервов кредитных организаций (%)
По обязательствам перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации |
По обязательствам перед юридическими
лицами-нерезидентами в |
По обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации |
По обязательствам перед физическими лицами в иностранной валюте |
По иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации |
По иным обязательствам кредитных организаций в иностранной валюте | |
1 ноября 2009 г. – 31 января 2011 г. |
2,5 | |||||
1 февраля 2011 г. – 28 февраля 2011 г. |
3,5 |
3,0 |
3,0 | |||
1 марта 2011 г. – 31 марта 2011 г. |
4,5 |
3,5 |
3,5 | |||
1 апреля 2011 г. – |
5,5 |
4,0 |
4,0 |
Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки (операции репо).
Операции правительства и ЦБ на рынке ценных бумаг являются важнейшим инструментом регулирования денежной массы на рынке.
Банк России имеет право в соответствии с законом о ЦБ РФ (Банке России) осуществлять следующие сделки с ценными бумагами:
- покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
- покупать и продавать
облигации, эмитированные
- принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;
- осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
- выставлять чеки и векселя в любой валюте.
Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Предлагая на рынке для покупки ценные государственные бумаги, правительство и ЦБ связывают часть денег и уменьшают их предложение на финансовом рынке. И, напротив, выкупая свои ценные бумаги, правительство и ЦБ увеличивают денежную массу на рынке. Таким образом, через изменение предложения привлекательных ценных бумаг на рынке правительство и ЦБ регулируют денежную массу, предложение денег и спрос на них.
Под валютными интервенциями Банка России понимается покупка или продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
Банк России имеет право в соответствии с законом о ЦБ РФ (Банке России) осуществлять следующие сделки валютой и ее эквивалентами:
- покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
- покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
- проводить расчетные,
кассовые и депозитные
- осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
- открывать счета в
российских и иностранных
- выставлять чеки и векселя в любой валюте.
Валютные интервенции Банк России использует для регулирования обменного курса рубля и поддержания его стабильности.
Валютные интервенции БР могут использоваться для регулирования объема денежной массы и ликвидности коммерческих банков. Так покупка иностранной валюты Банком России приводит к росту рублевой денежной массы. И наоборот.
При помощи вышеизложенных инструментов государство стремится оказать влияние на соотношение спроса и предложения на рынке ссудных капиталов. Однако значение рынка свободных капиталов в финансировании капитальных вложений в целом в мире уменьшается.
Крупные фирмы в состоянии самостоятельно обеспечивать себя финансовыми средствами, поэтому действенность этих методов в развитых странах несколько снизилась.
В России же наоборот эти регуляторы денежного обращения используются довольно активно. В период безудержной инфляции государство использовало рычаги воздействия, чтобы сбить разрушительный для экономики рост цен, проводя политику "дорогих денег". Когда актуальными становятся мероприятия по инициированию деловой активности в реальном секторе, то можно говорить о необходимости перехода на методы политики "дешевых денег", т.е. методы регулирования, облегчающие условия получения кредитов.
К селективным методам денежно-кредитной политики можно отнести контроль государства по отдельным видам кредитов. Например, регулируя потребительский кредит можно сократить общий объем потребительского спроса или добиться перераспределения ссудного капитала в пользу отдельных отраслей.
Другой селективный метод, часто используемый государством - это регулирование риска и ликвидности банковских операций, например, через установление нормы соотношения выданных кредитов и суммы собственных средств банка.
Основным проводником
государственной денежно-
1. Федеральный закон от 26 апреля 1995 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)»
2. Федеральный закон от 3 февраля 1992 г. «О банках и банковской деятельности».
3. Положение Банка
России от 5 января 1998 г. «О правилах
организации наличного
4. Афанасьева Е. С. Государственное регулирование экономики // Вопросы экономики. 2007. - № 8. С. 18-24.
5. Борисов Е.Ф., Экономическая теория: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. - 544с.
6. Владимирова М.П. Деньги, кредит, банки: учебное пособие/ М.П. Владимирова, А.И. Козлов. - М.: КНОРУС, 2006. - 288с.
7. Деньги, кредит, банки:
учебник/ под ред. О.И.
8. Моисеев С.Р. Денежно-
9. Селищев А.С. Деньги, кредит, банки. - СПб.: Питер, 2007. - 432с.
10. Сенчаганов В.К. Направления
повышения эффективности
11. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /Под ред. проф. Г.Б. Поляка. -- 2-е изд. -- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 512 с.
12. Финансы: учебник для вузов по экономическим специальностям и направлениям /под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова; Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008.
13. www.vedomosti.ru
Структура
наличной денежной массы в обращении
по состоянию на 1 января 2012 |
Сумма, количество и удельный вес банкнот и монеты, находящихся в обращении
Банкноты |
Монета |
Итого | |
Сумма (млрд. руб.) |
6 854,3 |
48,5 |
6 902,8 |
Kоличество (млн. экз.) |
6 315,5 |
51 115,1 |
57 430,6 |
Удельный вес по сумме (%) |
99,3 |
0,7 |
100,0 |
Удельный вес по купюрам (%) |
11,0 |
89,0 |
100,0 |
Изменение с 1.01.2011 (млрд. руб.) |
1 097,9 |
12,6 |
1 110,5 |
Изменение с 1.01.2011 (%) |
19,1 |
35,1 |
19,2 |
Примечание. |
Удельный вес приведен с округлением. |
Удельный вес банкнот номиналом 5, 10 и 50 рублей в общей сумме составляет менее 0,5%. | |
Удельный вес банкнот номиналом 5 рублей в общем количестве составляет менее 0,5%. | |
Удельный вес монет номиналом 1 копейка и 25 рублей в общей сумме составляет менее 0,5%. | |
Удельный вес монет номиналом 25 рублей в общем количестве составляет менее 0,5%. |
1 Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /Под ред. проф. Г.Б. Поляка. 2-е изд., М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г. – стр 127.
2 Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учебное пособие. - М.: Экономистъ, 2007. Стр. 345.
3 Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /Под ред. проф. Г.Б. Поляка. 2-е изд., М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г. Стр. 245.
4 Деньги, кредит, банки: учебник/ под ред. О.И. Лаврушина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2005. Стр. 65.
Информация о работе Государственное регулирование денежного обращения