Глобализация мировой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить условия и предпосылки глобализации экономики.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы условий и предпосылок глобализации экономики.
2. Оценить влияние финансовой глобализации на Россию.
3. Проанализировать пути дальнейшего развития стратегии в условиях глобализации.

Оглавление

Введение….…………………………………………………………………………..2
Глава 1.Теоретические основы условий и предпосылок глобализации экономики………………………….………..…………………………………….….5
1.1.Сущность глобализации, ее функции в макроэкономике…...………………...5
1.2 Последствия финансовой глобализации в мире…………..…….…….…….....9
Глава 2.Оценка влияния финансовой глобализации на Россию………………...13
2.1.Анализ тенденций и оценка влияния глобализации на экономику России……………………………………………………………………….…..…..13
2.2.Положительные и негативные последствия вступления России в ВТО………………………………………………………………….………...….…20
Глава 3.Пути дальнейшего развития стратегии в условиях глобализации.……25
3.1.Последствия глобализации для национальной экономики….....................…25
3.2.Перспективы развития России в условиях глобализации……………...……29
Заключение…..……………………………………………………………………..33
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Глобализация мировой экономики курсовая.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

В институциональной области необходимо сформировать хозяйственный механизм, который способствовал бы перераспределению ресурсов из устаревших и бесперспективных производств, а также сверхприбылей от экспорта природных ресурсов в производственно-технологические системы нового технологического уклада, модернизации экономики, повышению ее эффективности и конкурентоспособности на основе распространения новых технологий.

В области совершенствования организационно-производственной структуры экономики важно стимулировать такие формы интеграции финансовых, производственных, торговых, научно-исследовательских и образовательных организаций, которые могли бы устойчиво развиваться в условиях жесткой международной конкуренции, обеспечивать непрерывное повышение эффективности производства на основе своевременного освоения новых технологий.

Макроэкономическая политика должна обеспечивать благоприятные условия для решения перечисленных задач, гарантируя выгодность производственной деятельности, хороший инвестиционный и инновационный климат, поддержание благоприятных для развития нового технологического уклада ценовых пропорций и других параметров хозяйственного механизма.

В целях развития высокотехнологичных секторов экономики и обеспечения прогнозных темпов роста производства Правительством Российской Федерации утверждены и реализуются федеральные целевые программы, направленные на развитие высокотехнологичных секторов экономики (авиационная, ракетно-космическая, радиоэлектронная промышленность, судостроение, а также оборонно-промышленный и атомный энергопромышленный комплекс).

Помимо этого, реализуются отраслевые стратегии развития высокотехнологичных секторов экономики, такие как стратегия развития авиационной промышленности, ракетно-космической промышленности, электронной промышленности, судостроительной промышленности, транспортного машиностроения (см. таблицу 1) [13, с.92].

Таблица 1

Динамика инновационного сектора в российской экономике              

(2010-2020 гг., в %)

 

2010

Прогноз

2016

2020

ВВП

100

100

100

Инновационный сектор «Сколково» (кроме софинансирования проектов компаний)

3,991

10,0

20,0

Инфраструктура  технико-внедренческих зон

11,8

7,7

10,0

Программа строительства  технопарков в сфере высокий  технологий

3,0

-

 

Финансовая  помощь активно содействующим развитию инновационного сектора экономики

-

5,0

15,0

Финансирование  наукоградов

0,54

1,0

3,0

Развитие инновационных  кластеров

0,1

1,0

10,0


 

 

В предстоящий период развитие экономики  будет определяться следующими основными  факторами и тенденциями: адаптацией к снижению мировых нефтяных цен и цен на металлы в условиях ограниченных возможностей по наращиванию физических объемов экспорта энергоносителей и основных сырьевых товаров; усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата; исчерпанием технологических заделов в ряде высокотехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста; необходимостью модернизации основных фондов высокотехнологичных отраслей и преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт); активизацией инновационно-инвестиционной компоненты роста; усилением дефицита на рынке рабочей силы, началом снижения с 2008 года численности экономически активного населения при достаточно низком уровне безработицы. Усилением конкуренции, как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек и укрепления курса рубля. Важнейшим фактором экономической модернизации является развитие человеческого капитала. Это - крупная институциональная задача, которую должны решать все страны в условиях постиндустриальной трансформации (см. таблицу 2) [15].

Таблица 2

Основные факторы  роста российской экономики (%) (2010-2013гг)

 

2010

2011

Прогноз

2012

2013

Прирост ВВП

4,0

4,2

3,9

4,5

Разница в темпах прироста ВВП

0,4

1,0

0,9

1,2

Прирост инвестиций

2,5

10,0

3,5

7,4

Разница в темпах прироста инвестиций

0,7

2,7

0,7

2,4

Прирост реальных располагаемых доходов населения

4,4

3,6

3,6

4,2

Разница в темпах прироста РРДН

 

0,4

0,5

0,6

Прирост ВВП, в  том числе за счет:

0,4

1,0

0,9

1,2

Дополнительных  инвестиций в расширение производства и экспорта

0,3

0,6

0,5

0,6

За счет роста  эффективности и инвестиций в  инновационный сектор

0,1

0,2

0,2

0,3

Роста доходов  населения и вложений в социальную сферу

 

0,2

0,2

0,3


 

Нынешний кризис социальной сферы не является лишь результатом кризиса советской системы. Его природа отражает кризис индустриальной системы. Нынешняя модель социального государства (модель развития человеческого потенциала) была основана на принципиально другой демографической и социальной ситуации - растущее население, преобладание молодых возрастов, преобладание сельского населения, не охваченного системой социальной поддержки.

Сейчас, когда процесс старения населения  приобрел устойчивый характер, а спрос  на социальные услуги неуклонно возрастает, необходимо создать радикально новую  модель социального государства. Таким  образом, поиск оптимальной модели развития человеческого капитала в минимальной мере может учитывать существующий в мире опыт - эффективных систем, соответствующих современным вызовам, просто не существует. Более того, страна, которая сможет сформировать современную эффективную модель развития человеческого капитала, получит мощное преимущество в постиндустриальном мире.

В условиях экономической глобализации необходимо учитывать недостаточность национально-государственных институтов регулирования факторов экономического роста.

В целях выхода российской экономики на траекторию устойчивого роста следует развивать и повышать эффективность глобальных институтов регулирования различных сфер экономической активности (таких как ВТО, «Большая восьмерка» и т.д.). Последний мировой финансовый кризис обусловливает необходимость не только совершенствования уже имеющихся, но и формирования новых институтов глобального экономического регулирования. 

 

 

    1. Положительные и негативные последствия вступления России в ВТО

 

Общие выводы независимых экспертов показывают, присоединение к ВТО не должно вызвать системных проблем ни в одном из секторов российской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас. Однако влияние этого фактора на темпы роста экономики в целом и ее отдельных отраслей, по мнению большинства экспертов, ожидается незначительное. Другие факторы, такие, как изменения валютных курсов, состояние мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность будут влиять на российскую экономику гораздо в большей степени. Вместе с тем, большинство экспертов сходятся в том, что в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет оказывать безусловное положительное воздействие на экономический рост в России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки для проведения внутренней политики в сфере регулирования внешней торговли.

Итак, в чем  же основные плюсы и минусы. Начать следует с того, что расчет экономических последствий присоединения объективно невозможен. Это подтверждается и тем, что ни одна развитая страна не имеет точного и полного экономического анализа выгод своего участия в ВТО. Имеющиеся формулы (например, в США по товарам, в Австралии по услугам) ориентируются на теории сравнительных конкурентных преимуществ, которые сами по себе достаточно спорны, слишком общи, и основаны на механистическом подходе, не учитывающем кроссекторальные последствия (например, как сказывается вызванное снижением пошлин падение производства того или иного продукта на объемах производства необходимого для его изготовления оборудования.

 Более или  менее достоверные оценки последствий  могут быть сделаны только  после завершения переговоров и опыта первых лет применения соглашений ВТО, когда можно будет оценить влияние участия в ВТО с точки зрения роста торговли, снижения или роста числа торговых конфликтов, влияния адаптированного к нормам ВТО законодательства на развитие национальной экономики.

Не взирая на все объективные минусы (например, больший упадок менее конкурентоспособных отраслей, таких как машиностроение, автомобильная отрасль и др) существуют и плюсы: сильнейшие сектора нашей экономики выиграют, а у более слабых сразу появилось и гораздо большая мотивация для обновления и модернизации. В Приложении 1 представлены основные плюсы и минусы для Российской экономики от вступления в ВТО. Исходя из данных, представленных в Приложении 1 можно сделать вывод, что вступление в ВТО снизило уровень защиты отечественных производителей от внешней конкуренции. Ряд отраслей российской экономики просто не выдержали ее. Особенно это касается машиностроения, в частности авиапрома.

С другой стороны, тот факт, что ни одна из более  чем 150 стран, включая развивающиеся и наименее развитые, не вышла из ВТО, а не участвующие в деятельности организации страны стремятся в нее вступить, сам по себе говорит о том, что членство в ВТО в целом не препятствует реализации их национальных интересов, а наоборот, способствует их достижению.

В Таблице 3 представлены основные плюсы и минусы от вступления в ВТО для России.

Таблица 3

Плюсы и минусы от вступления в ВТО для России

ПЛЮСЫ

МИНУСЫ

Ситуация

сегодня

Ожидаемые

перемены

Против

присоединения

Контраргументы

Условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта постоянно ухудшаются и угрожают экономической безопасности страны. Дискриминация.

Дискриминация должна быть устранена. Россия сможет вести переговоры по улучшению условий  доступа на рынки -снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг. Россия получит доступ к квази-судебной системе разрешения споров ВТО, и к возможности принудительного исполнения решений.

 

Россия лишится  возможности защиты товаропроизводителей — тариф будет связан, субсидии ограничены.

Уровень «связывания» тарифа — вопрос переговоров. Россия сможет активно применять инструменты  селективной защиты секторов от наносящей  или угрожающей нанести ущерб  недобросовестной конкуренции. в критических  случаях Россия сможет выйти из «связывания» тарифа. Задача -согласование разумного уровня субсидий для РФ

 

Россия изолирована  от участия в разработке новых  правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются. В результате могут быть приняты  решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны (экологический и социальный демпинг, особые правила торговли энергоносителями)

Россия сможет принять участие в выработке  новых правил международной торговли с учетом ее текущих и стратегических интересов.

Россия будет  вынуждена открыть ключевые рынки услуг, в том числе финансовых, что нанесет ущерб ее национальным интересам.

Ни один партнер  пока не требует полной либерализации  доступа на эти рынки. Кроме того, в проект обязательств России “заложены” некоторые меры, применение которых сможет устранить негативный эффект иностранной конкуренции даже в случае полного открытия рынка той или иной услуги. В критических случаях Россия сможет выйти из обязательств по доступу на конкретный рынок услуг.

Законодательство  России существенно препятствует нормальному развитию экономической деятельности, привлечению капиталовложений.

стабильность  и транспарентность законодательства, основанного на многосторонних нормах. Само по себе оно существенно повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций

Россия потеряет возможность принимать те законы, которые она хочет, и проводить  суверенную экономическую политику.

Россия не суверенна  в принятии решений. Ее суверенитет  ограничивает более 4000 международных  договоров, в которых она участвует. Решение ряда важных макроэкономических задач невозможно без использования уже накопленного опыта других стран.

Таможенная  политика России, как и политика регулирования доступа на рынок, запутана и противоречива.

Участие в ВТО  подчинит политику регулирования доступа на рынок строгим правилам.

Участие в ВТО  потребует серьезных изменений  в работе Правительства Российской Федерации.

Гораздо более  глубокая задача – подготовка квалифицированных  госслужащих.


 

Выгоды (причем в долгосрочном, а не краткосрочном аспекте) Россия получит, если ей удастся решить стратегическую задачу – диверсифицировать структуру экспорта в сторону резкого повышения доли готовой продукции, особенно высокотехнологичной, о необходимости чего разговор идет, по сути, еще с брежневских времен. Если удастся резко повысить долю готовых изделий, особенно высокотехнологичных, тогда во вступлении в ВТО будет реальный смысл. В развитых странах доля готовой продукции в стоимости экспорта составляет, как правило, более 70%. По данным Всемирного банка, в настоящее время у США этот показатель достигает 82%, Германии – 84%, Великобритании – 77%, Франции – 83%, Италии – 88%, Канады – 60%. (Рис.1)

Рисунок 1. Доля готовой продукции в стоимости экспорта некоторых стран ЕС и России

После вступления России в ВТО одни отрасли достаточно быстро получит выгоды, а другие окажутся в непростом положении вследствие неизбежной либерализации нашей экономики и соответствующего ужесточения конкуренции. Следует отметить, что проблема вступления в ВТО сильно политизирована. Также, де-факто Россия уже ведет всю свою внешнюю торговлю согласно действующим международным правилам и требованиям ВТО.

 

Глава 3.Пути дальнейшего  развития стратегии в условиях глобализации

 

    1. Последствия глобализации для национальной экономики

 

Позитивное  значение глобализации трудно переоценить: неизмеримо умножаются возможности человечества, более полно учитываются все стороны его жизнедеятельности. Глобализация создает основу решения всеобщих проблем человечества, но как было отмечено, процессы глобализации в мировой экономике воспринимаются и оцениваются по-разному. Как и по-разному к ним относятся не только отдельные ученые, специалисты и эксперты, но и жители разных стран. Глобализационные процессы чаще всего приветствуются в развитых странах и вызывают серьезные опасения в развивающемся мире. Это связано с тем, что преимущества глобализации распределяются неравномерно. Поэтому одним из основных вопросов, вызывающих наиболее жаркие дискуссии, является: кто оказывается в выигрыше от глобализации?

Глобализация  способствует углублению специализации  и международного разделения труда. В ее условиях более эффективно распределяются средства и ресурсы, что в конечном счете способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения, современные глобализационные процессы разворачиваются, прежде всего, между промышленно развитыми странами и лишь во вторую очередь охватывают развивающиеся страны. Глобализация укрепляет позиции первой группы стран, дает им дополнительные преимущества. В то же время развертывание процессов глобализации в рамках современного международного разделения труда грозит заморозить нынешнее положение менее развитых стран так называемой мировой периферии, которые становятся скорее объектами нежели субъектами глобализации.

Информация о работе Глобализация мировой экономики