Германия как субъект мировой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 02:02, реферат

Краткое описание

Внешние связи играют ключевую роль в экономической жизни Германии. С самого начала она выступала за тесные межотраслевые связи в мировой экономике и принцип международного разделения труда. В соответствии с этим строится и внешнеторговая политика Германии. Федеративная Республика выступает за дальнейшую либерализацию мировой торговли с более сильным учетом экологических и социальных аспектов в духе устойчивого развития. Открытость по отношению к внешнему миру привела к тому, что Германия – после США – имеет второй по объему внешнеторговый оборот в мире.

Оглавление

Часть I . Обобщающий тест……………………………………………………..3
Часть II. Реферат «Германия как субъект мировой экономики»…………….4
Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Общая характеристика Германии……………………………………...7
§1.1. Географическое положение и госструктура Германии……………7
§ 1.2. Особенности развития экономики Германии, её ресурсный потенциал………………………………………………………………………….9
Глава 2. Место и роль экономики Германии в ЕС и в мировой экономике в условиях глобализации………………………………………………………….13
§2.1. Особенности структуры экономики Германии…………………..13
§2.2. Место экономики Германии в экономике ЕС…………………….15
§2.3. Экономика Германии в условиях глобализации…………………17
Глава 3. Система внешнеэкономического регулирования……………………21
Глава 4. Экономические отношения с Россией на современном этапе и в перспективе……………………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы …………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 64.70 Кб (Скачать)

Крупнейшие  порты страны: Берлин, Бонн, Бремен, Бременхафен, Кельн, Дрезден, Гамбург, Карлсруэ, Киль, Любек, Магдебург, Манхайм, Росток, Штутгарт.9

Внешнеэкономические связи Германии примечательны тем, что это один из важнейших экспортеров и импортеров мира.

Экспорт состоит из; машин - 31%, станков и оборудования - 17%, продукции химической промышленности - 13%, металлов, продовольствия и текстиля.

Германия занимает в мире: по численности населения  — 12 место (98.2 млн.чел); по производству ВНП — 3 место (после США и Японии); по экспорту - 2 место (после США); по объему экспорта на душу населения, уступая  нескольким небольшим западным странам, значительно опережает ведущие  страны мира, в т.ч. Францию, Англию, Японию и США.

 

Глава 2. Место и роль экономики Германии в ЕС и в мировой экономике  в условиях глобализации

 

§2.1 Особенности  структуры экономики Германии.

 

 

Современный этап НТР, переход к новому типу воспроизводства привели к структурным изменениям. В воспроизводстве ВВП снизилась доля материального производства, и, прежде всего сельского хозяйства и промышленности, и возросла доля услуг.

Значительные  изменения произошли в структуре  промышленности. Сократился удельный вес традиционных отраслей - черной металлургии, общего машиностроения, судостроения, текстильной и швейной промышленности. Одновременно резко возросла доля авиакосмической промышленности, конторского оборудования и аппаратуры по обработке данных, электротехнического оборудования, а также автомобилестроения.

Машиностроение  занимает ведущее положение в  структуре промышленного производства. На него приходится около 50% занятых  в сфере промышленного производства.10 Ведущее место занимают автомобильная промышленность, общее машиностроение и электротехническая.

Относительно  низкий уровень интенсификации производства связан с социально-экономической структурой сельского хозяйства. Значительная часть сельскохозяйственных земель сдается в аренду. В полной собственности производителей находится около 22% сельскохозяйственных угодий. По уровню доходности сельское хозяйство Германии уступает целому ряду стран ЕС.11

Повышение агрокультуры, структурные изменения способствовали росту производства многих видов продукции. Отечественное производство обеспечивает свыше 4/5 потребностей страны в продовольствии, в том числе более чем на 100% в пшенице, сахаре, говядине, сыре, сливочном масле.

Система управления компаниями. Доминирующей чертой германских компаний является «внутренний» характер систем их управления, при котором все участники - акционеры, управляющие, наемные работники, арендаторы, поставщики и потребители могут оказывать влияние на развитие компании, в том числе прямое влияние на принятие решений через такие органы, как наблюдательный и производственные советы. Германская система управления отличается от англосаксонской модели, в которой владельцы капитала имеют небольшое прямое влияние на управление, но могут проявлять силу, «голосуя ногами», продавая акции или перенося субконтракты.

В центре германской рыночной экономики находится система так называемого соучастия в решениях.

На крупных  предприятиях с численностью занятых  свыше 2тыс. человек учреждаются  наблюдательные советы, состоящие из акционеров и работающих по найму, которых  выдвигают производственные советы и профсоюзы. Члены советов получают возможность участвовать в управлении фирмой. По закону работники имеют половину мест в наблюдательных советах - высших руководящих органах, которые назначают и смещают старших управляющих.

В последние  десятилетия роль государства изменилась. Сократились его предпринимательская  функция, прямые формы регулирования.

Сокращение  государственного сектора расширило сферу частного капитала, рыночных сил. В 90-е годы государственные капиталовложения установились на самом низком уровне - порядка 2% ВВП.12  В системе хозяйственного механизма произошли изменения в сторону большей свободы для предпринимателей, в частности, в вопросах найма рабочей силы.

§2.2 Место экономики  Германии в экономике ЕС.

 

В 1952 году вместе с  Бельгией, Францией, Италией, Люксембургом и Нидерландами Федеративная Республика основала Европейское объединение угля и стали (ЕОУС); а в 1957 г. - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом).

Благодаря договору о слиянии в Европейские сообщества (ЕС) от 1965 г. Были созданы единые органы управления для ЕОУС, ЕЭС и Евратома. При этом преследовалась цель повысить политический вес Европейского совета и Европейской комиссии и упорядочить деятельность совместных органов ЕС.

Благодаря Единому европейскому акту от 1986 г., Договору о Европейском Союзе, подписанному в Маастрихте 7 февраля 1992 г., и новому Амстердамскому договору от 2 октября 1997 г. были сделаны важные шаги по пути объединения Европы.

Маастрихтский договор дал старт созданию экономического и политического союза; третий и последний этап, предусматривающий введение единой валюты, - евро - начался 1 января 1999  г. Тем самым в Европе появилось второе по величине единое валютное пространство мира. Кроме того, с момента вступления в силу Маастрихтского договора ЕС проводит совместную внешнюю политику и политику безопасности (СВППБ), а также совместную политику в сфере юстиции и во внутренних делах.

Составной частью Договора о ЕС стали также так называемые "петерсбергские задачи" (проведение миротворческих и гуманитарных акций).

Дальнейшим  шагом на пути углубления европейской интеграции стал новы Амстердамский договор, создающий также предпосылки для будущего расширения ЕС. Германия первой из стран ЕС ратифицировала этот договор.

1 января 2002 г. вошли в обращение новые евробанкноты и евромонеты в качестве законного платежного средства и действуют по сегодняшний день.13

Совет Европы. Учреждение Совета Европы (СЕ) в 1949 г ознаменовало собой начало процесса европейской интеграции и сотрудничества. Поддержка прав человека, плюралистической демократии и правового государства с самого начала были в центре деятельности СЕ, который тем самым выработал ориентиры для демократической Европы.

Германия, вступившая в СЕ в 1950 г, активно сотрудничает с Советом Европы на всех уровнях при осуществлении его программ. Наряду с Францией, Великобританией, Италией и Россией Германия является одним из пяти крупнейших доноров СЕ. Ее доля в бюджет организации составляет 12,8 проц. Наряду с материальным вкладом значение имеет и идейный вклад.

Главные цели СЕ - поддержка прав человека, демократии и правового государства - имеют одинаковую важность.14 Наряду с этим Германия особенно заинтересована в поддержке процесса преобразований в новых государствах. Поэтому постоянны  представитель Германии в СЕ является также председателем "группы докладчиков по вопросам демократической стабильности", которая занимается специфическими проблемами молодых демократических государств. Германия использовала председательство в Комитете министров для того, чтобы внести свои приоритеты в деятельность СЕ, в частности, провести мероприятие, ставшее продолжением Стокгольмской конференции против сексуальной эксплуатации детей.

Вехами  в области защиты прав меньшинств стали Рамочное соглашение о защите национальных меньшинств и Европейская хартия региональных языков и языков национальных меньшинств. В 1998 г. СЕ при финансовой поддержке германского МИДа издал на трех языках сборник всех своих конвенций.

 

 

§2.3. Экономика Германии в условиях глобализации

 

Долгое  время почти не оспаривалось, что  основой для повышения всеобщего  благосостояния в народном хозяйстве  Германии является ее включение в  международное разделение труда. Сегодня, наоборот, склоняются к тому, чтобы  возложить вину за экономические  проблемы, в особенности за наличие  в стране большой безработицы, на ставшую уже притчей во языцех глобализацию, хотя речь в данном случае идет ни о чем другом, как о  форсированном разделении труда  во всемирном масштабе.

Если международное  разделение труда осуществляется сегодня  за счет одновременного действия различных  механизмов, то с перспективы экономики это означает, что у участвующих в глобализации стран появляется гораздо больше возможностей для экономической специализации.

Если  развивающимся и "пороговым" странам  удастся интегрироваться в мировую  экономику, то выгоду от этого должны извлечь как раз индустриально  развитые державы, такие, как Германия. Глобализация облегчает развивающимся странам задачу лучше использовать их сравнительные производственные преимущества, увеличить предложение товаров, которые производятся с довольно большими трудозатратами и применением стандартизированных технологических процессов. Относительная цена таких товаров на мировом рынке должна в этом случае понизиться. Это позволило бы индустриально развитым странам, улучшить так называемое Terms - of - trade; они могли бы добиться реального увеличения своих доходов.

Германский  экспорт процветает. В 1997 году вывоз  товаров увеличился в стоимостном  выражении на 12,5%, а положительное  сальдо торгового баланса, составившее 122 миллиарда немецких марок, практически  вновь достигло наивысших показателей  периода экспортного бума до воссоединения Германии. Эти статистические данные постоянно приводятся в качестве доказательства того, что проблема безработицы в Федеративной Республике Германия не имеет ничего общего с ухудшением ее конкурентоспособности, и те, кто бормочет заклинания о глобальных вызовах, не достигают цели.15

Доводы  критиков экономической привлекательности  Германии также вносят лишь частичную  ясность в этот вопрос. Практически  невозможно оспорить тот факт, что  она является страной с очень  высоким уровнем заработной платы. Оплата труда в обрабатывающей промышленности Германии составляла в 1995 году 32 доллара  в час, в сравнении с примерно 24 долларами в Японии, 17 долларами  в США и 14 долларами в Великобритании. Но одна только очень высокая стоимость рабочей силы не говорит еще о недостатках Германии, как места размещения производства и вложения капиталов. Большие зарплаты были бы даже выражением прочности ее положения, если бы они являлись результатом рыночной оценки производительности труда. Можно усомниться в том, что в Германии существует подобная корреляция.

Столь же трудно провести международное сравнение  налогового бремени для предприятий. Критики экономического положения Германии указывают в особенности на по-прежнему высокие предельные ставки германского налога на корпорации. Но реальное налоговое бремя, индикаторами которого служат якобы номинальные предельные ставки, явно переоценивается, так как существуют разнообразные исключения и великодушные возможности для амортизационных отчислений.

Вызовы, связанные с глобализацией и  технологическим развитием, почти  полностью идентичны для всех ведущих индустриальных держав. Но кажется, однако, что справились они  с ними по-разному. Если использовать в качестве критерия развитие Terms - of - trade с 1980 года, то экономические выгоды от глобализации оказались в Германии скорее скромными. Это особенно заметно  в сравнении с Японией. К примеру, в период с 1991 по 1995 год Terms - of - trade Германии ни на йоту не улучшились, в то время  как в Японии они повысились на 25%, а во всех других промышленно  развитых странах также выросли  на 5%.16

Поэтому неудивительно, что ввиду ограниченной выгоды от глобализации конфликты распределения  приобрели в Германии гораздо  более острый характер, чем, например, в Японии. Высокий уровень безработицы  среди малоквалифицированной рабочей  силы в Германии можно рассматривать  как плату за успешное сопротивление  профсоюзов попыткам дифференцировать оплату труда, поставив ее в зависимость  от уровня квалификации. Посему в качестве ориентира профсоюзам часто демонстрируют пример Соединенных Штатов Америки, которые добились настоящего чуда в области занятости. Доля безработных в составе трудоспособного населения там намного меньше, чем в Германии, в то время как в конце семидесятых годов все было наоборот.

Германия  должна наверстать упущенное в деле образования капитала в народном хозяйстве. Это становится особенно очевидным при сравнении с Японией. При этом речь идет не только об основном капитале, но и о технологических навыках и человеческом капитале.

Речь, прежде всего, идет о том, чтобы улучшить перспективы занятости рабочей  силы, имеющей и поныне низкую квалификацию. Образовавшуюся длительную безработицу  вряд ли удастся сократить, если не придать большую гибкость рынку  труда в Германии. Но, конечно, совершенно недостаточно делать ставку только на повышение гибкости рынка труда. Необходимо добавить к этому увеличение инвестиций в основной и человеческий капитал, направленное на использование сравнительных преимуществ Германии. Лишь в том случае, если все три стороны - государство, профсоюзы и предприятия - создадут условия для проведения ускоренной структурной реформы, Германия сможет полностью использовать все шансы глобализации.

Необходимо, чтобы такие страны, как Германия, сконцентрировали свои усилия на тех производствах, где они обладают сравнительными преимуществами по отношению к новым конкурентам их числа развивающихся стран.

Экономические перспективы Федеративной Республики Германия будут в конечном счете  определяться тем, сможет ли она с  помощью структурной реформы  экономики успешно решить неотложную задачу приспособления.

 

 

 

Глава 3. Система внешнеэкономического регулирования

 

 

«Внешняя  торговля - это фундамент и залог развития нашей экономики и общественной стабильности», - эти слова, сказанные министром экономики Германии Л. Эрхардом в 1953 году, в какой-то мере предопределили роль внешней торговли в экономическом развитии Германии.17 Именно реформы Эрхарда в значительной степени способствовали послевоенному восстановлению страны: Германия, побежденная второй раз в мировой войне, потерявшая более одной десятой своего населения, более половины промышленного потенциала, деморализованная, разделенная на четыре зоны оккупации, до конца 40-х годов находилась в тяжелейшем положении, однако уже к началу 60-х вернулась в десятку наиболее экономически развитых стран мира.

Информация о работе Германия как субъект мировой экономики