Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 15:10, реферат
Проблема взаимосвязи между структурой отраслевого рынка и промышленными инновациями становится чрезвычайно актуальной в контексте современного рынка товаров и услуг. В настоящее время инновационное развитие предприятия во многом определяется процессами и изменениями на том или ином отраслевом рынке.
Введение
1. Экономическая сущность инноваций
2. Научные подходы к исследованию инновационных процессов.
3. Классификация инноваций
4. Специфика функционирования инновационного рынка.
5. Проблемы инновационной политики на отраслевых рынках России и пути их решения
Заключение
Список использованной литературы
4. Специфика функционирования инновационного рынка. Факторы, влияющие на развитие инновационного процесса. «Жизненный цикл» инновации
Инновационный рынок — это совокупность рыночных отношений, возникающих в процессе создания, освоения, передачи и использования технологий, товаров и услуг.
Состояние инновационного рынка определяется совокупностью факторов, которые включают:
1) Мировой порог знаний –
служит границей между
2) Инновационные ресурсы –
3) Инновационные предприниматели
(инновационный потенциал) – специфический
тип предпринимателя с
4) Поле инновационной активности
– очерчивается границами
5) Инновационный климат –
Рисунок 1. Структура инновационного рынка
Объекты инновационного рынка имеют общие признаки потребительской стоимости (новизна, пригодность, рискованность), что позволяет их пользователям получать дополнительную прибыль. Поступающие в сферу обмена инновационные продукты отвечают всем признакам товара, а их коммерческий обмен осуществляется путём заключения сделок. Специфика же инновационного рынка заключается в следующем: - велика интеллектуальная составляющая в продукте (знания, информация, опыт)
- товар на рынке инноваций
может многократно
- цена на инновации определяется не столько затратами на их создание, сколько потребительской стоимостью и спросом на инновации;
- рынок инноваций имеет большую
неопределённость, на него оказывают
воздействие циклические
- одновременно несколько
Инновационный рынок является организационным, т. е. здесь в качестве и поставщиков, и покупателей выступают преимущественно предприятия и различные учреждения. Экономические субъекты в сфере инновационной деятельности могут выступать потребителями одних инноваций (более низкого уровня) и поставщиками инноваций более высоких уровней. При этом качество конечных инновационных продуктов и услуг, определяется качеством инноваций по всей инновационной цепочке. В связи с чем важным является характер отношений, складывающихся в процессе создания и распространения инноваций.
Участниками сферы инновационного рынка являются хозяйствующие субъекты:
- создатели и обладатели научно-
- пользователи инноваций, а так же кредитно-финансовые, патентно- лицензионные, консалтинговые, рекламные, учебно-методические и прочие государственные и частные структуры.
Для эффективного распространения инноваций необходимо присутствие инноватора предложения (продавца) и инноватора спроса (покупателя). Новаторы открывают новые возможности, но дальнейшее их распространение определяется выбором имитаторов, которые руководствуются критериями эффективности при отборе инноваций. В значительной мере принятию и распространению инноваций способствуют инноваторы – люди (организации) с широким концептуальным репертуаром.
Покупателей и поставщиков на рынке инноваций можно разделить на определенные группы, в зависимости от их участия в инновационном процессе. (Таблица 1)
Таблица 1. Типы покупателей и поставщиков инновационного рынка
Огромную важность для распространения новой научно- технической продукции имеют коммуникационные факторы. Высокий уровень информационного обмена, тесные коммуникации способствуют быстрой диффузии инноваций. При отсутствии предварительной информации о новом товаре ее появление на рынке может быть встречено потребителем настороженно и процесс формирования спроса будет слишком длителен, что в свою очередь отразится на затратах и финансовых результатах фирмы- производителя.
Мировой инновационный рынок давно приобрел глобальный характер. Этот рынок в целом высокотехнологичен, здесь основным объектом выступают новые знания, интеллектуальные ресурсы.
На инновационный процесс может воздействовать ряд факторов, которые в свою очередь могут, как и препятствовать, так и способствовать развитию инновационной деятельности предприятия. (Таблица 2)
Таблица 2.
Группа факторов |
Факторы, препятствующие инновационной деятельности |
Факторы, способствующие инновационной деятельности |
Экономические, технологические |
Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, низкий уровень материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства. |
Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры |
Политические, правовые |
Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства. |
Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций |
Социально-психологические, культурные |
Сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу. |
Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудовом коллективе. |
Организационно-управленческие |
Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов. |
Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп. |
Жизненный цикл инновации - процесс создания и использования новшества. В жизненном цикле инновации можно четко выделить следующие стадии: исследования, производства и потребления. Каждая из этих стадий содержит несколько обязательных этапов.
Жизненные циклы инновации различаются по видам инноваций. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными стадиями. Схемы жизненного цикла различны у инновационного продукта и у инновационной технологии.
5. Проблемы инновационной политики на отраслевых рынках России и пути их решения
Важнейшей проблемой действующего экономического механизма управления инновациями в РФ является отсутствие эффективной цепи взаимосвязи и взаимодействия между наукой и производством. Отсутствует организационная целостная система, которая идентифицировала бы макро- и микроэкономические интересы и несла бы за это ответственность. Это проявляется в обоснованности формирования организационных и экономических аспектов механизма управления инновациями, в несоответствии его задачам обеспечения устойчивого экономического развития экономики РФ.
За последние 20 лет управление инновациями претерпело глубокие изменения. Это связано, прежде всего, с ростом роли человеческого фактора и информационным взрывом.
Прежняя система управления исходила из того, что предприятие рассматривалось как закрытая система, а успех его деятельности зависел, главным образом, от влияния переменных внутренней среды. При такой системе управления цели и задачи считаются заданными и стабильными на длительный период времени.
Радикальные экономические
преобразования отечественной
В связи с этим на современном этапе происходит переосмысление парадигмы управления, что вызвано глобальным преобразованием в сфере науки и техники, осуществляемым в различных странах. Общество становится более информационно открытым, при этом происходит принципиальное обновление понимания роли и значения управления инновациями, его социальной обусловленности, масштабности и эффективности.
Преобразования экономики РФ, направленные на развитие инновационной экономики, потребовали пересмотра теоретических концепций управления инновациями. Вследствие этого возникла потребность в разработке новой парадигмы управления инновациями, положения которой должны выражать объективные потребности реформируемой экономики и общества в современных инновациях. Она должна выражать главные ключевые моменты, использование которых при построении новой системы управления инновациями позволит обеспечить устойчивый рост. При этом следует учитывать и то, что смена парадигм предусматривает изменения способов действий и управления. Управление инновациями есть целенаправленное воздействие на все этапы их жизненного цикла в целях сокращения затрат и повышения эффективности нововведений.
Цель управления инновационной деятельностью заключается в определении научно-технической и производственной деятельности организации, что включает в себя: разработку и внедрение новой продукции и технологии; модернизацию и усовершенствование выпускаемой продукции и технологии, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; прекращение производства морально устаревшей продукции.
Управление инновациями основывается на следующих ключевых моментах:
1. Целенаправленный поиск идеи, служащий фундаментом для данной инновации.
2. Организация инновационного
процесса для конкретной