Франклин Делано Рузвельт

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:27, реферат

Краткое описание

Кризисы в мировой экономике повторяются с завидной периодичностью. Нельзя сказать, что это все происходит только в России. Нити мировой экономики слишком сильно связывают страны. Финансовые проблемы в одной стране рано или поздно отразятся и на многих других. Но бороться с кризисом можно и сегодня.

Оглавление

Введение
1. Биография
2. Великая депрессия
3. «Новый курс»
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Реферат история экономики.docx

— 36.21 Кб (Скачать)

     Вступая в должность 4 марта 1933 года, Ф.Рузвельт в своей речи обещал применить  самые энергичные меры по борьбе с  кризисом: «единственно, перед чем  мы должны испытывать страх,- это сам  страх», он призвал страну к национальному  единству и потребовал “предоставить  исполнительной власти такие же широкие  полномочия, какие были бы даны президенту, если бы внешний враг вторгся в  нашу страну” . Правительство Рузвельта  начало свою работу с применения неординарных мер - 9 марта начала работу специальная сессия конгресса, длившаяся более 3 месяцев, принявшая ряд важнейших законов, серьезно повлиявших на экономику США и заложивших основу «Нового курса». Этот период получил название «первые 100 дней». Важнейшей задачей было спасение и стабилизация финансовой системы США. В основу политики нового курса легли меры по усилению государственного регулирования экономики, дефицитного финансирования бюджета, важнейшие институциональные преобразования.

     Банковская  реформа

     5 марта 1933 года своим первым  президентским актом Рузвельт  временно закрыл все без исключения  банки страны, а также предоставил  главе исполнительной власти  широкие полномочия по контролю  международных финансовых сделок. Данный закон обеспечивал банки государственной поддержкой и позволял предотвращать массовое изъятие денежных средств со счетов. Фактически, счета замораживались, что решило две проблемы. Во-первых: сократило денежную массу в обороте, и во-вторых оставило банкам возможность избежать полного обнуления счетов с неизбежным банкротством.

     10 марта Ф. Рузвельт издал указ, ставший первым шагом к установлению  полного государственного контроля  над золотом, находившимся ранее  в обращении, как на внутреннем, так и на международном рынке.  Рузвельт запретил свободное  хождение и вывоз из страны  золота. До этого в Америке  действовал так называемый Золотой  стандарт, когда национальная валюта  была обеспечена золотом и  золотые монеты имели свободное  хождение.  Теперь частное лицо, владевшее золотом на сумму  более $100, обязано было продать  его казне по фиксированной  ставке $22,6 за унцию. Нарушителю  грозили тюремное заключение  сроком до 10 лет или штраф до $10 тыс. Это предотвращало утечку  золота за границу и его  накопление в частных руках  с целью спекуляций.

     После того, как было расширено государственное  вмешательство в банковскую сферу, акты установили порядок возобновления  деятельности банков после вынужденных "каникул". Созванный на чрезвычайную сессию Конгресс США принял Чрезвычайный банковский закон. Согласно этому закону сначала возобновили свою деятельность федеральные банки, а затем и частные, получившие помощь от государства. 13 марта были открыты банки в 12 городах, в которых находились центры 12 округов Федеральной резервной системы. 14 марта "здоровыми" были признаны банки еще в 250 городах, а 15 марта приступили к работе и остальные банковские учреждения, признанные "здоровыми". В результате этих мер произошло укрупнение банковской системы - большинство банков, признанных "здоровыми", были крупными. Более 6 тысяч банков не получили государственной помощи и были закрыты.

     В июне 1933 года Конгресс принял закон  Гласса-Стигалла, по которому была создана  Федеральная корпорация по страхованию  банковских вкладов, в задачи которой  входило прекращение спекулятивных  операций коммерческих банков. Кроме  того, этот закон разделял депозитные и инвестиционные функции банков. Тем самым ставился барьер спекулятивным  операциям. Депозитные вклады до 10 тыс долларов были застрахованы на 100%, от 10-50 тыс на 75%, а свыше 50 тыс на 50%, что тут же подняло общественное доверие к банковской системе.

     Законодательство 1933—1935 гг. реформировало Федеральную  резервную систему. По банковскому  закону 1935 г. совет управляющих, назначаемый  президентом США, получил полномочия по определению суммы резерва, который  должен оставаться в банках — членах ФРС. На практике это означало, что  совет управляющих повышением или  понижением уровня обязательного резерва  мог облегчать или затруднять доступ к кредиту и с помощью  этой манипуляции влиять на деловую  активность. Не менее важно и то, что такой насущный вопрос в деятельности банков был поставлен под государственный  контроль.

     Социальная  реформа

     Важным  мотивом идеологии и практики Нового курса с самого начала был  поворот лицом к «забытому  человеку» создание системы социального обеспечения. После 1935 г. этот мотив вообще вышел на ведущее место. Больше всего правительство беспокоила проблема безработицы. Фактически десятки миллионов простых американцев не имели работы, достаточных средств для сносного существования, крыши над головой. Меры в этой области включали программу регулирования экономики, а также непосредственную помощь безработным в виде денежных субсидий и организации финансируемых государством общественных работ; введение системы страхования по безработице и пенсионного обеспечения.

     12 мая 1933 г. администрация Рузвельта  одобрила закон об ассигновании 500 млн. долл. на оказание помощи  безработным. Руководителем Федеральной  администрации по оказанию чрезвычайной  помощи назначили Г. Гопкинса. Он сыграл важнейшую роль в  реализации социальных программ "Нового курса".

     В общей сложности правительство  израсходовало па помощь безработным  свыше 4 млрд. долл. Однако безработные  отдавали предпочтение не денежным подачкам, а общественным работам.

     Организация общественных работ приняла широкий  размах после того, как в эту  кампанию были вложены огромные средства.

     Учреждение  “Гражданского корпуса сохранения ресурсов”.  Первым объектом оказания такой помощи правительство избрало молодежь, не без оснований полагая, что именно и этом слое населения находились наиболее взрывоопасные силы. Безработная молодежь отправлялась  на освоение лесных районов. Стала создаваться система лагерей на 250 тыс. человек, где молодые люди содержались в течение шести месяцев на полном обеспечении. Молодые люди, приезжавшие на заработки, строили дома, плотины и дороги. Каждый работник получал 30 долл. в месяц, большую часть этой суммы, он был обязан отправлять своей семье. За 1933—1939 гг. через эти лагеря прошли 2 млн. человек в возрасте до 25 лет. Экономический эффект от этих учреждений превзошел все ожидания Рузвельта.

     Одновременно  создавалась специальная администрация, руководившая строительными рабочими. В 1933-1934 г. под влиянием чрезвычайных обстоятельств, пришлось взяться за проведение общественных работ, требующих больших затрат и могущих быть организованными и любом месте. Их цель заключалась в том, чтобы чем-нибудь занять население и ослабить социальную напряженность. Ф. Рузвельт создал администрацию гражданских работ под руководством его Г. Гопкинса. За 4,5 месяца существования организация истратила 933 млн. долл. В середине января 1934 г. на ее объектах трудились 4,3 млн. человек. В 1935 г. в стране создается организации, которая также потребовала огромных затрат.

В 1935 г. в Соединенных  Штатах были введены два вида государственного социального страхования — по старости и безработице. И хотя федеральный  закон о социальном страховании  носил ограниченный характер, принципиально  было то, что он впервые превращал  федеральное государство в гаранта  важных социальных прав трудящихся. Это  был серьезный прорыв в теории и практике классической буржуазной социальной политики. Фонды создавались за счет налога как на предпринимателей, так и на рабочих и служащих в размере 1% зарплаты, начиная с 1937 г. К окончанию реформ этот налог был равен 3%. В 1937—1950 гг. этим налогом облагалась часть заработной платы каждого рабочего (первые 3 тыс. долл. в год) и соответственно такая же доля общего фонда заработной платы, взимавшаяся с нанимателя рабочей силы. Из этих средств и создавался автономный пенсионный фонд. Получателями этих пособий становились лишь те граждане, которые достигали 65-летнего возраста, но не ранее 1 января 1942 г.

     Страхование по безработице строилось на федерально-штатной  основе. Закон предусматривал общее  налогообложение, которое распространялось на предпринимателей, нанимавших восемь и более рабочих. Налог устанавливался на уровне 1% в 1936 г. с увеличением  до 3% с января 1938 г. Его платили  только предприниматели — с первых 3 тыс. долл. ежегодной заработной платы  каждого рабочего. Эти средства поступали  в специальный фонд, хранящийся в  министерстве финансов. На том федеральная  часть механизма страхования  по безработице и заканчивалась. Круг получателей, суммы и сроки  выплат определялись правительством штатов. К 30 июня 1937 г. все штаты приняли  соответствующие статуты, и на следующий  год законы о страховании безработных  повсеместно вступили в силу. Размер пособия был примерно равен 11 долл., что составляло 36,6% заработной платы , которая соответственно равнялась приблизительно 30,5 долл. в мес. Управление социального обеспечения выдало первые чеки 13 тыс. пенсионеров. Средний размер пенсии составлял 22,1 долл. в месяц.

     В 1935 году было принято законодательство о труде.   

     По  закону Вагнера (Национальный акт о  трудовых отношениях), принятому в  июле 1935 года, запрещалось преследование  рабочих за создание профессиональных союзов и за участие в забастовках. Закон обязывал работодателей признать профсоюзные организации и заключать  с ними коллективные договоры. Предпринимателям запрещалось создавать «компанейские» профсоюзы.

       В июне 1938 года через конгресс был проведен еще один закон – о минимуме заработной платы и максимальной продолжительности рабочей недели. Закон устанавливал оплату сверхурочных работ в полуторном размере и запрещал детский труд.

       В годы «нового курса» сформировалась  функция социальной деятельности  государства. Проведенные реформы  улучшили условия труда и жизни  рабочих.

     Эта концепция нового общественного  договора получила законченный вид  уже в 40-е годы, когда президентом  был разработан проект второго —  социально-экономического — Билля  о правах. Если первый Билль о  правах гарантировал американцам политические свободы слова, печати, собраний, то второй должен был гарантировать  им право на труд, оплачиваемый отдых, жилище, доход, обеспечивающий прожиточный  минимум, медицинское обслуживание.

     Восстановление  промышленности

     В июне 1933 года издан закон о восстановлении промышленности. В соответствии с данным законом была создана так называемая Национальная администрация восстановления промышленности (НИРА), которая стала осуществлять принудительное картелирование на основе «кодексов честной конкуренции».

     Разного рода мерами правительству удалось  склонить к составлению кодексов подавляющее большинство предпринимателей, что дало свои результаты. Целями регулирования промышленности объявлялись: обеспечение «всеобщего благоденствия» путем кооперации между отдельными группами предпринимателей, путем достижения сотрудничества между рабочими и работодателями при содействии правительства, устранения «разрушительной конкуренции», ведущей к снижению прибылей, подрыву деловой устойчивости, сокращению инвестиций и занятости.

     В соответствии с законом в американской промышленности, разделенной на 17 групп, в каждой отрасли вырабатывались общие для отрасли размеры производства, устанавливались монопольные цены, определялись условия торгового кредита, объем продукции, распределялись рынки сбыта.

     Основное  условие «кодексов честной конкуренции» состояло в запрещении продавать  товары ниже установленных ими цен. Это способствовало поддержанию  монопольных цен на высоком уровне и увеличению прибылей монополистов.

     Закон предусматривал установление минимума заработной платы, максимум продолжительности  рабочего дня, заключение коллективных договоров, право на создание профсоюзов, оказание помощи многомиллионной армии  безработных. Закон действовал два года и позволил остановить разорение производственников и поднять индекс производства на 10%.

     Реформа в сельском хозяйстве

     В аграрной политике была введена концепция “нормальной житницы”, был принят закон о помощи фермерам и учреждена Администрация по регулированию сельского хозяйства (ААА). Этот орган «регулировал» цены на сельскохозяйственные продукты, устанавливал объем производства. Предполагался выкуп продукции государством ,финансово поощрялся экспорт и сокращение фермерами посевных площадей. В 1933 году была учреждена также Администрация сельскохозяйственного кредита, которая предоставила кредит главным образом крупным фермерам на сумму в 2 млрд. долларов. Мероприятия правительства Рузвельта в области сельского хозяйства способствовали его концентрации и разорению мелких фермеров. Эти и другие меры в сельском хозяйстве были направлены на вывод страны из экономического кризиса и позволило поддержать фермерские хозяйства в период кризисного снижения спроса на сельхоз культуры и затормозить процесс разорения фермеров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В целом Рузвельту удалось не только существенным образом обновить либерализм на основе его социал-демократизации, но и добиться реальных успехов в  практическом воплощении новых идей. Преодолевая сомнения, используя  смелые эксперименты, Рузвельт не побоялся спасать и улучшать американский капитализм при помощи тех мер, которые  традиционно ассоциировались с  социализмом. Вместе с тем благодаря  поразительной политической интуиции он воспринял из социализма ровно  столько, сколько понадобилось для  реанимации, но не сокрушения американской системы.

     Политика  «нового курса» помогла выйти  из кризиса с минимальными издержками и упрочить свое положение. Государственно-монополистический  капитализм в США получил дальнейшее развитие, а в политике правительства  закрепилась функция экономического регулирования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Франклин Делано Рузвельт