Формы и методы конкуренции в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:38, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена основным аспектам изучения конкуренции – ее понятиям, условиям, формам, а также специфике конкурентной борьбы.
К основным задачам курсовой работы относятся:
1. Раскрыть содержание понятия конкуренции, а также ее функций.
2. Отразить многообразие форм и видов конкуренции
3. Изложить основные методы конкурентной борьбы;
4. Продемонстрировать каким образом работают антимонопольные органы и как может пересекаться антимонопольное законодательство с нормами Гражданского кодекса РФ по злоупотреблению правом;

Оглавление

Введение ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 2
1 Понятие и сущность конкуренции ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 3
2 Конкурентные структуры, характеризующие виды рынков ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ ―
2.1 Особенности рынка совершенной конкуренции ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 4
2.2 Несовершенная конкуренция ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 5
2.3 Чистая (абсолютная) монополия ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 6
2.4 Монополистическая конкуренция ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 7
2.5 Олигополия ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ ―
2.5.1 Разновидности олигополии ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 8
3 Виды и методы конкуренции ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 10
4 Правила конкурентной борьбы ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 12
Заключение ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 14
Список использованной литературы ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 15

Файлы: 1 файл

Формы и методы конкуренции в экономике.docx

— 73.45 Кб (Скачать)

Из двух основных видов конкуренции - ценовой и неценовой - наши предприятия  на крайне невыгодных для себя условиях оказались вовлечены в наиболее жесткую из них, а именно в ценовую  конкуренцию. Фирмы, проводящие ценовую  конкуренцию, стараются привлечь потребителя  с помощью установления более  низких, чем у соперника, цен. Соответственно сокращаются размеры прибыли, а  если цена падает ниже издержек, то появляются и убытки. При этом отечественным  предприятиям (особенно при попытках выхода на внешние рынки) часто приходится компенсировать за счет заниженных цен  еще и отставание по качеству продукции.

Напротив, при неценовой конкуренции  фирмы стремятся привлечь покупателя не понижением цен, а повышением потребительской  ценности товара. Этого можно достичь  очень многими способами: улучшением качества товара, лучшим приспособлением  его к нуждам конкретной группы потребителей, созданием принципиально нового вида продукции, улучшением сервиса, активизацией рекламы и др. При этом базой для неценовой конкуренции является дифференциация товара.

Вплоть до послевоенного периода  из двух видов конкуренции во всем мире заметно преобладал ценовой. В  настоящее время, однако, ситуация изменилась, и на первые роли вышла неценовая  конкуренция. Это связано с рядом  преимуществ, которые этот вид конкуренции  обеспечивает проводящим ее фирмам.

Во-первых, ценовые схватки оказались  невыгодными для всех участников борьбы, причем особенно губительны они  для мелких и средних фирм. (А  именно таковыми в сравнении с  западными гигантами в своем  большинстве являются российские предприятия.) Дело в том, что, чем крупнее фирма, тем более значительными финансовыми  ресурсами она обладает и тем  дольше может продавать товары по заниженным ценам. Ценовая война  в этих условиях бьет по самым уязвимым местам ослабленной кризисом отечественной  промышленности.

Во-вторых, в условиях современной  высокоразвитой экономики усложнились  запросы потребителей. Рынок начал  благожелательно принимать многочисленные и разнообразные вариации товаров, стало возможным привлекать потребителей повышенным качеством, особыми свойствами товара или услуги и т.п. Особые свойства товара часто важнее ценовой привлекательности. То есть удачная дифференциация товара часто является способом ухода от всякой конкуренции вообще, ухода  в совершенно свободную рыночную нишу.

В-третьих, затраты на неценовую  конкуренцию при правильном подходе  обходятся фирме дешевле, чем  расходы на конкуренцию ценовую. Действительно, снижение цен ниже оптимального уровня всегда ведет к уменьшению прибыли, причем к уменьшению тем  более сильному, чем больше сокращение цен. Взаимосвязь же между мерами неценовой конкуренции и прибылью куда сложнее. Хороший рекламный  ролик может стоить столько же, сколько и плохой. Преимущество первого  над вторым вполне может быть достигнуто не за счет дорогостоящих технических  приемов съемки, а за счет интересной идеи фильма, большей его доходчивости и т.д. То же самое касается улучшений  товара: небольшое и потому недорогое  изменение конструкции, если оно  хорошо задумано, может сделать товар  гораздо более удобным для  потребителя. В итоге рост конкурентоспособности  будет достигнут без больших издержек.

Из сказанного, разумеется, не следует, что неценовая конкуренция осуществима  вообще без затрат — хорошая реклама  или высокое качество продукта тоже стоят немалых денег. Но поле деятельности у фирмы, бесспорно, шире, чем при  конкуренции ценовой. Всегда есть надежда  победить конкурента с помощью лучших идей. Скажем, используя преимущества российской инженерной школы и огромного  научного потенциала страны.

Наконец, в-четвертых, ценовая конкуренция  в наше время в большинстве  стран, включая и Россию, ограничена законом. Снижение цен не должно доходить до уровня демпинга, т.е. цена не может  опускаться ниже себестоимости.

По масштабам развития конкуренция  может быть:

  • индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
  • местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);
  • отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
  • межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
  • национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
  • глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

По характеру развития конкуренция  подразделяется на:

1) свободную

2) регулируемую.

Теперь подробнее рассмотрим характер развития рыночного противоборства.

Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество  независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в  каких количествах. Во-вторых, никем  и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность  каждому гражданину стать свободным  предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность  купить товары и услуги на любом  рынке. В-третьих, предприятия никак  не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического  капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в  Англии и лишь в XIX в. Свободное соперничество  в современных условиях — редкое явление. Так, в высокоразвитых странах  такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг.

 

4. Правила конкурентной борьбы

 

При первоначальном знакомстве с конкуренцией можно предположить, что свободное  соперничество вносит в рыночные отношения полную неорганизованность, беспорядок. В значительной мере это  соответствует стихийному развитию рынка. Между тем во всех существующих видах конкуренции в большей  или в меньшей мере соблюдаются  писаные и неписаные правила  рыночного соперничества. Рассмотрим их на примере индивидуальной конкуренции.

Как известно, особенностью свободной  конкуренции является то, что продавцы и покупатели являются мелкими собственниками. Никто из них, естественно, не может  в одиночку захватить рыночное пространство и установить для всех свою цену. Это решающее обстоятельство предопределяет правила конкурентной «игры», ведущие  соперников к победе или поражению.

Первое правило. Товаровладельцы должны учитывать уровень равновесной цены (отражающей равенство спроса и предложения) как норматив (лат. notmatio — упорядочение) рационального, разумно обоснованного хозяйствования. Если, допустим, продавец установил очень высокую цену на свою продукцию, превышающую равновесный уровень, то он неизбежно столкнется с затовариванием продуктов, не нашедших сбыта. Тогда через какое-то время придется снижать цену или даже распродавать товары по ценам, приемлемым для покупателей. А это сопряжено с непредвиденными убытками.

Второе правило. Чтобы, как говорится, «обхитрить» равновесную цену, товаропроизводитель старается затратить на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивидуальной цене. Однако он продает эти изделия по общей для всех равновесной цене. В итоге образуется дополнительный доход в виде разницы между равновесной и индивидуальной ценой.

Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и  технологии, находят более эффективные  формы организации труда и  производства, способы экономного использования  ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской  премии Ф. Хайек (Великобритания) сделал важное обобщение: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают  своих целей. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации. Конкуренция показывает, как можно  эффективнее производить вещи.

Третье правило. При обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг — продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, «бросовым») ценам. О подобном соперничестве рассказал А. Куприн в романе «Яма». Возникли два новых пароходства, и они вместе со старыми неистово конкурировали друг с другом. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти копеек для пассажиров третьего класса до пяти, трех и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил еще полбулки белого хлеба.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет  свои плюсы и минусы. К положительным  чертам можно отнести: активизацию  инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом  оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны  государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных  ресурсов, экологические нарушения  и др.

     Чрезмерная монополизация,  появление конкурентной борьбы  между монополиями, без соответствующего  контроля со стороны государства  может привести к созданию так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.

    Говоря о негативных  методах  ведения конкурентной  борьбы необходимо отметить, что  все-таки пока есть конкуренция,  будет существовать и промышленный  шпионаж, т.е.  эти два явления  связаны между собой, нельзя, конечно,  отрицать эффективность промышленного  шпионажа, например он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к.  если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

    В целом же, конкуренция  несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция  - значительно меньшее зло, чем  монополия, злоупотребляющая своим  положением в экономике.

     Конкуренция - определяющее  условие поддержания динамизма  в экономике, и в условиях  конкуренции создается большее  национальное богатство при меньшей  стоимости каждого вида продукции  по сравнению с монополией  и плановой экономикой.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гальперин В.В 50 лекций по микроэкономике [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://50.economicus.ru/index.php?file=vvedenie&name=987456
  2. Камаев В.Д. Экономическая теория [текст]: учебник/В.Д. Камаев - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 640с.
  3. Портер. Э.М. Международная конкуренция [текст]: учебник/Э.М. Портер М.- М.: Вильямс, 2005. — 608 с.
  4. Рузавин. Г.И.  Основы рыночной экономики [текст]: учебник/. Г.И. Рузавин - М.: ЮНИТИ. 1996.- 423 с
  5. Тарасевич Л. Микроэкономика [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economicus.ru/site/grebenikov/E_Micro/index.html
  6. Чернобривая Н.В. Микроэкономика [текст]: опорный конспект для обучающихся по специальностям: 06.02, 06.03, 06.04, 06.04.00, 52.15.00 / Н.В. Чернобривая; Балт. ин-т экономики и финансов. - Калининград : Изд-во БИЭФ, 1997. - 43 с.

 

 

 


Информация о работе Формы и методы конкуренции в экономике