Формы и методы конкуренции в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:38, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена основным аспектам изучения конкуренции – ее понятиям, условиям, формам, а также специфике конкурентной борьбы.
К основным задачам курсовой работы относятся:
1. Раскрыть содержание понятия конкуренции, а также ее функций.
2. Отразить многообразие форм и видов конкуренции
3. Изложить основные методы конкурентной борьбы;
4. Продемонстрировать каким образом работают антимонопольные органы и как может пересекаться антимонопольное законодательство с нормами Гражданского кодекса РФ по злоупотреблению правом;

Оглавление

Введение ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 2
1 Понятие и сущность конкуренции ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 3
2 Конкурентные структуры, характеризующие виды рынков ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ ―
2.1 Особенности рынка совершенной конкуренции ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 4
2.2 Несовершенная конкуренция ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 5
2.3 Чистая (абсолютная) монополия ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 6
2.4 Монополистическая конкуренция ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 7
2.5 Олигополия ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ ―
2.5.1 Разновидности олигополии ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 8
3 Виды и методы конкуренции ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 10
4 Правила конкурентной борьбы ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 12
Заключение ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 14
Список использованной литературы ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 15

Файлы: 1 файл

Формы и методы конкуренции в экономике.docx

— 73.45 Кб (Скачать)

Существуют следующие  формы монополий: картели, синдикаты, тресты, концерны.

Монополия в отрасли  сохраняется, так как существуют барьеры для вступления в монополистическую  отрасль.

1) естественная монополия – это отрасль, где технологические и естественные условия исключают возможность конкуренции (электроэнергия, нефть, газ, метро, РЖД).

2) эффект масштаба: монопольные отрасли, как правило, представлены очень крупными предприятиями для того, чтобы создать другие предприятия в этой отрасли, способные конкурировать с монополистом, они должны быть не меньшего размера и эффективности. Это требует огромных первоначальных затрат, как правило, это невозможно, поэтому монополия отрасли сохраняется.

3) собственность монополиста на патенты и научные исследования.

4) владение и контроль над сырьем-монополистом.

5) нечестная конкуренция (методы: лишение конкурентов источников сырья, кредитов, снижение цен с целью разорения конкурента, прямое насилие).

В условиях чистой монополии  отличают естественные и искусственные  монополии.

Конкуренция постоянно  порождает монополию. Рассмотрим плюсы  и минусы монополизированных отраслей.

Плюсы монополии:

- эффект масштаба,

- больше возможностей для внедрения  научно-технического прогресса.

Минусы монополии:

- отсутствие конкуренции,

- монополист всегда производит  меньше и по более высокой  цене,

- нет стимула для внедрения  научно-технического прогресса,

- искусственный дефицит товара,

- отсутствие полной занятости и полного объема производства (не будут использованы полностью материальные, трудовые ресурсы).

Так как отрицательных  сторон больше, государство в этих отраслях проводит антимонопольную  политику. Есть отрасли с естественными  монополиями, подлежащие общественному  регулированию – государство  в таких отраслях контролирует цены и тарифы на услуги, чтобы не допустить  злоупотребления монопольной властью, которое оно предоставило. В условиях искусственных монополий государство  проводит жесткую антимонопольную  политику.

 

2.4 Монополистическая конкуренция.

 

Экономисты говорят о  возникновении монополистической  конкуренции в том случае, когда  для удовлетворения одной и той  же потребности продавцы начинают предлагать покупателям товары-аналоги различные  товары, отличающиеся между собой  некоторыми особенностями, но удовлетворяющие  одну и ту же потребность покупателей. Например, телевизоры удовлетворяют  одну и ту же потребность покупателей  желание смотреть телепередачи. Но каждая фирма, изготавливающая телевизоры, предлагает покупателю товары, несколько  отличающиеся друг от друга: количеством  принимаемых каналов, дизайном корпуса, качеством звука и т.д. При этом определенная марка телевизоров  предлагается на рынок только одной  фирмой, обладающей патентами на реализованные  в этой марке технические решения. Если таких фирм много, то мы имеем  дело монополистической конкуренцией. Это тип рыночной ситуации, в которой  монополистическая власть каждой фирмы  распространяется лишь на изготовление особой разновидности товара, но не на контроль над рынком всех товаров  однотипного назначения. Фирмы, при  такой конкуренции, выступают в  отрасль сравнительно легко, при  этом значительный упор делается на рекламу, торговые знаки, марки и т.д. Такой  тип конкуренции родился после  создания системы защиты авторских  прав и прав на товарный знак с помощью  патентов. Именно в силу такой правовой защиты прав изготовителя на исключительное владение фирменными названиями и секретами  производства другие фирмы не могут  выпускать свою продукцию под  тем же именем и с точно такими же свойствами, как продукция защищенная патентом. Поэтому каждой фирме приходится выходить в мир конкуренции под  собственным именем и со своими разработками.

 

2.5 Олигополия.

 

Если каким-то фирмам удалось  придумать наиболее привлекающее покупателей  разновидности товаров или привлечь за счет низких цен наибольшее число  покупателей, они смогут в итоге  вытеснить с рынка остальных, менее удачливых продавцов. И  тогда эти несколько крупнейших фирм станут хозяевами рынка, ведя конкурентную борьбу лишь между собой. Такая ситуация была характерна, например, для российского  рынка легковых автомобилей. Плановые органы СССР сформировали эту отрасль  таким образом, что в ней были лишь три основных производителя: "ВАЗ" (изготовитель "Жигули"), "АЗЛК" (изготовитель "Москвичей") и "ГАЗ" (изготовитель "Волги"). Это машины различных классов, и каждый класс  машин производится лишь одним заводом. Ситуация олигополии на отечественном  рынке легковых автомобилей была разрушена лишь массовым появлением на внутреннем рынке автомобилей  иностранного производства. Нетрудно догадаться, что на рынке олигополистической конкуренции возможности покупателей выторговать себе наилучшие условия покупки еще меньше, чем на рынке монополистической конкуренции. Ведь практически весь товар определенного типа производится и предлагается к продаже всего несколькими фирмами, и купить его больше не у кого.

Барьеры для вступления в отрасль, являющуюся олигополией:

  1. Эффект масштаба
  2. Владение патентами и контроль над стратегическим сырьем
  3. Огромные затраты на рекламу
  4. Преимущества слияния.

 

2.5.1 Разновидности олигополии.

 

Олигополистическая структура  может быть самой различной, каждая ее разновидность накладывает отпечаток  на выработку ценовой политики фирмы. Играет роль количество и величина фирм в отрасли, характер продукции, степень обновления технологии и  т.п. Рассмотрим некоторые из вариантов  рыночного поведения фирм-олигополистов.

Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия.

Картель (или сговор) фирм, не ликвидирующий их производственной и сбытовой самостоятельности, но предусматривающий соглашение между ними по ряду вопросов. Прежде всего картельные соглашения включают в себя единые, монопольно высокие цены, по которым участники картеля обязываются продавать свои товары на рынке.

Картельное соглашение предусматривает также разделение рынка сбыта. Это означает, что  каждый участник картеля обязуется  продавать свои товары, например, только на определенных территориях.

Кроме того, чтобы иметь  возможность удерживать высокие  цены, часто ограничивается предложение  товаров на рынке, а это требует  ограничения размеров производства. Поэтому картельные соглашения нередко  предусматривают определение доли в производстве различных товаров  для каждого члена картеля. Сговор может быть как тайным, так и  легальным. Во многих европейских странах  картели разрешены, в России и  США они запрещены законом. Существует много международных картелей, наиболее известным из которых является ОПЕК (Организация стран-экспортеров  нефти).

Предположим, что фирмы  — участницы картеля — решили установить единую цену на свою продукцию. Для этого необходимо построить  кривую предельных издержек для картеля  в целом. Тогда можно определить оптимальный объем производства в картеле, позволяющий максимизировать  совокупную прибыль. Другими словами, картель выступает как монополист. Но наиболее сложной проблемой является распределение объема продаж между  участниками картельного соглашения. Стремясь максимизировать прибыль, картель должен установить квоты  таким образом, чтобы суммарные  издержки оказались минимальными. Но на практике провести такое установление квот довольно трудно. Задача решается путем ведения сложных переговоров, в ходе которых каждая фирма стремится  «выторговать» для себя наилучшие  условия, перехитрить партнеров. Часто  фирмам с более высокими издержками удается получить большие квоты, что не позволяет решить задачу максимизации прибыли. Фактически рынки обычно делятся по географическому принципу либо в соответствии со сложившимся объемом продаж.

Создание картелей наталкивается  на серьезные препятствия. Это не только антимонопольное законодательство. Соглашения часто бывает трудно достичь  вследствие большого числа фирм, существенного  различия в номенклатуре продукции, уровне издержек. Обычно у участника  картеля возникает искушение  нарушить соглашение и получить большую  прибыль. В силу юридического запрета  официально картели в современной  России не существуют. Однако практика разовых ценовых сговоров распространена весьма широко. Достаточно вспомнить, как периодически на потребительском  рынке возникает дефицит то сливочного или подсолнечного масла, то бензина. И как потом эти товары вновь  появляются с сильно повышенными  ценами одновременно у всех продавцов.

Нередко также функции, близкие к картельным, пытаются осуществлять на более постоянной основе разнообразные ассоциации.

Однако еще большие  опасения вызывает в этом смысле будущее. Высокая концентрация производства, неумение завоевывать клиентов рыночными  методами, сложившиеся в еще дореформенную  эпоху тесные контакты всех предприятий  основных отраслей и ряд других факторов благоприятствуют массовому возникновению  картелей. Если развитие событий действительно  пойдет по этому сценарию, экономике  может быть нанесен крупный ущерб. Его предотвращение поэтому является важной задачей государственной экономической политики.

Картелеподобная структура  рынка, при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение в отрасли равновесия или близкого к нему состояния.

Фирмы не вступают друг с  другом в соглашения, но подчиняют  свое поведение определенным неписаным  правилам. Такая политика, с одной  стороны, позволяет избежать юридической  ответственности, вытекающей из антикартельного  законодательства. А с другой —  уменьшить риск непредсказуемой  реакции конкурентов, т.е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. Данная структура рынка облегчает достижение олигополистического равновесия.

Наиболее часто употребляемым  приемом является лидерство в  ценах. Оно состоит в том, что  все крупные изменения цен  сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они  повторяются в близких размерах остальными компаниями. Формы конкуренции и соответствующие им типы рыночных структур показаны в таблице 1.

Таблица 1.

Формы конкуренции и  типы рыночных ситуаций

основные 

черты

Совершенная

конкуренция

Чистая

монополия

Олигополия

Монополистическая конкуренция

количество фирм на рынке

множество независимых

одна крупная

несколько крупных

достаточно много

тип

продукта

стандартизированный

уникальный

стандартизированный

дифференцированный

контроль над ценой

отсутствует

полный контроль

влияние ценового лидера

влияние ограничено

вход в отрасль

относительно

легкий

очень трудный

трудный

вход и выход возможны


3. Виды и методы конкуренции.

Существует шесть видов конкуренции:

  1. функциональная конкуренция - базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
  2. видовая конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
  3. предметная конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
  4. ценовая конкуренция - снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
  5. скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов:
  • продажа личного товара по цене конкурента;
  • снижение цены потребления товара.
  1. Незаконные методы:
  • антиреклама товаров конкурентов;
  • производство товаров-имитаторов (подделка).

Механизм и способы конкуренции  на рынке предполагают два основных пути, по которым может идти коммерческая деятельность. Во-первых, можно просто подражать своему конкуренту, производя  аналогичный товар и продавая его по более низким ценам. Во-вторых, можно попытаться добиться определенных преимуществ перед конкурентами, используя качественные характеристики своего товара.

Ценовая конкуренция базируется на использовании цены в качестве основного  инструмента рыночной политики в  процессе конкуренции. Следует иметь  в виду, что рыночная практика многих стран убедительно доказала неэффективность  такого подхода к конкуренции. Эффект в этом случае, если и имеет место, то существует в течение весьма непродолжительного периода времени. Неценовая конкуренция  предполагает сосредоточение основного  внимания на уникальных свойствах продукции  или товара, причем во внимание принимаются  не только потребительские свойства и качество самого продукта, но и  комплекс услуг, предлагаемых продавцом  покупателю в связи с реализацией  товара. Основное искусство неценовой  конкуренции состоит в том, чтобы  в рамках данного рынка найти  “неразработанный” участок или  так называемую рыночную нишу.

Ни в одной другой рыночной структуре  неценовая конкуренция не играет такую важную роль, как в монополистической конкуренции.

Информация о работе Формы и методы конкуренции в экономике