Формирование доходов населения и политика их регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе проводится исследование системы экономических отношений, складывающейся в процессе формирования, регулирования доходов населения и роста благосостояния общества, которое включает в себя следующие этапы: а) раскрытие сущности понятия доходов и основных причин дифференциации доходов;
б) анализ распределение доходов населения Республики Беларусь;
в) характеристику проводимой политики государства по регулированию доходов населения в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

1 Глава.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

В современных условиях ГРД является составной частью воспроизводства. Оно решает задачи, например, стимулирования экономического роста, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевых и региональных структурах, поддержки экспорта, регулирования занятости, налогообложения, цен и т.д. Конкретные направления, формы, масштабы ГРД определяются характером и остротой социально-экономических проблем в отдельных странах и в конкретные периоды.

Для выяснения механизма  ГРД следует рассмотреть его  субъекты, объекты, цели, инструменты (или  средства).

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному положению, доходам, профессиям, отраслевым к региональным интересам.           

Выразители хозяйственных интересов в странах с рыночной экономикой объединены в разного рода союзы: профессиональные союзы, союзы предпринимателей, фермеров и т.п.

Исполнители хозяйственных  интересов — органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу. В государствах с федеральным устройством (США, Россия, Канада, Германия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, защищающие соответственно общегосударственные и местные интересы. [1, с. 84-85]

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат.

Одновременно решаются и другие задачи: повышение доходов  у малоимущих, регулирование занятости, снижение социальной напряженности.

В любом обществе политика доходов строится на определенных принципах, закрепленных в конституции и  других, приравненных к ней законодательных  актах. Такими принципами являются:

  • социальная справедливость;
  • социальное партнерство и солидарность всех слоев населения;
  • индивидуальная ответственность за свое материальное положение (самозащита населения);
  • право на труд и достойное его вознаграждение;
  • право на профессиональные объединения;
  • экономическая целесообразность и др.      

На практике эти принципы реализуются с использованием определенных методов, средств, осуществляется выбор наиважнейших целей при ограниченных средствах, но реализуются они лишь частично.

Высшей формой государственного экономического регулирования является государственное экономическое программирование, задача которого - комплексное использований в глобальных целях всех элементов экономической политики государства. Объектами таких программ являются отрасли, регионы; социальная сфера, различные направления НТП, научных исследований и т.д. Все эти программы (прямо или косвенно) связаны или влияют на доходы населения. [1, с.89]

В развитых капиталистических  странах (РКС) регулирование доходов  проявляется, прежде всего, в механизме  регулирования заработной платы, представляющем собой сочетание и взаимодействие трех звеньев:

1) государственное вмешательство  (роль скорее социальная, чем экономическая;  характер скорее косвенный, чем  прямой);

2) коллективно-договорное (общенациональное, отраслевое, фирменное) регулирование;

3) рынок труда, подчиненный действию закона стоимости.

Опыт РКС свидетельствует, что государственные органы управления участвуют в регулировании заработной платы по таким направлениям:

  • установление гарантированного минимума заработной платы (США, Франция, Испания и др.), но он может устанавливаться и на основе общенациональных соглашений;
  • налоговая система (в отношении доходов и заработной платы);
  • предельные размеры роста заработной платы в период усиления инфляции (или компенсация падения доходов в период роста цен);
  • прямое регулирование заработной платы в государственном секторе экономики (однако имеет ограниченный характер, так как большая часть госпредприятий функционирует на принципах полной хозяйственной самостоятельности и окупаемости);
  • институциональные основы коллективно-договорного регулирования. [1, с. 90]

Можно сделать вывод, что государственное регулирование  доходов населения - это сложный социально-экономический процесс, предполагающий взаимодействие различных уровней: государство — отрасли и регионы – предприятия.

 




Информация о работе Формирование доходов населения и политика их регулирования