Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:30, курсовая работа
В курсовой работе проводится исследование системы экономических отношений, складывающейся в процессе формирования, регулирования доходов населения и роста благосостояния общества, которое включает в себя следующие этапы: а) раскрытие сущности понятия доходов и основных причин дифференциации доходов;
б) анализ распределение доходов населения Республики Беларусь;
в) характеристику проводимой политики государства по регулированию доходов населения в Республике Беларусь.
1 Доходы населения, формы и факторы, их определяющие
1.1 Доходы: понятие, источники, виды
Одним из важнейших направлений социальной политики государства является политика в области доходов населения. Можно дать следующее определение понятию «доходы».
Доходы — это средства в натуральной и денежной формах, получаемые субъектами (отдельными лицами, семьей, фирмами, государством) в результате их экономической деятельности. Применительно к домохозяйствам говорят о доходах населения, которые подразделяются на денежные и натуральные.
Натуральные доходы населения — это все поступления продуктов земледелия, скотоводства, птицеводства, различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме, а также самозаготовки даров природы, не имеющие товарной формы.
Денежные доходы населения — это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг в целях личного потребления.
Для оценки уровня доходов применяют показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
Номинальный доход — это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен.
Располагаемый доход — это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение.
Реальный доход — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на располагаемый доход. Величина реального дохода зависит от номинального его уровня, величины налогов на доходы и уровня цен на потребительские товары. Реальные доходы населения определяются только в динамике за два года и более с использованием индекса потребительских цен, который рассчитывается за каждый месяц и год в целом:
,
где НД - номинальные доходы (р.);
НП - налоги и обязательные платежи (р.);
I - индекс цен.
Иногда реальные доходы
населения определяют через показатель
покупательной способности
В странах с развитой рыночной экономикой доходы по циклам жизнедеятельности человека бывают:
• получаемые до участия в труде (гражданами трудоспособного возраста);
• от участия в трудовой, предпринимательской, общественной деятельности;
• временно не работающими (безработными, беженцами, и т.д.);
• после завершения трудовой деятельности (пенсионерами).
С юридической точки зрения доходы делятся на законные (легальные) и незаконные (нелегальные), получаемые в рамках теневой экономики. Это доходы от незарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения, криминального происхождения и т.п. Масштабы теневой экономики различаются: в развитых странах они составляют 10—15 % ВВП, в развивающихся до 60-70%.[3, с. 51]
В странах с развитой рыночной экономикой источником информации о доходах населения являются выборочные обследования домохозяйств, данные деклараций физических лиц о своих доходах, подаваемые в налоговые органы, показатели оплаты труда и расходов на конечное потребление домохозяйств в СНС. В Республике Беларусь изучение доходов опирается на Баланс расходов и доходов населения и выборочные обследования домохозяйств.
Структура денежных доходов населения Беларуси, согласно Балансу расходов и доходов населения, включает:
• оплату труда всех работающих;
• социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и др.);
• доходы от собственности (проценты по вкладам, ценным бумагам, дивиденды);
• доходы от предпринимательской деятельности и др.
В статью «оплата труда» помимо вознаграждения за труд включены единовременные выплаты и пособия, командировочные расходы, членские взносы и др. Вместе с тем исключаются все отчисления в Фонд социальной защиты населения, вознаграждения за изобретения и т.д. Снижение объемов производства, появление новых источников доходов при переходе к рыночным отношениям ведут к снижению доли оплаты труда в общих доходах населения.
Под социальными трансфертами понимаются выплаты, не связанные непосредственно с результатами труда, - пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения, выигрыши по лотереям. К доходам от собственности помимо процентов по вкладам, облигациям и дивидендам относят доходы от сдачи в наем недвижимости, автомобилей, компьютеров, мебели и др.
В статью «доходы от предпринимательской
деятельности» включен
Исчисление доходов
населения по методике Баланса расходов
и доходов имеет ряд
1.2 Причины дифференциации доходов населения
Одним из источников социальной напряженности в любой стране является разница в уровнях благосостояния граждан. Распределение доходов населения зависит от множества факторов:
Нельзя оставить без внимания факторы, под воздействием которых изменяются доходы населения:
• социально-политические, определяющие силу действия и направленность других факторов формирования доходов;
• социально-демографические (пол, возраст, физическая выносливость);
• социально-профессиональные, оказывающие существенное влияние на размеры доводов и их дифференциацию;
• социально-статусные,
характеризующие место
• социально-экономические — род и вид деятельности, вид производства и занятости, условия труда и др.;
• социально-географические.
Все их многообразие можно разделить на три уровня:
1) факторы, зависящие
от самого работника (
2) факторы, связанные с предприятием, фирмой, где занят работник (отрасль, тип собственности, техническая оснащенность, положение на рынке труда);
3) факторы, связанные
с экономикой в целом, ее
экономическим потенциалом,
Как уже было отмечено, денежные доходы распределяются неравномерно между людьми и семьями, что в той или иной степени характерно для всех стран мира. При переходе от центрально-управляемой экономики к рыночной подобная дифференциация имеет тенденцию к углублению.
Неравенство в доходах можно измерить количественно, для чего используются данные, полученные на основе выборочных бюджетных обследований домохозяйств республики. На их основании рассчитывают:
Для этого семьи ранжируются
в порядке возрастания
а) квинтильные группы,
в которых домохозяйства
б) децильные группы, которые строятся аналогичным образом и делят домохозяйства на 10 одинаковых групп (10 %).
Для определения степени неравенства доходов в мировой практике используется кривая Лоренца. Для этого на графике по оси абсцисс откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат — долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей.
Если бы доходы у всех людей были одинаковыми, т.е. 1 % населения располагал 1 % доходов, 15 % населения — 15 % доходов, то кривая Лоренца заняла бы положение линии абсолютного равенства и превратилась в прямую. Диагональная линия 0е отражает идеально равное распределение дохода, ее угол наклона к оси абсцисс составляет 450. (рис.1.1.)
Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем более неравномерно распределены в обществе доходы. Кривая, на которой находятся точки a, b, c, d, характеризует большую неравномерность распределения дохода, чем сплошная кривая распределения.
Отношение площади сегмента между биссектрисой 0е и кривой Лоренца к половине площади квадрата называется коэффициентом Джини. Он варьируется от 0 до 1, и чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.
Рисунок 1.1 - Кривая Лоренца
[5, с.769]
Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает линией 0е, доходы в обществе распределены абсолютно равномерно. При значении коэффициента, равном 1, кривая Лоренца представлена линией 0fе, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. Практически коэффициент Джини никогда не достигает ни 0, ни 1, однако считается, что его значение, большее, чем 0,4 (40), отражает достаточно высокую степень расслоения общества. [3, с. 59-60; 5, с. 771]
1.3 Государственное регулирование доходов населения
Доходы регулируют во всех экономических системах. В рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, но по-прежнему роль государства значительна. Регулирование доходов - составная, органичная часть социальной (экономической) политики любого общества. Политика доходов влияет на заинтересованность наемных работников и предпринимателей в труде на благо развития экономики в целом. Рост ВВП, национального дохода в свою очередь способствует повышению доходов населения, его уровня жизни.
Государственное регулирование доходов представляет собой систему мер и норм законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации доходов и их роста в зависимости от меняющихся социально-экономических условий развития общества. Оно направлено на создание условий, способствующих нормальному воспроизводству рабочей силы и ее развитию.
Теоретически государственная политика доходов шире государственного регулирования доходов, так как первая может основываться и на принципе невмешательства государства (принцип экономического либерализма).
В современных условиях
полностью исключить
Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в реальность, заключается в нарастании проблем (трудностей), с которыми призвано справиться государственное регулирование доходов (ГРД).
Информация о работе Формирование доходов населения и политика их регулирования