Формирование доходов населения и политика их регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе проводится исследование системы экономических отношений, складывающейся в процессе формирования, регулирования доходов населения и роста благосостояния общества, которое включает в себя следующие этапы: а) раскрытие сущности понятия доходов и основных причин дифференциации доходов;
б) анализ распределение доходов населения Республики Беларусь;
в) характеристику проводимой политики государства по регулированию доходов населения в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

1 Глава.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

1 Доходы населения, формы и факторы, их определяющие

1.1 Доходы: понятие, источники, виды

Одним из важнейших направлений  социальной политики государства является политика в области доходов населения. Можно дать следующее определение понятию «доходы».

 Доходы — это средства в натуральной и денежной формах, получаемые субъектами (отдельными лицами, семьей,  фирмами, государством) в результате их экономической деятельности. Применительно к домохозяйствам говорят о доходах населения, которые подразделяются на денежные и натуральные.

Натуральные доходы населения — это все поступления продуктов земледелия, скотоводства, птицеводства, различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме, а также самозаготовки даров природы, не имеющие товарной формы.

Денежные доходы населения — это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг в целях личного потребления.

Для оценки уровня доходов применяют  показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход — это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен.

Располагаемый доход — это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение.

Реальный доход — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на располагаемый доход. Величина реального дохода зависит от номинального его уровня, величины налогов на доходы и уровня цен на потребительские товары. Реальные доходы населения определяются только в динамике за два года и более с использованием индекса потребительских цен, который рассчитывается за каждый месяц и год в целом:

 

,                                                                                          (1.1)

где НД - номинальные доходы (р.);

      НП  - налоги и обязательные платежи (р.);

      I - индекс цен.

Иногда реальные доходы населения определяют через показатель покупательной способности денег, характеризующий изменение объема товаров или услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму денег, но в разные периоды времени. [3, с. 50]

В странах с развитой рыночной экономикой доходы по циклам жизнедеятельности человека бывают:

• получаемые до участия  в труде (гражданами трудоспособного возраста);

• от участия в трудовой, предпринимательской, общественной деятельности;

• временно не работающими (безработными, беженцами, и т.д.);   

• после завершения трудовой деятельности (пенсионерами).

С юридической точки  зрения доходы делятся на законные (легальные) и незаконные (нелегальные), получаемые в рамках теневой экономики. Это доходы от незарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения, криминального происхождения и т.п. Масштабы теневой экономики различаются: в развитых странах они составляют 10—15 % ВВП, в развивающихся до 60-70%.[3, с. 51]

В странах с развитой рыночной экономикой источником информации о доходах населения являются выборочные обследования домохозяйств, данные деклараций физических лиц о своих доходах, подаваемые в налоговые органы, показатели оплаты труда и расходов на конечное потребление домохозяйств в СНС. В Республике Беларусь изучение доходов опирается на Баланс расходов и доходов населения и выборочные обследования домохозяйств.

Структура денежных доходов  населения Беларуси, согласно Балансу  расходов и доходов населения, включает:

• оплату труда всех работающих;

• социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и др.);

• доходы от собственности (проценты по вкладам, ценным бумагам, дивиденды);

• доходы от предпринимательской  деятельности и др.

В статью «оплата труда» помимо вознаграждения за труд включены единовременные выплаты и пособия, командировочные расходы, членские взносы и др. Вместе с тем исключаются все отчисления в Фонд социальной защиты населения, вознаграждения за изобретения и т.д. Снижение объемов производства, появление новых источников доходов при переходе к рыночным отношениям ведут к снижению доли оплаты труда в общих доходах населения.

Под социальными трансфертами понимаются выплаты, не связанные непосредственно с результатами труда, - пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения, выигрыши по лотереям. К доходам от собственности помимо процентов по вкладам, облигациям и дивидендам относят доходы от сдачи в наем недвижимости, автомобилей, компьютеров, мебели и др.

В статью «доходы от предпринимательской  деятельности» включен относительно новый для республики вид доходов, представляющий собой вознаграждение предпринимателя за осуществление функции комбинации факторов производства, предприимчивость, риск, внедрение инноваций. Он образуется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предпринимателя после уплаты процентов за кредит. Сюда же входят доходы лиц, занимающихся неучтенной предпринимательской деятельностью, доходы от продажи валюты и др.

Исчисление доходов  населения по методике Баланса расходов и доходов имеет ряд существенных недостатков. Основной из них - отсутствие показателей, характеризующих общие доходы населения, которые включали бы как денежные поступления, так и социально-культурные услуги (социальные трансферты в натуральной форме), т.е. расходы государства на здравоохранение, образование, жилищное строительство, соцобеспечение и др. [3, с. 52-53]

1.2 Причины дифференциации доходов населения

Одним из источников социальной напряженности в любой стране является  разница в уровнях благосостояния граждан. Распределение доходов населения зависит от множества факторов:

  • Различия в способностях – одни унаследовали исключительные интеллектуальные способности, другие наделены исключительными физическими способностями, немногие наделены талантом и становятся великими артистами, и наконец, третьи обречены заниматься низкооплачиваемыми видами деятельности или вообще не могут работать.
  • Образование и обучение – люди резко отличаются тем, какое образование и подготовку они смогли получить. Именно это и определяет впоследствии их возможность получать высокие доходы.
  • Дискриминация – в данном случае дискриминация при найме на работу, что выражается в простом анализе спроса и предложения.
  • Профессиональные вкусы и риски – дифференциация в доходах происходит из-за различий участвовать в работе, котирующейся на рынке, или не участвовать в такой работе, а также в профессиональных пристрастиях. Стоит учесть также готовность рисковать, что подразумевает под собой предпринимательский риск.
  • Неравное распределение богатства – подразумевает неравномерное распределение некоторого запаса, то есть материальных и финансовых активов, накопленных человеком за какой-либо период времени.
  • Господство на рынке – под этим понимается способность «искусственно вздувать цены на рынке» в своих интересах, то есть, например, ограничение предложения каких-либо оказываемых услуг.
  • Удача, связи и несчастные случаи – главное здесь «оказаться в нужном месте в нужное время», но бремя таких случаев распределяется среди населения очень неравномерно. [5, с. 771-773]

Нельзя оставить без  внимания факторы, под воздействием которых изменяются доходы населения:

• социально-политические, определяющие силу действия и направленность других факторов формирования доходов;

•   социально-демографические (пол, возраст, физическая выносливость);

• социально-профессиональные, оказывающие существенное влияние  на размеры доводов и их дифференциацию;

• социально-статусные, характеризующие место работника  в обществе и возможность получения  доходов из различных источников;

• социально-экономические  — род и вид деятельности, вид  производства и занятости, условия  труда и др.;

• социально-географические.

Все их многообразие можно разделить на три уровня:

1) факторы, зависящие  от самого работника (образование,  квалификация, опыт и др.);

2) факторы, связанные  с предприятием, фирмой, где занят  работник (отрасль, тип собственности,  техническая оснащенность, положение на рынке труда);

3) факторы, связанные  с экономикой в целом, ее  экономическим потенциалом, степенью  развития НТП и др. [3, с. 53]

Как уже было отмечено, денежные доходы распределяются неравномерно между людьми и семьями, что в той или иной степени характерно для всех стран мира. При переходе от центрально-управляемой экономики к рыночной подобная дифференциация имеет тенденцию к углублению.

Неравенство в доходах  можно измерить количественно, для  чего используются данные, полученные на основе выборочных бюджетных обследований домохозяйств республики. На их основании рассчитывают:

  • модальный душевой доход — уровень дохода, наиболее часто встречающийся среди населения;
  • медианный душевой доход — доход, который находится в середине ряда распределения населения по уровню душевого дохода, т.е. средний доход;
  • показатели дифференциации населения по уровню душевого дохода.

Для этого семьи ранжируются  в порядке возрастания среднедушевых  располагаемых ресурсов, а затем  делятся на группы. Различают:

а) квинтильные группы, в которых домохозяйства делятся  на 5 групп, каждая из которых включает 20 % всех семей. Первая квинтильная группа - это 20 % семей с самыми маленькими располагаемыми ресурсами, вторая - следующие 20 % семей и т.д. Пятая квинтильная группа — это 20 % семей с самым высоким уровнем располагаемых ресурсов на одного члена семьи;

б) децильные группы, которые  строятся аналогичным образом и  делят домохозяйства на 10 одинаковых групп (10 %).

Для определения степени  неравенства доходов в мировой практике используется кривая Лоренца. Для этого на графике по оси абсцисс откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат — долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей.

Если бы доходы у всех людей были одинаковыми, т.е. 1 % населения располагал 1 % доходов, 15 % населения — 15 % доходов, то кривая Лоренца заняла бы положение линии абсолютного равенства и превратилась в прямую. Диагональная линия 0е отражает идеально равное распределение дохода, ее угол наклона к оси абсцисс составляет 450. (рис.1.1.)

Чем больше кривая Лоренца  отклоняется от линии абсолютного  равенства, тем более неравномерно распределены в обществе доходы. Кривая, на которой находятся точки a, b, c, d, характеризует большую неравномерность распределения дохода, чем сплошная кривая распределения.

Отношение площади сегмента между биссектрисой 0е и кривой Лоренца к половине площади квадрата называется коэффициентом Джини. Он варьируется от 0 до 1, и чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

 


 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 - Кривая Лоренца

[5, с.769]

 

Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает линией 0е, доходы в обществе распределены абсолютно равномерно. При значении коэффициента, равном 1, кривая Лоренца представлена линией 0fе, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. Практически коэффициент Джини никогда не достигает ни 0, ни 1, однако считается, что его значение, большее, чем 0,4 (40), отражает достаточно высокую степень расслоения общества. [3, с. 59-60; 5, с. 771]

1.3 Государственное регулирование  доходов населения

Доходы регулируют во всех экономических системах. В рыночной экономике такое регулирование  осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, но по-прежнему роль государства значительна. Регулирование доходов - составная, органичная часть социальной (экономической) политики любого общества. Политика доходов влияет на заинтересованность наемных работников и предпринимателей в труде на благо развития экономики в целом. Рост ВВП, национального дохода в свою очередь способствует повышению доходов населения, его уровня жизни.

Государственное регулирование доходов представляет собой систему мер и норм законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации доходов и их роста в зависимости от меняющихся социально-экономических условий развития общества. Оно направлено на создание условий, способствующих нормальному воспроизводству рабочей силы и ее развитию.

Теоретически государственная  политика доходов шире государственного регулирования доходов, так как первая может основываться и на принципе невмешательства государства (принцип экономического либерализма).

В современных условиях полностью исключить вмешательство  государства в социально-экономические  процессы невозможно, так как рыночное распределение по своей природе  несправедливо. В рыночных условиях не обеспечивается соблюдение принципа «каждому доход, обеспечивающий достойную жизнь вне зависимости от итогов экономической деятельности». Поэтому возникает необходимость во вмешательстве государства. Отношение к такому вмешательству неоднозначно — нет единого мнения о масштабах, формах и интенсивности вмешательства государства.

Объективная возможность  государственного регулирования появляется с достижением определенного  уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в реальность, заключается в нарастании проблем (трудностей), с которыми призвано справиться государственное регулирование доходов (ГРД).

Информация о работе Формирование доходов населения и политика их регулирования