Фискальная политика и её особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе мне хотелось бы раскрыть роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике и рассмотреть её цели, структуру, проблемы эффективности, а также её особенности в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить экономическую сущность фискальной политики, изучить ее цели и задачи;
2. Рассмотреть типы фискальной политики, раскрыть ее инструменты;
3. Проанализировать особенности налогово-бюджетной политики в России.

Оглавление

Введение
1.Сущность фискальной политики государства
1.1.Понятие фискальной политики, её типы
1.2.Цели, задачи фискальной политики и её роль в обеспечении макроэкономической стабильности
1.3. Инструменты фискальной политики.
1.4. Проблемы эффективности фискальной политики
1.4.1. Бюджет при полной занятости
1.4.2. Эффект вытеснения.
1.4.3.Временные проблемы применения.
1.4.4.Политические проблемы.
2. Фискальная политика в России
2.1. Основные итоги бюджетной политики РФ в 2008 году и в начале 2009 года. Цели и задачи бюджетной стратегии на 2008-2010 гг. и дальнейшую перспективу
2.2.Основные направления фискальной политики в период кризиса.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

           Перед нашей страной стоят следующие задачи, касающиеся фискальной политики и требующие достаточно быстрых решений:

           1.Использование мер фискальной политики для стабилизации ситуации на финансовом рынке страны. Как уже было отмечено, решение данной задачи в основном обеспечивается мерами денежно-кредитной политики, однако и фискальные меры также могут использоваться, тем более при наличии значительных резервов (в том числе средств нефтегазовых фондов). Однако ключевой вопрос здесь: как определить оптимальные меры и объем бюджетных средств, которые оказали бы положительное влияние на финансовый сектор, но не привели бы к неблагоприятным средне- и долгосрочным последствиям — инфляции, резкому росту бюджетного дефицита и т. д.?

           2.Использование мер фискальной политики для решения острых социальных проблем. В условиях мирового финансового кризиса, экономической нестабильности и замедления темпов экономического роста при одновременном достаточно высоком уровне инфляции Россия, как и другие страны, может столкнуться с различными социальными проблемами. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой — замедление развития отраслей социальной сферы. Здесь важен выбор мер стимулирующей политики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней действительно нуждается, а бюджетные расходы не приводили к дополнительному росту инфляции.

         3.Поддержка реального сектора экономики в условиях возможной рецессии. Во избежание резкого спада в реальном секторе экономики (в силу неблагоприятных внешних условий и внутренней нестабильности) и связанных с этим экономических и социальных последствий необходимы стимулирующие меры со стороны государства.

        Общая стоимость мер налоговой политики оценивается на уровне 900 — 1000 млрд руб. (2,3—2,5% ВВП), мер бюджетной политики (без размещения средств суверенных фондов) — в 1145 млрд руб. (2,9% ВВП). Таким образом, суммарный объем антикризисных мер составляет 2045—2145 млрд руб. (5,2-5,4% ВВП).

             Меры налогово-бюджетной политики, направленные на преодоление последствий мирового финансового кризиса, предполагается осуществить в сумме 175 млрд руб. за счет остатков бюджета на начало 2009 г., остальные — за счет перераспределения расходов внутри установленных параметров бюджета.

      Важное место среди неотложных мер по поддержанию банковской ликвидности заняли операции предоставления Банком России кредитов коммерческим банкам без обеспечения. Данные операции охватывают широкий круг банков, имеющих кредитные рейтинги международных и/или российских рейтинговых агентств. По состоянию на 19 января 2009 г. их объем оценивается в 1,7 трлн руб.

      В 2008 г. из федерального бюджета выделено 200 млрд руб. в виде имущественного взноса в ГК «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) для капитализации проблемных банков, а также открыта кредитная линия без лимита Банком России АСВ на цели поддержки банков, которые испытывают проблемы. На 14 января 2009 г. использовано 114,3 млрд руб. за счет кредитной линии Банка России и 32,2 млрд руб. за счет средств АСВ.

       В качестве антикризисной меры увеличен объем страхования вкладов населения с 400 тыс. до 700 тыс. руб., Банку России предоставлены полномочия по страхованию межбанковских кредитов за счет собственных средств. Правительством РФ снижены темпы увеличения тарифов на газ и услуги железнодорожного транспорта.

       С учетом нового макроэкономического прогноза правительство будет вносить корректировки в бюджет. В 2009 г. не только появится дефицит бюджета, но его величина будет существенна с учетом необходимости проведения антикризисных мер. 2010—2011 гг. должны стать годами выхода на более приемлемую величину дефицита с точки зрения долгосрочной макроэкономической устойчивости. В 2010 г. дефицит не должен превысить 5% ВВП, а в 2011 г. — 3% ВВП.

Таким образом, хотя государство вынуждено активно вмешиваться в деятельность финансового сектора, когда возникает угроза системного кризиса, но уже на этой стадии оно должно не только думать об отражении сиюминутных угроз, но и иметь долгосрочный план возвращения ведущей роли частному сектору.

            Мировой финансовый кризис выявил необходимость осуществления совместных скоординированных действий со стороны правительств развитых и развивающихся стран по его преодолению и реформированию международных финансовых институтов. Об этом, в частности, говорится в Декларации саммита «Группы 20» по финансовым рынкам и мировой экономике, прошедшего 15 ноября в Вашингтоне. В Декларации содержится поручение правительствам стран «Группы 20» и экспертному сообществу подготовить предложения по совместным действиям, направленным на преодоление мирового кризиса.

            Среди мер, которые необходимо осуществить в среднесрочной перспективе, следует выделить следующие:

— выработка новых правил регулирования финансовых рынков, а также требований к макроэкономическим параметрам развития стран по примеру Маастрихтских соглашений;

— расширение финансовых возможностей МВФ, в настоящее время недостаточных для решения задач в кризисной ситуации;

— создание единой системы регулирования деятельности рейтинговых агентств;

— создание в финансовой сфере новой международной организации (либо преобразование одной из действующих), члены которой придерживались бы единых правил при осуществлении регулятивной, финансовой, а возможно, и фискальной политики.

В настоящее время государства объединяются вокруг Форума финансовой стабильности. Однако он не включает в себя развивающиеся страны, в том числе страны БРИК. Сегодня нужен международный полномочный орган, чьи рекомендации были бы обязательны к выполнению.[16]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев в данной курсовой работе  экономическую сущность фискальной политики, и изучив ее цели и задачи, а также ее положение на современном этапе, я пришла к выводу, что   фискальная политика является основным рычагом, с помощью которого государство может влиять на экономику.

Основными целями фискальной политики являются сглаживания колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости населения, понижение темпов инфляции. Поэтому, фискальную политику сводят не только к решению задач финансового обеспечения текущей деятельности государства, но и рассматривают как важнейший инструмент стабилизации экономического развития и процветанию государства и его граждан.

Посредством проведения фискальной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала.

       Основная задача бюджетной политики на 2008 год и период до 2010 года – сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства.

Даже при тех обстоятельствах, что в реальной экономике существуют некоторые моменты, снижающие эффективность фискальной политики, ее применение позволяет в той или иной мере сгладить колебания экономических циклов. Но положительный эффект от применения фискальной политики может быть достигнут только если у штурвала находятся профессиональные специалисты – асы своего дела.

Сейчас Россия идет по сложному пути реформ. Несомненно, фискальная политика, проводимая правительством неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Однако, несмотря на трудности, всегда сопровождающие переходную экономику, я хотела бы выразить надежду, что намечающиеся реформы в бюджетной сфере, окажут свое позитивное влияние на общее экономическое положение в стране и вкупе с другими  государственными регулирующими мероприятиями, наконец, поставят на ноги отечественную экономику.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.                  Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учеб. - М.: Издательство «ДИС», 1997. - 416 с.

2.                  Беспалов В., Амураль И. Фискальная политика на современном этапе // Общество и экономика. – 2007. –№ 4. – С. 10-12.

3.                  Боткин О. И., Дедов Л.А. Макроструктурный динамический анализ экономики // Финансы. – 2008. – № 5. – С. 9.

4.                  Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ//www.minfin.ru

5.                  Гальперин и др. “Макроэкономика”,  СПб. 1997г. С. 173

6.                  Гусаков С.В., Жак С.В. Оптимальные равновесные цены и точка Лаффера // Экономика и математические методы. 2007,№ 4. С. 27

7.                  Иванов В. К. Обозрение российской экономики // Экономическое развитие России. – 2007. – № 9. – С. 33.

8.                  Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учеб. – 2-е изд., испр., доп. – М.:Дело, 2002. – 472 с.

9.                  Илларионов Л. Эффективность бюджетной политики в России // Вопросы экономики. – 2007.-№4.-С. 32.

10.             Медведев А.А. Российская экономика: состояние и тенденции экономического роста //Экономика и управление. –2007. –№ 1. – С. 3-4.

11.             Пястолов С. М. Основы экономической теории: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2004. – С. 305-306.

12.             Соколов А. «Фискальные аномалии», «Деловые люди», №4, март 2008

13.             Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономи-ческого регулирования. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 224 с.

14.             Тарасевич Л.С. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 305 с.

15.             (4,20)Хрестинин В. В. Финансовое состояние как фактор кредитоспособности предприятия // Вестник Московского университета. – 2006. – № 6. – С. 20-21.

16.             Центр фискальной политики// Основные направления фискальной  политики в период кризиса.// http://www.fpcenter.ru

 

 

 

 

 

 

                                       Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

 



Информация о работе Фискальная политика и её особенности в России