Фискальная политика и её особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе мне хотелось бы раскрыть роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике и рассмотреть её цели, структуру, проблемы эффективности, а также её особенности в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить экономическую сущность фискальной политики, изучить ее цели и задачи;
2. Рассмотреть типы фискальной политики, раскрыть ее инструменты;
3. Проанализировать особенности налогово-бюджетной политики в России.

Оглавление

Введение
1.Сущность фискальной политики государства
1.1.Понятие фискальной политики, её типы
1.2.Цели, задачи фискальной политики и её роль в обеспечении макроэкономической стабильности
1.3. Инструменты фискальной политики.
1.4. Проблемы эффективности фискальной политики
1.4.1. Бюджет при полной занятости
1.4.2. Эффект вытеснения.
1.4.3.Временные проблемы применения.
1.4.4.Политические проблемы.
2. Фискальная политика в России
2.1. Основные итоги бюджетной политики РФ в 2008 году и в начале 2009 года. Цели и задачи бюджетной стратегии на 2008-2010 гг. и дальнейшую перспективу
2.2.Основные направления фискальной политики в период кризиса.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Итак, основными рычагами фискальной политики государства являются изменение налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества.

Эффективная фискальная политика должна учитывать реальное состояние экономики, а именно должна быть стимулирующей, т.е. увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги в период наметившегося спада производства. В период начавшейся инфляции она должна быть сдерживающей, т.е. повышать налоги и уменьшать расходную часть бюджета.

Однако ей свойственны черты, которые снижают ее эффективность. Во-первых, изменение госрасходов может приходить в противоречия с целями расходования по другим направлениям для проведения определенной политики. Во-вторых, данная политика эффективна в краткосрочном периоде. В-третьих, ей характерен эффект запаздывания, т. е. необходимо время, чтобы изменить величину налога или правительственных закупок. И, наконец, эффективность политики возрастает только в том случае, если она сочетается с кредитно- денежной политикой.[ 12,7 ]

                    1.4. Проблемы эффективности фискальной политики

                               1.4.1. Бюджет при полной занятости

Избыток или дефицит текущего, или фактического, бюджета в любом конкретном году не свидетельствует о той или иной направленности фискальной политики правительства.

Для доказательства этого утверждения допустим, что экономика находится на уровне полной занятости при Yе, а фактический бюджетный дефицит представлен вертикальным отрезком АВ. Теперь предположим, что инвестиционные расходы сократились (экзогенно), вызвав спад производства до уровня Yр. Допустим, что правительство не предпринимает никаких фискальных мер. По мере того как объем производства сокращается, налоговые поступления сокращаются и при неизменных государственных расходах дефицит возрастает до величины ЕС, т.е. на величину DС, как это видно на рисунке 1(приложение 2). DC – это циклический дефицит, который назван так потому что он связан с экономическим циклом и не является результатом определенных фискальных мер правительства.

Дефицит или избыток фактического бюджета указывает не только на возможные дискреционные фискальные решения о расходах и налогах, но также и на уровень национального производства, т.е. фиксирует текущее положение экономики. Т.к. объем налоговых поступлений изменяется в зависимости от уровня национального производства, то трудность сравнения дефицитов и профицитов за любые два года состоит в том, что объемы национального производства в эти годы могут быть разными. На рисунке 1 фактический дефицит госбюджета в году 2 отличается от дефицита в году 1 только потому, что объем производства в году 2 ниже, чем в году 1.

Решение данной проблемы экономисты нашли, введя понятие бюджета при полной занятости.  Бюджет при полной занятости позволяет оценить, каким был бы дефицит или профицит госбюджета при существующем уровне налогов и государственных расходов, если бы экономика в течение года функционировала при полной занятости. На рисунке 1 структурный дефицит одинаков в году 1 и в году 2 (АВ=ЕD).

Исходя из этого, делается вывод о том, что дискреционная фискальная политика целенаправленно изменяет только дефицит при полной занятости, а не циклический дефицит.

1.4.2. Эффект вытеснения.

«Эффектом вытеснения», а более полно – эффект вытеснения государством частных инвестиций, возникает в случае долгового финансирования дефицита государственного бюджета.(рисунок 2,приложение 2)

Его суть состоит в том, что когда правительство выходит на денежный рынок с целью финансирования своих расходов, то оно начинает конкурировать с частным бизнесом за получение денежных средств, источником которых являются сбережения домохозяйств и фирм. Повышенный спрос на денежные средства вызывает увеличение процентной ставки, что приводит к сокращению частных инвестиций и смещению кривой совокупных расходов в положение АЕ3. В результате, намерения правительства – увеличить уровень национального производства до уровня Y2 не осуществятся, и увеличение национального производства произойдет только до уровня Y3.

1.4.3.Временные проблемы применения.

                     Эффективность фискальной политики во многом зависит от скорости реакции правительства на изменения в экономике.

В данной связи существует несколько препятствий, которые снижают степень эффективности применяемой фискальной политики. Во-первых, это так называемый «разрыв восприятия», под которым подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих тенденций. Очень трудно предсказать будущий характер экономической активности. Хотя и существуют некоторые показатели, позволяющие прогнозировать экономические изменения, все же довольно трудно точно «рассмотреть»  их. Порой проходит несколько месяцев прежде чем инфляция или спад, набравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.

Во-вторых, существует так называемый «административный разрыв». Колеса демократического управления крутятся довольно медленно. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда приходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются. У правительства иногда уходит так много времени на корректировку фискальной политики, что экономическая ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неуместными.

В-третьих, существует разрыв между тем моментом, когда правительство принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость и уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования и еще более продолжительного строительства соответствующих объектов. Поэтому такие расходы приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления коротких спадов в 6-18 месяцев.

Из-за проблем подобного рода дискреционная фискальная политика все в большей степени ориентируется на изменение налогов.

1.4.4.Политические проблемы.

Фискальная политика формируется на политической арене, и это во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики.

Как известно, экономическая стабильность – это не единственная цель государственной политики в области расходов и налогообложения. Правительство занимается и такими вопросами как обеспечение населения общественными товарами и услугами и перераспределением доходов. Иногда требуется пренебрегать экономической стабильностью ради достижения более весомых целей, таких как, например, победа в войне.

В политических интересах бюджетный дефицит порой преподносится как нечто весьма привлекательное, а бюджетный излишек, напротив, воспринимается довольно болезненно. Это значит, что в обществе в какой-то момент может возникнуть политическая предрасположенность к дефициту, т.е. в фискальной политике может возобладать пристрастие к стимулирующим фискальным мерам. Снижение налогов очень популярно в политическом плане, так же как и наращивание государственных расходов, особенно если избирательные округа конкретных политиков получают от этого выигрыш. Повышение же налогов обычно вызывает недовольство избирателей, да и сворачивание государственных расходов довольно рискованная мера для политиков.

Некоторые экономисты утверждают, что преследуемая политиками цель – это вовсе не защита интересов национальной экономики, а скорее собственное переизбрание на новый срок. Отдельные экономисты даже высказывают предположение о существовании политического делового цикла, т.е. цикла, имеющего политическое происхождение. Они утверждают, что политические деятели могут манипулировать фискальной политикой ради получения максимальной  поддержки со стороны избирателей, даже если их фискальные решения оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику. В этом случае фискальная политика может быть извращена ради политических интересов.

    Даже при тех обстоятельствах, что в реальной экономике существуют некоторые моменты снижающие эффективность фискальной политики, ее применение позволяет в той или иной мере сгладить колебания экономических циклов. Положительный эффект от применения фискальной политики может быть достигнут только если у штурвала находятся профессиональные специалисты – асы своего дела.[14,33 ]

2. Фискальная политика в России

2.1. Основные итоги бюджетной политики РФ в 2008 году и в начале 2009 года. Цели и задачи бюджетной стратегии на 2008-2010 гг. и  дальнейшую перспективу

 

Основные задачи бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на 2008–2010 годы и стратегии на долгосрочную перспективу:

• превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;

• обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;

• дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования;

• обеспечение исполнения расходных обязательств;

• проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;

• переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;

• применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг;

• повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;

• решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации;

• содействие опережающему социально–экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.

Бюджет 2008–2010 годов направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны.

Основное требование к бюджетной политике – гарантированное исполнение принятых расходных обязательств, сохранение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов, формирование бюджетных расходов, исходя из приоритетов и планируемых результатов государственной политики.

Основные параметры федерального бюджета:

За последние годы существенно увеличились и в среднесрочной перспективе продолжат устойчиво возрастать финансовые возможности государства по решению возложенных на него задач.

В 2008 году в реальном выражении доходы федерального бюджета к предыдущему году снизятся на 6,6%, а в 2009 и 2010 годах возрастут на 5,2% и 1,9%. В относительном выражении доходы в 2008–2010 годах по сравнению с 2006–2007 годами несколько снизятся и стабилизируются на уровне 18–19% ВВП.

Если в 2007 году прирост непроцентных расходов к предыдущему году в реальном выражении составил 22,9%, то в 2008, 2009 и 2010 годах реальный рост будет ограничен соответственно 8,7%, 6,2% и 1,9%. Объем непроцентных расходов федерального бюджета в 2007–2009 годах составит 17–18% ВВП, после чего в 2010 году снизится до 16,6% ВВП.

Крупнейшими направлениями расходов федерального бюджета в 2008–2010 годах будут трансферты государственным внебюджетным фондам на цели социального и пенсионного обеспечения(20,4%), трансферты региональным бюджетам (14,0%), национальная оборона(14,6%) и национальная безопасность(11,7%). На национальную экономику приходится 10,9% расходов бюджета, большая часть которых направляется на развитие инфраструктуры и поддержку стратегических отраслей. [4]

2.2.Основные направления фискальной  политики в период кризиса.

 

Нестабильность финансовых систем, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают правительства многих стран принимать различные меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики, в том числе и меры фискальной политики. Как показывает исторический опыт проведения стимулирующей экономической политики в периоды кризисов, в большинстве случаев основную роль играли меры денежно-кредитной политики в силу их большей оперативности и сравнительно более высокой эффективности. Тем не менее может использоваться и дискреционная фискальная политика, но с некоторыми ограничениями, особенно в странах с развивающейся экономикой.

          Отметим, что встроенные, автоматические стабилизаторы фискальной политики считаются относительно эффективными и, что немаловажно, адекватно работающими как в условиях спада, так и в случае «перегрева» экономики. В России они достаточно чувствительны к изменениям экономических условий, в том числе за границами страны — так, в период замедления экономического роста в мире налоговая нагрузка на нефтяной сектор значительно уменьшается, поскольку снижаются цены на энергоносители, к которым привязаны основные сборы в нефтяном секторе.

           В странах с развивающейся экономикой стимулирующая фискальная политика ведет к росту дефицита и, следовательно, государственного долга. При этом обычно в периоды «перегрева» сдерживающая фискальная политика осуществляется не так активно, то есть оказывается асимметричной, смещенной в сторону стимулирования, что также приводит к постоянному наращиванию долга. Рост государственного долга в странах с формирующимся рынком служит неблагоприятным фактором и повышает риски для данной страны в будущем. В частности, это может привести к тому, что ставки по внешним заимствованиям для таких стран оказываются завышенными, дополнительно усугубляя ситуацию. Еще одна серьезная проблема — обеспечение «временности» стимулирующей фискальной политики. Если в кризисный период были снижены налоги или государство приняло на себя новые расходные обязательства, то даже при переходе к стадии подъема отменить такие изменения часто бывает политически сложно. Поэтому в случае принятия решения о тех или иных стимулирующих мерах фискальной политики правительству необходимо тщательно проанализировать возможности по их сворачиванию в будущем. Один из важнейших факторов эффективности антикризисной фискальной политики — адресность принимаемых мер, будь то меры социальной поддержки или стимулирования предприятий реального сектора.

Информация о работе Фискальная политика и её особенности в России