Фирма в системе рыночного отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе я хочу рассмотреть такие вопросы, как: фирма в условиях рыночной эко-номики; цели фирмы; теории фирмы и управление фирмой в условиях рынка.
В расчетной части я хочу выяснить как цели Учебной фирмы ООО "Аудит-ЭПЛ" влияют на её ценовые стратегии.

Оглавление

Введение 2
I. Фирма как инструмент реализации рыночной экономики 4
1. Что такое предпринимательство? Виды и организационно-правовые формы предпринимательства. 4
2. Фирма – основной институт в рыночной экономике 8
3. Почему существуют фирмы 11
4. Цели деятельности фирмы 12
5. Государство и фирма. Тенденции развития 14
II. Альтернативные теории фирмы. 16
1. Традиционная теория фирмы: максимизация прибыли. 16
2. Менеджеральная теория фирмы: максимизация дохода от продаж. 17
3. Теория максимизации роста. 18
4. Поведенческие теории фирмы: множественности цели. 21
III. Управление фирмой в условиях рынка 23
1. Теория управления фирмой - менеджмент 23
2. Переход к гибкому автоматизированному производству как основа изменений в управлении 24
3. Организационные структуры управления фирмой 25
4. Гибкое предприятие – организация XXI века 29
5. Планирование и выработка стратегии фирмы 31
6. Эффективно функционирующая фирма: какая она? 33
IV. Расчетная часть. 35
Заключение 38
Библиография 40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 555.50 Кб (Скачать)

   С уверенностью можно сказать, что  прибыль является целью почти  всякой фирмы - возможно, доминирующей целью. Прибыль - это универсальная мера показателей бизнеса и лишь немногие фирмы могут предпринимать действия, которые определенно ведут к прибылям, более низким, чем они могли бы быть в долгосрочном периоде. Одни фирмы в большей мере ориентированы на прибыль, а другие в меньшей. В целом, фирмы, которые подвержены сильному давлению конкуренции, склоны в краткосрочном периоде преследовать  цели максимизации прибыли; если же прибыли фирмы достаточно велики, чтобы удовлетворить акционеров, то такая фирма ведет себя несколько по-иному, позволяя сделать вывод, что помимо фактора максимизации прибыли, на управленческие решения влияют и другие факторы.

   Это объясняется несколькими причинами. В условиях суровой рыночной конкуренции, когда маржа прибыли мала, опасности велики, а способности фирм компенсировать убытки, невелики, ведется яростная борьба, в которой выживают только наиболее приспособленные. Рыночные силы оставляют мало места для произвольных действий. При таких условиях довольно тяжело заработать даже нормальную прибыль, и решения фирмы в наибольшей степени подвержены соображениям ближней перспективы. Скорее всего, будут выбираться такие действия, которые представляются собой оптимальными, с точки зрения максимизации прибыли, поскольку другие действия представляют опасность для жизни фирмы. То есть жесткие силы конкуренции могут сузить свободу действий фирмы на рынке и у нее не останется практически никаких альтернатив, кроме преследования цели извлечения максимальной прибыли в краткосрочном периоде. Аналогичные условия возникают, когда спад или инфляция ослабляют потребительский спрос в такой степени, что прибыль резко падает. Методологически, допущение о максимизации прибыли, хотя и не всегда точно отражающее реальность, остается все же достаточно хорошим приближением к реальному поведению большинства предприятий, попадающих в такие ситуации. Конечно же, это одно из лучших допущений, которые могут быть сделаны  относительно целей, преследуемых такими фирмами.[1, с.264]

   С другой стороны, если фирма до некоторой  степени изолирована от конкуренции  и удовольствуется прибылью сверх среднего уровня, она находится  в наилучшей позиции, позволяющей ей отклониться от строгого следования принципу максимизации прибыли. Причина здесь в том, что коль скоро прибыль достаточна для удовлетворения акционеров, руководители имеют некоторую свободу преследовать другие цели, нежели извлечение высокой прибыли. Однако эта свобода не простирается слишком далеко. Было бы большим преувеличением утверждать, что поведение фирм, получающих солидные прибыли, направляется "неприбыльными" целями, или что руководители упускают из виду влияние, которое оказывает на прибыль достижение других целей.

  А вот традиционная теория фирмы как  раз объясняет поведение фирмы  стремлением к максимизации прибыли. Эта категория основывается на 2-ух допущениях:

    • собственники осуществляют ежедневный операционный контроль и управление делами фирмы.
    • единственное их желание - максимизировать прибыль.

   Теория  основывает тезис о максимизации прибыли при равенстве предельных издержек и предельного дохода MC=MR.

   Однако  на практике эта теория сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, фирмы не используют маржинальный анализ для оценки или прогнозирования своей деятельности. Действительно, подсчет предельных издержек и особенно предельного дохода довольно труден и осложняется незнанием действительной кривой спроса на продукцию фирмы, эластичности этого спроса по ценам и доходам.

   Несмотря, на то, что многие крупные фирмы  организуют дорогостоящие рыночные исследования, полученную информацию нельзя считать на 100% достоверной и достаточной. Такую же сложность представляет оценка будущих доходов и затрат. Наконец, практически невозможно предугадать действия и противодействия других фирм и оценить последствия их активности.

   Необходимо  обратить внимание на то обстоятельство, что в современной рыночной экономике наблюдается глубокое отделение права собственности от права управления; и, за исключением мелкого единоличного предпринимателя, собственники не осуществляют оперативное управления, привлекая для этого профессиональных менеджеров.

   Все эти факты послужили основой  для анекдота об эффективности традиционной теории фирмы, который приводят некоторые  учебники "Экономикс": " Водитель автомобиля периодически бросает за окно маленькие кусочки бумаги.

  • Отпугиваю слонов, - отвечает тот.
  • Но ведь здесь нет слонов, - изумляется друг.
  • Вот видишь, как замечательно это действует, - гордо сказал водитель, бросая за окно очередной кусочек бумаги".

   Шутки шутками, но традиционная теория не лучшим образом объясняет поведение  фирмы, из-за чего многие экономисты предложили альтернативные теории, выводящие поведение фирмы совсем из других предпосылок и объединяющие его иными целевыми установками.

   Подводя итоги, можно сказать, что допущение  о максимизации прибыли особенно подходит к ситуациям:

  1. больших групп фирм, когда ничего нельзя сказать о поведении индивидуальных фирм;
  2. интенсивной конкуренции;
  3. объяснения и предсказания общего воздействия специфических изменений на цены, выработку и ресурсы, а не их конкретных значений;
  4. рассмотрения направлений, а не точных численных результатов деятельности. Но когда рассматривается поведение конкретных фирм, когда количество фирм небольшое, когда конкуренция не угрожает прибыльности и (или) когда требуется сделать точные численные оценки, тогда, прежде чем надежно объяснить и предсказать поведение, требуется ясно определить цели фирмы.

   Теперь  рассмотрим еще одну теорию фирмы - это менеджеральная теория фирмы: максимизация дохода от продаж.

    2. Менеджеральная теория  фирмы: максимизация  дохода от продаж.

   Эта концепция исходит из предпосылок, что:

    • оперативное управление осуществляют не собственники, а профессиональные менеджеры;
    • цель менеджеров состоит в максимизации объема продаж и поступающего в результате дохода.

   Данные  предпосылки имеют под собой  реальное основание, поскольку в связи с доминированием в современных условиях акционерной формы собственности владельцы акций являются лишь формальными собственниками, уступив свои права управления профессионалам. Разумеется, в данном случае речь идет не о малочисленной прослойке владельцев контрольного пакета акций, которые сохраняют за собой стратегический контроль над деятельностью фирмы. Речь идет о миллионах мелких, средних и даже крупных вкладчиков, подчас очень отдаленных (в прямом и переносном смысле) от дел корпорации.

   Что касается второй предпосылки, она так же очень реалистична. Один из авторов этой концепции У.Дж. Бауман, отмечал в 1959 году, что есть ряд причин, по которым менеджеры действительно заинтересованы в максимизации объемов продаж. Прежде всего это объясняется прямой зависимостью жалования и всех дополнительных льгот и выплат, получаемых менеджерами от торговой выручки.

   Разрабатывая  далее менеджеральную концепцию, Уильямсон  в 1963 году в качестве дополнительных обоснований отметил, что рост торговой выручки позволяет расширить штат, внедрить новые проекты. Это, в свою очередь, повышает статус менеджера: в его подчинении находится больше работников, растет его ранг служебной иерархии.

   График  на рисунке 1 демонстрирует степень  возможного расхождения в объемах  выпуска продукции фирмы и максимальной прибыли и максимальной торговой выручки.

     В последнем  случае объем производства и  реализации увеличивается вплоть  до того момента, пока предельный доход от продажи Qs-й единицы не станет равен 0. Это значит, что совокупный доход более не может увеличиваться, следовательно, он достиг максимума. При максимизации прибыли объем производства устанавливается на уровне Qp, поскольку именно в этой точке достигалась максимальная разница между совокупным доходом и совокупными издержками, т.е. прибыль была максимальной. Легко заметить, что при максимизации торговой выручки прибыль фирмы понижается по сравнению с вариантом максимальной прибыли. Это обстоятельство обычно вызывает недовольство акционеров, которые могут установить менеджерам минимально допустимый уровень прибыли. В этом случае, если такой ограничитель снижения прибыли установлен на уровне PR, менеджеры будут наращивать объем продаж до тех пор, пока это не станет угрожать падением прибыли ниже допустимых пределов. Новый объем продаж будет установлен на уровне Qs', соответствующем точке пересечения прямой PR и прямой совокупной прибыли.

   Социологические исследования, проведенные английским экономистом Шипли в 1981 году, показывают, что практически половина всех британских фирм называют максимизацию продаж одной из наиболее важных своих задач. При этом крупные компании придают этой цели большее значение, чем мелкие. Из компаний с числом занятых свыше трех тысяч человек, каждая седьмая назвала максимизацию продаж своей главной целью. Тогда как среди всех компаний - лишь каждая четырнадцатая.

   Результаты  исследования института стратегического  планирования США (1974 год) выявили, что в краткосрочном аспекте фирма предпочитают максимизировать объем продаж, тогда как в долгосрочном периоде их более волнует максимальная прибыль.

   Теперь  рассмотрим еще одну теорию фирмы - теория максимизации роста.

    3. Теория максимизации  роста.

   Некоторые экономисты, в частности Маррис (1964), полагают, что собственники и менеджеры имеют общую цель, а именно максимизация роста фирмы. Менеджеры стремятся к этому, чтобы повысить свой личный статус и жалованье. Владельцы предприятия стремятся к увеличению его активов, преследуя цели личного обогащения. При этом Маррис отмечает, что менеджеры всегда предпочтут растущую фирму просто крупной фирме.

   Центральным звеном теории Маркса является показатель, называемый нормой нераспределенной прибыли. Вся прибыль корпорации распадается на две части: одна часть выплачивается в виде дивидендов по акциям, другая остается нераспределенной и образует фонд развития производства. Отношение нераспределенной части прибыли к распределенной образуют норму нераспределенной прибыли, или норму удержанной прибыли. Если менеджеры будут распределять львиную долю прибыли в качестве дивидендов, акционеры будут в высшей степени довольны, а рыночный курс станет расти. Высокий рыночный курс предохранит фирму от возможной скупки ее акций конкурентами и от поглощения. Вместе с тем низкая норма накопления не будет давать возможности для развития производства и роста фирмы.

   Возможна  иная ситуация. Менеджеры оставляют  основную часть прибыли нераспределённой, что хорошо для производства и роста фирмы. Однако акционеры не довольны низкими дивидендами, они могут начать продавать акции, курс которых станет падать. Появится угроза поглощения фирмы конкурентами, поскольку при низком курсе акции достаточно легко поддаются скупке.

    Таким образом, распределение прибыли на две  части и определение нормы  удержания прибыли не простое  дело и сопряжено с рядом трудностей и противоречий. При решении этой проблемы обычно придерживаются принципа "сбалансированного роста", то есть выбор темпов роста капитала фирмы и объёма ее продаж осуществляется с учетом нормы удержания прибыли и, следовательно, с оглядкой на средний уровень прибыли в целом (рис. 2). Очевидно, что при увеличении капитала и объёма продаж фирмы средний уровень прибыли понижается. Вследствие действия закона убывающей полезности (в данном случае доходности от дополнительных инвестиций).

   В каждом конкретном случае фирма выбирает требуемую комбинацию прибыльности и роста.

   Чтобы выжить, фирма должна расти, наращивать объем продаж. Для этого ей следует увеличивать производственные мощности и осуществлять инвестиции. Всё это требует финансирования. Каким же образом может происходить рост фирмы?

    Первый  путь к росту можно охарактеризовать как внутренний рост фирмы, концентрацию производства и капитала. Источниками внутреннего роста фирмы служат:

    • собственные ресурсы фирмы, в первую очередь нераспределённая часть прибыли, в некоторой степени - амортизационный фонд;
    • заёмные средства, полученные от банков и иных кредитно-финансовых институтов;
    • средства от дополнительных эмиссий ценных бумаг.

Информация о работе Фирма в системе рыночного отношения