Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:23, курсовая работа
Цель исследования - определить пути оздоровления финансового рынка РФ.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить теоретические основы финансового рынка и его механизм;
- провести анализ финансовой деятельности государства и состояния финансовых рынков России;
- разработать мероприятия по совершенствованию финансовых рынков РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ЕГО МЕХАНИЗМ 5
1.1 Сущность и значение финансового рынка 5
1.2 Функции финансового рынка 10
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ РФ 13
2.1 Анализ состояния финансовых рынков в России 13
2.2 Анализ финансовой деятельности государства 18
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РОССИИ 23
3.1 Совершенствование регулирования на финансовом рынке 23
3.2 Перспективы развития финансового рынка РФ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
К сожалению, в силу своего слабого развития наш фондовый рынок не оказывает большого влияния на экономику страны - они идут параллельными курсами. Это связано, прежде всего, с маленьким объёмом нашего фондового рынка и очень небольшим числом компаний, представленных на нём [12].
Вывод можно
сделать следующий: пока наша страна
настолько бедна, пока наши люди настолько
недоверчивы, пока наша экономика находится
в состоянии «дикого
2.2 Анализ
финансовой деятельности
Деятельность
государства в области
- распределительной, которая на государственном уровне связана с:
- межотраслевым
и территориальным
- наличием
наряду с производственной
- перераспределением
доходов между различными
- контрольной, которая проявляется в контроле за распределением ВВП и национального дохода. Реализуется эта функция через систему органов исполнительной власти.
- стимулирующей -- состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов и методов может оказать воздействие на развитие предприятия, целых отраслей и экономики в целом.
Как уже говорилось, финансы -- экономическая и правовая категория, т.е. конкретную форму им придает государство, вырабатывая конкретные финансовые отношения между различными субъектами воспроизводства, элементами которых выступают ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д.
Государство использует фонды денежных средств также для погашения своих задолженностей как внутри страны, так и за рубежом.
Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти -- Федеральное Собрание и его две палаты -- Государственная Дума и Совет Федерации, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, за расходованием государственных средств. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.
Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.
Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов. Осуществляя контроль в процессе исполнения федерального бюджета, Счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.
В обязанности Счетной палаты входит регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды.
На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.
Контроль за состоянием республиканского бюджета в Российской Федерации и его исполнением осуществляет созданный при высшем законодательном органе Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ. В его задачу входит проведение экспертно-аналитической работы и подготовка заключений по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.
Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов РФ и его органы на местах.
В структуре
аппарата Министерства финансов функционирует
контрольно-ревизионное
Министерством финансов и его органами осуществляется контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием на развитие народного хозяйства, социально-культурные и иные мероприятия.
Финансовые
органы разрабатывают проекты
Задача контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложена на органы Федерального казначейства.
Главное управление Федерального Казначейства и его территориальные органы призваны организовывать, осуществлять и контролировать исполнение республиканского бюджета, управлять доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках.
Финансовый контроль со стороны кредитных учреждений производится при выдаче, проверке обеспеченности и возврате ссуд. Весьма эффективным является контроль, осуществляемый налоговой службой. Главной задачей налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.
Налоговая служба -- это орган оперативного финансового контроля. Он осуществляет проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, в различных министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и, организациях с разными формами собственности. Одновременно налоговые службы могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну); обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговые), используемые для извлечения доходов.
В случаях
непредставления (или отказа представить)
бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов,
деклараций и других документов, связанных
с исчислением и уплатой
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю призвана обеспечить координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции; выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке; обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу; осуществление операций с ценными бумагами в иностранной валюте, а также другие операции, относящиеся к сфере внешнеэкономической деятельности.
Финансовая
деятельность государства сводится
к выполнению трех основных функций:
это, во-первых, формирование в том
или ином виде денежных фондов государства,
во-вторых, использование этих фондов
для реализации своих задач и,
в-третьих, регулирование финансовых
взаимоотношений между
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
3.1 Совершенствование регулирования на финансовом рынке
Совершенствование
регулирования на финансовом рынке
должно осуществляться по трем основным
направлениям: во-первых, повышение
роли СРО и установление их более
тесной связи с государственным
регулятором финансового рынка,
во-вторых, унификация норм и правил
государственного регулирования деятельности
на финансовом рынке с постепенной
концентрацией государственных
функций по регулированию, контролю
и надзору на финансовом рынке
в одном государственном
С количественным
ростом и качественным усложнением
финансового рынка существует объективная
потребность в развитии функций
саморегулирования, что означает повышение
эффективности взаимодействия СРО
и государственных органов
В 2008-2009 годах необходимо закрепить в законодательстве
и в ведомственных актах требования к
принципам деятельности СРО и к стандартам
СРО. Следует поощрять создание в СРО страховых
фондов, обеспечивающих дополнительную
защиту инвесторов. Возможно, следует
рассмотреть ряд инициатив, направленных
на укрепление роли профессионального
сообщества в осуществлении контроля
на рынке ценных бумаг и снижении инвестиционных
рисков: предоставление возможности оказывать
услуги неквалифицированным инвесторам
только профессиональным участникам рынка
ценных бумаг, состоящим в СРО с более
жесткими стандартами профессиональной
деятельности; предоставление только
членам СРО возможности оказывать услуги
андеррайтера при публичном размещении
ценных бумаг, а также при размещении ценных
бумаг компаний с повышенным риском.
Ряд других возможностей расширения функций
СРО в связи с решением основных задач
по совершенствованию регулирования рынка
ценных бумаг содержатся в соответствующих
разделах доклада.
Следует предоставить СРО большие возможности при сборе и анализе отчетности участников финансового рынка. Также следует возложить на СРО функции анализа такой отчетности, ее обобщения и раскрытия в соответствии с правилами, установленными регулирующими органами.
Финансовый
рынок становится одним из приоритетных
секторов экономики, эффективность
управления которым может оказывать
влияние на общую эффективность
государственной экономической политики
[16]. Кроме того, в условиях формирования
и развития многоотраслевых финансовых
холдингов возникает специфическая задача
их комплексного регулирования, что, очевидно,
удобнее делать из единого центра. В этих
условиях вопрос о едином центре регулирования
финансового рынка приобретает особую
актуальность. Вместе с тем, решение этого
вопроса должно осуществляться с учетом
сложившейся системы государственного
управления в России. Дискуссия о создании
в России мегарегулятора в определенной
степени оказалась переведенной в плоскость
коллегиальности единого регулирующего
органа и его независимого статуса. Представляется,
что данные критерии деятельности не являются
приоритетными и, более того, в долгосрочной
перспективе могут существенно снизить
эффективность единого регулятора на
финансовом рынке. Представляется, что
решение вопроса о мегарегулировании
в России должно осуществляться, прежде
всего, путем унификации требований и
стандартов деятельности на финансовом
рынке, а также консолидации государственных
функций, которые могут быть осуществлены
в течение 2 - 3 лет.
В 2008 году необходимо приступить к унификации
требований по доверительному управлению
ценными бумагами, а также порядка регистрации
выпусков ценных бумаг.
В 2008-2009 году
необходимо дополнить унификацию доверительного
управления и регистрации выпусков
ценных бумаг унифицированными подходами
к регулированию рисков на рынке
ценных бумаг. Эти подходы могли
бы быть сформулированы на основе известных
Базельских принципов. Такие подходы уже
реализуются в рамках регулирования банковской
деятельности, и лишь отчасти, в рамках
регулирования профессиональной деятельности
на рынке ценных бумаг. Представляется,
что эти принципы следует в большей степени
распространять и на профессиональных
участников рынка ценных бумаг, с учетом
специфики деятельности таких участников,
видов осуществляемых операций, имеющихся
у них клиентов.
Следует рассмотреть вопрос объединения
регулирования близких по роду деятельности
финансовых институтов. Так, в 2004 году
ФСФР России переданы функции по регулированию
негосударственных пенсионных фондов.
Было бы целесообразным дополнить указанные
полномочия, полномочиями по регулированию
страховых организаций.
В 2008 году необходимо завершить работу
над проектом изменений и дополнений в
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»,
направленных на развитие системы пруденциального
надзора за профессиональными участниками
рынка ценных бумаг [16]. Система пруденциального
надзора позволит оперативно выявлять
и пресекать нарушения на рынке ценных
бумаг. Закон будет предусматривать несколько
уровней такого надзора, включая осуществление
самими участниками финансового рынка
внутреннего контроля за соблюдением
установленных требований законодательства,
контроль саморегулируемых организаций,
а также контроль со стороны государственных
органов.
Информация о работе Финансовый рынок и механизмы его регулирования