Финансовый механизм в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый механизм - активный элемент в системе управления, экономикой и финансами в обществе. В любом государстве для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется, как элемент управления и регулятор экономических отношений, финансовый механизм. Он, представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

Оглавление

Введение
1 Теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка
1.1 Сущность и значение финансового механизма в реализации финансовой политики
1.2 Содержание и структура финансового механизма
Заключение
Список использованных источников
Приложение А

Файлы: 1 файл

Microsoft Office Word Document.docx

— 54.21 Кб (Скачать)

Финансовый механизм подразделяется на директивный и  регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается  для финансовых отношений, в которых  непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система  организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и  на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно  не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных  ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений — агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные "правила  игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность  финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных  финансовых отношений на частных  предприятиях. В этом случае государство  устанавливает общий порядок  использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после  уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Финансовый механизм используется в реализации двух главных  элементов, составляющих финансовую политику:

1) Политика в  области государственных расходов.

2) Фискальная политика.

Проанализируем  первый элемент. К нему можно отнести  все программы, связанные с государственными расходами.

Во-первых, это общественные работы, которые на заре финансовой политики широко применялись, если экономике  угрожала депрессия и как ее следствие  — безработица. Такие программы  имели своей целью увеличить  занятость и зачастую являлись весьма поспешными и расточительными. Правда, есть и положительные примеры: в  послевоенной Германии крупные средства отводились на постройку новых дорог  и автомобильных магистралей, что  не только снизило уровень безработицы, но и положительно повлияло на развитие производства, а также освободило государство от обременительных  расходов в будущем, обеспечив страну на тот момент одной из лучших в  мире дорожной системой.

Однако теперь произошел  отход от политики общественных работ, что объясняется фактором времени. Так, правительство обычно узнает, что  экономика вступила в стадию спада  только после того, как последний  уже поразил хозяйство страны. Например, когда страны ОПЕК подняли  цены на нефть только немногие экономисты предвидели всю полноту последствий, которые данное повышение повлечет за собой. Стабилизационная политика стала  проводится лишь через несколько  месяцев после начала спада, когда  снижение деловой активности было заметно  уже невооруженным глазом.

Получив достоверную  информацию о поразившем страну кризисе, государственные органы начинают вырабатывать общественные программы, но к тому времени, когда они будут представлены и начнут реализовываться потребность  в них уже исчезнет, ибо время  депрессии станет подходить к  концу.

В общей сложности  следует отметить, что общественные работы являются неэффективным инструментом дискреционной политики.

Вторым инструментом дискреционной финансовой политики являются государственные программы  расходов на социальные нужды. Так, правительство  может воздержаться от выработки  дополнительных социальных пособий  в периоды инфляции, чем достигнет  снижения уровня потребительского спроса. Во время же депрессии оно повышает ассигнования на социальные нужды.

Однако недостатком  материальной помощи для краткосрочных  целей стабилизации является факт политического  порядка, что такие чрезвычайные программы сложно сократить, когда  положение снова улучшится.

Третий из основных рычагов, с помощью которых осуществляется управление финансами, — правительственные  закупки и инвестиции. Увеличение государственных инвестиций, как  и рост частных расходов, стимулирует  развитие промышленности, получающей новые заказы. Данное положение подтверждается следующим макороэкономическим  законом: S + M = C + In + Xn + G, то есть сбережения и импорт равняются сумме потребления, инвестиций, чистого экспорта и государственных  закупок. Иначе говоря, рост G или In приведет к смещению кривой C + In + Xn + G вверх  относительно графика сбережений и  импорта, что выразится в увеличении ЧНП [3, 269].

Наконец перейдем к  фискальной политике как второму  элементу финансовой политики. Сущность ее заключается в искусном изменении  налогового бремени в течение  всего экономического цикла.

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами  понимается обязательный взнос в  бюджет соответствующего уровня или  во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве  налогов и других платежей, а также  форм и методов их построения образует налоговую систему фискальной политики. При этом объекты налогообложения  весьма различны: среди них и доходы, и стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование  природными ресурсами, имуществом юридических  и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и прочие объекты, установленные законодательными актами.

Налоги как инструмент фискальной политики бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и  имущество: подоходный налог с граждан  и налог на прибыль фирм; на социальное страхование, на фонд заработной платы  и на рабочую силу (социальные взносы); поимущественные налоги, в том  числе налоги на собственность, включая  землю и другую недвижимость, налог  на перевод прибыли и капиталов  за рубеж. Они взымаются с конкретного  физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Ко второму виду относятся налоги на товары и услуги; налог с оборота или налог  на добавленную стоимость; акцизы (прямо  включаются в цену товаров и услуг); на наследство; на сделки с недвижимостью  и ценными бумагами и другие. Это  косвенные налоги, так как они  частично или полностью переносятся  на цену товаров или услуг.

Итак, основными  налогами в Республике Казахстан  являются:

1. Индивидуальный  подоходный налог, представляющий  собой вычет из годовых доходов  налогоплательщика.

2. Налог на прибыль  фирм и предприятий. Взымается  с чистой прибыли юридических  лиц (валовая выручка за вычетом  всех расходов и убытков).

3. Социальные взносы, то есть выплаты, осуществляемые  частично самими рабочими и  частично их работодателями, направляемые  в различные внебюджетные фонды:  по безработице, пенсионный и  так далее.

4. Поимущественные  налоги, то есть налоги на имущество,  дарение и наследство.

5. Налоги на товары  и услуги, прежде всего таможенные  пошлины и акцизы, а также НДС.

Исходя из описанной  системы налогообложения представляется возможным выделить такие главные  принципы фискальной политики:

а) Уровень налоговой  ставки должен устанавливаться с  учетом возможностей налогоплательщика, то есть его уровня доходов. Поскольку  возможности разных физических и  юридических лиц неодинаковы, для  них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, поэтому налог  с дохода должен быть прогрессивным.

б) Налогообложение  должно носить однократный характер, иначе цена товара, доходящего до потребителя  будет неоправданно завышена, что  сделает его неконкурентноспособным, с другой стороны постоянный налоговый  гнет лишит предпринимателя стимулов к проявлению деловой активности. Здесь примечательна замена налога с оборота подоходным налогом, в  результате чего производитель платит налог только на добавленную им стоимость, а не со всей выручки от продажи. Однако данные проблемы еще не полностью  устранены из казахстанского законодательства, что подчас приводит к облаганию  товара налогом несколько раз  подряд на каждом этапе его производства.

в) Обязательная уплата налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика  в неизбежности платежа. Система  штрафов и санкций должна быть такой, чтобы неуплата или несвоевременная  уплата налогов были менее выгодными , чем своевременное и честное  выполнение обязательств перед налоговыми органами.

г) Процедура выплаты  налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающих налоги.

д) Налоговая система  должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

е) Налоговая система  должна обеспечивать эффективное перераспределение  создаваемого ВНП.

Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам  построения налоговой системы нашего государства и регулировать экономические  взаимоотношения внутри федерации. Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие функции государственного управления налогообложением:

1. Обеспечение финансирования  государственных расходов, то есть  прямая функция налогов;

2. Поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения  между доходами отдельных групп  с целью сглаживания неравенства  между ними, недопущения резкого  расслоения общества (социальная  функция);

3. Государственное  антициклическое и противоинфляционное,  секторальное, отраслевое и региональное  регулирование экономики (собственно  регулирующая функция).

Раскрывая содержание социальной функции, хотелось бы отметить, что большинство граждан считают, что они платят слишком высокие  налоги, тогда как другие социальные группы платят слишком низкие, и  что государство расходует недостаточно средств для обеспечения их материального  благосостояния и чересчур много  отдает другим.

В связи с этим интересен принцип взимания налогов  в зависимости от способности  налогоплательщика, породивший систему  прогрессивного налогообложения: чем  выше доход (налоговая база), тем  непропорционально большая часть  его изымается в виде налога. Принцип  же пропорционального налогообложения  предусматривает одинаковую долю налога в доходах, независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают ее уменьшение по мере возрастания  налоговой базы (дохода).

Анализируя налоги как средство государственного управления деловой активностью , важно остановиться на регулирующих их функциях:

— установление и  изменение системы налогообложения;

— определение налоговых  ставок, их дифференциация;

— предоставление налоговых льгот — освобождение от налогов части прибылей и капитала с условиями их целевого использования  в соответствии с задачами общей  экономической политики правительства.

Важную регулирующую роль играют глобальные изменения ставок налогов. Так, глобальное понижение  налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной  деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости, и оживлению хозяйственной  коңюнктуры. Увеличение налогов —  обычный способ борьбы с повышенной деловой активностью.

Изменяя налоги на прибыль (прямые налоги), государство  может создать или уменьшить  дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных  налогов — воздействовать на фонд потребления в целом, на цены товаров  и услуг.

Избрав либеральную  или протекционистскую внешнеторговую политику, государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров  либо встречные уступки, либо ужесточение  условий национального экспорта. Таможенные пошлины — вид косвенных  налогов, повышение которых ведет  к удорожанию импорта, а вслед  за этим и отечественных товаров, к снижению внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой обострение конкуренции  на внутреннем рынке, замедление роста  цен, активизацию внешней торговли.

Однако дискреционная  фискальная политика, как и политика, основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд  своих недостатков. Помимо очевидных  политических трудностей, связанных  с длительным обсуждением в законодательных  органах (Парламенте РК) относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает  из того политического факта, что  в демократическом обществе может  быть трудно снова повысить налоги после преодоления спада.

В зависимости от особенностей отдельных подразделений  общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев  финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных  организаций, страховой механизм, а  также механизм функционирования государственных  финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные  звенья. Например, механизм государственных  финансов подразделяется на бюджетный  и механизм функционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным  делением можно выделить финансовый механизм государства и местных  органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки  зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяются его  функциональные звенья: мобилизация  ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д. [5, 308].

Каждая сфера  и отдельное звено финансового  механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны  и взаимозависимы. Вместе с тем  сферы и звенья функционируют  относительно самостоятельно. Это обстоятельство вызывает необходимость постоянного  согласования составляющих финансового  механизма. Внутренняя увязка составных (структурных и функциональных) звеньев  финансового механизма является важным условием его действенности.

Информация о работе Финансовый механизм в условиях рынка