Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:10, курсовая работа
Финансовый механизм - активный элемент в системе управления, экономикой и финансами в обществе. В любом государстве для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется, как элемент управления и регулятор экономических отношений, финансовый механизм. Он, представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.
Введение
1 Теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка
1.1 Сущность и значение финансового механизма в реализации финансовой политики
1.2 Содержание и структура финансового механизма
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной её реализации приносит положительные результаты. Её значение заключается в том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.
Финансовая политика
играет важную роль в развитии производительных
сил и рациональном их размещении
по территории страны. Она способствует
обеспечению финансовыми
История развития государства
имеет примеры противоположных
подходов к решению задач общества
с использованием финансов, финансовой
политики и механизма ее осуществления.
Так, в бытность Советского Союза
использовались жесткие, чрезмерно
централизованные директивные меры.
Часть этих мер, относящихся к
чрезвычайным, вызывалась напряженной
обстановкой, необходимостью преодоления
ситуаций, в которых решалась судьба
государства. В ряде случаев жесткие
меры, в том числе и финансовые,
определялись неправильными подходами
в хозяйственной жизни, волевыми,
непродуманными решениями, некомпетентным
руководством экономикой и финансами.
В такие периоды наблюдались,
по принципу обратной связи, замедление
темпов роста общественного
Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.
Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить три ее основных типа: классическая; регулирующая; планово-директивная. До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей. Основное ее направление — невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.
Финансовый механизм
строился исходя из этих целей финансовой
политики. Государство стремилось к
уменьшению расходов бюджета, сводившихся
в основном к расходам на военные
цели, выплату процентов по государственному
долгу и его погашению и
управление. Система налогообложения
должна была создать необходимое
поступление средств для
Система управления
финансовой деятельностью была проста
и сосредоточивалась, как правило,
в одном органе управления — министерстве
финансов (казначействе). Бурное развитие
производительных сил поставило
перед государством еще в XIX в. вопрос
об изменении подходов к финансовой
политике. Особенно остро встал вопрос
об этом в конце 20-х годов нынешнего
столетия, когда обострился весь комплекс
экономических, политических и социальных
проблем большинства
Основными инструментами
вмешательства в экономику
Система налогов
в условиях регулирующей финансовой
политики кардинально изменяется. Главным
механизмом регулирования становится
подоходный налог, использующий прогрессивные
ставки. Этот налог обеспечивает изъятие
у экономических субьектов
Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.
Изменяется система
управления финансами. Вместо единого
органа управления возникает несколько
самостоятельных
Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 — 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Свое теоретическое обоснование принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30 — 40-ые годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее задачей становится достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-ых же годов, включая также современную финансовой политику, приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятости, стимулированием экономического роста, выравниванием платежного баланса и другими.
В целом кейнсианская
регулирующая финансовая политика показала
свою сравнительную эффективность
в западных странах. Она обеспечила
в 30 — 60-х годах стабильный экономический
рост, высокий уровень занятости
и эффективную систему
В 70-х годах в
основу финансовой политики была положена
неоконсервативная стратегия, связанная
с неоклассическим направлением
экономической теории. Эта разновидность
финансовой политики не отказывалась
от регулирования как ее цели, но
ограничивала вмешательство государства
в экономику и социальную область.
Регулирование экономики
Финансовый механизм
в этих условиях исходит из необходимости
сокращения объема перераспределения
национального дохода через финансовую
систему, снижения бюджетного дефицита,
стимулирования роста сбережений как
источника производственного
Различные разновидности
регулирующей финансовой политики тесно
взаимосвязаны между собой. Поэтому
одинаковые или похожие инструменты
финансового механизма
Планово-директивная
финансовая политика применяется в
странах, использующих административно-командную
систему управления экономикой. Основанная
на государственной собственности
на средства производства плановая система
управления позволяет осуществлять
прямое директивное руководство
всеми сферами экономики и
социальной жизни, в том числе
и финансами. Цель финансовой политики
в этих условиях — обеспечение
максимальной концентрации финансовых
ресурсов у государства (в первую
очередь у центральных органов
власти и управления) для их последующего
перераспределения в
Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти [6, 106].
Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода (с последующими небольшими изменениями). Чистый доход государственных предприятий изымался в бюджет вначале при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то есть государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода.
Регулирование использования
денежных доходов населения
Изъятие средств
у местных органов власти обеспечивалось
ограничением в установлении самостоятельных
источников доходов местных бюджетов.
Система местных доходов
Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, "долгостроя", военных расходов и т. п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитии отраслей социальной сферы.
Управление финансами
осуществлялось из единого центра —
Министерства финансов, которое занималось
всеми вопросами использования
финансового механизма в
Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т. п. ). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.
Финансовая политика начала периода самостоятельного развития Казахстана отличалась непоследовательностью и противоречивостью.
С одной стороны, на выбор политики оказывали влияние факторы дестабилизации в постсоветском пространстве, и финансовые мероприятия вынужденно следовали проводимым в других странах. Это определялось общностью хозяйственных связей, взаимозависимостью экономик, единой валютой, общими границами, сложившимся менталитетом населения стран СНГ. Данная группа факторов вызвана сменой общественно-экономической формации, что сопровождалось радикальной ломкой сложившихся отношений, систем, механизмов. В экономике проводилась так называемая «шоковая терапия» в целях скорейшего перехода к рыночной формации: либерализация цен и рынков, отказ от плановых начал, снятие валютных ограничений, государственной монополии на ключевые виды экономической деятельности, ослабление контроля за работой низовых структур национального хозяйства.