Финансовый кризис в России 2008-2009г

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Слово «кризис» в 2008-2009 годах звучало, наверное, чаще другого любого слова. Мировой финансовый кризис затронул или еще затронет практически все страны мира, за исключением самых бедных стран, которые и так находятся в перманентном финансовом кризисе. Сейчас как никогда важно владеть актуальной информацией о современном экономическом кризисе. Необходимо понять, что полезного можно извлечь из сложившейся ситуации, когда и какое решение стоит принять, чтобы правильно и вовремя среагировать на те или иные изменения в работе, политике, экономике, обществе.

Оглавление

Введение 3
Глава1. Теоретические аспекты кризисов. 4
1.1 Понятие и виды кризисов. 4
1.2 Причины кризисов. 10
Глава 2. Особенности мирового кризиса. 13
2.1 Воздействие кризиса на рынки. 13
Фондовый рынок 13
2.2 Хронология кризиса. 19
2.3 Действия руководства страны 40
Заключение 41
Список используемой литературы: 44

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 754.03 Кб (Скачать)

    24  марта  заместитель  Председателя   Правительства   и   министр   финансов Алексей  Кудрин  на  расширенной коллегии Минэкономразвития РФ заявил, что  ожидает  вторую  волну  проблем  в  финансовой  системе,  связанную   с невозвратом   кредитов   в   реальной  сфере  экономики,  и  снижение   цен на нефть.  Это  заявление вызвало падение российских  фондовых   индексов. 15 апреля  Росстат  сообщил,  что  промпроизводство  в I квартале снизилось по сравнению с I   кварталом   2008   года  на  14,3 %;  23   апреля  замминистра экономического  развития  Андрей  Клепач  сообщил,  что падение  в первом квартале   вышло   гораздо   хуже,  чем   предполагало   правительство:   ВВП снизился  на  9,5 %  в  сравнении с  I  кварталом 2008, а прогноз был минус 7-8 %.                                                                                                          

    Опубликованный   22  апреля   прогноз  Международного   валютного   фонда (МВФ)   (предыдущий   был  в  январе)  скорректировал показатели спада для России до 6 % в 2009 году.                                                                                     

    Как  отмечал  27 апреля журнал «Эксперт», «мартовская статистика показала, что спад в российской промышленности закончился», «всего на 7 % сократились  реальные  доходы населения, всего на 11 % - объемы розничной торговли и не дотянуло до 20 % сокращение инвестиций. Такие соотношения не характерны для затяжных рецессий. Скорее они характерны для краткосрочных, но энергичных спадов».                                                                 

    15   мая   Росстат   сообщил,   что   ВВП   РФ   в  I квартале 2009г снизился по сравнению  с  IV  кварталом  2008г  на  23,2 %  в  номинальном  выражении; в реальном   же  выражении  -  на  35 %,  половину   которых   можно отнести к сезонным факторам.                                                                                

    «Независимая газета»  писала,  что  по  итогам  первого  полугодия  2009 года «Россия стала безусловным лидером среди крупных стран  по относительным темпам   падения  экономики   по    сравнению   с   докризисным   периодом».   Согласно  данным  Росстата  в  начале  августа  2009  года, по итогам второго квартала ВВП России вырос на 7,5 % по отношению  к первому  кварталу;  по сравнению  с  тем  же периодом  прошлого года показатели -  отрицательные: минус  10,9  процента;  24  августа  Клепач  заявил   об   окончании рецессии.           

    В  опубликованном 12  октября  2009  года  интервью  руководитель  Росстата В. Л. Соколин говорил, в частности: « Если исходить из модели, применяемой   Росстатом,  то  она не  подтверждает   данные Минэкономразвития  о  том,  что  мы  уже  пошли вверх. Я имею в виду такой показатель,  как  тренд - динамику  с исключением всевозможных сезонных и календарных  факторов.  Если взять, например, промышленное производство, то  четыре  последних  месяца  эта  линия  идёт   абсолютно  горизонтально» .        30  декабря  2009  года  В. В. Путин  заявил,  что  активная  фаза  российского экономического кризиса преодолена.                                                                     

    В  2009  году  индекс  потребительских  цен в России повысился на 8,8 %, это самый низкий показатель инфляции в новейшей истории России.                               По  данным доклада Росстата, обнародованным в феврале 2010 года, падение российского  ВВП  в  2009  году   составило  7,9 %,  что  явилось   наихудшим результатом среди стран «восьмерки» в 2009 году.                                  Согласно  данным,  опубликованным  11  марта  2010  года  журналом Forbes, число миллиардеров  за 2009  год в России почти удвоилось, увеличившись с 32  до  62  человек,  что эксперты  объясняли ростом  цен на нефть и ростом фондовых рынков — в том числе и за счёт антикризисных вливаний российского правительства. До кризиса число российских миллиардеров, по данным Forbes, превышало 100 человек.                                                              

      В   марте  2010  года   в   докладе   Всемирного  банка  отмечалось, что потери экономики  России  оказались  меньше, чем  это  ожидалось в начале кризиса. По    мнению    Всемирного    банка,    отчасти    это     произошло   благодаря масштабным  антикризисным  мерам,  которые  предприняло  правительство.  По  итогам первого квартала  2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии.                                                  

    20  апреля  2010  года  на  выступлении   в Госдуме с отчётом правительства о работе  в  2009 году,  премьер-министр РФ В. В. Путин заявил, что экономика России  вышла  из  продолжительной рецессии и начала своё восстановление: «Рецессия  в  нашей экономике закончилась. Более того, у нас очень хорошие стали  стартовые  условия  для  дальнейшего движения вперед. Это не значит, что кризис закончился, но рецессия закончилась».                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Август - октябрь 2008 года                                                                                                   

    Стремясь   предотвратить   кризис   ликвидности,   в   августе   Министерство финансов России  разместило  в   коммерческих   банках   166 млрд. рублей; в сентябре - 763   млрд. рублей   (лимит   повышен   до   1,5 трлн.  рублей);  ещё 300 млрд. рублей были высвобождены ЦБ посредством снижения требования к резервам  банков. В  сентябре-октябре  2008   года   правительством  России были  объявлены  первые  антикризисные   меры,  направленные  на  решение самой  неотложной  на  тот  момент  задачи: укрепление финансовой системы России.   В   число   этих   мер   вошли   инструменты   денежно-кредитной, бюджетной    и   квазифискальной    политики,  которые   были   нацелены  на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков.  Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой  системы, превысили  3 % ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам:   предоставлением   ликвидности   в  виде  субординированных кредитов  и  посредством вливаний в капитал банковской системы. По оценке Всемирного    банка,  «это   позволило   добиться   стабилизации   банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского  сектора».   7  октября  2008 года Президент России Д. Медведев, после   совещания   с  экономическим    блоком   правительства,   сказал,   что государство предоставит российским банкам  субординированный  кредит на сумму  до  950  млрд. рублей  сроком  не  менее  чем  на  пять  лет. Из   общей суммы кредита  Сбербанк должен был получить до 500 млрд. рублей, ВТБ  до 200 млрд. рублей,   Россельхозбанк -  до 25 млрд. рублей; оставшиеся 225 млрд. смогут  получить  прочие  российские  банки при условии, что сумма кредита не будет превышать 15 % уставного капитала банка, а владельцы банка будут готовы внести два рубля своих средств на рубль государственных.  The  Financial  Times от 10 октября 2008 года отмечала, что накопленные резервные средства России, по мнению экспертов, дают стране преимущество: «Президент Дмитрий Медведев пообещал выделить примерно   20 миллиардов  долларов бюджетных средств для интервенции на фондовом рынке с  целью  покупки  акций. Десятки  миллиардов  долларов из бюджета  были  также  перечислены  на  счета  неплатежеспособных банков в виде займов. Государственный Внешэкономбанк предоставил  50 миллиардов долларов заёмных средств тем российским компаниям, которые не в состоянии  справиться  с  выплатой  валютных  долгов.  В  результате  Россия оказалась  в  довольно  неплохом  положении,  будучи  в состоянии пережить нынешний кризис. У нее огромные запасы денежных средств, а ее банковская система  хоть  и  нестабильна,  но  не  настолько   велика   в  сопоставлении  с остальной экономикой, как в западных странах».                                                    

    10  октября  2008  года   Государственная   дума  приняла  ряд законопроектов по  стабилизации  финансовой системы.  В  частности,  поправки   разрешают размещать  средства  Фонда  национального  благосостояния во Внешэкономбанке  на  депозиты  до  31 декабря   2019 года  на  общую сумму не  более  450 млрд. рублей  по ставке 7 % годовых в порядке, установленном российским  правительством.  Член   комитета  Госдумы   по   экономической политике  Наталья  Ермакова выразила мнение, что тем самым «законодатель дает Центробанку еще один сильный инструмент для того, чтобы поддерживать ликвидность».  Аналитики, опрошенные журналом  «Эксперт», позитивно оценили принятые меры: «Меры,  направленные  на стабилизацию финансовой  системы  России,  безусловно, улучшат ситуацию в экономике и приведут  к  тому,  что  повысится  ликвидность  финансового рынка в целом, снизится напряженность на рынке межбанковского кредитования, на долговом и фондовом рынках».  Также 10 октября, Председатель Правительства В. Путин заявил, что в роли оператора размещения госсредств (включая средства Фонда национального благосостояния России) в российские акции и облигации выступит Банк развития  (Внешэкономбанк), в котором   он   является    председателем   Наблюдательного  совета.  Министр финансов А. Кудрин в Вашингтоне заявил, что будет рассмотрена возможность использовать для поддержания российского фондового рынка  и средства  пенсионных   накоплений;   он   также   сказал,  что   кризис   может продолжаться  «более  двух  лет», а  роста  российских активов «нужно будет ждать в течение 3- 5 лет». За неделю,  прошедшую  после  заявлений  Путина, Медведева  и  Кудрина,  к  17  октября  2008 года индекс РТС упал на 21 %. В целом  за  пять   месяцев  индекс  РТС   потерял  более  73 %,  опустившись  с 2487,92 пункта 19 мая 2008 года до 667,62 пункта 17 октября 2008 года.       

    13  октября  2008  года  Президент   Медведев  подписал  пакет законов,  ранее принятый   Государственной   Думой   и   одобренный   Советом   Федерации; Д. Медведев  отметил на встрече с помощником Президента А. Дворковичем, что законы  касаются  «одного вопроса: обеспечения стабилизации на нашем финансовом рынке - имея  в  виду,  естественно,  те очень сложные процессы, которые  сегодня  происходят  на  международных финансовых рынках, нашу зависимость  от  этих  процессов  и  необходимость   предотвратить  наиболее сложные  последствия  для нашей  страны. Правительство сейчас приступит к реализации  этих  законов».   Дворкович,   со  своей стороны,  сказал, что для «начала размещения средств Фонда национального благосостояния на внутреннем финансовом рынке» будет достаточно акта Правительства, проект которого  «подготовлен».  Русский  Newsweek от 13 октября 2008 года сообщал,  что   ВЭБ   уже   под   обеспечение   кредита забирает в залог акции российских  предприятий,  что  создаёт  «риск  национализации»  и   передела собственности.  Аналогичные опасения высказывал крупный предприниматель  и  депутат  Госдумы  четвёртого  созыва А. Е. Лебедев:  «В политической  элите  есть  сторонники  идеи  о возврате   контроля над этими бизнесами  государству.  Кризис  представляет  для  этого  удобный  путь. Правительство  рефинансирует  долги  этих  компаний   перед иностранными кредиторами,  а  спустя некоторое время становится владельцем контрольных пакетов акций. И не нужно ни платить много, как за Сибнефть, ни банкротить и возбуждать уголовные дела, как с ЮКОСом.» Политолог А. Белковский считал, что «те меры, которые сегодня принимает правительство против финансового кризиса, фактически направлены на одну цель - на  спасение  личных   кошельков   нескольких   сотен   представителей правящей элиты».  Такое  же мнение  высказывала  газета  Ведомости в своей редакционной статье от 23 октября 2008 года: «Государство, долго не раздумывая, кинулось спасать бизнесменов. Объём государственной помощи приближается к  6 трлн. руб. -  это   ненамного   уступает   расходам   недавно уточнённого  бюджета  России  на  2008 г.  (6,75 трлн. руб.).  Вроде  бы  то же самое  сейчас  делают  все  правительства,  у  которых есть хоть какие-нибудь денежные запасы.  Но  с принципиальным отличием: они на государственные средства спасают систему,  поддерживая  ее там, где кризис прорвал оборону, а  мы  спасаем конкретный бизнес конкретных людей» . 23 октября 2008 года Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях поправки в федеральный бюджет на 2008—2010 годы, которые увеличивают финансирование по отдельным антикризисным направлениям; также были приняты законы, расширяющие  полномочия  Банка России, позволяя ему идти на «спецмеры» по  скупке  кризисных  банков  и  оперировать  не  только  государственными ценными  бумагами,  но  и    осуществлять    куплю-продажу   корпоративных ценных бумаг. 27 октября 2008 года, в обстановке секретности, Наблюдательный  совет  Внешэкономбанка  одобрил   выделение  денег  ряду компаний,  распределив  около  $10 млрд. из общей суммы $50 млрд.: в числе компаний,  спасаемых  от  проблем с margin call, были UC Rusal, ритейлер X5 Retail Group,  Вымпелком; часть   средств получило  также ОАО РЖД. Около половины выделенной ВЭБом суммы -  $4,5 млрд.  - досталось компании О. Дерипаски UC Rusal. 
 
 
 
 

    Ноябрь - декабрь 2008 года

    8 ноября 2008 года Председатель Правительства  В. Путин утвердил подготовленный в соответствии с поручением Президента Дмитрия Медведева «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом  секторе  и  отдельных отраслях  экономики. 11 ноября 2008 года Президент   Д. Медведев   в  Кремле   на   встрече   с   президиумом  Торгово-промышленной  палаты  (ТПП)  России  заявил  о   необходимости  сократить число  посредников,  участвующих  в  распределении   государственных ресурсов  конкретным  предприятиям;  также было  сказано о необходимости усиления государственного контроля за деятельностью банков. В тот же день ЦБ РФ  объявил  о «расширении с 11 ноября 2008  года коридора допустимых колебаний операционного ориентира курсовой политики -  рублёвой стоимости  бивалютной  корзины»  симметрично в каждую  сторону.  Газета «Ведомости»  от  17  ноября  2008  года,  говоря о  значении   антикризисного саммита G20, по итогам которого Президент Медведев поставил подпись под декларацией, которая, в частности, обязывает участников   воздерживаться от каких-либо новых торговых заградительных мер,  отмечала: «Годовой мораторий  на  протекционистские  меры, с  которым   согласились все участники саммита, -  с одной  стороны, довольно  общее  заявление, с другой -  накладывает  некие  ограничения,  прежде всего,  моральные. Никаких механизмов принуждения  к соблюдению  моратория нет. Но, конечно,   страну,  заподозренную  в  протекционизме,  остальные  участники „двадцатки“ смогут публично осудить. В этом смысле  очень  интересно,  как будет  действовать  российское  правительство.  Наш план борьбы с кризисом на протекционизме  держится. В нём предусмотрено повышение таможенных пошлин  на несколько  десятков товарных позиций, в том числе запретительные  пошлины  на  ввоз  иностранных  автомобилей  старше  пяти лет.  Поставщики  российских  товаров  получат  ценовые  преференции   при госзакупках:   их  признают  победителями,  даже  если  товар  дороже иностранного   аналога  на  5-25 %.  А  сельхозпроизводители   и   экспортеры получат  от  государства  щедрые  субсидии».  Утверждённый ранее, 8 ноября 2008   года,   Председателем  Правительств  В. Путиным  «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и  отдельных отраслях  экономики»  предусматривал  повышение  импортных   пошлин  на широкий круг товаров.

    17 ноября В. Путин публично поставил  под  сомнение обязательство   об  отказе  от  протекционизма,  заявив,  что  Россия выполнит решения саммита G20, но реализует намеченные меры по защите национальных интересов.                                                                                        

Информация о работе Финансовый кризис в России 2008-2009г