Финансовый кризис 2008 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы явилось тщательное исследование всех негативных тенденций, имевших место в российской экономике, выяснение причин мирового финансового кризиса, а также экономическая политика российского правительства во время кризиса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Мировой финансовый кризис…………………………………………………..5
1. Хронология развития кризиса……………………………………………..5
2. Кто виноват или в чем причина кризиса...................................................14
2.Россия в условиях кризиса……………………………………………………17
3.Экономическая политика российского правительства во время кризиса в 2008 году ………………………………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….37
Глоссарий………………………………………………………………………...39
Список используемой литературы……………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Финансовый кризис 2008 года.docx

— 98.77 Кб (Скачать)

     Но  благодаря потребительскому буму, который  продолжался на российском авторынке  вплоть до конца лета, по итогам всего 2008 года он покажет приличный рост. По прогнозам экспертов, в этом году в России будет собрано 600 000 иномарок по сравнению с 440 000 в 2007 году, т.е. на 36% больше.26 Согласно последним данным «АвтоВАЗа», растет и его производство: за январь-ноябрь собрано 742 800 машин, что на 10,3% больше того же периода прошлого года, и уже превышает объемы производства за весь 2007 год, когда было выпущено 736 000 машин. Однако этот прирост достигнут исключительно за счет продаж машин «Лада» в зарубежье, главным образом, в ближнее. На внутреннем же рынке продажи «АвтоВАЗа» за 11 месяцев этого года снизились на 2,6% - до 585 000 автомобилей.

     Сейчас  уже ясно, что экономический кризис, так или иначе, затронет почти  все население страны. Одним из главных его следствий может  стать массовая безработица. Хотя по мнению известного экономиста, академика РАН, профессора, доктора экономических наук Сергея Глазьева: «Никаких серьезных оснований для паники в связи с финансовым кризисом ни у российского бизнеса, ни у рядовых граждан пока не существует, так что работодатели, начавшие сокращение персонала, поспешили с увольнением сотрудников».27 Проблема потери работы имеет место. Как сообщил вице-премьер Александр Жуков, только в период с 10 по 16 декабря число зарегистрированных безработных увеличилось на 70 тыс. человек, а число людей, переведенных на неполный рабочий день или отправленных в вынужденные отпуска, за это же время выросло на 207 тысяч. Всего же, по данным Росстата, на конец ноября армия безработных насчитывала 5 млн человек – это на 376 тыс. человек больше, чем в октябре.28 В кино уже наблюдается безработица – такая же, как у банкиров и сотрудников автосалонов: из 80 картин, находившихся в производстве на крупнейшей в стране студии «Мосфильм», остановлены 24. Причина та же, что и у других, - банки перестали давать кредиты»29

     Возвращается  и еще один подзабытый способ экономии на персонале – задержка выплаты  заработной платы. За тот же октябрь  задолженность работодателей перед  своими сотрудниками выросла сразу  на 33,4% до 4 млрд рублей.30

     Около половины потерянных темпов роста по сравнению с ожидавшимся ростом ВВП 7,8% эксперты объясняют снижением  экспортных цен. Но, несмотря на начавшийся спад в ряде ведущих секторов экономики, благодаря росту торговли в IV квартале ожидается рост ВВП на 2,5%, так  считают в Минэкономразвития. По итогам же года рост внутреннего валового продукта должен составить порядка 6%.31

     Уже по итогам 2008г можно сказать, что  мировой финансовый кризис негативно  сказывается на российской экономике, но правительство пытается сделать  все возможное, чтобы смягчить удар. 

 

     
  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО  ПРАВИТЕЛЬСТВА ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА  В 2008 ГОДУ
 

     Мир борется с финансовым кризисом. Россия в этом плане не остается в стороне, доказательством чего является утвержденный 7 ноября 2008г. правительственный План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и  отдельных отраслях экономики. Триллионы  долларов уже потратили ведущие  державы, включая Россию, на борьбу с кризисом. Финансовые затраты России (уже сделанные и запланированные) на преодоление кризиса пока составляют 6 трлн руб., что равно 13,9% от объема ВВП (2008г.), что примерно в 5 раз меньше аналогичных затрат Великобритании, в 17 раз меньше – США и т.д. (см. табл. 3.1).32 

     Таблица 3.1

    Страна Финансовые  затраты, млрд долл. В % от ВВП страны (2008г.)
    Россия 222 13,9
    Великобритания 1020 37
    США 3539 25
    Германия 893 23
    Япония 576 12
    Китай 570 13
 

     В таблице (см. табл. 3.2) приведены направления  использования средств, выделяемых на борьбу с кризисом, из которых  видно, что страны мира выделяют ресурсы  на предоставление госгарантий – 52%, когда в России этот показатель равен 0%. Зато на капитализацию (прежде всего  банков) выделяет 84% средств, что значительно превышает долю средств, выделяемых на эти цели в среднем по странам мира – 15%.32 

     Таблица 3.2

Страна Госгарантии Капитализация Покупка активов Другое Итого
  млрд долл. в % к итогу млрд долл. в % к итогу млрд долл. в % к итогу млрд долл. в % к итогу млрд долл.
Россия 0 0 185 84 11 5 25 11 222
Великобритания 393 39 79 8 0 0 549 54 1020
США 1769 50 714 20 663 19 394 11 3539
Германия 539 60 177 20 0 0 176 20 893
Япония 303 53 0 0 0 0 273 47 576
Китай 0 0 0 0 0 0 570 100 570
 

     То  есть международное сообщество достаточно быстро и абсолютно точно установило основную болевую точку: нынешний кризис – это кризис доверия. Граждане вновь  должны доверять банкам, все налогоплательщики  – государству. А потому национальные антикризисные программы первостепенное внимание уделяют повышению уровня доверия. Хотя в России кризис не оценивается  как кризис доверия.

     Нестабильность  на мировых финансовых рынках заставила  многих международных инвесторов выводить свои средства с рынков других стран, акции которых также стали  заметно снижаться. Это в большей  степени коснулось и российского  рынка.

     В результате российские регуляторы были вынуждены принять ряд мер  по расширению ликвидности на рынке (снижение ФОР, возможность использовать бюджетные средства на покупку ряда акций, снижение экспортных пошлин на нефть и др.; см. табл. 3.3)33. 

     Таблица 3.3

Банк  России Минфин
• Предоставление субординированного кредита Сбербанку (500 млрд руб.)

• Размещение депозита в ВЭБ для выдачи кредитов организациям (50 млрд долл.)

• Компенсация  части убытков на рынке МБК, возникших  из-за отзыва лицензии у банка-контрагента

• Расширение инструментов рефинансирования

• Снижение нормативов обязательных резервов (до 0,5)

• Выдача необеспеченных кредитов

• Повышение  ставок по депозитам в ЦБ РФ

• Участие в  торгах на фондовом рынке

• Размещение беззалоговых кредитов из временно свободных средств  федерального бюджета

• Увеличение лимита депозитных кредитов негосударственным  банкам

• Рефинансирование ипотечных вкладов АИЖК

• Размещение депозита в ВЭБ из Фонда национального  благосостояния для выдачи субординированных  кредитов (625 млрд руб.)

• Поддержка  реального сектора через фондовый рынок (175 млрд руб.)

• Предоставление средств АСВ для поддержки  капитализации банков (200 млрд руб.)

• Увеличение гарантий вкладов населения

(до 700 тыс. руб.)

 

     В принятом Госдумой во втором и третьем  чтениях пакете антикризисных поправок в закон о федеральном бюджете  на 2008-2010 годы указаны средства, направленные на поддержку финансового рынка  и различных отраслей российской экономики, которые будут выделены за счет экономии и перераспределения  бюджетных расходов. В частности, депутаты предлагают увеличить взнос  правительства РФ в уставный капитал  Агентства ипотечного жилищного  кредитования (АИЖК) в размере 60 миллиардов рублей.34 Предполагается, что АИЖК будет выдавать средства банкам, кредитовавшим покупателей квартир и застройщиков. Госкорпорация также предложит выкупить у строителей жилье, которое они не в состоянии достроить сами. АСВ (Агентство по страхованию вкладов) же будет заниматься поиском инвесторов для приобретения "проблемных" банков и выдачей кредитов покупателям на их финансовое оздоровление. Ранее предполагалось, что 75 миллиардов рублей, выданных ВЭБ (Внешэкономбанк), будут использованы именно для скупки проблемных банков. 175 миллиардов рублей пойдут на выкуп с бирж ценных бумаг российских компаний, которые подешевели из-за резкого падения российского фондового рынка, вызванного мировым финансовым кризисом и оттоком средств из РФ. Распорядителем этих средств также будет ВЭБ. Позже акции будут вновь проданы на рынок.

     Чтобы минимизировать риски оттока рублевых средств на валютный рынок с последующим  давлением на валютный курс и увеличением  курсовых колебаний Банк России с  ноября 2008г рекомендовал коммерческим банкам поддерживать среднемесячный остаток  иностранной валюты не выше уровня, сложившегося за период с 1 августа  по 2 октября. Нарушения указанных  рекомендаций будут учитываться  при установлении лимитов на участие банков в беззалоговых аукционах Банка России, организованные для того, чтобы федеральная власть оказала банкам всестороннюю государственную поддержку в момент острого кризиса. Так же был разработан «список доверия» Центрального банка России, состоящий из 50 банков, которые будут иметь доступ к беззалоговым кредитам ЦБ. А в «Сбербанке» было дано письменное распоряжение за подписью президента Германа Грефа о приостановке выдачи розничных кредитов в валюте, объясняя такое решение возросшими валютными рисками.35

     Для увеличения поддержки субъектов  Федерации в следующем году в  размере 200-400 млрд рублей могут быть задействовать средства, накопленные  в Резервном фонде (составной  части Международных резервов), в  котором сейчас накоплено 134,6 млрд доллр. или 3,57 трлн рублей, так заявил министр  финансов Алексей Кудрин 19 ноября на «парламентском часе» в Госдуме, выступая с отчетом об управлении Международными резервами России: «Всего же из Резервного фонда в 2009 году правительство  может зачерпнуть 500 млрд рублей»36. Было также объявлено о возможном использовании части средств Фонда национального благосостояния и пенсионных накоплений для вложений в российские акции с целью поддержки рынка.

     Для снижения налогового бремени в условиях финансового кризиса, когда любое  послабление для бизнеса как  нельзя кстати, внесены поправки и  в Налоговый кодекс. На съезде «Единой  России» премьер-министр Владимир Путин заявил, что налог на прибыль  снизится на 4% за счет федеральной части  налога. Сейчас ставка налога на прибыль  составляет 24%, из них 6,5% уходят в федеральный  бюджет. Фактически «федеральная» часть  налога уменьшится до 2,5%.37 Кроме этого, с 1 января 2009 года будет оптимизирован порядок начисления НДС по авансовым платежам и увеличен размер амортизационных премий до 30%, напомнил премьер-министр.

     В пакете налоговых мер по стимулированию экономики, объявленном в конце  сентября, пожалуй, самой заметной и  эффективной стала мера по снижению экспортной пошлины на нефть. А с  января нефтяные компании начнут получать льготы по НДПИ за счет роста необлагаемой базы с $9 до $15, что позволит сэкономить $1,32 с каждого барреля добытой  нефти или порядка $4,7 млрд для  отрасли в целом; государство  продолжит регулировать экспортные пошлины в ручном режиме; функция  государства как основного кредитора  также сохранится.38

     На  совещание по вопросу о дополнительных мерах по стабилизации и оздоровлению ситуации в российской автомобильной  промышленности, которое провел глава  кабинета министров Владимир Путин, было принято решение о дополнительном выделении 12,5 млрд руб. на госзакупки автомобилей. «Государство также поможет производителям разместить в 2009 году облигации в  объеме до 60 млрд руб. Для повышения  привлекательности этих бумаг под  них будут предоставлены госгарантии, а для банков, выкупивших эти облигации, открыто рефинансирование со стороны  ЦБ», – сказал Премьер-министр.39

     Минсельхоз  разработал план преодоления кризисной  ситуации в АПК (агропромышленный комплекс), который, в частности, предполагает субсидирование процентных ставок по кредитам для сельхозпроизводителей  и сокращение импорта свинины  и птицы. Вот ряд мер, принятых для поддержки АПК, о которых  заявил министр сельского хозяйства  РФ Алексей Гордеев на заседании  совета по нацпроектам 40:

  • в федеральной части бюджета госпрограммы 2008г. было добавлено 60 млрд рублей, увеличение составило порядка 75%;
  • дополнительно были выделены финансовые средства на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений в размере 8 млрд рублей, на комбикорма для свиноводства и птицеводства - 10 млрд рублей и еще 10 млрд рублей на компенсацию затрат на приобретение сельхозпроизводителям дизельного топлива;
  • для завершения начатых инвестиционных проектов по животноводству намечено осуществить целевое долгосрочное фондирование банков в объеме не менее 72 млрд рублей;
  • с 2009г. года возрастет размер субсидирования затрат на уплату процентов по кредитам до 80%, а по молочному скотоводству компенсация будет составлять 100%, на эти цели увеличение бюджета составило 17 млрд рублей;
  • сокращение на 300 тысяч тонн квоты на ввоз мяса птицы на 2009 год, в том числе из США, аналогичные меры приняты в отношении свинины (на 200 тысяч тонн);
  • планируется в 2009г. реализация новых направлений, таких, в частности, как поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках "пилотных проектов", поддержка экономически значимых региональных программ, переход к предоставлению субсидий регионам с учетом их бюджетной обеспеченности;
  • дополнительно увеличен бюджет госпрограммы на 2009 год на 87 млрд рублей.

Информация о работе Финансовый кризис 2008 года