Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:53, курсовая работа
В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
Введение……………………………………………………………………..…..3-4
1.Сущность финансового анализа………………………………………....…..5-6
1.1Цели и методы финансового анализа…………………………….........….6-10
1.2Содержание финансового анализа………………..………………….….10-12
2.Место и роль финансового анализа в аудите………………………........ 13-14
2.1Финансовый анализ как метод аудиторского доказательства….……...14-17
2.2Финансовый анализ как вид услуг, сопутствующих аудиту…………..17-23
3.Финансовая устойчивость как один из показателей оценки финансового
состояния предприятия………………………………………………............23-31
3.1Методика оценки финансовой устойчивости предприятия…………....31-37
3.2Расчёт и оценка финансовых коэффициентов устойчивости…….........37-49
Заключение…………………………………………………………………...50-51
Список использованной литературы…………………………………………..
- трендовый анализ — определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, избавленной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов посредством сравнения каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов. С помощью тренда прогнозируются возможные значения показателя в будущем периоде, а следовательно, ведется перспективный анализ;
-факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть прямым (собственно анализ), при котором результативный показатель разлагают на составные элементы, и обратным (синтез), при котором по отдельным элементам формируется результативный показатель;
-анализ относительных показателей (коэффициентов) — метод анализа на основе расчета отношений между отдельными позициями финансовой отчетности с целью определения взаимосвязи показателей.
Кроме перечисленных основных аналитических методов исследования финансовой отчетности существуют научно обоснованные приемы финансового анализа:
-традиционные — сопоставление, сравнение, группировка;
-экономико-математические — графический, матричный методы, метод линейного программирования, метод корреляционно-регрессионного анализа, метод теории множеств и др.;
-эвристические — методы, основанные на экспертных оценках специалистов, их интуиции, прошлом опыте.
Конкретный метод анализа аудитор выбирает исходя из задач анализа, своего опыта и профессиональной квалификации, объема и состава информационной базы финансового анализа
1.2 Содержание финансового анализа.
Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансового анализа и производственного управленческого анализа.
Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Такое разделение анализа несколько условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа и наоборот. В интересах дела оба вида анализа подпитывают друг друга информацией.
Особенностями внешнего финансового анализа являются:
-множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;
-разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
-наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;
-ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;
-ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;
-максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. Этот анализ на основе только отчетных данных, которые содержат лишь весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия, не позволяет раскрыть всех секретов успеха или неудач в деятельности предприятия.
Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют:
-анализ абсолютных показателей прибыли;
-анализ относительных показателей рентабельности;
-анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;
-анализ эффективности использования заемного капитала;
-экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.
Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности. Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа. Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и другие данные системного бухгалтерского учета.
Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли.
В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности. Вопросы финансового и управленческого анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.
Особенностями управленческого анализа являются:
-ориентация результатов анализа на свое руководство;
-использование всех источников информации для анализа;
-отсутствие регламентации анализа со стороны;
-комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;
-интеграция учета, анализа, планирования и принятия решения;
-максимальная
закрытость результатов анализа в целях
сохранения коммерческой тайны.
2. Место и роль финансового анализа в аудите.
В развитии практики аудита большое значение сыграло разделение интересов различных партнерских групп предприятия (коммерческой организации): интересы администрации предприятия и интересы собственников, акционеров, инвесторов.
Значимость аудиторской проверки с точки зрения собственника (инвестора) заключается не только в получении информации о достоверности финансовых результатов предприятия и соответствии учетной политики действующему законодательству, но и в овладении следующей аналитической информацией для обоснованности принятия решения по управлению инвестициями:
-динамика предприятия — рост, стабильность, спад;
-структура капитала предприятия: предполагает ли данная структура риск для вложенного капитала;
-место предприятия среди других предприятий данной отрасли предпринимательства.
Исполнительной администрации в результате проведения аудита важно определить резервы роста эффективности коммерческой деятельности, факторы роста прибыли, сокращения потерь.
Финансовый анализ как составная часть аудита дает ответы на эти и другие вопросы. Можно смело утверждать, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования.
Аналитические процедуры при проведении аудиторской проверки в международных аудиторских стандартах используются для анализа показателей с целью получения аудиторских доказательств. Анализ отчетности рассматривается также в международных стандартах и как сопутствующая работа при проведении аудиторской проверки. Таким образом, усиление аналитической направленности аудита проявляется не только в увеличении числа предоставляемых клиентам услуг по проведению финансового анализа, но и в возрастании роли аналитических процедур при оказании других аудиторских услуг, в первую очередь при проведении аудита завершенной финансовой отчетности.
Эволюция развития аудита проявляется в устойчивой тенденции возрастания удельного веса аналитических услуг в деятельности аудиторских фирм, что повышает качество аудита в целом. Важная задача аудита в настоящее время — оказание помощи специалистам предприятия в улучшении постановки учета и отчетности, повышении экономической обоснованности при принятии управленческих решений. Аудитор должен стремиться не столько к выявлению отдельных ошибок и умышленного искажения в учете (эта функция по-прежнему является одной из основных), сколько к нахождению систематических неправильностей в учете, с точки зрения аналитика.
Финансовый анализ в аудите в зависимости от поставленной задачи является инструментом получения аудиторских доказательств и сопутствующим аудиту видом услуги.
2.1 Финансовый анализ как метод аудиторского доказательства.
Кроме того, аудитор должен быть информирован о событиях, произошедших после даты составления финансовой отчетности, которые повлекли существенное изменение результатов, отраженных в финансовой отчетности. Аналитические процедуры в большей или меньшей степени использует каждый аудитор. Сбор свидетельств осуществляется посредством аналитических процедур. В меру своей квалификации аудитор использует аналитические приемы для принятия решения о достоверности значения показателя, отраженного в финансовой отчетности, посредством наблюдения, сравнения, подтверждения, опроса, контроля и других необходимых в каждом конкретном случае процедур. В результате анализа формируется оценка достоверности проверяемого объекта учета. Данная оценка является косвенным свидетельством, на основе которой аудитор принимает решение о необходимости применения других аудиторских процедур, в большей степени ориентированных на получение прямых свидетельств, если эта необходимость обусловлена предварительным анализом объекта учета.
За рубежом обязательность аналитических процедур предусмотрена стандартами аудита. Например, согласно определению Положения о стандартах аудита (SAS56) аналитические процедуры представляют собой оценку финансовой информации на основе изучения вероятных соотношений между финансовыми и нефинансовыми данными, в том числе сравнения записанных сумм с ожидаемыми суммами, которые определил аудитор.
Правилами (стандартами) аудиторской деятельности в России, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., в качестве источников аудиторских доказательств предусмотрены результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Убедительность аналитических выводов зависит от качества проведенного анализа и при необходимости подтверждается другими аудиторскими процедурами — пересчет, подтверждение, документирование и пр.
Особое значение анализ имеет на ранних стадиях аудиторской проверки, в том числе и на стадии планирования проведения аудита. На этих стадиях аналитические процедуры позволяют определить особенности деятельности клиента, наметить стратегию проверки, оценить степень аудиторского риска, выявить проблемы в формировании финансовой информации. На данном этапе планируются временные рамки, глубина проверки фактического материала, процедуры, которые целесообразно применить для эффективного решения задач аудита.
Знакомство с балансом предприятия-клиента — практически обязательный этап работы аудитора как на стадии заключения договора, так и в ходе самой проверки. Финансовые оценки бухгалтерских отчетов в сжатом и концентрированном виде нужны аудитору в качестве ориентира, подсказки для выбора правильного решения в процессе аудита. Аналитические процедуры аудитора в ходе предварительного ознакомления с бизнесом клиента сводятся к следующим типовым действиям:
-сравнение текущих данных с данными предшествующих периодов;
-сравнение текущих данных с данными плана и прогноза;
-сравнение
текущих данных с нормативными (или оптимальными)
значениями;
-сравнение финансовых коэффициентов с нефинансовыми показателями.