Финансовые ресурсы региона:сущность, структура, резервы роста и эффективного использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:36, реферат

Краткое описание

Взаимоотношения субъектов хозяйственной деятельности, регионов, стран строятся посредством системы финансов (международных, государственных, региональных, на уровне конкретных предприятий). В самом общем смысле категория «финансы» означает систему экономических взаимоотношений, выражающих формирование и использование денежных средств в процессе хозяйственного оборота предприятия, региона, страны. Важнейшей составной частью системы государственных финансов и действенным инструментом решения региональных проблем являются финансы региона, поскольку их целенаправленное и эффективное использование способно оказать позитивное воздействие на развитие конкретной территории.

Оглавление

Сущность финансовых ресурсов региона…………………………….3
Структура финансовых ресурсов региона……………………………4
Местные бюджеты и межбюджетные отношения, как фактор регионального развития………………………………………………7
Резервы роста и эффективного использования финансовых ресурсов региона………………………………………………………………..15
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Распечатать_региональная экономика.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

В Республике Беларусь также активно используются различные  методы финансового выравнивания, в  том числе:

• финансирование из фонда поддержки административно-территориальных  единиц, создаваемого за счет отчислений от налога на добавленную стоимость и налога на доходы и прибыль, зачисляемых в республиканский бюджет;

• трансферты, осуществляемые в виде субвенций  на содержание объектов социально-культурной сферы, субвенций на строительство  объектов коммунальной собственности и субсидий на жилищное строительство.

В рамках общего финансового выравнивания устанавливается  среднереспубликанский норматив бюджетной  обеспеченности по отраслям непроизводственной сферы на одного жителя и поправочные  коэффициенты по областям, учитывающие региональные особенности функционирования учреждений непроизводственной сферы. Исходя из указанного норматива и численности населения по регионам, определяется объем бюджетных ассигнований. Для регионов, имеющих расходы ниже норматива, предусматривается выделение средств из фонда поддержки для доведения бюджетной обеспеченности до среднереспубликанского уровня.

Важная роль в регулировании экономических  процессов в регионах отводится  прогнозированию и планированию финансов, для чего разрабатывается перспективный баланс доходов и расходов, учитывающий потребности в финансировании тех или иных сфер (сводный баланс финансовых ресурсов региона). В процессе планирования статей сводного баланса определяется объем денежных средств, необходимый для выполнения социально-экономической про граммы региона, обозначаются их источники, выявляются резервы роста доходов и экономии в расходах, устанавливаются оптимальные пропорции в распределении средств между соответствующими статьями баланса.

 Прогнозирование  и планирование финансовых показателей осуществляется с использованием следующих методов:

• экстраполяции, основанной на учете существующей динамики финансовых показателей и устойчивых тенденций ее изменения;

• математического моделирования, связанного с построением и анализом финансовых моделей, имитирующих реальные экономические процессы в регионах;

• нормативного, предписывающего использование  норм и нормативов в социальной и  производственной сферах;

• балансового, предполагающего координацию, согласование количественных характеристик всех разделов финансовых планов между собой;

• экспертных оценок, который основан на предположениях, прогнозах, оценках, сделанных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки, народного хозяйства, региональной экономики.

Необходимо  указать, что в условиях экономики  преимущественно рыночного типа, когда механизм цен и конкуренция  объективно приводят к социально-экономической  дифференциации субъектов хозяйствования и регионов, роль финансового планирования и прогнозирования развития регионов имеет огромное значение. По крайней мере изученный нами выше опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что тщательное планирование финансовой помощи проблемным регионам - обычная практика как в национальной, так и супранациональной региональной политике большинства европейских стран.

 

  1. Резервы роста и эффективного использования финансовых ресурсов региона

Основными элементами построения рациональной системы финансовых связей региона являются следующие.

1. Установление материально-финансовой сбалансированности, которая достигается путем разработки двух взаимосвязанных документов: финансового баланса региона и регионального бюджета. Материально-финансовая сбалансированность социально-экономического развития региона означает согласованность материальных и финансовых пропорций в процессе функционирования и развития регионального хозяйственного комплекса.

2. Мобилизация  свободных финансовых ресурсов, которая позволяет решить проблему  обеспечения развития и расширения производства за счет внутренних возможностей. До последнего 300 времени такая задача на региональном уровне практически не стояла, так как само понятие свободных финансовых ресурсов было более чем условно: подавляющая часть доходов предприятий изымалась в централизованные и ведомственные фонды, а свободные средства населения не могли быть использованы для расширения хозяйственной деятельности. Возможность получения государственных капитальных вложений не стимулировала использование кредитных ресурсов, доля которых в инвестициях не превышала 1%.

3. Контроль за  соблюдением пропорции между  денежными доходами населения  и возможностями потребительского  рынка. Эта пропорция всегда находилась в центре внимания региональных органов управления. Разрыв между денежными доходами и расходами населения, утверждаемым планом товарооборота и централизованно выделяемым товарным покрытием означает разрыв между спросом и предложением, который необходимо было сократить за счет так называемых внутренних резервов (повышение производства товаров и услуг на подведомственных предприятиях и в организациях, вовлечение различными способами в это производство предприятий союзного и республиканского подчинения). В рыночной экономике понятие контроля приобретает совершенно другой смысл и означает упреждающее реагирование с помощью рычагов, которыми располагают региональные органы, на ситуацию на потребительском рынке с целью интенсификации производства одних товаров и услуг и сокращения других.

4. Создание условий  для нормального денежного оборота. Эта задача решается путем разработки кассового плана, призванного поддерживать зависимость между заработной платой и другими денежными выплатами населению и результатами деятельности торговли и сферы обслуживания. Анализ выполнения кассового плана позволяет дать качественную и количественную оценку состояния экономики в регионе, эффективности воспроизводственных процессов. Невыполнение кассового плана свидетельствует о нарушении материально-финансовых пропорций, разрывах в непрерывном процессе кругооборота денежных средств и товаров, что проявляется либо в отсутствии денег для своевременной выплаты заработной платы, либо в росте товарных запасов.

5. Обеспечение материально-финансовой сбалансированности инвестиционных процессов в регионе. Решение этой задачи во многом зависит от экономической структуры региона и возможностей развития материально-технической базы непроизводственной сферы. Отсутствие рынка подрядных работ, с одной стороны, и рынка финансовых ресурсов — с другой, привело в конечном счете к огромному количеству долгостроев, замороженных строек, омертвлению средств, технической отсталости новых предприятий, технология которых устаревает за десятилетия строительства.

Создание финансовой системы, адекватной рыночной экономике, не может ограничиться формальным изменением существующих финансовых структур и их связей с различными звеньями экономики — необходима ее радикальная перестройка в соответствии с новой ролью финансовой системы в механизме управления социально-экономическим развитием общества.

Достижение сбалансированности материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций в экономике региона осуществляется путем разработки финансового баланса региона и регионального бюджета.

Финансовая  обеспеченность региона представляет собой соотношение финансовых ресурсов региона и потребности в них, рассчитанной с учетом социальных нормативов и дифференциацией последних по важнейшим направлениям социально-экономического развития региона. В условиях перехода к преимущественной децентрализации управления финансовыми ресурсами понятие финансовой обеспеченности трансформируется в понятие финансовой самодостаточности, т.е. достижение финансового обеспечения в первую очередь за счет собственных ресурсов. Более узкий смысл имеет понятие «бюджетная самообеспеченность» (самодостаточность), показывающая бюджетные источники финансового обеспечения субъекта.

Традиционные  источники пополнения финансовых ресурсов региона в виде федеральных дотаций, налоговых поступлений от государственных предприятий промышленности и сельского хозяйства в настоящее время резко сократились. Говоря о бюджетной политике в регионах и отмечая необходимость проведения линии на бюджетное самообеспечение, общепризнанным считают, что такая политика не должна проводиться изолированно, вне связи с федеральными бюджетными и финансовыми отношениями. Региональное бюджетное самообеспечение сможет реализовать себя как жизнеспособная реальная политика только при условии обеспечения центром равных возможностей регионам, особенно на ее старте.

Уровень финансовой обеспеченности региона может быть повышен за счет:

• роста доходной части бюджета на основе достижения необходимых объемов налоговых  и прочих поступлений дифференцированно  по каждой статье бюджета;

• увеличения эффективности  использования финансовых ресурсов за счет значительного сокращения субсидий и трансфертов, выделяемых отраслям и отдельным получателям;

• объективизации бюджета путем формирования его  статей преимущественно на основе использования социальных нормативов для расчета объемов финансовых поступлений и объемов потребления финансовых ресурсов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Г.Г.Фветисов. / Региональная экономика и управление: Учебник/ Фетисов Г.Г., Орешин В.П./.-М.: ИНФРА-М, 2006 – 416 с.
  2. В.Ф.Байнев, С.А.Пелих / Экономика региона: Учеб. пособие. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь,

ИВЦ Минфина, 2007 – 272 с.


Информация о работе Финансовые ресурсы региона:сущность, структура, резервы роста и эффективного использования