Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:36, реферат
Взаимоотношения субъектов хозяйственной деятельности, регионов, стран строятся посредством системы финансов (международных, государственных, региональных, на уровне конкретных предприятий). В самом общем смысле категория «финансы» означает систему экономических взаимоотношений, выражающих формирование и использование денежных средств в процессе хозяйственного оборота предприятия, региона, страны. Важнейшей составной частью системы государственных финансов и действенным инструментом решения региональных проблем являются финансы региона, поскольку их целенаправленное и эффективное использование способно оказать позитивное воздействие на развитие конкретной территории.
Сущность финансовых ресурсов региона…………………………….3
Структура финансовых ресурсов региона……………………………4
Местные бюджеты и межбюджетные отношения, как фактор регионального развития………………………………………………7
Резервы роста и эффективного использования финансовых ресурсов региона………………………………………………………………..15
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Список использованных источников
Взаимоотношения
субъектов хозяйственной
Разумеется, для
решения местных проблем
Финансовые ресурсы региона включают в себя:
- ресурсы местных бюджетов и целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
- средства предприятий;
- средства населения;
- кредитные ресурсы;
- средства на депозитах и др.
Финансовая система региона - это все фонды денежных средств, находящихся в регионе, образуемые в процессе распределения и перераспределения регионального валового продукта и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства на данной территории и удовлетворения социальных потребностей населения региона.
Оценка финансового потенциала региона и выработка обоснованной региональной финансовой политики осуществляется на основе сводного баланса финансовых ресурсов региона, под которым понимается денежное выражение состояния (или прогноза) доходов и расходов региона, его бюджетов и внебюджетных фондов, а также юридических лиц на данной территории.
В доходной части этого баланса можно выделить три группы доходов:
- собственные,
то есть такие, которые
- заемные, представляющие собой долгосрочные и краткосрочные кредиты;
- трансферты, то есть средства, получаемые из других бюджетов.
Важно указать, что привлечение средств в регион возможно не только в виде установленных трансфертов, но и на основе разработки своего рода территориального бизнес-плана, оценивающего привлекательность региона и эффективность вложений средств с позиций интересов государства.
Расходная часть
регионального сводного финансового
баланса фиксирует приоритетные
направления использования
Местная власть (государство) осуществляет управление региональным развитием посредством, прежде всего, формирования и распределения бюджетов местных органов государственного управления.
В соответствии с принятой Концепцией развития местных бюджетов в Республике Беларусь доходная часть их формируется за счет: собственных доходов, налогов и сборов; закрепленных источников доходов для бюджетакаждого уровня; отчисления от республиканских налогов и сборов по регулирующим источникам доходов. К собственным доходам относятся: плата за землю, налог на пользование природными ресурсами, налог на недвижимость. Расходы местных бюджетов осуществляются на следующие цели: инвестиции, социально-культурные мероприятия, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, содержание органов управления и правоохранительных органов и др.
Большая часть расходов местных бюджетов связана с решением социальных задач. Существенная доля поступлений в местные бюджеты обеспечивается за счет субсидий, дотаций и субвенций от вышестоящих ветвей власти. Субсидия - сумма средств, выделяемая из вышестоящего бюджета для выравнивания уровня развития регионов. Субвенция - средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на конкретные цели. Дотация — сумма средств, выделяемая из вышестоящего бюджета без определения конкретной цели, на которую они могут быть использованы. Около 90 % местных бюджетов являются дотационными. Причем в отдельных районах удельный вес дотаций составляет более 50 %. Высокий уровень дотаций обусловлен прежде всего недостаточностью собственной доходной базы в регионах. Только четвертая часть доходов местных бюджетов формируется за счет собственных доходов, а три четверти — за счет источников, совершенно не контролируемых местными органами власти. То есть, регионы не располагают достаточными гарантированными ресурсами для финансирования своих потребностей, что негативно сказывается на их развитии. Механизм формирования финансовых ресурсов региона в условиях экономической самостоятельности должен гарантировать выполнение регионом своих социально-экономических функций.
Экономическую основу местного
управления и самоуправления составляют
местные бюджеты (областные, районные,
городские, поселковые бюджеты и
бюджеты сельских советов). Всего в Республике
Беларусь функционирует более 1660 местных
бюджетов. Совокупность бюджетов соответствующей
административно-
В соответствии с принятой в Республике Беларусь концепцией развития местных бюджетов, их доходная часть формируется за счет:
• собственных доходов, налогов и сборов (плата за землю, налог на пользование природными ресурсами, налог на недвижимость, местные налоги и сборы);
• закрепленных источников доходов для бюджета каждого уровня;
• отчислений от республиканских налогов и сборов по регулирующим источникам доходов;
• дотаций, представляющих собой средства, выделяемые на безвозмездной основе из вышестоящего бюджета без оговаривания их целевого использования (для сбалансирования нижестоящего бюджета);
• субвенций, являющихся финансовыми средствами, выделяемыми из вышестоящего бюджета на конкретные цели (целевые дотации);
• субсидий, предоставляемых из вышестоящего бюджета для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов. Расходная часть местных бюджетов включает в себя следующие направления:
• капитальные вложения на развитие инфраструктуры регионов, строительство жилья;
• финансирование текущего содержания отраслей социально-культурной сферы (около 70% всех расходов государства на эти цели);
• социальная защита населения (пособия малообеспеченным семьям, инвалидам, многодетным семьям и т.д.);
• дотации (на содержание жилых домов, транспорта, на компенсацию разницы в ценах и т.п.);
• расходы на поддержку AIIК;
• расходы на поддержку субъектов малого предпринимательства.
При оценке местного бюджета того или иного уровня пользуются следующими важными характеристиками, параметрами:
а)показателем бюджетной обеспеченности региона, который трактуется как отношение бюджетного потенциала территории к расходам (бюджетный потенциал региона - это объем собираемых на его территории средств в виде налоговых и неналоговых доходов, в том числе предоставляемых из бюджетов вышестоящих уровней);
б)показателем обеспеченности собственными доходами, характеризующим финансовую самостоятельность региона и его возможности по самостоятельному формированию доходной части бюджета и финансированию расходов (сегодня только четвертая часть доходов местных бюджетов формируется за счет собственных доходов, что делает 90% местных бюджетов Беларуси зависимыми от вышестоящих бюджетов, т.е. дотационными).
Для формирования дополнительных источников покрытия расходов местные органы власти создают целевые бюджетные и внебюджетные фонды, средства которых аккумулируются в местных бюджетах, в том числе фонд охраны природы, дорожный фонд, фонд поддержки ведомственных дошкольных учреждений, фонды для финансирования расходов на содержание ведомственного жилищного фонда, целевой бюджетный фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, инновационный фонд.
Государственное
регулирование регионального
Следует указать, что вертикальное и горизонтальное выравнивание свойственно практически всем странам. Оно достигается использованием общих (универсальных) и целевых (специальных) трансферmoв, причем для развития «проблемных» регионов во многих странах применяются обе трансфертные системы. Так, в некоторых странах (например, в Японии) при определении величины выравнивающего общего (универсального) трансферта учитывается разница между расчетной величиной бюджетных потребностей региона и его налоговым потенциалом. В других странах (например, в Дании) на величину выравнивающего трансферта влияют показатели, характеризующие степень депрессивности региона (среднедушевой доход, уровень безработицы, бедности и т.п.). В отдельных странах (Германия и др.) при решении вопросов регионального развития практикуется формирование отдельных фондов общего (выравнивающего) трансферта «проблемных» территорий. Для других государств (США и др.) особо важная роль в решении проблем развития депрессивных и отсталых территорий отводится целевым (специальным) трансфертам. Кроме того, депрессивным и отсталым регионам может предоставляться особый бюджетный статус.