Финансовые ресурсы региона и межбюджетные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:30, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть сущность финансовых ресурсов региона и межбюджетных отношений.

Задачи работы:
раскрыть сущность понятий «финансовые ресурсы» и «межбюджетные отношения»;
показать состав и структуру финансовых ресурсов;
рассмотреть особенности межбюджетных отношений;
выявить особенности финансовых ресурсов, межбюджетных отношений в конкретном регионе (на примере Вологодской области)

Оглавление

Введение
1. Сущность финансовых ресурсов региона и межбюджетных отношений:
Понятия «финансовые ресурсы» и «межбюджетные отношения»
Состав и структура финансовых ресурсов
Особенности межбюджетных отношений

2. Особенности финансовых ресурсов, межбюджетных отношений в конкретном регионе (на примере Вологодской области)

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Региональная экономика 97-2003.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение Высшего  профессионального образования  «Санкт-Петербургский государственный  инженерно-экономический университет» 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине
 

«Региональная экономика» 

Тема: Финансовые ресурсы региона и межбюджетные отношения. 
 
 

Выполнил: ____________

                                     (Фамилия  И.О.)

Студент 2 курс   срок обучения 5лет 10 месяцев

группа №  Ф-92  № зачетной книжки 02-178

специальность 080105 - Финансы и кредит

Подпись:__________________________________________ 

Преподаватель:   

Должность:________________________________________

Оценка:________________ Дата:______________________

Подпись:__________________________________________  
 
 
 
 

Вологда

2010 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение 
1. Сущность финансовых ресурсов региона и межбюджетных отношений:

    1. Понятия «финансовые ресурсы» и «межбюджетные отношения»
    2. Состав и структура финансовых ресурсов
    3. Особенности межбюджетных отношений

2. Особенности  финансовых ресурсов, межбюджетных отношений в конкретном регионе (на примере Вологодской области)

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В условиях формирования и развития рыночных отношений для научного обоснования  экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, социально-экономических процессах в тесной увязке с природно-экономическими условиями на отдельных территориях страны.

       Финансовые ресурсы региона и межбюджетные отношения занимают центральное место в процессе становления конкретного региона, оказывают непосредственное влияние на качество и условия жизни населения региона. Поэтому рассмотрение темы «Финансовые ресурсы региона и межбюджетные отношения» является актуальным.

     Объект  работы – это финансовые ресурсы региона и межбюджетные отношения.

     Цель  работы – раскрыть сущность финансовых ресурсов региона и межбюджетных отношений.

     Задачи  работы:

  1. раскрыть сущность понятий «финансовые ресурсы» и «межбюджетные отношения»;
  2. показать состав и структуру финансовых ресурсов;
  3. рассмотреть особенности межбюджетных отношений;
  4. выявить особенности финансовых ресурсов, межбюджетных отношений в конкретном регионе (на примере Вологодской области)

     В работе использованы материалы учебных  изданий, рассматривающие теоретические аспекты финансовых ресурсов и межбюджетных отношений; материалы периодических изданий, характеризующие современное состояние финансовых ресурсов и межбюджетных отношений в Российской Федерации; а также материалы, позволяющие рассмотреть основные особенности региональных финансов и межбюджетных отношений конкретного региона – Вологодской области.

     1. Сущность финансовых  ресурсов региона и межбюджетных отношений

1.1. Понятия «финансовые ресурсы» и «межбюджетные отношения»    

       Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и  отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между  всеми институциональными единицами и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.

     В соответствии с общими подходами, используемыми  для определения финансов региона, ими можно назвать денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлимый уровень жизни населения.

     Таким образом, финансовые ресурсы региона определяются как финансовые ресурсы всех институциональных единиц, функционирующих в регионе. Особенность финансов региона состоит в том, что на территории региона действуют как бы три самостоятельных финансовых подсистемы: государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации), муниципальных образований, а также отдельных юридических и физических лиц. Первые две подсистемы традиционно относят к категории централизованных финансов, а третью – к категории децентрализованных финансов.

     Региональные финансы являются важнейшим условием социально-экономического развития региона с точки зрения финансирования общерегиональных проектов, направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условия для привлечения в регион  дополнительных ресурсов, разрешение социальных и экономических проблем региона.

     С точки зрения совокупности экономических  отношений, межбюджетные отношения - это денежные распределительные отношения, возникающие между органами власти различных уровней и обусловленные необходимостью максимально эффективного обеспечения равной возможности реализации на всей территории Российской Федерации установленных Конституцией Российской Федерации социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться за счет бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом географических, природно-климатических и социально-экономических особенностей субъектов Российской Федерации.

     Выражая распределительные отношения, межбюджетные отношения проявляют себя как  на стадии первичного распределения (в виде отчислений в бюджеты субъектов РФ определенной доли от налоговых поступлений), так и во время перераспределения (в виде различных дотаций, субвенций из федерального бюджета, а также при образовании и распределении средств фондов финансовой поддержки субъектов Федерации и муниципальных образований).

     Во-вторых, с точки зрения механизма реализации, межбюджетные отношения включают в себя взаимоотношения между различными уровнями власти по поводу: разграничения расходных полномочий и ответственности между органами власти и управления разных уровней; разграничения налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и управления разных уровней; бюджетного выравнивания и распределения финансовой помощи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Состав  и структура финансовых ресурсов
 

     Основным  назначением финансовых ресурсов является финансирование расходов, направляемых на социально-экономическое развитие территорий.

     Финансовые  ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей:

  • ресурсы бюджетов всех уровней (используются для текущего финансирования экономики региона, социальной сферы, финансирования наиболее важных проектов развития соответствующих территорий);
  • ресурсы субъектов хозяйствования (используются для финансирования оборотных средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в собственности соответствующих субъектов хозяйствования);
  • ресурсы внебюджетных фондов;
  • кредитные ресурсы коммерческих  банков и прочих финансовых структур (используются для срочного и возвратного финансирования оборотных средств и капиталовложений);
  • дотации, субвенции и другие поступления из вышестоящих бюджетов для покрытия дефицита территориальных бюджетов и централизованные инвестиции (из федерального бюджета или федеральных инвестиционных фондов).

    Бюджетные отношения региона представляют собой часть финансовых отношений государственных органов власти с государственными, акционерными и частными предприятиями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. Бюджет региона является формой образования и расходования денежных средств в целях обеспечения в регионе функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государственных органов.

     Средства  бюджета развития формируются за счет следующих источников:

•внутренних и внешних заимствований региона на инвестиционные цели;

•части доходов республиканского бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в республиканской собственности;

•части доходов республиканского бюджета от использования и распоряжения объектами республиканской собственности;

•доходов республиканского бюджета от ранее произведенных бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и срочности;

•сумм инвестиционных налоговых кредитов в части налоговых платежей, подлежащих зачислению в бюджет региона.

     Вторым  компонентом территориальных финансов выступают территориальные внебюджетные фонды. Источниками формирования таких фондов служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные  сборы и т.д. Внебюджетные фонды чаше всего имеют целевое назначение.

     Финансовые  ресурсы региона, формирующиеся  у субъектов хозяйствования, составляют:

-     финансовые ресурсы предприятий, находящихся в региональной или муниципальной собственности;

-     финансовые ресурсы предприятий, фирм и организаций, используемые       ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.

     Финансовые  ресурсы  субъектов хозяйствования направляются на социально-экономическое развитие региона в различных формах. Главным источником формирования средств предприятий, предназначенных для содержания и развития социально-бытовой инфраструктуры, является прибыль предприятий. Из прибыли, которая остается в распоряжении предприятия, формируются целевые фонды, за счет которых могут быть удовлетворены коллективные потребности работников предприятий в жилье, социально-культурных и бытовых услугах. Финансовые средства предприятий используются для содержания ведомственных объектов социально-культурного назначения, прежде всего жилищного фонда и коммунальных предприятий. Другой формой направления ресурсов предприятия на социально-экономическое развитие регионов является долевое участие предприятий в создании объектов общерегиональной инфраструктуры, финансирования общерегиональных мероприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Особенности межбюджетных отношений
 

     Главными  участниками (субъектами) межбюджетных отношений выступают: государство, налогоплательщики, бюджетополучатели, финансовые посредники, контрольные органы и иные органы власти и управления.

     Центральным звеном системы межбюджетных отношений  являются отношения между налогоплательщиками  и бюджетами различных уровней  по поводу формирования доходного потенциала бюджетной системы и отношения между бюджетополучателями и бюджетами, определяющие структуру расходов бюджетов всех уровней.

Информация о работе Финансовые ресурсы региона и межбюджетные отношения