Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:30, контрольная работа
Цель работы – раскрыть сущность финансовых ресурсов региона и межбюджетных отношений.
Задачи работы:
раскрыть сущность понятий «финансовые ресурсы» и «межбюджетные отношения»;
показать состав и структуру финансовых ресурсов;
рассмотреть особенности межбюджетных отношений;
выявить особенности финансовых ресурсов, межбюджетных отношений в конкретном регионе (на примере Вологодской области)
Введение
1. Сущность финансовых ресурсов региона и межбюджетных отношений:
Понятия «финансовые ресурсы» и «межбюджетные отношения»
Состав и структура финансовых ресурсов
Особенности межбюджетных отношений
2. Особенности финансовых ресурсов, межбюджетных отношений в конкретном регионе (на примере Вологодской области)
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение Высшего
профессионального образования
«Санкт-Петербургский
«Региональная
экономика»
Тема:
Финансовые ресурсы
региона и межбюджетные
отношения.
Выполнил: ____________
Студент 2 курс срок обучения 5лет 10 месяцев
группа № Ф-92 № зачетной книжки 02-178
специальность 080105 - Финансы и кредит
Подпись:______________________
Преподаватель:
Должность:____________________
Оценка:________________ Дата:______________________
Подпись:______________________
Вологда
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Сущность финансовых ресурсов региона
и межбюджетных отношений:
2. Особенности финансовых ресурсов, межбюджетных отношений в конкретном регионе (на примере Вологодской области)
Заключение
Список
литературы
Введение
В условиях формирования и развития рыночных отношений для научного обоснования экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, социально-экономических процессах в тесной увязке с природно-экономическими условиями на отдельных территориях страны.
Финансовые ресурсы региона и межбюджетные отношения занимают центральное место в процессе становления конкретного региона, оказывают непосредственное влияние на качество и условия жизни населения региона. Поэтому рассмотрение темы «Финансовые ресурсы региона и межбюджетные отношения» является актуальным.
Объект работы – это финансовые ресурсы региона и межбюджетные отношения.
Цель работы – раскрыть сущность финансовых ресурсов региона и межбюджетных отношений.
Задачи работы:
В работе использованы материалы учебных изданий, рассматривающие теоретические аспекты финансовых ресурсов и межбюджетных отношений; материалы периодических изданий, характеризующие современное состояние финансовых ресурсов и межбюджетных отношений в Российской Федерации; а также материалы, позволяющие рассмотреть основные особенности региональных финансов и межбюджетных отношений конкретного региона – Вологодской области.
1. Сущность финансовых ресурсов региона и межбюджетных отношений
1.1. Понятия
«финансовые ресурсы» и «межбюджетные
отношения»
Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между всеми институциональными единицами и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.
В соответствии с общими подходами, используемыми для определения финансов региона, ими можно назвать денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлимый уровень жизни населения.
Таким образом, финансовые ресурсы региона определяются как финансовые ресурсы всех институциональных единиц, функционирующих в регионе. Особенность финансов региона состоит в том, что на территории региона действуют как бы три самостоятельных финансовых подсистемы: государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации), муниципальных образований, а также отдельных юридических и физических лиц. Первые две подсистемы традиционно относят к категории централизованных финансов, а третью – к категории децентрализованных финансов.
Региональные финансы являются важнейшим условием социально-экономического развития региона с точки зрения финансирования общерегиональных проектов, направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условия для привлечения в регион дополнительных ресурсов, разрешение социальных и экономических проблем региона.
С точки зрения совокупности экономических отношений, межбюджетные отношения - это денежные распределительные отношения, возникающие между органами власти различных уровней и обусловленные необходимостью максимально эффективного обеспечения равной возможности реализации на всей территории Российской Федерации установленных Конституцией Российской Федерации социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться за счет бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом географических, природно-климатических и социально-экономических особенностей субъектов Российской Федерации.
Выражая распределительные отношения, межбюджетные отношения проявляют себя как на стадии первичного распределения (в виде отчислений в бюджеты субъектов РФ определенной доли от налоговых поступлений), так и во время перераспределения (в виде различных дотаций, субвенций из федерального бюджета, а также при образовании и распределении средств фондов финансовой поддержки субъектов Федерации и муниципальных образований).
Во-вторых,
с точки зрения механизма реализации,
межбюджетные отношения включают в
себя взаимоотношения между различными
уровнями власти по поводу: разграничения
расходных полномочий и ответственности
между органами власти и управления разных
уровней; разграничения налоговых полномочий
и доходных источников между органами
власти и управления разных уровней; бюджетного
выравнивания и распределения финансовой
помощи.
Основным назначением финансовых ресурсов является финансирование расходов, направляемых на социально-экономическое развитие территорий.
Финансовые ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей:
Бюджетные отношения региона представляют собой часть финансовых отношений государственных органов власти с государственными, акционерными и частными предприятиями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. Бюджет региона является формой образования и расходования денежных средств в целях обеспечения в регионе функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государственных органов.
Средства бюджета развития формируются за счет следующих источников:
•внутренних и внешних заимствований региона на инвестиционные цели;
•части доходов республиканского бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в республиканской собственности;
•части доходов республиканского бюджета от использования и распоряжения объектами республиканской собственности;
•доходов республиканского бюджета от ранее произведенных бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и срочности;
•сумм инвестиционных налоговых кредитов в части налоговых платежей, подлежащих зачислению в бюджет региона.
Вторым
компонентом территориальных
Финансовые ресурсы региона, формирующиеся у субъектов хозяйствования, составляют:
- финансовые ресурсы предприятий, находящихся в региональной или муниципальной собственности;
- финансовые ресурсы предприятий, фирм и организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.
Финансовые
ресурсы субъектов хозяйствования направляются
на социально-экономическое развитие
региона в различных формах. Главным источником
формирования средств предприятий, предназначенных
для содержания и развития социально-бытовой
инфраструктуры, является прибыль предприятий.
Из прибыли, которая остается в распоряжении
предприятия, формируются целевые фонды,
за счет которых могут быть удовлетворены
коллективные потребности работников
предприятий в жилье, социально-культурных
и бытовых услугах. Финансовые средства
предприятий используются для содержания
ведомственных объектов социально-культурного
назначения, прежде всего жилищного фонда
и коммунальных предприятий. Другой формой
направления ресурсов предприятия на
социально-экономическое развитие регионов
является долевое участие предприятий
в создании объектов общерегиональной
инфраструктуры, финансирования общерегиональных
мероприятий.
Главными участниками (субъектами) межбюджетных отношений выступают: государство, налогоплательщики, бюджетополучатели, финансовые посредники, контрольные органы и иные органы власти и управления.
Центральным
звеном системы межбюджетных отношений
являются отношения между
Информация о работе Финансовые ресурсы региона и межбюджетные отношения