Финансовые ресурсы предприятия. Система управления финансовыми ресурсами на предприятии, методы оценки эффективности использования фина

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Одним из основных компонентов финансово – хозяйственной деятельности предприятия являются денежные отношения, сопутствующие практически всем другим аспектам этой деятельности: поставка сырья сопровождается необходимостью его оплаты, продажа продукции – получении денег в обмен на поставленную продукцию и т. п. Все подобные денежные отношения как раз и реализуются в рамках финансовой системы предприятия. Таким образом, финансы предприятий представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фактических и потенциальных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….2



ГЛАВА 1. Финансовые ресурсы предприятия. Система управления финансовыми ресурсами на предприятии, методы оценки эффективности использования финансовых ресурсов предприятия………………………...4


1.1. Финансы. Функции финансов. Финансовый механизм, его методы

и рычаги…………………………………………………………………4

1.2. Финансовые ресурсы предприятия…………………………………….6

1.2.1. Собственный капитал…………………………………………….6

1.2.2. Заемные средства предприятия………………………………...10

1.3. Финансовые отношения………………………………………………..14

1.4. Финансовая служба предприятия……………………………………..16

1.5. Финансовая деятельность государства………………………………..17

Оценка эффективности использования финансовых ресурсов……...18
1.6.1. Оценка эффективности текущей хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………………..18

1.6.2. Оценка эффективности инвестиционной деятельности предприятия……………………………………………………………..19

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….21

Задача 1…………………………………………………………………………21

Задача 2…………………………………………………………………………25


Заключение……………………………………………………………………..28

Литература………………………………………………………………………30

ПРИЛОЖЕНИЕ К Задаче 2……………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике предприятии1.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

      Коммерческий кредит. Такой кредит предприятие может получить при закупке товаров или создании производственного запаса у поставщика. Для многих мелких предприятий он является важнейшим источником финансирования. Хотя упущенная выгода при использовании коммерческого кредита не отражается в учете, тем не менее, она может выражаться значительной суммой, если поставщик предоставляет покупателю скидки с цены при оплате сделки в более короткие сроки, чем определены в договоре. Например, при оплате в течение 10 дней при сроке платежа в 30 дней поставщик может предоставить скидку 2% стоимости платежа.

     Как и во всех других случаях  привлечения капитала, предприятие, получающее коммерческий кредит, должно обратить внимание на проблему зависимости. Поставщик может навязать фирме невыгодные цены или товар более низкого качества, потребовать прекращения деловых контактов с конкурентами данного поставщика или выполнения других неподходящих условий.

     Банковский кредит. Во всем мире коммерческие банки наиболее часто используются предприятиями в качестве источников краткосрочных и долгосрочных кредитных ресурсов.

     Банковское кредитование предприятий на производственные и социальные нужды осуществляется при строгом соблюдении принципов возвратности, платности и срочности, отражающих сущность и содержание кредита. Эти принципы стихийно сложились на раннем этапе развития кредита, а затем были закреплены в законодательстве.

     Возвратность кредита означает  обязательность выплаты кредитору  суммы основного долга на оговоренных  условиях.

     Срочность кредита – возврат  кредитору заемных средств не  в любое подходящее для заемщика  время, а в заранее оговоренные сроки. Срок кредитования – это предельное время, в течение которого ссудные средства находятся в распоряжении заемщика. Нарушение этого принципа заемщиком влечет за собой применение определенных санкций: увеличение взимаемого процента, а затем – предъявление финансовых требований в судебном порядке.

     Платность кредита. Согласно этому  принципу заемщик должен не  только вернуть полученные от  банка кредитные ресурсы, но  и оплатить право на их использование,  что связано с платностью услуг,  оказываемых банками при кредитовании. За предоставление банковской ссуды, как правило, взимается плата в виде процентов. Размер процентной ставки устанавливается сторонами по кредитному договору.

     Банковский кредит предоставляется  специализированными кредитно-финансовыми организациями, имеющими лицензию на осуществление данных операций от Центрального банка. Заемщиками банковского кредита могут быть только юридические лица. Инструментом кредитных отношений является кредитный договор или кредитное соглашение.[3].

Недостатком кредитной формы финансирования являются:

    • необходимость выплаты процентов по кредиту;
    • сложность оформления;
    • необходимость обеспечения;
    • ухудшение структуры баланса в результате привлечения заемных        средств. Что может приводить к потере финансовой устойчивости, неплатежеспособности и, в конечном счете, к банкротству предприятия.[6].

      Факторинг и лизинг. Кроме традиционных форм кредита, существуют и другие формы внешнего финансирования, которые непосредственно с кредитными операциями не связаны, но так же, как и кредит, связаны с привлечением заемных средств. Примером таких операций служат факторинговые и лизинговые операции.

     Основной принцип факторинга  – покупка фактор - фирмой (зачастую  в этой роли выступает банк) у своего клиента-предприятия требований к покупателям его продукции. Фактически банк покупает дебиторскую задолженность.

     Дебиторская задолженность – сумма долгов, причитающихся организации. Включает долги покупателей и заказчиков, по векселям к получению, дочерних и зависимых компаний, учредителей (участников) по взносам в уставный капитал, по выданным авансам, прочие. Подразделяется на задолженность, платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев и после 12 месяцев с отчетной даты.

     В течение 2-3 дней он оплачивает 70-80% требований в виде аванса. Оставшаяся часть выплачивается клиенту банка после поступления средств. Таким образом, банк фактически финансирует предприятие.

Факторинг обеспечивает следующие преимущества:

    • финансирование предприятия осуществляется сразу же, исчезает необходимость дожидаться срока платежа со стороны покупателей его продукции;
    • уменьшается финансовый риск предприятия, которое гарантированно получает все платежи;
    • предприятие может уменьшить свои расходы за счет сокращения персонала бухгалтерии, так как банк берет на себя обязательства по ведению дебиторского учета;
    • предприятие получает возможность получать информацию о платежеспособности покупателей, так как банки связаны между собой и через компьютерную систему могут круглосуточно получать сбытовую, финансовую информацию о клиентах.

      Стоимость услуг факторинга складывается  из двух элементов:

      1. комиссионных, которые зависят от размера оборота и    платежеспособности покупателей и могут составлять от 0,5 до 2% суммы счетов;
      2. обычной рыночной процентной ставки для кредитов, так как банк выплачивает предприятию деньги раньше, чем покупатель оплачивает свои счета.

     Лизинг – это долгосрочная аренда машин, оборудования и других товаров инвестиционного назначения, купленных арендодателем (лизингодателем) при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок аренды.

Различают 2 вида лизинга:

  • финансовый;
  • операционный;

     Финансовый лизинг предусматривает  выплату арендатором в течении  действия контракта сумм, покрывающих  полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть по истечении срока действия контракта арендатор может:

    • вернуть объект лизинга арендодателю;
    • заключить новый контракт на аренду;
    • выкупить объект лизинга по остаточной стоимости.

     Операционный лизинг заключается на срок меньший амортизационному периоду имущества, после окончания контракта объект лизинга возвращается владельцу и вновь сдается в аренду.[3]. 
 
 
 

    1. Финансовые  отношения
 

     Современные коммерческие организации функционируют в постоянно меняющихся рыночных условиях хозяйствования с жестокой конкуренцией. Основной целью их  предпринимательской деятельности становится не только максимальное извлечение прибыли, но и сохранение, и приумножение собственного капитала, обеспечение стабильности бизнеса.

     В ходе предпринимательской деятельности  коммерческих организаций возникают  определенные финансовые отношения,  связанные с организацией производства  и реализацией продукции, оказанием  услуг и выполнением работ,  формированием собственных финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением и использованием, выполнением обязательств перед бюджетной системой страны.

     Финансовые отношения  коммерческих организаций. Материальную основу финансовых отношений составляют деньги.  Финансовые отношения – это часть денежных отношений, возникающих лишь при реальном движении денежных средств и сопровождающихся формированием и использованием собственного капитала, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

     Финансы коммерческих  организаций – это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, их распределения и использования.

     По своему экономическому содержанию  всю совокупность финансовых  отношений можно сгруппировать  по следующим направлениям:

    • между учредителями в момент создания организации. Эти финансовые отношения связаны с формированием собственного капитала и в его составе уставного (акционерного, складочного) капитала. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно- правовой формы хозяйствования. В свою очередь уставный капитал является первоначальным источником формирования производственных фондов, приобретения нематериальных активов;
    • между отдельными организациями. Финансовые отношения связаны с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости.  К ним относятся: финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, материалов, готовой продукции и т.п., отношения со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, с транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи, таможней, иностранными фирмами и т. п. Эти отношения основные, поскольку от их эффективной организации во многом зависит конечный результат коммерческой деятельности;
    • между организацией и ее подразделениями (филиалами, цехами, отделами, бригадами) – по поводу финансирования расходов, распределения и использования прибыли, оборотных средств. Эта группа отношений влияет на организацию и ритмичность производства;
    • между организацией и ее работниками – при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций в акционерном обществе, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц. От организации этой группы отношений зависит эффективность использования трудовых ресурсов;
    • между организацией и вышестоящими звеньями, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является данная организация. Финансовые отношения возникают при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов на финансирование целевых отраслевых программ, проведение маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ, выставок, оказание финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств. Эта группа отношений связана, как правило, с внутриотраслевым перераспределением денежных средств, оптимизацией их использования и направлена на поддержку и развитие организации;
    • между отдельными коммерческими организациями в связи с эмиссией и размещением ценных бумаг, взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий. От организации этих отношений зависит возможность привлечения дополнительных источников финансирования предпринимательской деятельности;
    • между коммерческими организациями и финансовой системой государства – при уплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет, формировании внебюджетных целевых фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, финансировании из бюджета;
    • между коммерческими организациями и банковской системой – в процессе хранения денег в коммерческих банках, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за банковский кредит, покупке и продаже валюты, оказания других банковских услуг;
    • между коммерческими организациями и страховыми компаниями и организациями – при страховании имущества отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков;
    • между коммерческими организациями и инвестиционными институтами – в ходе размещения инвестиций, приватизации и др.

     Каждая из перечисленных групп  имеет свои особенности и сферу  применения. Однако все они носят  двусторонний характер, их материальной  основой является движение денежных  средств. Движением денежных средств сопровождается формирование уставного капитала организации, начинается и завершается кругооборот ее денежных средств, формирование и использование денежных фондов и резервов. 
 

    1. Финансовая  служба предприятия
 

     Действенность финансовой системы предприятия определяется, прежде всего, четкой и слаженной его работой, а также в значительной мере организацией деятельности финансовой службы. Важнейшими задачами финансовой службы являются:

    • обеспечение финансовыми ресурсами установленных  заданий по производству, капитальному строительству, внедрению новой техники, научно - исследовательских работ и других плановых затрат;
    • выполнение финансовых обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, работниками по выплате заработной платы и других обязательств;
    • своевременное и качественное осуществление анализа производственно – хозяйственной деятельности предприятия и входящих в него единиц, изыскание путей увеличения прибыли и повышения рентабельности производства;
    • содействие наиболее эффективному использованию производственных фондов и капитальных вложений;
    • контроль за правильным использованием финансовых ресурсов и ускорением оборачиваемости оборотных средств.

      Рыночная экономика при всем  разнообразии ее моделей, известных  в мировой практике, представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль,  как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Являясь частью рыночных экономических отношений, финансы одновременно выступают важным инструментом реализации государственной политики. Коренные изменения в экономике, связанные с переходом к рынку, вызывают как позитивные, так и негативные изменения в обществе. Экономическая политика государства осуществляется в основном с помощью финансово – кредитных рычагов. Роль и значение денежных и финансово – кредитных рычагов резко возрастают в условиях перехода и развития в стране рыночных отношений: ведь денежная и финансово – кредитная система – один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы.

Информация о работе Финансовые ресурсы предприятия. Система управления финансовыми ресурсами на предприятии, методы оценки эффективности использования фина