Финансовые реформы Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 23:02, реферат

Краткое описание

Политика Екатерины II характеризовалась поступательным, без резких колебаний, развитием. По восшествии на престол она провела ряд реформ — судебную, административную и др. Территория Российского государства существенно возросла за счёт присоединения плодородных южных земель — Крыма, Причерноморья, а также восточной части Речи Посполитой и др. Население возросло с 23,2 млн. (в 1763 г.) до 37,4 млн. (в 1796 г.), Россия стала самой населённой европейской страной (на неё приходилось 20 % населения Европы).

Оглавление

Введение 3
Монетные реформы Екатерины II. 4
Реформы Екатерины II в финансовой сфере. 6
Преобразования Екатерины II в сфере казначейства. 10
Последствия финансовых банковских реформ Екатерины II. 13
Заключение 17
Библиографический список 18

Файлы: 1 файл

Финансовые реформы Екатерины II.docx

— 47.92 Кб (Скачать)

 

    1. Преобразования Екатерины II в сфере казначейства.

В эпоху Екатерины II сначала  в 1771 г. при Правительствующем Сенате была учреждена экспедиция о государственных  доходах, которая вновь привела  к умалению роли кабинета, а в 1775 г. система финансовой администрации  была дополнена на местном уровне одновременным учреждением казенных палат в губерниях и должностей губернских и уездных казначеев. Создаваемая казначейская система  была отстроена до самого верха так, что в 1796 г. была выведена из-под генерал-прокурора Сената и поручена вновь учрежденному государственному казначею.

Казначейства осуществляли весь круг действий по приему и хранению государственных средств, поступающих  в казну в виде налогов, и организовывали движение всех средств, подлежащих выплате  из казны по всему кругу выплат и по финансированию всех мероприятий, осуществляемых на местах. Также они  заведовали монетной и пробирной  частями и организовывали отправление  на утилизацию ветхих и утративших платежность наличных денег и вышедшей из употребления гербовой бумаги. Соответственно они стали выступать и основным заказчиком денежных перевозок, поскольку им также было дано право принимать суммы, вносимые на другие казначейства, и организовывать их пересылку.

Порядок денежных сумм, которые  непосредственно хранились в  казначействах до уровня уездного, был весьма значительным. Об этом можно судить, в частности, по следующим цифрам, относящимся к 1838 г. к ряду сибирских казначейств: в Тарском казначействе состояло 35,1 тыс. руб.; в Ишимском - 77,4 тыс.; в Тюкалинском - 80,7 тыс.; в Ялуторовском - 140 тыс.; в Курганском - 153,9 тыс.; в Тюменском - 165,6 тыс. и т.д. (для формального сопоставления этих цифр с современными порядками их нужно умножать на коэффициент 10 000)4.

Между казначействами и казенными  палатами в XIX и начале ХХ вв. (если не брать в расчет денежные перевозки  по линии Государственного банка) и  осуществлялся основной объем централизованных налично-денежных перевозок, и, таким  образом, можно констатировать, что  дело государственной инкассации на протяжении большей части нового периода истории нашей страны в целом развивалось рука об руку с казначейской системой.

Начиная со второй половины XVIII века Россия включилась в организованную систему получения крупных международных займов. Технически - под углом зрения денежных перевозок - это приняло форму предоставления консорциумами международных банкиров правительствам крупных партий наличности: в XVIII и в первой половине XIX вв. почти исключительно в золотой или серебряной монете; во второй половине XIX века состав активов разнообразился и включал золото в монете и слитках и некоторое количество наличной валюты основных конвертируемых в золото бумажных валют. Эти средства предоставлялись единовременно или порциями в соответствии с определенным графиком, и также порциями и в соответствии с определенным графиком осуществлялись погашение основной суммы долга и уплата процентов.

Поскольку большинство стран-получателей  имели одновременно выход к морям, сложилась как основная (по совокупности всех моментов признаваемая менее рискованной) схема доставки этих средств по морю, а сухим путем - сначала лишь как  вспомогательная. А с развитием  железных дорог и отработкой процедур трансграничного перемещения и  сопровождения ценностей по железной дороге, вполне равноправной становится и схема доставки сухим путем - по железной дороге, а также гужевыми перевозками.

К концу XVIII века начали складываться отдельные элементы государственной  системы инкассации.

Во-первых, это касалось сферы  хранения и расходования средств  бюджета. Государство на протяжении XVIII и XIX столетий постепенно выработало определенную схему централизованного  хранения и транспортировки тех  средств, которые оно собирало на местах в виде налогов и сборов, и тех средств, которые предназначались  в виде различных обратных выплат из бюджета в соответствии с бюджетными назначениями.

Во-вторых, существовал централизованный оборот денежного металла еще  до того, как он поступал в обращение  в виде монеты, - между местами  добычи, выплавки и очистки до необходимой  степени чистоты (аффинажа), и местами, где производилась его чеканка  в монету (монетными дворами) и  денежными кладовыми.

В третьих, с того времени, когда государство перешло к  печатанию бумажных денег, и берет начало централизованное предварительное движение уже отпечатанных, но еще не введенных в обращение бумажных денег, а также связанное с этим движение всех расходных материалов (бумаги, красок и т.п.) и движение предназначенных к централизованному уничтожению ветхих или излишне выпущенных бумажных денег.

  1. Последствия финансовых банковских реформ Екатерины II.

Успех выпуска ассигнаций в результате денежной реформы 1769 года превзошел  все ожидания правительства. Более  быстрыми темпами развивались товарно-денежные отношения, что позволяло удовлетворять  растущие потребности людей, которые  не могли быть удовлетворены заморскими товарами. Стимулировалось развитие новых видов ремесел, мануфактур. Происходило разрушение натурального хозяйства. В товарообмен вовлекалось  все больше и больше людей. Это  увеличивало поступление денег  в казну и через налоги, и  от государственных мануфактур. Спрос  на ассигнации все время возрастал, они разошлись по всей России. Поэтому  возникла необходимость упростить  технологию их выпуска. Самое большое  неудобство состояло в том, что ассигнации в крупных суммах нужны были только в столицах, а в провинции стало  не хватать мелкой монеты для ежедневных покупок. Поэтому было принято решение  создать разменные конторы. Поэтому  с 1772 по 1788 год были открыты 23 разменные  конторы, в каждую из которых был  положен собственный капитал  от 100 тыс. до 300 тыс. рублей медной монетой. В целях большего увеличения ассигнаций в 1774 году был издан именной указ сенату о том, что выпуск ассигнаций должен быть прекращен, если их общая  сумма достигнет 20 млн. рублей.

Разменность ассигнаций обеспечивала не только стабильность, но и их популярность. Однако целью правительства Екатерины II все-таки было не стимулирование развития товарно-денежного обращения самого по себе (хотя реформы, проведенные ею, объективно способствовали данному процессу), а пополнение казны, в отличие от стран Западной Европы, где ранее уже проходили аналогичные реформы, но целью их была именно стимуляция товарно-денежных отношений, которых требовали торгово-промышленные сословия (к слову сказать, эти сословия были достаточно развиты и численно, и по объему накопленного капитала, и по высоте уровня правовой культуры, и, кроме того, они реально владели рычагами демократического давления на институты государства).

Уже в 1786 году было выпущено до 50 млн. рублей, и в этом году оба "променных" банка были объединены в один под именем "Ассигнационного". Были выпущены ассигнации нового образца, а старые были изъяты. Новые купюры были более трудными для подделки. Для расширения денежного обращения появились ассигнации 10- и 5-рублевого достоинства. Их выпуск составлял, правда, всего 10 % общего выпуска, но это как раз и свидетельствует о том, что правительство действительно не ставило своей целью стимулирование товарно-денежного обращения.

Простота формы ассигнаций первого образца облегчала их подделку.

14 сентября 1775 г. А.П. Шувалов  направил статс-секретарю П.В.  Завадовскому донесение об обнаружении в банках фальшивых ассигнаций. 19 В 1784 г. об этом же докладывал Екатерине II другой статс-секретарь, А.А. Безбородко. Всего за 1776-1781 гг. в Московском и Петербургском банках было обнаружено 276 фальшивых ассигнаций, из них за 243 заплатили 14775 рублей, а 33 не были обменены. Это было не так уж много относительно общей суммы выпущенных тогда ассигнаций на 5 млн. руб. Любителей легкой наживы сдерживали суровое наказание, сравнительная несложность обнаружения подделок, ужесточение контроля со стороны властей. За подделку ассигнаций полагалась смертная казнь, в редких случаях она заменялась вечной каторгой5.

Долгое время курс ассигнаций был стабилен, они были обеспечены звонкой монетой. Но в 1786 г., согласно проекту А.П. Шувалова, началось их неограниченное печатание. Это, а также начавшаяся русско-турецкая война, ввергло экономику России кризис. Курс ассигнаций начал падать, увеличились нехватка денег в казне и государственный долг. Правительству пришлось ужесточить контроль над вывозом и ввозом: Россию ассигнаций. В записке 1788 г. к Безбородко Екатерина II указала «обоим столичным и пограничным почтамтам пакеты из чужих краев приходящие, в коих по подозрениям могут содержатся банковые ассигнации оттуда высылаемые, открывать». Но данные меры не спасли от дефицита бюджета. В секретной записке А.А. Безбородко «О нуждах государственных в деньгах» 1794 г. сообщалось, что недостаток в деньгах) простирается до 18291020 рублей.

С 1786 г. функционировал Заёмный  банк во главе с П.В. Завадовским. Многие известные люди получали ссуды в этом банке. В делах Заёмного банка, например, отложилось собственноручное письмо императрицы Екатерины II П.В. Завадовскому о выдаче графу А.В. Суворову-Рымникскому 250 тысяч рублей из банка.

Помещичье дворянство хотя само и хотело удовлетворять свои новые потребности через денежный эквивалент, но в большей степени боялось потерять свое крепостное хозяйство через развитие рынка. Характерно, что для уничтожения ассигнаций старого образца была образована специальная комиссия, которая должна была проверять выпуск новых ассигнаций. Были условия для преобразований в технологической и социальной сферах в приближающемся XIX веке. Это был ответ России, пусть частичный, на те вызовы цивилизационного процесса, на которые передовые европейские государства уже начали отвечать с XVI века. Новый уровень технологического процесса требовал смены натуральной формы хозяйства на товарно-денежные отношения. Переход на новый технологический уровень всегда вызывается появлением новых потребностей людей, прежде всего потребительского характера. Эти потребности не могли быть удовлетворены в рамках натурального помещичьего хозяйства. На покупку заморских товаров нужны были деньги. С проведением денежной реформы, как мы видели выше, в руках дворянства стали скапливаться деньги. Сами помещики переводят крестьян на денежный оброк. Вместо натурального продукта помещик стал иметь "живые" деньги. Стало развиваться купечество, которое и поставляло дворянству новые товары. Привозились не только заморские товары, но росло ремесленное производство и государственные и частные мануфактуры. Усилился процесс урбанизации, чему способствовали и административные реформы Екатерины.

Вследствие этого стали нарастать  и изменения в образе жизни  многих людей, пока, правда, только в  высшем сословии. Среди молодого поколения  дворян росла потребность в образовании, в изучении иностранных языков. Все  больше дворянской молодежи уезжает  учиться за границу, привозя с  собой (назад в Россию) и новые  мысли, и новые потребности. Это  вызывает недовольство и страх у  старшего поколения дворянства, оно  начинает ощущать пропасть между  собой и молодежью.

Денежная реформа проводилась, прежде всего, в интересах пополнения казны, которой не хватало денег  ни на ведение непрерывных войн, ни на осуществление административных реформ. Кредиты, которые давались русскому купечеству, не были достаточны для широкого развития национального производства. Их хватало, в основном, на торговые операции и отдельные частные мануфактуры. В то же время рост податей в денежной форме усиливал социальное недовольство среди крепостного крестьянства. Это порождало крестьянские движения, которые начали охватывать всю Россию. Сокращались налоговые поступления в казну. Новое дворянское поколение видело пагубность крепостнического строя, который задерживал политическое и экономическое развитие России. Пушкин через три десятка лет напишет и о других социальных противоречиях, которые также были порождены денежной реформой конца XVIII века: "... вослед Радищеву восславил я свободу и милость к падшим призывал".

В тактическом плане благодаря  денежной реформе правительство  получило несколько миллионов в  казну, что позволило ему продолжать начатую войну с Турцией и  проводить административную реформу, требующую оплачивать огромную армию  чиновников, которые и становились  новой опорой русского самодержавия.

 

Заключение

Финансовая сфера России в эпоху  царствования Екатерины II ознаменовалась двумя важнейшими событиями, которые  имели большое экономическое  и политическое значение для жизни  страны.

Во-первых, были впервые введены  государственные бумажные деньги. Во-вторых, по существу, вместе с этой денежной реформой в России сформировалась и  определенная банковская система. Россия, по существу, осваивала опыт становления денежного хозяйства, которое всегда неизбежно зарождается вместе с развитием разделения труда и обмена. Работа банков регулировалась появившимся тогда регламентом. В Петербурге учреждалось единое «банковское правление», состоявшее из главного директора банков и трех - четырех советников и подчинявшееся непосредственно императрице.

Начиная со второй половины XVIII века Россия включилась в организованную систему получения крупных международных займов.

К концу XVIII века начали складываться отдельные элементы государственной  системы инкассации. Во-первых, это  касалось сферы хранения и расходования средств бюджета. Во-вторых, существовал  централизованный оборот денежного  металла еще до того, как он поступал в обращение в виде монеты, - между  местами добычи, выплавки и очистки  до необходимой степени чистоты (аффинажа), и местами, где производилась  его чеканка в монету (монетными  дворами) и денежными кладовыми. В третьих, с того времени, когда государство перешло к печатанию бумажных денег и берет начало централизованное предварительное движение уже отпечатанных, но еще не введенных в обращение бумажных денег, а также связанное с этим движение всех расходных материалов (бумаги, красок и т.п.) и движение предназначенных к централизованному уничтожению ветхих или излишне выпущенных бумажных денег.

 

 

 

Библиографический список

  1. "История инкассации в России". Издательский дом "Лето-Пресс" 2010 г.
  2. В. Андриевская. Денежная реформа в России в царствование Екатерины II // "Экономические стратегии", 1999, №1, стр. 60-62
  3. Денежные реформы в России: История и современность. Сборник статей. М.: Древлехранилище, 2004.
  4. Ошарин А.В. Экономическое развитие и проблема модернизации России в XVIII – начале XX вв.: Учебно-методическое пособие по дисциплине «Экономическая история». – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2008. – 176 с.
  5. Чумакова А.С. Зарождение и развитие системы городских общественных банков в России второй половины XIX – начала XX в. (на материалах Симбирской губернии). М.: Флинта, 2010 г.
  6. Экономическая история России. Тимошина Т.М. 15-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2009. — 424 с.

Информация о работе Финансовые реформы Екатерины II