Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:52, реферат
Эффективность управления стоимостью достигается при правильном построении процесса управления, где все стремления предприятия, методы и приемы направлены к одной общей цели: максимизировать стоимость, строя при этом процесс принятия управленческих решений на ключевых факторах стоимости. Создание и внедрение процесса управления стоимостью основано на выявлении главных факторов стоимости, отборе тех из них, на которые может быть оказано влияние и по отношению к которым, чувствительность стоимости предприятия наиболее максимальна.
Далее сформированы факторы, влияющие на формирование рыночной стоимости предприятия, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Факторы, влияющие на формирование рыночной стоимости предприятия
Так существует прямая взаимосвязь между стоимостью предприятий и экономическими факторами, такими как благосостояние населения, валовой внутренний продукт, производительность труда, уровень занятости. Предприятие создает свою стоимость под влиянием внешних факторов, и его деятельность непосредственно зависит от их колебания. При этом динамика развития предприятия, его финансовые показатели, спрос на продукцию создают базу для определения состояния и развития отрасли, в которой задействовано предприятие. В свою очередь, факторы развития отрасли влияют на экономические факторы, формирующие в итоге положение региона, страны. Таким образом, совокупность внешних и внутренних факторов изменяясь в течение времени, влияет на стоимость предприятия и, вместе с этим формирует развитие отрасли, региона, страны.
Факторы, создающие стоимость между собой тесно переплетаются и взаимосвязаны. Рассматривать влияние факторов на стоимость обособленно друг от друга не целесообразно, это может привести к неправильным конечным результатам.
Влияние факторов на стоимость предприятия различно для каждого предприятия, и зависит от специфики деятельности предприятия, этапа жизненного цикла, особенностей управления.
Как советуют, Т. Коупленд, Т. Коллер, Дж. Муррин [] для того, чтобы видеть общую картину деятельности предприятия и глубинные причины возникновения проблем, достаточно пяти – десяти ключевых факторов стоимости, верхний предел может достигать двадцати. При использовании более 20 факторов стоимости, предприятие может столкнуться с трудностями при выборе тех, которым следует уделять основное внимание. Главной ступенью в этапе выявления факторов, влияющих на стоимость, является выработка мнения о положительном или отрицательном влиянии факторов на стоимость предприятия. Обозначить степень влияния факторов возможно только при более детальном тщательном рассмотрении и изучении деятельности предприятия, в результате которого предлагается из всего множества факторов выделять и в дальнейшем учитывать не более 20 ключевых. Анализируя деятельность предприятия, и сравнивая факторы стоимости необходимо отвечать на вопрос, какой из факторов имеет наибольшее воздействие на развитие предприятия (метод парных сравнений), и дать им оценку. Для простоты и удобства работы в дальнейшем с выбранными факторами необходимо произвести «оцифровку», приписывая категориям численные значения – баллы, см. таблицу 1.
Таблица 1
Шкала стратегической значимости влияния факторов
Степень влияния факторов на стоимость
Баллы
низкая
1
ниже средней
2
средняя
3
выше средней
4
высокая
5
очень высокая
6
Данная шкала позволяет из всего множества факторов выделить ключевые, обработка которых в дальнейшем необходима для формирования стоимости предприятия. В результате ранжирования предлагается использовать предпочтительно, категории: «выше средней», «высокая» и «очень высокая», то есть 4 и более баллов.
При работе с факторами стоимости использование автоматизированных систем не является предпочтительным фактом, так как не дает возможности рассмотреть всю цепочку влияния факторов друг на друга, а, значит и их влияния на стоимость. Таким образом, может сработать принцип GIGO - «мусор на входе - мусор на выходе», при котором компьютерная обработка данных сама по себе не делает получаемые результаты более достоверными.
Факторы стоимости напрямую зависят от качества и количества имеющейся информации: чем более полная информация имеется, тем ранжирование факторов по значимости, оказывающих влияние на стоимость предприятия сегодня и в перспективе, будет более точным. Литература:
Григорьев В. В., Федотова М. А. Оценка предприятий: Теория и практика. М.: ИНФРА-М, 1997.
Егерев И.А. Стоимость бизнеса: искусство управления: Учеб.пособие. М.: Дело, 2003. 480 с.
Егерев И.А. Факторы управления стоимостью: выявление и анализ. //Вопросы оценки. 2000. - №3.
Козырь Ю.В. Стоимость компании: оценка и управленческие решения.-М.:Издательство «Альфа-Пресс», 2004. – 200с.
Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление.-3-е изд., перераб. и доп./Пер.с англ. – М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 576 с.: ил.
Мордашов С.Н. Рычаги управления стоимостью компании // Рынок ценных бумаг. 2001. №15.
Оценка стоимости предприятия (бизнеса)/А.Г. Грязнова, М.А. Федотова, М.А. Эскиндаров, Т.В. Тазихина, Е.Н. Иванова, О.Н. Щербакова. – М.: ИНТЕРРЕКЛАМА, 2003. – 544 с.
Самохвалов В. Как определить ключевые финансовые факторы стоимости? // Журнал «Управление компанией». 2004. - №5.
Скотт М.Факторы стоимости: Руководство для менеджера по выявлению рычагов создания стоимости / Пер. с анг. – М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2000. – 432 с.
Управление стоимостью: Оценочные технологии в управлении предприятием: Учеб. пособие по специальности «Финансы и кредит» / В.В. Криворотов, О.В. Мезенцева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -111 с.
Автор: Казанцева Светлана Александровна
«Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011 г.)
Поделиться…