Факторинговые и форфейтинговые операции коммерческих банков, проблемы их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование форфейтинговых и факторинговых операций в Российской Федерации. Для того, чтобы добиться определенной цели нужно решить ряд задач:
- изучить сущность, а также виды форфейтинга и факторинга;
- рассмотреть нормативно - правовое регулирование форфейтинговых и факторинговых операций в Российской Федерации;
- провести анализ рынка форфейтинговых и факторинговых услуг в РФ, выявить проблемы по развитию рынка форфейтинговых и факторинговых услуг в Российской Федерации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты источников финансирования: факторинг и форфейтинг……………………………………………………………………………..4
1.1 Экономическая сущность и виды факторинга………….………………..4
1.2 Особенности и виды форфейтинга………………………………………...7
1.3 Форфейтинг как форма финансирования инвестиционных проектов....11
1.4 Правовая основа факторинговых и форфейтинговых операций……….12
Глава 2. Факторинг и форфейтинг в Российской Федерации……………..……….17
2.1 Рынок факторинговых и форфейтинговых услуг в России……………..17
2.2 Преимущества и недостатки факторинговых и форфейтинговых операций……………………………………………………………………………….25
2.3 Проблемы развития рынка факторинговых и форфейтинговых услуг в России………………………………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………….....35
Список литературы……………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

В отличие  от обычного кредитования, предусматривающее  обеспечение по сделке, факторинговые  операции являются беззалоговыми, в  связи с этим, более рискованными. Поэтому к финансовому состоянию клиента стоит подходить более внимательно и основательно. Предметом анализа также должны являться дебиторская задолженность клиента в целом, правовые взаимоотношения поставщика и дебитора (договор поставки), финансовое положение и дисциплина платежей передаваемого на факторинговое обслуживание дебитора. Одним из инструментов управления рисками при факторинге является система установления лимитов. Подход к лимитированиюфакторинговых сделок у разных банков свой: некоторые устанавливают максимальный размер риска на одного поставщика, на одного дебитора и на одну поставку, диверсифицируя тем самым свой кредитный портфель; другие устанавливают индивидуальные лимиты финансирования как на поставщика, так и на его дебиторов на основе результатов комплексной оценки их финансового положения, а также лимиты диверсификации. Лимит диверсификации может быть установлен только в случае признания дебиторской задолженности поставщика удовлетворяющей критериям банка (отсутствие просрочек по погашению дебиторской задолженности, наличие четкая кредитная политика поставщика по отношению к покупателям, существование налаженной системы сбора дебиторской задолженности).  
        Проблемы, связанные с нехваткой информации о клиенте и его покупателях, в зарубежных странах решается путем обращения банка в Кредитное бюро за досье Заемщика, в котором содержатся все необходимые сведения: кредитная история в прочих банках, текущая и историческая финансовая отчетность, сведения об имуществе, его обременении по другим кредитным договорам, о наличии собственности у Заемщика, исполнения своих обязательств перед бюджетом, наличие Картотеки №2 к счетам в банках, наличие судебных решений и прочие существенные сведения о Клиенте. В России закон о кредитных бюро был принят лишь в конце 2004г., который вступил в силу с 1 июня 2005г. Многие кредитные организации не спешат предоставлять информацию о своих заемщиках. Поэтому говорить о Кредитном бюро в России как источнике получения дополнительной информации о Заемщике пока не приходится. Другим источником информации могут служить базы данных стаистических служб (Госкомстат), информационно-аналитических служб (Скрин, Интегрум). От упомянутых источников можно получить отчетность предприятий, информацию о компаниях, размещенную в СМИ. Однако, привлечение сторонних организаций ведет к удорожанию факторинговых услуг, к тому же, поступающая от них информация не всегда является свежей (запаздывание поступления к ним отчетности предприятия может достигать 8 месяцев и более).                                         
      Проблема непрозрачности российских компаний обостряется на фоне неразвитости рынка страхования в части страхования финансовых рисков. Поэтому банки вынуждены создавать достаточные резервные фонды под возможные потери, что приводит к отвлечению денежных средств от более прибыльных проектов. В отличии от России, зарубежные компании активно прибегают к услугам страховых компаний. Страховая компания устанавливает лимит, в рамках которого готова принять на себя кредитные риски клиента (при факторинге с регрессом) и дебиторов (при работе с безрегрессым факторингом). В данном случае проблема оценки финансового состояния заемщика перекладывается на плечи страховщика. Тем не менее, банкам стоит быть более внимательным и аккуратным при выборе страхового агента, так как неплатежеспособность последнего не даст возможность банку компенсировать образовавшиеся потери по сделке. Банкам также стоить особое внимание уделять юридической стороне вопроса страхования: все страховые случаи должны быть четко определены, иначе у страховой компании возникнет возможность не выполнять обязательство по выплате страховых премий.

Одной из основных проблем, мешающих развитию факторинга является недостаточное понимание  сути факторинговых операций, их возможностей и выгодности. Многие путают данную операцию с покупкой долга с дисконтом. Однако сущность факторинга в том, что данная операция не предусматривает работу с безнадежными долгами. С помощью факторинга решаются такие задачи, как управления текущей задолженностью, авансирование поставщиков до момента оплаты продукции покупателями, сбор дебиторской задолженности, систематизация ее учета и оценки.

Запуск факторинга требует немалых капиталозатрат, связанных с постановкой делаю  Больших инвестиций требуют высококлассное программное обеспечение как для работы самого факторингового подразделения, так и для информационно-учетного сопровождения поставщика, оплата опытного персонала, привлечение консалтинговых и юридических служб в случае необходимости. Для построения факторингового подразделения в банке, отлаживания механизмов и технологий проведения факторинговых операций требуется в среднем от 8 до 12 месяцев, что является одним из препятствий для банка, желающих как можно быстрее выйти на точку окупаемости и выходу на определенный уровень рентабельности деятельности.

В России форфейтинг развивается довольно медленно. При  этом многие банки, в принципе упоминающие  его в ряду своих услуг, вместо ответа на вопрос «каковы условия» заявляют, что форфейтингом не занимаются.  
   Очевидным барьером на пути развития форфейтинга в России является специфическая география российского импорта. Как правило, в России высоки страновые и другие риски, и западным компаниям очень сложно найти достойного гаранта/авалиста для векселя покупателя в стране с нестабильной экономикой.  
      Во-вторых, форфейтинговая схема все же существенно сложнее в организации, нежели, например, факторинговая. Практика показывает, что если у предприятия есть возможность (при сравнительно коротких сделках) воспользоваться и факторингом, и форфейтингом, то выбор всегда делается в пользу факторинга.

Еще одним  ограничителем форфейтинга служит российское законодательство. Поэтому  российские банки могут выступать  только в роли агента, но никак не собственно форфейтора. Также оно  крайне медленно акцептует мировую деловую практику, видя в каждом новом инструменте способ обмана фискальной системы. Если следовать ему буквально, авансовый платеж считается единственно возможной формой для бесспорного последующего возмещения НДС экспортеру. Но, поскольку нигде 100-процентных авансов не платят, наши налоговые органы постепенно привыкли к тому, что аккредитив - нормальная форма расчета для экспортных контрактов, а вовсе не способ обхода законодательства. И все равно, вопреки всей мировой форфейтинговой практике, на счет российского экспортера зачисляется 100% суммы контракта, включая дисконт, и только потом сумма дисконта перечисляется форфейтору. Нормализация налогового законодательства могла бы значительно увеличить возможности форфейторов и их клиентов.

В настоящее  время трудно говорить о том, как  будет развиваться форфейтинг в  России - слишком много факторов могут повлиять на этот процесс. В  ближайшее время ждать широкого предложения форфейтинговых услуг  не приходится - сейчас он сохраняется  в качестве эксклюзивной банковской услуги. Несмотря на долгий срок и безгрешность, появление на рынке форфейтинга не дало явного качественного скачка. Важное условие для развития форфейтинга - длинный горизонт планирования. Если бизнес способен представить, что будет через пять лет или хотя бы через три года, тогда форфейтинг может быть интересен. В условиях же политической и экономической нестабильности, постоянной перекройки законодательства бизнес просто не может планировать так долгосрочно.

 

Заключение

      Факторинг является одной из древнейших разновидностей финансирования торговли. Некоторые его разновидности использовались торговцами с давних времен – в период празднования царя Хаммурапи (две тысячи до нашей эры). Тем не менее, активное формирование факторинга стало происходить в 19 веке в Англии и связывалось с формированием текстильной промышленности. В тот период времени сбытовые рынки были удаленными от мест, где производят продукцию, связующую роль между конечными покупателями и производственными организациями играли факторы.                                            
      Под факторингом понимают комплекс финансовых услуг, которые оказываются клиенту, а тот в обмен уступает дебиторскую задолженность. Данный комплекс услуг содержит в себе страхование кредитных рисков, финансирование поставок товаров, учет состояния дебиторской задолженности, а также работу с дебиторами по своевременной оплате. Покупателю факторинг дает возможность отсрочки платежей, поставщику – возможность получения основной части оплаты за товар сразу же после поставки данного товара. 
      Форфейтинг (в переводе с франц. a forfai - общей суммой, целиком) означает покупку у экспортера форфейтером требований (денежных) к импортеру (дисконтирование), обычно, гарантированных коммерческим банком импортера и следующих из поставки различных товаров либо реализации услуг без какого-либо права требования обратного (регресса) к экспортеру. Таким образом, форфейтер (тот, кто покупает долг) берет на себя обязательства об отказе (форфейтинге) от обращения регрессивного требования к кредитору при неосуществимости приобретения удовлетворения у должника. Приобретение обязательства оборотного (покупка) совершается, со скидкой. В России вторичного рынка форфейтинга на данный момент не существует. Коммерческие банки не готовы принимать риски среднесрочные развивающихся стран, а по рискам стран развитых не могут вытерпеть конкуренции по ставкам.  
      Тем не менее, рынок факторинга в РФ наращивает обороты, в сентябре 2012г. показатель составил 360 млрд. рублей. темпы прироста рынка составили 80% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

Если же сравнивать эти виды кредитования, то тут нужно  заметить, что обслуживание факторинговое  более эффективно для средних  и малых предприятий, испытывающих финансовые затруднения из-за неуместного во времени погашения долгов со стороны дебиторов, а также узости доступных для них источников для кредитования. Форфейтинг более эффективен и полезен для крупных организаций, преследующих цель по аккумуляции средств денежных для того, чтобы реализовывать дорогостоящие и долгосрочные проекты.

 

Список используемой литературы

1. Гражданский  кодекс Российской Федерации:  офиц. текст (части первая, вторая  и третья) // Правовая информация - Гарант 
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: офиц. текст (части первая, вторая) // Правовая информация  
3. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Заключена в Оттаве 28.05.1988): Федеральный Закон Российской Федерации от 8 февраля 1998 г., N 16-ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2008.- № 32. 
4. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 г. №395-I «О банках и банковской деятельности» (ред. от 06.12.2011) // Правовая информация - Консультант плюс 
5. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» (ред. от 21 ноября 2011 г.) // Правовая информация - Консультант плюс 
6. Федеральный закон Российской Федерации от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. 4 мая 2011 г.) // Правовая информация - Консультант плюс 
7. Банковское дело: учебник. / Под ред. Ю.А. Бабичевой. М.: Экономика, 2010.  
8. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. - М.: Финансы и статистика, 2010.  
9. Головин Ю.В. Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики: учебник. / Ю.В. Головин. – М.: Финансы и статистика, 2011.  
10. Ростовский Ю. М. Внешнеэкономическая деятельность: учебник для студентов вузов, обучающ. по спец. 060600 Мировая экономика/ Ю.М. Ростовский, В.Ю. Гречков. - 2-е изд., с изм.. - М.: Экономистъ, 2012. 
11. Хромов М.Ю. Дебиторка. Возврат, управление, факторинг. -СПб. Питер, 2012.  
12. Адамова К.Р. Факторинговые операции коммерческих банков // Бизнес и банки, 2011. – №15.  
13. Дякин Д. Факторинг на службе бизнеса // Управление компанией, 2011. - № 6. 
14. Курышев Д.В., Стешина М.О. Форфейтинг – новые рубежи в условиях кризиса. Опыт японского банка в России // Международные банковские операции, 2010. - № 3. 
15. Лаврик М.Ю. Риски факторинговых операций // Банковское дело, 2011. - № 7. 
16. Лазарева Т.П. Нетрадиционные формы кредитования внешнеэкономической деятельности //Право и экономика, 2012. -№1.  
17. Милых Ф.Г. Кредитование внешнеэкономической деятельности // Практика международного бизнеса. - 2011. - № 6.  
18. Семикова П. Механизм и базисные параметры форфетирования // Банковские 19. Банковское дело: Учебник для вузов по экономическим специальностям /

О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева и др.: Под. ред. О.И. Лаврушина.

– М.: Финансы  и статистика,2010.

20. Едронова В.Н., Хасянова С.Ю. Классификация банковских кредитов и

методов кредитования // Финансы и кредит. –2009. -№1.

21. Замуруев А.С. Кредит и ссуда: терминологический анализ, классификация

и определение  формы // Деньги и кредит. –2010. -№4.

22. Захаров В.С. Проблемы Российских коммерческих банков // Деньги и

кредит. –2011. -№1.

23. Иванов В.В., Малютина О.Н. Методика анализа обеспечения при

совершении  операций кредитования // Финансы и кредит. – 2009. -№5..

24. Сухов Д.А. Факторинговые операции: сущность, бухгалтерский учет, налогообложение //Финансовые и бухгалтерские консультации, 2010. – № 4. 
25. Эрделевский A.M. Правовые проблемы факторинга // Финансы, 2012. - № 3.  
26. Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.raexpert.ru 

 




Информация о работе Факторинговые и форфейтинговые операции коммерческих банков, проблемы их развития