Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение доходов населения, общая характеристика, структура и динамика денежных доходов населения России. Цель позволила сформировать основные задачи курсовой работы:
- Классифицировать доходы населения и сформулировать их источники
- Выявить динамику денежных доходов населения
- Проанализировать дифференциацию и измерение доходов населения.
Введение………………………………………………………………… .….... 3
1 Доходы населения ……………………………………………………….….5
1.1 Состав и структура денежных доходов населения…………………….....5
1.2 Динамика денежных доходов населения………………………………12
2 Анализ денежных доходов населения России………………………….….15
2.1 Дифференциация доходов населения …………………………….….…..15
2.2 Доходы и расходы населения………………………………….………….23
3 Политика государства в области доходов………………………………....29
3.1 Перераспределение доходов………………………………………………29
3.2 Защита денежных доходов от инфляции……………………....................31
Заключение………………………………………………………………….….38
Список использованной литературы…………….…………………...............39
Из первой части данной таблицы видно, что численность пенсионеров из года в год растет в общем, а если рассматривать каждую категорию в отдельности, то можно сделать вывод что:
1. численность пенсионеров, получающих пенсии по старости и по инвалидности изменяется в большую сторону, причем по старости увеличивается в среднем на 0,35%, а по инвалидности увеличивается в среднем на 0,35 млн. человек.
2. численность пенсионеров, получающих пенсии по случаю потери кормильца не изменялась на протяжении 3-х лет, с 2006 по 2008 года. Это неплохой показатель. Так как он говорит об неизменении количества детей, которые потеряли одного или двух родителей.
3. численность пенсионеров получающих пенсию за выслугу лет держится почти на одинаковом уровне за период 2006-2008гг., аналогичная ситуация сложилась и по социальным пенсионерам. Лишь на 0,1 млн. человек больше соответственно в 2008 году, в 2006 меньше, по численности пенсионеров, получающих социальные пенсии.
По второй части таблицы видно, что наибольшую пенсию по всем анализируемым годам получают пенсионеры за выслугу лет, но в пересчете на количество таких пенсионеров это не самые большие затраты денежных средств. И хотя средний размер пенсии за выслугу лет больше других и составляет 266,4 тыс. руб., но наибольшие денежные затраты имеют пенсионеры, получающие пенсии по старости. Эта сумма равна 7288,32 тыс. рублей, в сравнение сумма общих денежных средств на пенсии за выслугу лет 53,28 тыс. рублей, по инвалидности 894,83 тыс. рублей, социальные 166,98 тыс. рублей, по случаю потери кормильца 293,28 тыс. рублей (данные взяты 1995 года).
Таблица
Покупательная способность денежных доходов населения (килограммов).[5]
| 2006 | 2007 | 2008 |
Говядина | 41 | 58 | 50 |
Молоко, л | 390 | 355 | 243 |
Яйца, шт. | 1521 | 1551 | 1363 |
Рыба мороженая | 99 | 83 | 79 |
Сахар-песок | 100 | 185 | 141 |
Масло растительное | 78 | 81 | 64 |
Маргарин | 60 | 69 | 48 |
Картофель | 399 | 391 | 302 |
Капуста | 229 | 209 | 247 |
Цитрусовые | 44 | 74 | 90 |
Хлеб пшеничный 1 сорта | 291 | 332 | 251 |
Рис | 266 | 275 | 158 |
Масло животное | 30 | 43 | 27 |
Покупательная способность населения, их денежных доходов важный экономический показатель уровня жизни населения. Сделаем анализ данных сведений. Если взять общую картину, то наглядно видно, что с 2005 года по 2007 год покупательная способность почти по всем видам товаров росла, но в 2008 году эта способность упала, стала снижаться. Так, в 2008 году по сравнению с 2007 годом покупательная способность денежных доходов населения снизилась на говядину на 8 кг, на молоко на 112 л, на яйца на 188 шт., на рыбу мороженую- 4 кг, сахар-песок-44 кг, масло растительное-17 кг, маргарин-21 кг, картофель-89 кг, хлеб пшеничный 1 сорта- 81 кг, рис-117 кг, масло животное-16 кг. Это связано с обесцениванием рубля, и население старается больше денежных доходов вкладывать в учреждения сберегательного банка РФ.[6]
Таблица
Вклады населения в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации (на конец года).
| 2006 | 2007 | 2008 |
Число учреждений, тыс. | 38,8 | 37,1 | 34,4 |
Число вкладов, млн. | 210,9 | 234,2 | 226,0 |
Сумма вкладов, млрд. руб. | 3966,8 | 17556,9 | 51144,6 |
Средний размер вклада, руб. | 18811 | 74981 | 226297 |
Остаток вклада на душу населения, руб. |
26803 |
118677 |
345716 |
Проанализировав эту таблицу наряду с предыдущей очень отлично видно, что с каждым годом за период 2006-2008 гг. размеры вкладов населения растут. Так откуда же может повыситься покупательная способность денежных доходов населения, если это самое население переводит одну валюту (менее твердую) в другую, т.е. вкладывает деньги в банки.
3 Политика государства в области доходов
3.1 Перераспределение доходов
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.
Социальные трансферты — это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.
Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.
Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.
Главный аргумент в пользу равного распределения доходов заключается в том, что оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство рискует войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х — первой половине 80-х гг.).
Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).
Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.
В России с 1991 г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В России с 1 января 2009 года МРОТ равен 4330 рублей.
3.2 Защита денежных доходов от инфляции
Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).
Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.
Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.
В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия.
Размер базовой части трудовой пенсии на начало 2008 года был в 1,5 раза ниже минимального размера оплаты труда и равен 1560рублей. С 1 марта планируется увеличить на 8.7% базовую часть трудовой пенсии, а с 1 декабря 2009-го - еще на 26.5%. Общий рост составит 37.2%. Таким образом, минимальный размер пенсии к 2010 году должен равняться 2460 рублям.
Минимальный размер стипендии студентов государственных, муниципальных вузов равен 900 рублей, студентов (учащихся) учреждений среднего специального и начального профессионального образования - 315 рублей.
Пособия:
- Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель) - 325,5 рублей;
- Родовой сертификат – 10000 рублей
- Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву – 14000 рублей
- Единовременное пособие при рождении ребенка – 8680 рублей
- Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью – 8680 рублей
- Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет - 1627,5 рублей
- за вторым и последующими детьми – 3255 рублей
- Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву – 6000 рублей;
- Ежемесячные выплаты на содержание ребенка в семье опекуна – 4000 рублей;
- Размер оплаты труда приемных родителей – 2500 рублей;
- Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - 276250 рублей;
- Социальное пособие на погребение - 1000 рублей
За 2008 год перечисленные пособия уже индексировались на коэффициент инфляции. Это происходило дважды. В первой половине года пособия увеличились на 8,5%, а во второй половине года – еще на 1,85% и третье повышение размера пособий на начало 2009 года снова составило 8,5%.
В 2009 году предлагалось увеличить тарифные ставки бюджетников на 6.8, в 2010 году – на 6,5%. В 2007 году существенно увеличены размеры ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам и стоимость набора предоставляемых им социальных услуг, размеры «детских» и других социальных пособий. Соответствующие бюджетные ассигнования предусмотрены и на 2008 год.