Доходы населения РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:36, доклад

Краткое описание

Проблемы неравенства в России стали за последнее десятилетие предметом активных общественных дискуссий, ведущихся экономистами, социологами и представителями других наук. Неравенство в доходах населения формируется в результате комплексного взаимодействия факторов, характеризующих экономическую, социальную и географическую ситуацию. Растущий разрыв между богатыми и бедными вызывает значительные социальные напряжения, поскольку для населения, многие десятилетия жившего в условиях уравниловки и государственного распределения, благосостояние новых групп представляется сомнительным с этической, социальной и правовой точек зрения.

Файлы: 1 файл

Доходы населения России.docx

— 205.56 Кб (Скачать)

 

 

 

Удельный вес населения  стран мира с доходами ниже национальной черты бедности

 

В 2007 году журнал Forbes утверждал, что суммарное состояние 14 самых  богатых граждан России составляло 26 % ВВП страны. По данным «Forbes» на сентябрь 2007 года, суммарное состояние 100 богатейших россиян выросло за год на 36 %.

По данным журнала Forbes, с  мая 2008 года по февраль 2009 года число  российских долларовых миллиардеров сократилось  со 110 до 32 человек, а их общее состояние уменьшилось почти в 5 раз.

 

 

Бедность

Динамика доли населения  России с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 1992—2009 годах, в процентах

По данным на 2009 года величина прожиточного минимума — 5144 руб/месяц.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума — 13,1 % (2009 г.).

По данным на II квартал 2011 года величина прожиточного минимума в РФ — 6505 руб/месяц.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума — 16,1 % (1 квартал 2011 г.).

 

Среднемесячная заработная плата в регионах РФ за 2010 год

Субъект РФ

Среднемесячная заработная плата за 2010 год,рублей

 

РФ

21211,4

1

Москва

40479,2

2

Московская область

25502,1

3

Краснодарский край

16757,9

4

Санкт-Петербург

27618,1

5

Свердловская область

19674,7

6

Ростовская область

15075,8

7

Республика Башкортостан

16403,4

8

Республика Татарстан

17576,9

9

Челябинская область

17593,5

10

Тюменская область[25]

38366,2

11

Нижегородская область

16546,5

12

Самарская область

16628,8

13

Республика Дагестан

10186,6

14

Красноярский край

22046,3

15

Ставропольский край

14408,5

16

Кемеровская область

17980,1

17

Новосибирская область

18525,8

18

Пермский край

17388,4

19

Волгоградская область

14671,1

20

Саратовская область

14592,3

21

Иркутская область

20185,6

22

Алтайский край

11962,5

23

Воронежская область

15191,6

24

Оренбургская область

15084,8

25

Омская область

16784,1

26

Приморский край

21893,5

27

Ленинградская область

21263,3

28

Тульская область

15601,5

29

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

41604,8

30

Белгородская область

15864,3

31

Удмуртская Республика

14152,8

32

Владимирская область

14795,6

33

Пензенская область

14489,9

34

Тверская область

15652,3

35

Хабаровский край

23078,8

36

Кировская область

13476,7

37

Ульяновская область

13499,1

38

Брянская область

12430,9

39

Чеченская Республика

13944,4

40

Ярославская область

16006,1

41

Чувашская Республика

13037,5

42

Архангельская область[26]

22183,2

43

Вологодская область

18550,7

44

Липецкая область

15523,2

45

Рязанская область

15124,1

46

Курская область

13886,5

47

Забайкальский край

18609,6

48

Тамбовская область

12607,2

49

Ивановская область

13157,4

50

Томская область

21881,3

51

Астраханская область

15390,2

52

Калужская область

17427,7

53

Смоленская область

14678,3

54

Республика Бурятия

17917,5

55

Республика Саха (Якутия)

28601,3

56

Калининградская область

18628,5

57

Курганская область

13096,3

58

Республика Коми

25665,3

59

Кабардино-Балкарская Республика

11658,9

60

Республика Мордовия

12045,4

61

Амурская область

21841,3

62

Мурманская область

28924,8

63

Орловская область

13244,6

64

Республика Северная Осетия-Алания

11969,1

65

Республика Марий Эл

12679,1

66

Псковская область

14090,7

67

Костромская область

13721,8

68

Республика Карелия

19863,9

69

Новгородская область

16604,5

70

Республика Хакасия

18379,1

71

Ямало-Ненецкий автономный округ

52720,9

72

Сахалинская область

35885,5

73

Карачаево-Черкесская Республика

11357,9

74

Республика Адыгея

12493,6

75

Республика Ингушетия

13408,2

76

Камчатский край

36470,5

77

Республика Тыва

17434,7

78

Республика Калмыкия

11664,5

79

Республика Алтай

13979,3

80

Еврейская автономная область

20255,4

81

Магаданская область

37786,2

82

Чукотский автономный округ

47408,6

83

Ненецкий автономный округ

47359,4


 

Особенностью российской бедности являются возросшие контрасты  уровня жизни, которые можно оценить  через соотношение душевых доходов  и прожиточного минимума. Покупательная  способность доходов населения  беднейших субъектов РФ в 8-12 раз  ниже, чем у лидера - Москвы.

По соотношению доходов, распределяемых между самыми бедными  и самыми богатыми, мы давно перешли  порог социальной безопасности. По темпам роста доходов самые обеспеченные россияне остаются вне конкуренции, для них этот показатель составляет от 70 до 90% в год, такие темпы не достижимы для бедных россиян. «Уровень бедности в России в течение последних  нескольких лет не изменился, он достигает  примерно 13% населения. Раз не меняется бедность, значит, не меняется и расслоение».

Антикризисные меры правительства  должны были бы способствовать снижению неравенства доходов. Речь идет о повышении минимального размера заработной платы и пенсий. К снижению неравенства могло бы привести и некоторое падение доходов у самых богатых. Сокращение доходов богачей наблюдалось, в частности, в 2008 году. Однако уже с середины 2009 года «доходы богатых восстанавливаются самыми высокими темпами».

Но самое главное заключается  в том, что в России очевидна негативная тенденция изменения структуры  неравенства. Происходит изменение  состава в группе 10% самых богатых  граждан. Профессионалы и бизнесмены вытесняются чиновниками и представителями  бюрократических структур. Еще в 2004 году было опубликовано исследование о том, кто покупает недвижимость на Рублевке: оказалось, что бизнесменов среди покупателей всего 30%, в то время как чиновников среди покупателей – 70%. «Здесь нет ничего удивительного. Ведь государство существует как единый коррупционный механизм, служащий для обогащения бюрократии.

Итогом данной тенденции может стать системный кризис. Ведь разница в доходах перестает быть драйвером экономического развития и превращается в его тормоз. Заметные успехи предпринимателей и профессионалов, по идее, мотивируют людей на карьерный рост и на повышение уровня образования, вовлекают граждан в конкурентную борьбу. Но в России сложилось, по определению экспертов, «плохое неравенство», которое посылает демотивирующие сигналы населению. Высокие доходы сейчас получают не созидатели и производители, а сами перераспределители доходов. Поэтому группе перераспределителей невыгодно что-либо менять в структуре доходов, поддерживать в стране конкурентную борьбу или сокращать расслоение по уровню доходов.

Для преодоления дифференциации очень важно поддерживать экономическую  активность населения, открывать регионы  для инвестиций, развивать малый  и средний бизнес, вовлекать как  можно более широкий круг людей  в предпринимательство — только так можно сделать значительное число россиян богатыми. Но за последние 5 лет число малых предприятий в России практически не выросло и сегодня составляет 1,35 млн, или менее 10 предприятий на 1000 человек населения. Для сравнения: в странах ЕС численность малых предприятий составляет в среднем 45 на 1000 человек населения, в Японии — 50, в США — 75. Доля малых предприятий в структуре численности занятых в странах Запада составляет свыше 50%, в Японии — почти 80%. В России в малом предпринимательстве заняты лишь около 11 млн человек — всего 16% от общего числа работающих.

Неудивительно, что люди в этих странах богаче живут, имеется  широкий средний класс, а в  России — нет. Зато по числу миллиардеров мы — третья страна в мире после  США и Германии.

Анализ положения, сложившегося в стране с оплатой труда, свидетельствует  о крайне несовершенных методах  ее регулирования при помощи как  договорных механизмов, так и государственных (нормативных, налоговых и бюджетных) методов. Российская экономика имеет  много несовершенств, в том числе  в России слабо развит рынок труда. В последнее время наблюдаются  существенные различия между размерами  доходов населения. Эта тенденция  отрицательно сказывается на благополучии людей, на экономике страны, на международном  статусе Российской Федерации.

Социальные процессы в  современной России носят сложный  и зачастую противоречивый характер. Положительные тенденции стабилизации уровня жизни населения, наблюдающиеся  в последние четыре года, еще не позволили (после 15 лет проводимых реформ) достичь даже достаточно низкого дореформенного уровня доходов населения.

Главное условие проведения экономических и социальных реформ - их системность. Многочисленные факты  свидетельствуют о том, что, например, невозможно реформировать систему  доходов или систему регулирования  рынка труда, оставляя в "замороженном виде", не приводя систему оплаты труда к цивилизованному виду.

В условиях катастрофически  высокой поляризации (дифференциации) доходов населения важно, используя  опыт западноевропейских стран, сформировать и внедрить рыночные механизмы по выравниванию и перераспределению  доходов, отказаться от архаичных среднестатистических методов оценки состояния и динамики доходов населения.

Одним из самых значимых барьеров на пути начавшегося экономического оживления остается дефицит хорошо оплачиваемых рабочих мест. Требуется  существенный пересмотр государственной  и местной политики занятости  и регулирования доходов, формирования четких ориентиров для работодателей.

Нужна государственная программа  регулирования заработной платы, позволяющая  мотивировать россиян к творческому  и эффективному труду. Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании и образовании подрастающего поколения, содержании престарелых и нетрудоспособных, охраны здоровья населения. Степень удовлетворения этих потребностей зависит от состояния государственных финансов и ценностных установок, сложившихся в обществе. Важным условием социального мира в любой стране является предотвращение чрезмерной разницы в доходах наиболее богатых и самых бедных граждан.

Анализ степени таких  различий в России с помощью разнообразных  методов показывает, что она быстро возрастает. Для смягчения чрезмерной дифференциации доходов необходимо вмешательство государства. Оно  осуществляется с помощью прогрессивного налогообложения доходов и систем социальной поддержки. Механизм регулирования  дифференциации доходов создан в  развитых странах мира для разрешения противоречия между неравной одаренностью людей и размерами собственности, с одной стороны, и необходимостью обеспечить всем людям хотя бы минимально достойный образ жизни - с другой.

 


Информация о работе Доходы населения РФ