Доходы населения и принципы их распределения в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 00:04, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – особенности доходы населения и принципы их распределения в Республики Беларусь.
Предмет исследования – государственное регулирование роста заработной платы.
Цель работы — выявить особенности распределения и регулирования доходов в Республике Беларусь.
Метод исследования – анализ и обработка статистических материалов Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Министерства финансов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1 Доходы населения, их виды. Факторы, определяющие доходы населения..............................................................................................................4
2 Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни………………………………………………………...10
3 Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в Республике Беларусь………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………24
Список использованных источников……………………………………….26
Приложение А ..………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Moya_Kursovaya.docx

— 266.91 Кб (Скачать)

Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии. В результате перерасчета, проведенного в ноябре 2010 г., трудовые пенсии выросли в среднем на 10 процентов. Средний размер пенсии по возрасту составил 612,3 тыс. руб.[10]

 Следовательно, государство  стремится постепенно повышать  общественное благосостояние, улучшать  уровень и качество жизни населения.  В официальном послании белорусскому  народу и Национальному собранию  Республики Беларусь от 29 апреля 2008 г. Глава государства отметил,  что «социальное самочувствие  предопределяется развитием тех  сфер, которые формируют среду  жизнедеятельности человека, –трудовая занятость, уровень оплаты труда, иные социальные гарантии. Они затрагивают каждого человека и все общество в целом, поэтому именно в этих сферах граждане ожидают активной роли государства, более энергичных подвижек к лучшему».[11, с.655]

Под социальной помощью понимается предоставление социальных благ и услуг  уязвимым группам населения, доходы которых ниже черты бедности. Социальная помощь должна обеспечивать минимальный  гарантированный доход. Финансирование социальной помощи осуществляется как  за счет государственного бюджета (обязательная составляющая), так и за счет средств благотворительных организаций (дополнительная составляющая) [12, с.382].

 

 

Важным элементом государственного регулирования доходов является определение и верхнего предела  номинальной зарплаты. Такой предел должен препятствовать развертыванию  инфляционной спирали «цена –  зарплата». Эта мера образует основной элемент «политики сдерживания», означая на практике «замораживание»  зарплаты и цен (в противоположность  «политике экспансии» когда стимулируется  рост доходов населения). Политика сдерживания  ограничивает инфляционное превышение платежеспособного спроса над объемом  реализуемого совокупного предложения. Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для  обеспечения стабильности рыночного  общества, правительство стремится, однако, избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности  
Одним из основных направлений государственной политики доходов является защита денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Для подсчета индекса потребительских цен ввиду больших колебаний цен на различные товары и услуги, особенно в периоды высокой инфляции, очень важен представительный набор товаров и услуг. Наиболее часто споры между правительственными органами и профсоюзами идут по поводу включения в индекс расходов на квартплату, продовольствие, одежду, обувь, транспорт и отдых. При этом считается, что индекс потребительских цен обычно преуменьшает рост стоимости жизни или же устанавливает заниженные доли расходов на те или иные статьи потребительского бюджета.

 Особенности регулирования доходов в РБ:

Государственное регулирование  роста заработной платы осуществляется путем увязки параметров ее повышения  с увеличением объемов производства, реализации продукции (работ, услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Этим достигается дифференциация размера  тарифной ставки первого разряда  и заработков работников одинаковой квалификации, работающих на разных предприятиях и в отраслях экономики, в зависимости  от результативности функционирования субъекта хозяйствования.

Исходя из критерия социальной справедливости, важнейшим принципом  организации системы оплаты труда  в Республике Беларусь является обеспечение  равной платы за равный труд. Это  достигается на основе использования  тарифной системы, включающей нормирование труда и Единую тарифную сетку. Тем  самым обеспечивается одинаковый подход при формировании тарифных заработков работников с учетом их квалификации, профессионального уровня, сложности и общественной значимости их труда. При этом предприятия могут самостоятельно устанавливать системы (повременно-премиальная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная и др.) и размеры оплаты труда. Бюджетные организации вправе устанавливать системы оплаты труда, а ее размеры устанавливаются правительством.

 Заработная плата работника  зависит от отработанного рабочего  времени, выработки, качественных  показателей труда, соблюдения  технико-технологических стандартов, трудовой дисциплины и индивидуальными размерами не ограничивается.

Отличительной особенностью государственного регулирования оплаты труда в нашей стране является ее прогнозирование путем установления заданий по росту заработной платы. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских и  местных органов власти. Накопленный  опыт в этой области показывает, что прогнозирование является ключевым инструментом, обеспечивающим высокие  темпы и поступательность повышения  заработной платы, опережающие темпы  ее роста в отраслях и конкретных организациях, где она значительно  ниже среднего уровня (сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность).

 По сообщению Национального статистического комитета Республики Беларусь, начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь в январе 2010 года составила 999 963 рубля. По сравнению с декабрем 2009 года она уменьшилась на 8,5%.  
Важным механизмом социальной защиты трудящихся является минимальная заработная плата, представляющая собой законодательно устанавливаемый предельно допустимый низший уровень оплаты труда. Ниже этого уровня наниматель не имеет права выплачивать заработную плату своим работникам при условии выполнения ими установленных норм рабочего времени и выработки. Тем самым защищаются интересы низкооплачиваемых категорий работников.

Начисленная средняя заработная плата работников республики в августе 2012 г. составила 4 084,9 тыс. рублей и увеличилась  по сравнению с августом 2011 г. на 104,9%. Номинальная величина заработной платы в августе 2012 г. по сравнению с июлем 2012 г. увеличилась на 4%. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги, в августе 2012 г. по сравнению с августом 2011 г. увеличились на 31,7%, по сравнению с июлем 2012 г. – на 1,7%. В январе – июле 2012 г. общий объем денежных доходов населения составил 166,3 трлн. рублей и по сравнению с январем – июлем 2011 г. увеличился в 2,1 раза при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период в 1,9 раза.

 

Реальные располагаемые  денежные доходы (денежные доходы за вычетом  налогов, сборов и взносов, скорректированные  на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе – июле 2012 г. по сравнению с январем –  июлем 2011 г. увеличились на 10,5% при  прогнозе роста на 2012 год на 3 – 3,5%. Денежные доходы в расчете на душу населения в январе – июле 2012 г. составили 2 512,1 тыс. рублей в месяц и увеличились по сравнению с январем – июлем 2011 г. на 107,9%.[13] см. таблицу А.1 (Приложение А).

В связи с утверждением постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2010 г. № 127 бюджета  прожиточного минимума для трудоспособного  населения в ценах декабря 2009 г. в размере 271 450 руб.  
В Республике Беларусь условием наступления индексации является превышение 5%-го порога индексом потребительских цен, исчисленным нарастающим итогом с момента предыдущей индексации. В этом случае осуществляется автоматическая корректировка указанных доходов для компенсации потерь, вызванных ростом потребительских цен. Индекс потребительских цен в нашей стране ежемесячно определяется Министерством статистики и анализа Республики Беларусь и публикуется в официальной печати. Индексируется доход в пределах 255 220 руб. - 100 процентов утвержденного бюджета прожиточного минимума, действующего на момент индексации. Часть дохода, превышающая

255 220 руб., индексации не подлежит. Предметом особой заботы государства является защита социально уязвимых категорий населения (пенсионеров,детей,инвалидов).  
В Республике Беларусь свыше 2,4 млн. человек, или каждый четвертый житель, – пенсионеры. Из них более 1,9 млн. человек являются получателями пенсии по возрасту, 281,7 тыс. – по инвалидности, 138,2 тыс. – по случаю потери кормильца. Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначается социальная пенсия. В настоящее время ее получают свыше 50 тыс. человек.  
На выплату пенсий расходуется около 11% валового внутреннего продукта страны. Это – одни из самых высоких показателей среди государств – участников СНГ. [14]

В Беларуси повышение уровня пенсий осуществляется путем пересмотра их размеров с учетом роста средней  заработной платы и изменения бюджета прожиточного минимума.

 В январе-октябре 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года: среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 8,5 процента и составил 409,2 тыс. рублей; среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту увеличился на 11,1 процента и составил 232,6 тыс. рублей.

В целях поддержания уровня материального обеспечения пенсионеров  принят Указ Президента Республики Беларусь от 25 октября 2009 года № 524 «О повышении  трудовых пенсий», предусматривающий  повышение трудовых пенсий с 1 ноября в среднем до 9,5 процента.  
Осуществляются меры по усилению государственной поддержки семей с детьми.  
В январе 2010 года среднемесячный размер пособия на детей в возрасте до 3-х лет 227 430 рублей; среднемесячный размер пособия на детей старше 3-х лет – 312070 рублей.[14]

В январе-сентябре 2010 г. объем  денежных доходов населения составил 76,3 трлн. рублей и по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. увеличился на 19,6% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 7%. В результате реальные денежные доходы (с учетом индекса потребительских цен) увеличились на 11,8%. Данные, характеризующие основные показатели доходов населения, приведены в таблице А.2 (Приложение А).

Денежные доходы в расчете  на душу населения в январе-сентябре 2010 г. увеличились по сравнению с  январем-сентябрем 2009 г. в реальном выражении на 12%. Соотношение среднедушевых  денежных доходов населения с  минимальным потребительским бюджетом составило 2 раза, с бюджетом прожиточного минимума – 3,3 раза.

 

Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия и стипендии), удельный вес которых в общей сумме  денежных доходов населения в  январе-сентябре 2010 г. составил 76,6%.[15] Более половины доходов (56,5%) граждане Беларуси получали в качестве оплаты труда, 20,1% - трансфертов населению (пенсии, пособия, стипендии и прочее), 20,6% - от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.[16] Наименьший удельный вес среди источников доходов населения занимают доходы от собственности — 2,8 %. Это объясняется главным образом отсутствием у большей части граждан таких ее размеров, которые позволили бы получать доход. Структура денежных доходов населения представлена данными в таблице А.3 (Приложение А ).

 

В целях развития системы  государственной адресной социальной помощи принят Указ Президента Республики Беларусь «О государственной адресной социальной помощи», которым с 1 января 2010 г. предусматривается:

  • повышение критерия нуждаемости при оказании единовременного социального пособия малообеспеченным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, до 150 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения;
  • увеличение периода назначения государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия;
  • введение нового вида государственной адресной социальной помощи – социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации;
  • объединение в единую систему адресной социальной помощи двух видов государственной поддержки – государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. Это означает, что адресная социальная помощь может быть направлена на оплату жилищно-коммунальных услуг.

 

 

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
При написании данной курсовой работы рассмотрены все поставленные задачи.  
1. Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей.  
2. Для определения степени неравенства в распределении доходов демонстрирует кривая Лоренца. Коэффициент концентрации, или коэффициент Джинни рассчитывается как отношение площади сегмента, образованного кривой Лоренца и линией равномерного распределения доходов, к половине площади всего квадрата. Чем больше коэффициент, тем больше неравенство.

    3. Политика распределения доходов населения должна быть направлена,      прежде всего, на восстановление роли оплаты труда, как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности граждан.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что для Республики Беларусь, свойственно сочетание  государственного и договорного  регулирования, которые базируются на определённых принципах. Определённые правила регулирования заработной платы устанавливает государство, государственное и коллективно-договорное регулирование заработной платы дополняется и индивидуально – договорным, при помощи которого работник и наниматель конкретизируют условия оплаты труда, закреплённые в действующем законодательстве, в коллективном договоре. 
В этих целях первоочередное значение приобретает поэтапное доведение минимальных и других фиксированных доходов населения до величины прожиточного минимума. Необходимо также принять экстренные правовые, экономические и административные меры по ликвидации имеющейся задолженности по заработной плате, введению механизма возмещения материального ущерба при задержках с выплатой заработной платы.  
В этой связи, целесообразно рассмотреть вопрос о введении обязательного страхования работодателей на случай неспособности ими своевременно оплатить труд наемных работников.  
Система оплаты труда в Республике Беларусь основана на республиканской тарифной системе труда, составными частями которой являются: Единая тарифная сетка (ЕТС), единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС), тарифные ставки и оклады.  
Но в зависимости от формы заработной платы выделяют ещё множество других систем оплаты.

Информация о работе Доходы населения и принципы их распределения в рыночной экономике