Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 00:04, курсовая работа
Объект исследования – особенности доходы населения и принципы их распределения в Республики Беларусь.
Предмет исследования – государственное регулирование роста заработной платы.
Цель работы — выявить особенности распределения и регулирования доходов в Республике Беларусь.
Метод исследования – анализ и обработка статистических материалов Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Министерства финансов.
Введение……………………………………………………………………….3
1 Доходы населения, их виды. Факторы, определяющие доходы населения..............................................................................................................4
2 Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни………………………………………………………...10
3 Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в Республике Беларусь………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………24
Список использованных источников……………………………………….26
Приложение А ..………………………………………………………………28
2.Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни.
Дифференциация денежных
доходов населения в
Дифференциация доходов
населения — реально
Но почему вообще существует неравенство в доходах? Ведь в демократических странах принято говорить о равенстве возможностей, которые должны обеспечиваться соответствующими институтами рыночной экономики. Различные экономисты называют множество причин и факторов этого неравенства. Отметим лишь самые важнейшие из них:
1) От рождения люди наделены различными способностями, как умственными, так и физическими. При прочих равных условиях (эту предпосылку нужно всегда иметь в виду), человек, наделенный исключительной физической силой, имеет больше шансов стать знаменитым и высокооплачиваемым спортсменом.
2) Различия во владении собственностью, особенно доставшейся по наследству. Люди не могут выбирать, в какой семье им родиться - потомственных миллионеров или простых рабочих. Следовательно, одна из разновидностей потока доходов, т. е. доход от собственности, будет существенно различаться у названных нами субъектов.
3) Различия в образовательном уровне. Сама эта причина во многом зависит от первых двух названных. Ребенок, родившийся в богатой семье, имеет больше шансов получить превосходное образование и, соответственно, профессию, приносящую высокий доход, нежели дитя в бедной многодетной семье.
4) Даже при равенстве возможностей и одинаковых стартовых уровнях образования больший доход будут получать лица, которых иногда называют «трудоголиками». Эти люди готовы брать работу на дом, задерживаться по долгу службы на рабочем месте для разрешения той или иной профессиональной проблемы, игнорировать свое неважное самочувствие, лишь бы добиться высоких результатов в своей работе.
5) Есть такая группа причин, которая связана просто с везением, случаем, неожиданным выигрышем и т. п. В условиях неопределенности, характерной для рыночной экономики, эта группа причин может объяснить многие случаи неравенства в распределении доходов.[4, с.452]
6) Различия в готовности и способности работать в особых условиях. Работа, например, шахтеров связана с большим риском, с высокой степенью физической интенсивности труда. Работа на атомных электростанциях сопряжена с высокой ответственностью, здесь применяются очень сложные технологические системы, нарушения в которых потенциально могут принести большой ущерб. Если взять предпринимательскую деятельность, то она также требует готовности и умения рисковать, много и интенсивно трудиться.[3, с.151]
7) Дискриминация. Многие люди, имея даже достаточно высокий уровень образования, не могут найти высокооплачиваемую работу в силу различного рода дискриминации при найме на работу. Это приводит к искусственному ограничению предложения по сравнению со спросом на некоторые виды профессий, в результате чего заработная плата и доходы наемных работников повышаются.
8) Господство на рынке. Одним из определяющих факторов также является способность «искусственно вздувать цены на рынке» в своих интересах. К таким мерам прибегают некоторые профсоюзы и профессиональные группы, которые ограничивают предложение оказываемых услуг и тем самым повышают свои доходы.[5, с.201]
Чрезмерное неравенство в доходах может угрожать политической стабильности в стране. Когда большое число людей не удовлетворено своим положением в обществе, труднодостижимы политические компромиссы между богатыми и бедными. Политическая нестабильность наносит огромный ущерб перспективам экономического развития страны, увеличивая риск инвестирования в экономику страны, отпугивая потенциальных инвесторов.
Высокий уровень неравенства в доходах ограничивает возможности применения важнейших рыночных методов регулирования экономики, таких, как повышение цен или обложение налогами и штрафами. Например, существенное повышение коммунальных платежей могло бы стать решающим способом повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства, однако в условиях острого неравенства доходов такие меры могут привести к неприемлемым лишениям среди беднейших слоев населения.
Hеравенство в доходах может также отрицательно сказываться на моральных нормах поведения участников экономических процессов, препятствовать возникновению отношений доверия и приверженности выполнению принятых на себя обязательств. В результате существенно затрудняется всякая деловая активность. С другой стороны, из опыта СССР известно, что слишком равномерное распределение доходов отрицательно влияет на эффективность экономики. Минимальные различия в доходах (при искусственно выравненных уровнях оплаты труда разной сложности) не создают достаточных материальных стимулов к активному участию людей в экономической деятельности, к добросовестному труду. Чрезмерное неравенство в доходах отрицательно влияет также на качество жизни людей, обусловливает относительно большую долю бедняков в составе населения страны.[6, с.276]
Неравенство и социально-имущественное расслоение населения — одна из серьезных проблем перехода к рыночным отношениям. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются следующие показатели: кривая Лоренца, коэффициент Джинни, децильный коэффициент.[7, с.152]
Кривая Лоренца – это кривая, показывающая, какую долю суммированных за год доходов получили различные процентные доли населения, начиная с беднейших граждан или домохозяйств и кончая самыми богатыми А.3 (Приложение А) .
Методика построения кривых
Лоренца следующая. Прежде всего, «ранжируются»
граждане или домохозяйства в
соответствии с уровнем полученного
ими годового дохода. Граждане или
домохозяйства подразделяются либо
на пять так называемых квинтильных
групп (по двадцать процентов в каждой
группе) либо на десять детильных групп
(по десять процентов в каждой группе).
Далее подсчитывается годовой доход
каждой такой группы и выражается
в процентах от общей суммы
доходов населения или
Индекс Джини показывает, какую долю между
кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства
составляет от площади треугольника под
прямой абсолютного равенства.Для характеристики
дифференциации доходов часто используют
разрыв между крайними децильными группами
(10% самого богатого населения и 10% самого
бедного населения). Отношение уровня
дохода лиц, находящихся в верхнем дециле,
к уровню дохода лиц из низшего дециля
показывает коэффициент дифференциации
доходов.
Экономической науке известны три современные
модели распределения доходов.Первая
из них описывает распределение населения
по доходам в развитых странах. Это модель
демократического рыночного общества,
поддерживается мощной социальной группой;
обычно называемой средним классом. Графически
она напоминает черты одногорбого арабского
верблюда: большинство населения имеет
средние доходы, а доли бедных и богатых
незначительны и равномерно снижаются
при удалений от средней. Общество подобного
типа хорошо приспособлено для достижения
общественных компромиссов с помощью
демократических институтов. Другая модель
схематично отражает социальное расслоение
в странах слаборазвитого капитализма
(с диктатурой или неустойчивой демократией).
Она имеет вид островерхого треугольника
с вогнутыми сторонами, имеющего мощное
основание. Ключевая проблема такого общества
состоит в трудности создания стабильного
механизма выработки общественного согласия.
Средний класс там слишком слаб для того,
чтобы навязывать всем своё понимание
консенсуса, в то время как наиболее бедные
слои, хотя и многочисленные, не в состоянии
сформировать достаточную политическую
силу, способную придать направленность
ожидаемым преобразованиям.
Слабость среднего класса
приводит к возникновению препятствий
для демократических процессов.
Выработка общественного
1) тенденцию к возникновению диктатуры военного типа, стремящейся реализовать преимущественно интересы высших слоев;
2) тенденцию к революционной диктатуре, реализующей интересы беднейших слоев. «Разумное» неравенство в доходах позволяет стимулировать предприимчивых и энергичных людей и на основе возросшего дохода оказывать поддержку социально незащищенным слоям общества.
Причины неравенства в распределении доходов:
Степень неравенства в распределении
доходов демонстрирует кривая Лоренца.
Коэффициент концентрации, или коэффициент
Джинни рассчитывается как отношение
площади сегмента, образованного кривой
Лоренца и линией равномерного распределения
доходов, к половине площади всего квадрата.
Чем больше коэффициент, тем больше неравенство.
3 Государственная политика перераспределения доходов и особенности регулирования их в РБ
Государственная политика доходов
заключается в
Перераспределение доходов правительство
осуществляет прямым и косвенным способами,
включающими:
Социальные трансферты – это система
мер денежной или натуральной помощи малоимущим,
не связанной с их участием в хозяйственной
деятельности в настоящее время или и
прошлом. Целью социальных трансфертов
является гуманизация отношений в обществе,
предотвращение роста преступности, а
также поддержание внутреннего спроса.
Центральное место в доходах населения занимает заработная плата. Механизм государственного регулирования оплаты труда реализуется через Конституцию Республики Беларусь; Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 года (с изменениями и дополнениями); ряд законов Республики Беларусь и декретов главы государства, а также другие нормативные и правовые акты. [8, с.10]
Главной целью социальной политики
в Республике Беларусь является предоставление
каждому трудоспособному
Система государственной адресной социальной помощи, созданная в Республике Беларусь в 2001 году, направлена на оказание временной материальной поддержки малообеспеченным гражданам и семьям, содействие в преодолении трудной жизненной ситуации. На сегодняшний день вопросы предоставления государственной адресной социальной помощи регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи», а также Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан». За период январь - сентябрь 2010 года государственная адресная социальная помощь предоставлена 142,7 тыс. человек на общую сумму около 42,5 млрд. рублей, средний размер ежемесячного социального пособия составил в среднем 50,4 тыс. рублей в месяц на одного человека, а единовременного – 164,4 тыс. рублей. Социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации назначено более 12,6 тыс. человек на общую сумму более 6,3 млрд. рублей.[10]
В системе материальной помощи
семьям с детьми государство использует
льготы по налогообложению, оплате за
питание детей в детских
Информация о работе Доходы населения и принципы их распределения в рыночной экономике