Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить доходы и их распределение в рыночной экономике РК.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть виды и источники формирования доходов населения;
- рассмотреть принципы распределения доходов в обществе;
- изучить проблемы неравенства доходов в обществе;
Введение 3
1 Теоретические основы распределения доходов и проблемы
справедливости в рыночной экономике 5
1.1 Доходы населения: виды и источники формирования 5
1.2 Принципы распределения доходов в обществе 8
1.3 Проблемы неравенства доходов в обществе 13
2 Распределение доходов и проблемы справедливости в экономике РК 18
2.1 Анализ доходов населения РК 18
2.2 Характеристика денежных доходов населения 22
2.3 Прожиточный минимум в РК. Уровень жизни и бедность 24
3 Государственное регулирование распределения доходов. Система
социальной защиты РК 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Стратегический план Министерства труда и социальной защиты населения на 2009-2011 годы предусматривает также увеличение минимальной заработной платы - к 2011 году она должна вырасти более чем на 60 % по сравнению с 2007 годом.
28
3 Государственное регулирование распределения доходов. Система социальной защиты РК
Со стороны государства в условиях кризиса очень важно с учётом инфляции индексировать доходы наименее обеспеченных групп населения: работников бюджетной сферы и пенсионеров. Выполнение этой задачи полностью зависит от состояния государственного бюджета и от темпов инфляции.
Наиболее радикальная мера воздействия на доходы - увеличение занятости. Чтобы добиться этого, необходимо увеличение инвестиций, снижение налогов на предпринимателя, таможенный протекционизм стимулирования отечественного производства, доступность кредитов, государственная поддержка рабочих мест и малого бизнеса, организация общественных работ, можно также добавить содействие таким формам занятости, как работа на дому, поощрение мелких инвестиций самого населения в рабочие места и т.д.
Кризисное состояние экономики вызывает необходимость оценить значение социальной ответственности государства, для чего требуется реализовать социальные гарантии, льготы и выплаты, заменить некоторые из них системой временной социальной помощи, предоставляемой в заявительной и адресной форме для конкретной семьи.
В условиях кризиса государство должно осуществлять регулирование доходов населения для снижения социальной напряжённости, их стабилизации и увеличения, с целью улучшения уровня жизни населения.
Государственная политика регулирования доходов заключается, в частности, в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. При этом часть национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с относительно низкими доходами, что приводит к увеличению общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потребления товаров и услуг. Таким образом, можно считать, что одна из целей государства по регулированию денежных доходов заключается в обеспечении возможности потребления каждым индивидуумом товаров и услуг не ниже минимального набора, лежащего в основе бюджета прожиточного минимума.
Среди прямых (административных) методов государственного регулирования особую роль играют трансфертные платежи, которые призваны существенно снижать степень имущественного неравенства. Проводя соответствующую финансовую политику, взимая налоги с предприятий и личных доходов, государство аккумулирует средства в бюджете и во внебюджетных фондах, чтобы затем, осуществляя трансфертные платежи, использовать их на социальные нужды. Таким образом, за счет бюджета и внебюджетных фондов (пенсионного, обязательного медицинского и социального страхования), с использованием системы социальных гарантий и социальной защиты проводится широкомасштабное перераспределение и регулирование доходов.
Правовой базой государственного регулирования доходов и заработной платы служит прежде всего Закон РК «О прожиточном минимуме» 1999 г. В соответствии с этим законом минимальная заработная плата и минимальная пенсия устанавливаются в зависимости от величины прожиточного минимума и поэтапно повышаются до его уровня, а государственная социальная помощь предоставляется с учетом материальной обеспеченности граждан.
Законодательное установление размера минимальной заработной платы, как свидетельствует мировой опыт, является принципиально важным и действенным методом государственного регулирования доходов и заработной платы. Он может быть как общереспубликанским, так и дифференцированным по регионам применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике.
Система социальной защиты населения в качестве важнейшего элемента включает индексацию его денежных доходов. Ее назначение состоит в том, чтобы служить компенсатором ущерба, причиняемого инфляцией.
По своему экономическому содержанию индексация доходов населения - это механизм корректировки величины денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить им удорожание потребительских товаров и услуг, вызванных инфляцией. Индексация широко используется цивилизованным миром как один из механизмов социальной защиты населения в условиях рыночной экономики. Она направлена на поддержание покупательской способности населения и денежных доходов. Индексации подлежат денежные доходы населения, получаемые из бюджетных источников (пособия, пенсии, стипендии, зарплата и т.п.). Различают следующие виды индексации:
- индексация денежных доходов,
- индексация денежных сбережений и индексация прожиточного минимума.
Индексация может быть ретроспективной или ожидаемой. В первом случае компенсация дается в соответствии с ростом цен, который имел место, а во втором - компенсация покрывает ожидаемый рост цен.
Важнейшим направлением социальной защиты является поддержка беднейших слоев населения. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума.
Прожиточный минимум - это минимум денежных средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека и восстановления его рабочей силы. Прожиточный минимум определяет нижнюю границу общественно необходимого уровня жизни в данных условиях развития общества.
Определить прожиточный минимум можно двумя способами.
Первый способ исчисления основывается на построении минимального потребительского бюджета, который представляет собой баланс доходов и расходов семьи (бюджет семьи), составленный исходя из необходимости нормального удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Разрабатывается в денежной оценке в расчете на одного человека или одного работника.
Минимальный потребительский бюджет включает расход на приобретение набора товаров и услуг в количестве, обеспечивающим воспроизводство рабочей силы. Пересматривается не реже одного раза в год или квартал стоимостная величина минимального потребительского бюджета с учетом роста индекса потребительских цен и не реже одного раза в год или квартал - состав потребительских корзин. Данные о структуре и стоимостной величине минимального потребительского бюджета регулярно публикуются в официальных изданиях.
По второму способу определения прожиточного минимума учитывается то, что бедные семьи 1/3 часть своего дохода тратят на продукты питания.
В отличие от рационального потребительского бюджета, бюджет прожиточного минимума рассчитан не на полное удовлетворение разумных потребностей, а в размерах, необходимых для обеспечения нормального воспроизводства способности к труду и деятельности.
Для определения индекса потребительских цен устанавливаются набор «потребительской корзинки», состоящей из товаров первой необходимости. Потребительская корзина - это набор потребительских благ и услуг, обеспечивающих человеку потребление на принятом в обществе минимально допустимом уровне. Набор включает продукты питания, одежду, обувь, белье, предметы санитарии и гигиены, лекарства, мебель, посуду, предметы культурно-бытового назначения, жилье, коммунальные услуги, культурно-просветительные мероприятия и отдыха, бытовые услуги, транспорт, связь, содержание детей в дошкольных учреждениях и другие социальные нужды, без которых не может обойтись человек.
Учитывая, что потребление благ и услуг в разных социально-демографических группах населения неодинаково, потребительские корзинки рассчитываются для каждой из них отдельно - для детей, работающих женщин и мужчин, пенсионеров, жителей города и села.
В Республике Казахстан состав и структура потребительских корзин включает 19 наименования товаров и услуг.
В Казахстане между стоимостью потребительской корзины и минимальным уровнем месячной зарплаты существует разрыв. Стоимость потребительской корзины примерно на 20 % превышает уровень минимальной заработной платы.
Правительство нашей страны пока еще не может пойти на постоянное увеличение минимальной заработной платы всем категориям работающих, так как е повышение неизбежно влечет за собой рост пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат, на что необходимы дополнительные средства и прежде всего из бюджета, потому что возможности бюджета ограничены и дальнейшее повышение оплаты труда без реального увеличения товаров и услуг ведет к усилению инфляции. По мнению специалистов Министерства труда и социальной защиты Республики Казахстан, одним из путей решения проблем в сложившихся условиях является переход к «адресной» социальной защите (то есть следует перейти от защиты всех категорий населения к защите конкретных лиц, доходы которых ниже среднедушевого по минимальной заработной плате).
Для снижения уровня бедности государство должно принимать такие меры, как расширение программы по подготовке и переподготовке кадров, разработку механизма социальной защиты отдельных групп населения, а также финансирования программ по поддержке доходов малообеспеченных слоев населения.
Проблеме социальной защищенности населения Республики Казахстан отводится особое место, она является приоритетной для ее решения и она нашла свое отражение в важнейшем стратегическом программном документе «Казахстан-2030», где говорится, что экономический рост сам по себе не может гарантировать благополучия наших граждан, поэтому для государства борьба с бедностью, безработицей, укрепление социальной справедливости, улучшение экономического благосостояния населения на ближайшие годы является приоритетной задачей.
Государственная социальная политика является важным компонентом стратегии снижения уровня бедности. Существующая в Казахстане система социальной защиты постоянно совершенствуется с целью обеспечения ее эффективности и усиления адресности социальных выплат. Особое внимание при этом уделяется защите наиболее уязвимых социальных групп: многодетные и неполные семьи, особенно проживающие в сельской местности, одинокие пожилые люди, инвалиды и мигранты, особенно оралманы.
Исходя из этого, можно обозначить следующие приоритеты социальной политики в республике на ближайшие годы:
- активная политика занятости и достойная оплата труда;
- увеличение доходности сельского хозяйства, развитие и создание условий для хранения, переработки, реализации продукции по выгодным для производителя ценам в дополнение к повышению занятости на селе не только за счет выращивания сельскохозяйственной продукции;
- стабильность и развитие пенсионной системы;
- социальная помощь малоимущим;
- в целях расширения сферы социального обслуживания, объема социальных услуг и повышения их качества предстоит разработать и законодательно утвердить перечень гарантированных и дополнительных социальных услуг и внести изменения в порядок их предоставления.
- внедрить государственные стандарты социального обслуживания, ввести обязательное лицензирование деятельности организаций, занимающихся социальным обслуживанием, и аккредитацию их работников.
В целях укрепления социальной стабильности продолжится создание системы социальной защиты, основанной на адресности и эффективности, исключающей иждивенчество.
Многоуровневая система социального обеспечения будет соответствовать современным стандартам и уровню жизни в Казахстане. Повышение базовых социальных выплат, последовательное увеличение пенсионных выплат, расширение охвата населения социальным страхованием обеспечат достойные условия жизни для лиц пожилого возраста, инвалидов, лиц, потерявших кормильца, и иных граждан, нуждающихся в социальном обеспечении.
Дальнейшее развитие системы адресной социальной помощи и поддержки уязвимых категорий населения будет направлено на снижение социальных рисков и расширение возможностей активного преодоления бедности. В этой связи будет реализован комплекс мер, направленных на стимулирование производительной занятости, повышение общего уровня занятости трудоспособного населения и снижение безработицы.
Значительное внимание будет уделено расширению сферы социального обслуживания. Внедрение государственных стандартов и повышение качества оказания специальных социальных услуг, развитие конкурентной среды и широкое использование возможностей гражданского общества позволят повысить уровень жизни нуждающихся людей.
Заключение
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или производимых домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.
Для большей части населения основными источниками дохода являются заработная плата, пенсии и другие поступления из финансовой системы.
Проблема повышения доходов населения представяется актуальной как никогда также по четырем следующим причинам. Во-первых, необходимостью привлечения населения в качестве средства инвестиционного ресурса для экономического подъема. Во-вторых, для обеспечения расширенного воспроизводства работников, заинтересованных в повышении производительности труда. В-третьих, для повышения духовности населения, невозможной при значительной доле бедного населения, и в свою очередь являющейся основой устойчивого экономического развития. В-четвертых, в государстве, избравшем демократический путь развития, все проблемы должны решаться по принципу справедливости.
Размеры доходов и их различия обусловлены воздействием следующих факторов:
- социально-политических;
- социально-демографических (пол, возраст, выносливость, наличие таланта и способностей и т.д.);
- социально-профессиональных (профессия, специальность, образование, квалификация, опыт и т.п.);
Информация о работе Доходы и их распределение в рыночной экономике РК