Доходы и их распределение в рыночной экономике РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить доходы и их распределение в рыночной экономике РК.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть виды и источники формирования доходов населения;
- рассмотреть принципы распределения доходов в обществе;
- изучить проблемы неравенства доходов в обществе;

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы распределения доходов и проблемы
справедливости в рыночной экономике 5
1.1 Доходы населения: виды и источники формирования 5
1.2 Принципы распределения доходов в обществе 8
1.3 Проблемы неравенства доходов в обществе 13
2 Распределение доходов и проблемы справедливости в экономике РК 18
2.1 Анализ доходов населения РК 18
2.2 Характеристика денежных доходов населения 22
2.3 Прожиточный минимум в РК. Уровень жизни и бедность 24
3 Государственное регулирование распределения доходов. Система
социальной защиты РК 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Доходы и их распределение в рын.экономике РК курс..doc

— 377.00 Кб (Скачать)

Взносы в общественные и кооперативные орга­низации охватывают вступительные, членские взносы в профсо­юзные, партийные организации, добровольные общества, спортив­ные, научные, творческие союзы и объединения, другие организации, стоимость членских билетов, а также вступительные и паевые взносы в потребительские общества. Взносы в кооперативные организации состоят из вступительных взносов и погашения кредита.

Сумма процентов, уплаченных населением за пользо­вание ссудами, определяется на основе сведений за отчетный период, включая проценты за пользование ссудами, полученными в территориальных управлениях Народного Банка РК.

Затраты на приобретение лотерейных билетов определяются по данным организаций, осуществляющих их продажу.

Расходы населения за пользование товарным кредитом рассчитываются на основании данных о среднегодовой задолженности за товары, проданные в кредит, и ставки процента.

 

 

              2.3              Прожиточный минимум в РК. Уровень жизни и бедность

 

Прожиточный минимум - это необходимый минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины.

Минимальная потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека в натуральном и стоимостном выражении. Она состоит из продовольственной корзины и фиксированной доли расходов на непродовольственные товары и платные услуги. Доля расходов на минимально необходимые непродовольственные товары и услуги для расчета прожиточного минимума установлена в размере 40 % стоимости минимальной потребительской корзины.

Величина прожиточного минимума (ВПМ) рассчитывается исходя из стоимости минимальной продовольственной корзины увеличенной на фиксированную долю расходов на минимально необходимые непродовольственные товары и платные услуги.

Сегодня  проблема  бедности особенно ощутима в Казахстане,  что  наглядно  представляют данные таблицы 2. В плановой экономике абсолютная бед­ность населения сглаживалась дотациями из госу­дарственного бюджета на продукты и услуги, содер­жанием полностью за счет государства систем об­разования, здравоохранения, существованием ши­рокой сети социальных программ, включая множе­ство натуральных льгот (проезд на транспорте, доп­лата за коммунальные услуги и содержание жилья и другие).

В связи с тем, что бедность в Ка­захстане еще полностью не преодо­лена, государство и общественные организации проводят программы социальной поддержки наиболее нуждающегося населения. Так, в настоящее время в программах со­циальной поддержки в Казахстане, в частности, программы выдачи адресной социальной помощи (АСП) применяется сложная система выяв­ления степени нуждаемости семьи в такой помощи. Для ее получения домохозяйству необходимо предо­ставить ряд справок с налогового комитета, ЗАГСа, аппарата акима, школы, биржи труда и др., справки о доходах всех ее членов, а также ко­пии других документов, подтвержда­ющих легитимность подачи заявле­ния. Среднее количество кабинетов и инстанций, которые приходится пройти гражданам при оформле­нии АСП и пособий на ребенка, составляет 5-6 инстанций. С другой стороны, очень многие бедные домохозяйства, крайне нуждающиеся в помощи, не могут ее получить по ряду причин, как например, невер­но оформленная книга регистрации граждан, миграция и частая смена места жительства и др.

 

Таблица 2 - Основные показатели неравномерности распределения доходов

В процентах

 

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума

12,7

12,1

8,2

Доля населения, имеющего доходы ниже продовольственной корзины)

1,4

1,2

0,6

Глубина бедности

2,4

2,3

1,3

Острота бедности

0,8

0,7

0,3

Соотношение доходов 10 % наиболее и наименее обеспеченного населения, раз

7,2

6,2

5,3

Коэффициент Джини по 10 процентным группам населения

0,309

0,288

0,267

 

Степень неравномерности распределения инди­видуальных доходов, как известно, характеризует «кривая Лоренца», показывающая какую долю в общем доходе страны занимает каждая из групп населения от самых бедных до наиболее состоя­тельных. Эта доля выражается в величине коэффи­циента Джини (от 0 до 1), свидетельствующего об уровне концентрации денежных доходов.

Поскольку распространение бедности - основ­ной индикатор социально-экономического неблаго­получия в различных регионах нашей страны, именно уменьшение масштабов бедности - первоочередная задача правительства. Особенно это касается сель­ской   местности,   ситуация   в   которой   значительно будущее видится таким же безрадостным, как и настоящее. Родители начинают отрицать необходи­мость получения детьми образования, они считают, что у бедных нет возможности сделать карьеру, добиться благополучия. У молодежи возникает со­циальное безразличие, они не стремятся выйти из состояния бедности. Это чревато для общества не­гативными последствиями: алкоголизм, наркомания, суицид, возникновение криминальной ситуации.

Бедность препятствует вертикальной миграции населения. Здесь имеется в виду, что человеку из бедных слоев становится все труднее получить высшее образование в крупных городах нашей страны не только потому, что в большинстве случаев обу­чение платное, но и потому, что прожить на сегод­няшнюю стипендию студентам невозможно. Таким образом, перекрывается вертикальная миграция даже талантливых людей, потенциально способных в даль­нейшем войти в элиту страны. Количество вузов и студентов в регионах растет, однако качество полу­чаемого ими образования значительно ниже, чем в крупных городах, о чем часто можно прочитать в материалах периодической печати.

Бедность лишает людей возможности горизон­тальной миграции. Человек оказывается привязан­ным к тому месту, где он родился и вырос. Трудо­вая миграция, существовавшая ранее благодаря системе общежитий, рабочих поселков, малых горо­дов сегодня, по сути, прекращена. У нас невозможно безработному уехать и устроиться на работу, где требуются его специальность и квалификация. Даже, если он продаст квартиру и решит переехать в другой город, то нет вероятности того, что там он приобретет на полученную сумму жилье.

Понятие бедности может стать географическим. Возникает расслоение населения по территориаль­ному признаку. И тогда крупные города в нашей стране будут более привлекательны для граждан из соседних городов, менее успешных. А поскольку доступного жилья для работников из других регио­нов нет, они будут жить также, как нелегальные трудовые мигранты из стран ближнего зарубежья, т.е. в бедности.

Бедность разрывает экономические, социальные и родственные связи. Дороговизна перевозок всеми видами транспорта приводит к обособлению регио­нов, оторванности их от центра, что ведет к разрыву хозяйственных, дружеских и родственных связей. А ведь всякое общение ведет к развитию личности, потенциала человеческих ресурсов страны.

Пути преодоления бедности:

- привлечение инвестиций в отдельные отрасли, воз­можно, трудоемкие. Это будет способствовать уве­личению занятости населения, росту покупательной способности, а, следовательно, развитию экономики страны;

- повышение заработной платы. До какого-то перио­да развития нашей экономики это являлось нашим конкурентным преимуществом, сейчас уже нет, поскольку происходит снижение качества работни­ка и его труда, сокращение внутреннего рынка;

- развитие конкуренции - насыщение рынков. хуже, чем в городской. О неэффективности эконо­мических преобразований последних лет свидетельствует и низкий удельный вес населения со средни­ми доходами. Увеличение численности и доли казахстанцев со средними и высокими доходами - реальная предпосылка повышения качества и тем­пов социально-экономического развития.

В решении проблем бедности важным аргумен­том в пользу обоснования необходимости развития местного самоуправления является то, что потребности жителей различных регионов сильно отлича­ются друг от друга, а система местного самоуправ­ления позволяет в каждом конкретном случае реагировать на это по-разному. Эти потребности могут различаться в плане общего уровня расходования средств местных бюджетов и местных налогов, в плане распределения местных расходов между раз­ными видами деятельности.

Для повышения эффективности роли местных исполнительных органов в снижении бедности пред­ставляется необходимым реформирование местно­го государственного управления на уровне область - район. Это предполагает разграничение доходных и расходных обязательств между областным и районным уровнями управления, закрепленное в соот­ветствующем правовом акте Правительства РК.

Помимо государственных и местных органов в решении проблем бедности населения свой вклад вносят и определенную роль играют неправитель­ственные организации (НПО), частный сектор и даже сами бедные.

Так, например, НПО занимаются реализацией достаточно многообразных социально значимых программ, прямо или косвенно направленных на преодоление бедности. Их деятельность направле­на на развитие гражданских инициатив в Казахста­не, повышение роли общественных организаций в решении социальных проблем, достижении устойчи­вого развития общества. В настоящее время в рес­публике зарегистрировано и действует около 3,5 тысяч НПО различного уровня, большая часть из которых занимается социально значимыми проек­тами, в том числе по снижению уровня бедности. НПО участвуют в реализации таких программ как содействие занятости, микрокредитование, раз­витие предпринимательства, благотворительность, социальная поддержка нуждающихся групп населе­ния, реабилитационная, коррекционная работа с людьми, имеющими физические, психологические проблемы, работа с неизлечимо больными людьми, группами риска (наркоманы, алкоголики, беспри­зорные дети), защита прав человека, экология и другие.

Необходима разработка такой политики, кото­рая стимулирует сбалансированное и более устой­чивое развитие стран и обеспечивает людям луч­шую жизнь на основе стабильного дохода и продук­тивной занятости.

МОТ вносит свой вклад в борьбу с бедностью, осуществляя программы по созданию рабочих мест, обеспечению основных прав, социальной защиты на рабочем месте, ликвидации дискриминации и детского труда, уделяя большое внимание предос­тавлению доступа к финансовым услугам, расшире­нию возможностей обучения, созданию безопасных условий труда, развитию МБ.

Таким образом, чем грозит бедность националь­ной экономике. Отрицательные последствия беднос­ти заключаются в следующем:

- бедность создает ограничения для развития эконо­мики. Возникает порочный круг: низкая покупа­тельная способность общества снижает спрос на товары и услуги, что ведет к сокращению внутрен­него рынка из-за низкой покупательной способ­ности населения. Разорвать его без увеличения доходов населения практически невозможно;

- бедное население не может накапливать денеж­ные средства. А именно накопления населения во всем мире являются основным источником инвестиций, давая толчок развитию экономики;

- бедность понижает качество человеческих ресур­сов, поскольку она отражается на развитии нации (в некоторых регионах страны смертность превы­шает рождаемость) и на качестве образования (во-первых, люди не всегда могут получить хорошее образование в тех местах, где они живут (дорого стоит проезд, обеспечение питанием, жильем); во-вторых, образование становится для основной час­ти молодежи недоступным в силу его платности;

- бедность негативно сказывается на мотивации к труду и социальной активности населения, без которых экономический рост страны не реален. Принадлежность к среднему классу дает людям ощущение свободы. Свобода бедняков, не имею­щих средств, чтобы ею пользоваться, по сути, иллюзорна. В нашей стране средней считается семья, имею­щая работу, жилье, и машину. Конечно, эти моменты в вопросах бедности требуют дополни­тельного исследования.

Черта бедности на I квартал 2011 года по Республике Казахстан определена в размере 40 % от прожиточного минимума, рассчитанного за истекший квартал Агентством РК по статистике, сказано в документе, величина прожиточного минимума в декабре 2010 года составила 13 728 тенге. Минимальный размер пенсии в Казахстане в 2011 году впервые превысит величину прожиточного минимума, отмечается в Стратегическом плане Министерства труда и социальной защиты населения на 2009-2011 годы.
Соотношение минимального размера пенсии и величины прожиточного минимума в 2011 году составит 1,02. В настоящее время данное соотношение составляет 0,73.

Информация о работе Доходы и их распределение в рыночной экономике РК