Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить доходы и их распределение в рыночной экономике РК.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть виды и источники формирования доходов населения;
- рассмотреть принципы распределения доходов в обществе;
- изучить проблемы неравенства доходов в обществе;
Введение 3
1 Теоретические основы распределения доходов и проблемы
справедливости в рыночной экономике 5
1.1 Доходы населения: виды и источники формирования 5
1.2 Принципы распределения доходов в обществе 8
1.3 Проблемы неравенства доходов в обществе 13
2 Распределение доходов и проблемы справедливости в экономике РК 18
2.1 Анализ доходов населения РК 18
2.2 Характеристика денежных доходов населения 22
2.3 Прожиточный минимум в РК. Уровень жизни и бедность 24
3 Государственное регулирование распределения доходов. Система
социальной защиты РК 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Взносы в общественные и кооперативные организации охватывают вступительные, членские взносы в профсоюзные, партийные организации, добровольные общества, спортивные, научные, творческие союзы и объединения, другие организации, стоимость членских билетов, а также вступительные и паевые взносы в потребительские общества. Взносы в кооперативные организации состоят из вступительных взносов и погашения кредита.
Сумма процентов, уплаченных населением за пользование ссудами, определяется на основе сведений за отчетный период, включая проценты за пользование ссудами, полученными в территориальных управлениях Народного Банка РК.
Затраты на приобретение лотерейных билетов определяются по данным организаций, осуществляющих их продажу.
Расходы населения за пользование товарным кредитом рассчитываются на основании данных о среднегодовой задолженности за товары, проданные в кредит, и ставки процента.
2.3 Прожиточный минимум в РК. Уровень жизни и бедность
Прожиточный минимум - это необходимый минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины.
Минимальная потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека в натуральном и стоимостном выражении. Она состоит из продовольственной корзины и фиксированной доли расходов на непродовольственные товары и платные услуги. Доля расходов на минимально необходимые непродовольственные товары и услуги для расчета прожиточного минимума установлена в размере 40 % стоимости минимальной потребительской корзины.
Величина прожиточного минимума (ВПМ) рассчитывается исходя из стоимости минимальной продовольственной корзины увеличенной на фиксированную долю расходов на минимально необходимые непродовольственные товары и платные услуги.
Сегодня проблема бедности особенно ощутима в Казахстане, что наглядно представляют данные таблицы 2. В плановой экономике абсолютная бедность населения сглаживалась дотациями из государственного бюджета на продукты и услуги, содержанием полностью за счет государства систем образования, здравоохранения, существованием широкой сети социальных программ, включая множество натуральных льгот (проезд на транспорте, доплата за коммунальные услуги и содержание жилья и другие).
В связи с тем, что бедность в Казахстане еще полностью не преодолена, государство и общественные организации проводят программы социальной поддержки наиболее нуждающегося населения. Так, в настоящее время в программах социальной поддержки в Казахстане, в частности, программы выдачи адресной социальной помощи (АСП) применяется сложная система выявления степени нуждаемости семьи в такой помощи. Для ее получения домохозяйству необходимо предоставить ряд справок с налогового комитета, ЗАГСа, аппарата акима, школы, биржи труда и др., справки о доходах всех ее членов, а также копии других документов, подтверждающих легитимность подачи заявления. Среднее количество кабинетов и инстанций, которые приходится пройти гражданам при оформлении АСП и пособий на ребенка, составляет 5-6 инстанций. С другой стороны, очень многие бедные домохозяйства, крайне нуждающиеся в помощи, не могут ее получить по ряду причин, как например, неверно оформленная книга регистрации граждан, миграция и частая смена места жительства и др.
Таблица 2 - Основные показатели неравномерности распределения доходов
В процентах
| 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума | 12,7 | 12,1 | 8,2 |
Доля населения, имеющего доходы ниже продовольственной корзины) | 1,4 | 1,2 | 0,6 |
Глубина бедности | 2,4 | 2,3 | 1,3 |
Острота бедности | 0,8 | 0,7 | 0,3 |
Соотношение доходов 10 % наиболее и наименее обеспеченного населения, раз | 7,2 | 6,2 | 5,3 |
Коэффициент Джини по 10 процентным группам населения | 0,309 | 0,288 | 0,267 |
Степень неравномерности распределения индивидуальных доходов, как известно, характеризует «кривая Лоренца», показывающая какую долю в общем доходе страны занимает каждая из групп населения от самых бедных до наиболее состоятельных. Эта доля выражается в величине коэффициента Джини (от 0 до 1), свидетельствующего об уровне концентрации денежных доходов.
Поскольку распространение бедности - основной индикатор социально-экономического неблагополучия в различных регионах нашей страны, именно уменьшение масштабов бедности - первоочередная задача правительства. Особенно это касается сельской местности, ситуация в которой значительно будущее видится таким же безрадостным, как и настоящее. Родители начинают отрицать необходимость получения детьми образования, они считают, что у бедных нет возможности сделать карьеру, добиться благополучия. У молодежи возникает социальное безразличие, они не стремятся выйти из состояния бедности. Это чревато для общества негативными последствиями: алкоголизм, наркомания, суицид, возникновение криминальной ситуации.
Бедность препятствует вертикальной миграции населения. Здесь имеется в виду, что человеку из бедных слоев становится все труднее получить высшее образование в крупных городах нашей страны не только потому, что в большинстве случаев обучение платное, но и потому, что прожить на сегодняшнюю стипендию студентам невозможно. Таким образом, перекрывается вертикальная миграция даже талантливых людей, потенциально способных в дальнейшем войти в элиту страны. Количество вузов и студентов в регионах растет, однако качество получаемого ими образования значительно ниже, чем в крупных городах, о чем часто можно прочитать в материалах периодической печати.
Бедность лишает людей возможности горизонтальной миграции. Человек оказывается привязанным к тому месту, где он родился и вырос. Трудовая миграция, существовавшая ранее благодаря системе общежитий, рабочих поселков, малых городов сегодня, по сути, прекращена. У нас невозможно безработному уехать и устроиться на работу, где требуются его специальность и квалификация. Даже, если он продаст квартиру и решит переехать в другой город, то нет вероятности того, что там он приобретет на полученную сумму жилье.
Понятие бедности может стать географическим. Возникает расслоение населения по территориальному признаку. И тогда крупные города в нашей стране будут более привлекательны для граждан из соседних городов, менее успешных. А поскольку доступного жилья для работников из других регионов нет, они будут жить также, как нелегальные трудовые мигранты из стран ближнего зарубежья, т.е. в бедности.
Бедность разрывает экономические, социальные и родственные связи. Дороговизна перевозок всеми видами транспорта приводит к обособлению регионов, оторванности их от центра, что ведет к разрыву хозяйственных, дружеских и родственных связей. А ведь всякое общение ведет к развитию личности, потенциала человеческих ресурсов страны.
Пути преодоления бедности:
- привлечение инвестиций в отдельные отрасли, возможно, трудоемкие. Это будет способствовать увеличению занятости населения, росту покупательной способности, а, следовательно, развитию экономики страны;
- повышение заработной платы. До какого-то периода развития нашей экономики это являлось нашим конкурентным преимуществом, сейчас уже нет, поскольку происходит снижение качества работника и его труда, сокращение внутреннего рынка;
- развитие конкуренции - насыщение рынков. хуже, чем в городской. О неэффективности экономических преобразований последних лет свидетельствует и низкий удельный вес населения со средними доходами. Увеличение численности и доли казахстанцев со средними и высокими доходами - реальная предпосылка повышения качества и темпов социально-экономического развития.
В решении проблем бедности важным аргументом в пользу обоснования необходимости развития местного самоуправления является то, что потребности жителей различных регионов сильно отличаются друг от друга, а система местного самоуправления позволяет в каждом конкретном случае реагировать на это по-разному. Эти потребности могут различаться в плане общего уровня расходования средств местных бюджетов и местных налогов, в плане распределения местных расходов между разными видами деятельности.
Для повышения эффективности роли местных исполнительных органов в снижении бедности представляется необходимым реформирование местного государственного управления на уровне область - район. Это предполагает разграничение доходных и расходных обязательств между областным и районным уровнями управления, закрепленное в соответствующем правовом акте Правительства РК.
Помимо государственных и местных органов в решении проблем бедности населения свой вклад вносят и определенную роль играют неправительственные организации (НПО), частный сектор и даже сами бедные.
Так, например, НПО занимаются реализацией достаточно многообразных социально значимых программ, прямо или косвенно направленных на преодоление бедности. Их деятельность направлена на развитие гражданских инициатив в Казахстане, повышение роли общественных организаций в решении социальных проблем, достижении устойчивого развития общества. В настоящее время в республике зарегистрировано и действует около 3,5 тысяч НПО различного уровня, большая часть из которых занимается социально значимыми проектами, в том числе по снижению уровня бедности. НПО участвуют в реализации таких программ как содействие занятости, микрокредитование, развитие предпринимательства, благотворительность, социальная поддержка нуждающихся групп населения, реабилитационная, коррекционная работа с людьми, имеющими физические, психологические проблемы, работа с неизлечимо больными людьми, группами риска (наркоманы, алкоголики, беспризорные дети), защита прав человека, экология и другие.
Необходима разработка такой политики, которая стимулирует сбалансированное и более устойчивое развитие стран и обеспечивает людям лучшую жизнь на основе стабильного дохода и продуктивной занятости.
МОТ вносит свой вклад в борьбу с бедностью, осуществляя программы по созданию рабочих мест, обеспечению основных прав, социальной защиты на рабочем месте, ликвидации дискриминации и детского труда, уделяя большое внимание предоставлению доступа к финансовым услугам, расширению возможностей обучения, созданию безопасных условий труда, развитию МБ.
Таким образом, чем грозит бедность национальной экономике. Отрицательные последствия бедности заключаются в следующем:
- бедность создает ограничения для развития экономики. Возникает порочный круг: низкая покупательная способность общества снижает спрос на товары и услуги, что ведет к сокращению внутреннего рынка из-за низкой покупательной способности населения. Разорвать его без увеличения доходов населения практически невозможно;
- бедное население не может накапливать денежные средства. А именно накопления населения во всем мире являются основным источником инвестиций, давая толчок развитию экономики;
- бедность понижает качество человеческих ресурсов, поскольку она отражается на развитии нации (в некоторых регионах страны смертность превышает рождаемость) и на качестве образования (во-первых, люди не всегда могут получить хорошее образование в тех местах, где они живут (дорого стоит проезд, обеспечение питанием, жильем); во-вторых, образование становится для основной части молодежи недоступным в силу его платности;
- бедность негативно сказывается на мотивации к труду и социальной активности населения, без которых экономический рост страны не реален. Принадлежность к среднему классу дает людям ощущение свободы. Свобода бедняков, не имеющих средств, чтобы ею пользоваться, по сути, иллюзорна. В нашей стране средней считается семья, имеющая работу, жилье, и машину. Конечно, эти моменты в вопросах бедности требуют дополнительного исследования.
Черта бедности на I квартал 2011 года по Республике Казахстан определена в размере 40 % от прожиточного минимума, рассчитанного за истекший квартал Агентством РК по статистике, сказано в документе, величина прожиточного минимума в декабре 2010 года составила 13 728 тенге. Минимальный размер пенсии в Казахстане в 2011 году впервые превысит величину прожиточного минимума, отмечается в Стратегическом плане Министерства труда и социальной защиты населения на 2009-2011 годы.
Соотношение минимального размера пенсии и величины прожиточного минимума в 2011 году составит 1,02. В настоящее время данное соотношение составляет 0,73.
Информация о работе Доходы и их распределение в рыночной экономике РК