Доходы фирмы и их виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение доходов фирмы и их видов в современных условиях, рассмотрение источников их образования и путей увеличения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ДОХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ), ИХ ВИДЫ 6
1.1 Доход предприятия как экономическая категория 6
1.2 Виды доходов фирмы 9
2 ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА И ДОХОДОВ ФИРМЫ 14
2.1 Совокупный (общий), средний и предельный доход и их взаимосвязь 14
2.2 Формирование и распределение доходов на факторы производства 21
3 НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ ФИРМЫ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Файлы: 1 файл

Доходы фирмы и их виды.doc

— 479.00 Кб (Скачать)

     В долгосрочном периоде предприятие  изменяет потребление всех ресурсов. Правило выбора факторов производства, позволяющее минимизировать издержки производства, заключается в том, что для минимизации затрат необходимо достижение равенства в соотношении предельных физических продуктов (предельных доходностей) с ценами (предельными издержками ресурсов) по всему перечню использования ресурсов. Например, если используются только два фактора производства: труд и капитал, то правило, позволяющее минимизировать издержки, можно записать в виде:

     

  или  
,

     где:

     МР  – предельный физический продукт  труда (L) или капитала (С);

     Р – цена соответствующего ресурса;

     MRP – предельная доходность ресурса;

     MRC – предельные издержки ресурса.

     Однако  для максимизации прибыли предприятие должно добиться не только равенства соотношений по разным видам ресурсов, но и того, чтобы эти соотношения, эквивалентные между собой, были равны единице. В нашем случае это будет выглядеть так:

     

   или же  

     Последнее равенство применяется по отношению  к рынкам ресурсов, характеризующимся  несовершенной конкуренцией, где  цена ресурса может не совпадать  с предельными издержками ресурса.

     Правило выбора факторов производства, обеспечивающее максимизацию доходов предприятия при наименьших издержках производства, тождественно правилу выпуска продукции с максимальной прибылью MR = МС. Поскольку MR = MRP / МР, а МС = MRC / МР, то из MR = МС следует, что MR / МС = 1. Подставляя значения, получаем:

     

     Спрос на труд, как и на всякий ресурс, является производным, то есть зависит от спроса на продукцию, которая производится с помощью данного вида труда. В свою очередь, фирма, определяя количество работников, которое необходимо нанять, должна учитывать «цену труда» (то есть заработную плату). А цена труда зависит от его предельной производительности, т.е. того приращения объёма выпускаемой продукции, которое вызвано использованием дополнительной единицы труда (нового работника), при условии, что другие факторы производства останутся неизменными. Предельная производительность труда определяется по формуле:

     

,

     где:

     MPL – предельная производительность труда;

     DQ – прирост продукции, вызванный дополнительной единицей труда;

     DL – дополнительная единица труда.

     Однако  фирму интересует не только величина дополнительной продукции, выпущенной в результате найма нового работника, но и то, какой доход она получит от продажи продукции, созданной добавочной единицей труда. А определить это можно по формуле предельного дохода от продукта труда (MRPL)

     

,

     где:

     MRPL – предельный доход от продукта труда;

     DR – прирост дохода, вызванный дополнительной единицей труда.

     Практика  показывает: при неизменной величине других факторов производства дополнительное увеличение численности работников приводит к тому, что MRPL сначала растёт (это увеличивает доход фирмы), а затем начинает снижаться (это уменьшает доход фирмы). Тому имеется несложное объяснение: с увеличением численности персонала и при неизменном оборудовании доля капитала, приходящаяся на каждого работника, начинает снижаться, что приводит сначала к уменьшению прироста продукции, затем к стабилизации её объёма, и, наконец, к абсолютному уменьшению.

     В этой связи фирме важно определить, какова должна быть оптимальная численность занятых, которая обеспечивала бы максимальную прибыль предприятию. В экономической теории эта зависимость называется «прибыль – максимизирующая занятость» и определяется по формуле:

     

     где:

     W – ставка заработной платы.

     Индивид получает за свой труд заработную плату, которую тратит на приобретение товаров и услуг, приносящих ему пользу.

     На  конкурентном рынке труда каждый предприниматель нанимает такую  небольшую долю рабочих, что это  не влияет на ставку зарплаты в целом. Рыночная ставка зарплаты дана фирме  рынком, фирма в зависимости от нее нанимает столько труда, сколько ей необходимо при данной ставке.

    Таким образом,  для увеличения доходов предприятие должно добиться не только равенства соотношений по разным видам ресурсов, но и того, чтобы эти соотношения, эквивалентные между собой, были равны единице. 

 

       3 Направления увеличения  доходов фирмы 

     На  величину дохода предприятия влияют как внутренние, так и внешние  факторы. К внешним относятся: природные  условия; государственное регулирование  цен, тарифов, налоговых ставок, процентов; штрафные санкции; состояние рынка; регулируемые государством отпускные цены на некоторые товары и продукцию; нарушение дисциплины со стороны деловых партнеров; благоприятные или неблагоприятные социальные и другие условия.

     Перечисленные факторы являются внешними, так как они не зависят от деятельности предприятия, но могут влиять на объем полученного дохода.

     Внутренние  факторы – это те факторы, которые  непосредственно зависят от деятельности сотрудников предприятия. В свою очередь они подразделяются на производственные и внепроизводственные.

     Внепроизводственные факторы включают в себя: снабженческую  деятельность; сбытовую деятельность; социальные условия труда и быта; политика ценообразования на предприятии; материальное положение и экономическая  заинтересованность работников.

     Производственные  факторы характеризуют наличие, использование средств и предметов  труда, трудовых ресурсов. Они в свою очередь делятся на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы  являются количественными показателями и влияют на полученный доход через: изменение объема средств труда; изменение времени работы оборудования; изменение количества предметов труда; изменение численности персонала; фонда рабочего времени.

     Интенсивные факторы характеризуют эффективность (качество) использования хозяйственных ресурсов. К ним относят: производительность труда; прогрессивные методы продаж; современные технологии и обработки внеоборотных средств; оборачиваемость оборотных средств; квалификация персонала и т.д.

     При определении эффективности деятельности предприятия особое внимание обращают именно на интенсивные производственные факторы, рост показателей качества является основным путем повышения доходности.

     В значительной степени размеры полученного  дохода зависят от того, насколько  рационально, экономно расходуются в производстве материальные ресурсы. Уменьшение величины совокупных материальных затрат на единицу продукции обеспечивает снижение ее себестоимости.

     Одним из направлений увеличения дохода является снижение цен при росте производства или повышение цен при спаде производства, что определяется законами спроса и предложения. Факторы, влияющие на изменение цен, будут являться факторами, влияющими на изменение дохода, второго порядка (рис. 3.1.). 

     ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА

       

     

 

     Рисунок 3.1  - Факторы, влияющие на изменение цен

 

      Одним из направлений увеличения дохода коммерческого предприятия является также экономия трудовых затрат, которая  достигается за счет совмещения трудовых функций (затраты рабочего времени сокращаются, загрузка рабочих увеличивается), материального и морального стимулирования работающих (переход на сдельную оплату труда, премиальные поощрения за перевыполнение плана и т.д.). На рост дохода также воздействуют организационно-технические мероприятия: внедрение прогрессивной технологии; совершенствование применяемой техники; механизация и автоматизация хозяйственных процессов; повышение уровня реализуемой продукции и т.д. Обобщая выше изложенное, можно систематизировать пути повышения величины получаемого дохода следующим образом (рис. 3.2):

 
 

     Рисунок 3.2. Пути повышения доходов организации

 

     Таким образом, формируется трехсторонняя  направленность путей повышения  доходов: ориентирование на наличность и доход (активы организации), ориентирование на использование капитала (изменение источников активов) и ориентация на развитие производственно-коммерческого потенциала (внедрение в сегмент рынка, развитие организации).

     Резервы роста практически неисчерпаемы. Они выявляются тем полнее, чем большее число работников разных профессий и специальностей заняты в поиске. Из этого вытекает необходимость вовлечения в поиск резервов роста доходности деятельности всех работников предприятия. Обнаружение резервов роста получаемого дохода имеет первостепенное значение для ликвидации кризисных явлений любой организации.

     Для того чтобы увеличить доходы, предприятию  необходимо провести анализ их формирования. Выявленные в ходе анализа недостатки в деятельности организации будут являться резервами роста доходов. Таким образом, экономический анализ формирования и использования доходов является крайне важным для благополучного функционирования предприятия.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Экономические ресурсы имеют своих собственников. Те сами их потребляют или, что чаще бывает, продают на рынках ресурсов и получают за это плату в виде доходов. Покупатели ресурсов (преимущественно фирмы) имеют возможность оплатить их, так как продают на товарных рынках произведенную на базе экономических ресурсов продукцию и также получают за это плату в виде доходов. Таким образом, доходами называются поступления от продажи экономических ресурсов и продукции.

      Также доход - это денежная сумма регулярно  и законно поступающая в непосредственное распоряжение субъекта рыночных отношений. При этом необходимо подчеркнуть следующие моменты: доход, как правило представлен деньгами; регулярностью их получения; критериями законности.

      Доходы  различают по источнику, способам, регулярности и очередности получения. Доход  может приносить собственность на факторы производства, они могут быть получены частным лицом, фирмой, государством в наличной или безналичной форме.

      Доходы  фирмы на практике состоят из 2-х  частей:

      1.  из выручки от реализации продукции  (товаров или услуг). Она представляет собой определенную сумму денежных средств от основной и не основной деятельности фирмы, конечным результатом которой является произведенная и реализованная продукция или оказанные услуги, оплаченные покупателем или заказчиком:

      2.  из внереализованных доходов, являющимися побочными финансовыми поступлениями фирмы. Они непосредственно не связаны с основной производственной деятельностью. Их источниками служат:

  • дивиденды на вложенные нам или приобретенные акции и другие ценные бумаги;
  • штрафы, полученные от контрагентов; . пени, неустойки;
  • проценты за хранение денежных средств в банке и другие, не планируемые доходы

      Доходы  от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов производства (экономических  ресурсов) получают следующие виды доходов:

      от  природных ресурсов - ренту (земельную, горную, плату за воду и т.д.);

      от  трудовых ресурсов - заработную плату;

      от  капитала - процент (как доход собственников  денежного капитала) и прибыль (как  доход собственников реального капитала);

Информация о работе Доходы фирмы и их виды