Доходы фирмы и их виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение доходов фирмы и их видов в современных условиях, рассмотрение источников их образования и путей увеличения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ДОХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ), ИХ ВИДЫ 6
1.1 Доход предприятия как экономическая категория 6
1.2 Виды доходов фирмы 9
2 ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА И ДОХОДОВ ФИРМЫ 14
2.1 Совокупный (общий), средний и предельный доход и их взаимосвязь 14
2.2 Формирование и распределение доходов на факторы производства 21
3 НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ ФИРМЫ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Файлы: 1 файл

Доходы фирмы и их виды.doc

— 479.00 Кб (Скачать)

       Можно сказать, что доходы совершают в  экономике своеобразный кругооборот. Доходы поступают в семью, в обмен  на факторы производства (труд, землю, капитал, предпринимательскую деятельность). Обмениваясь на товары и предоставляя семье услуги, они превращаются в доходы тех, кто произвёл эти товары и предложил услуги. Часть средств пойдёт на финансирование экономической деятельности, что обеспечит семью доходами в будущем. Свою долю доходов получит и государство. Оно поддержит экономически слабых и неимущих, создаст лучшие условия для функционирования экономики в целом. Это позволит семьям не только увеличить свои доходы, но и более щедро обеспечивать поступления средств в бюджет, создавая благоприятные условия для выполнения государством его функций, в том числе экономических.

       Существует  два вида распределения доходов: функциональное и вертикальное. Функциональное распределение доходов - обусловлено  собственностью на факторы производства. А вертикальное - порождается вмешательством государства в сферу распределения и перераспределения доходов. В результате чего и складывается имущественная иерархия доходов. 

1.2  Виды доходов фирмы 

      Стремление  к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Оно выступает в качестве конечной цели и мощного стимула массового повседневного предпринимательства.

      Получение фирмой дохода свидетельствует о  реализации продукции, целесообразности произведенных затрат, об общественном признании потребительских свойств продукта.

      Соответственно  видам издержек подразделяются и  доходы. Поэтому принято выделять общий, средний и предельный доход.

      Общий валовой доход - это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определенного   количества   товара. Он определяется   умножением   цены   товара   на   его количество[11,c.241].

       TR= P∙Q;

где Р  – цена единицы товара;

      Q – количество проданных единиц товара.

       Как видим, величина общего дохода при прочих равных условиях зависит от объема выпуска и цен реализации.

       В условиях чистой (совершенной) конкуренции  фирма продает продукцию по постоянной цене. Следовательно, ее доход будет  находиться в прямой пропорциональной зависимости от количества проданной продукции. Поэтому кривая общего дохода (ТК) имеет вид прямой восходящей линии (см. рис.1.1).

       

       Рисунок 1.1 - Общий доход фирмы в условиях совершенной конкуренции

       Источник:[18,c.120]

       Средний доход AR – это величина денежной выручки, приходящаяся на единицу реализованной продукции. Он выступает как цена за единицу продукции для покупателя и как доход от единицы продукции для продавца.

       Средний доход равен частному от деления  общего дохода на количество реализованной  продукции и исчисляется по формуле:

       Он определяется как частное от деления общего дохода на количество единиц реализованного блага:                                                                                    

                   AR= = = Р.

       При постоянной цене средний доход АR равен цене реализации, что очевидно из приведенной формулы.

       Расчет  среднего дохода обычно применяют при  изменяющихся ценах в течение    какого-то  временного интервала  или в тех случаях, когда ассортимент  выпускаемой фирмой продукции состоит  или множества товаров или услуг.

       Поэтому цена и доход в западной экономической  теории выступают как одно и то же явление,    которое    лишь    рассматривается    с разных точек зрения. Расчет среднего дохода (AR)       имеет       смысл       производить       за определенный период только в том случае, если   изменяются цены на выпускаемую однородную продукцию (или если фирма ориентируется на производство ряда моделей, изделий и т.д.).

       В условиях совершенной конкуренции (когда цена считается величиной  постоянной) кривая   среднего   дохода   имеет   вид   прямой линии, параллельной оси абсцисс (см. рис.1.2.).

       

       Рисунок 1.2 - Средний доход фирмы в условиях совершенной конкуренции

       Источник:[18,c.124]

       Предельный (дополнительный) доход(MR) - это добавочный доход к валовому доходу фирмы, полученный от производства и продажи одной дополнительной единицы товара. Он дает возможность судить об эффективности производства, т.к. показывает изменение дохода в результате увеличения выпуска и реализации продукции на дополнительную единицу.

       Предельный  доход (MR) позволяет оценить возможность  окупаемости каждой дополнительной единицы выпускаемой продукции. В сочетании с показателем  предельных издержек он служит стоимостным  ориентиром возможности и целесообразности расширения объема производства данной фирмы.

       Предельный  доход MR есть приращение общего дохода за счет выпуска и продажи дополнительной единицы продукции. Он может быть подсчитан для любого изменения объема выпуска продукции следующим образом: 

                                             MR = ,

      где TR – прирост валового дохода в результате реализации дополнительной единицы продукции;

          - прирост объема производства и реализации на единицу продукции.

       В условиях совершенно конкурентного рынка, где на цену не влияет количество единиц продукции, выпускаемой фирмой, предельный доход будет равен цене единицы продукции (MP=P), так как , поэтому

                                       MR= .

      В условиях совершенной конкуренции  фирма продает дополнительные единицы  продукции по постоянной цене, так  как любой продавец не может повлиять на установившуюся рыночную цену. Поэтому  предельный доход равен цене товара, а его кривая совпадает с кривой совершенно эластичного   спроса и среднего дохода:

                                              MR=D=AR=P (см. рис. 1.3)

      

      Рисунок 1.3 - Предельный доход фирмы в условиях совершенной конкуренции.

       Источник:[18,c.130] 
 

 

       2 ВЗАИМОСВЯЗЬ объемов производства и доходов ФИРМЫ 
 

      2.1 Совокупный (общий), средний и предельный доход и их взаимосвязь 

      Анализируя  деятельность фирмы, экономисты используют понятие совокупного, среднего и  предельного дохода.

      Размер  совокупного дохода R(Q) зависит от объема выпуска продукции. Средний доход представляет собой лену единицы продукции AR, а предельный MR отражает приращение дохода, получаемого от продажи дополнительной единицы выпускаемой продукции.

      Так как доход фирмы есть реализованная  продукция, то на его величину влияют как факторы, максимизирующие производственную функцию, так и рыночные: цена, спрос и тип конкуренции, влияющий на характер спроса

      Если  кривая спроса имеет наклон вниз, цена товара, а следовательно, и средний доход выше предельного дохода, так как все единицы продукции продаются по одинаковой цене. Чтобы увеличить сбыт на 1 ед. товара, цена должна упасть. В таком случае вся проданная продукция, а не только дополнительная, будет приносить меньше дохода[11,c.215].

      Взаимосвязь между совокупным, средним и предельным доходом показана на рис. 2.1. Совокупный доход R(Q) увеличивается ил снижается в зависимости от эластичности спроса. Спрос эластичен той части графика, где совокупный доход увеличивается, а предельный доход имеет положительное значение, так как увеличение объема реализации увеличивает и доход. Спрос неэластичен, где снижается совокупный доход, а предельный доход отрицателен, так как при росте выпуска продукции (и снижении цены) сокращается доход. В случае конкурентоспособности фирмы кривая рыночного спроса отличается от индивидуального. Так как решения отдельных фирм не влияют на рыночную цену, кривая спроса для отдельной конкурентной фирмы задается горизонтальной линией. Когда отдельная фирма сталкивается со спросом, выраженным горизонтальной линией, она может продать дополнительную единицу без снижения цены. Поэтому совокупный доход возрастает на величину, равную цене. В то же время средний доход, полученный фирмой, также будет величиной постоянной, поскольку каждая произведенная единица товара будет продана за одну и ту же цену.

         

      

      

 
 
 
 
 
 
 
 

      Рисунок 2.1 - Изменение   предельного и среднего дохода

       Источник:[6,c.210] 

      Следовательно, если фирма находится на рынке, когда  при продаже большего количества товара фирме необходимо снизить цену, то кривая спроса будет иметь отрицательный наклон. В этом случае кривая предельного дохода будет лежать ниже кривой среднего дохода. Если же цена не зависит от продаваемого количества товара, кривые спроса фирмы, ее среднего и предельного доходов совпадают и представляют собой горизонтальную линию.

      С величиной цены тесно связана  прибыль фирмы, являющаяся одной из основных целей ее хозяйственной деятельности. В условиях совершенной конкуренции эта цель объективно предопределена: чтобы не оказаться вытесненной с рынка, фирма должна всю свою деятельность ориентировать на максимизацию прибыли.

      При использовании информации о величине доходов и издержек возможно принятие решения об объеме выпуска продукции, максимизирующего прибыль. Поскольку в краткосрочном периоде размер капитала постоянен, необходимо использовать сочетание переменных факторов производства (труда и материалов), которое бы максимизировало прибыль.

      Количественно прибыль - это разность между объемом  реализованной продукции (выручкой) и общими затратами на ее производство. При заданной системе цен прибыль зависит только от объема выпуска: 

      П (Q) = Р*  Q - TC(Q),                                          (2.1)

      где П - прибыль; Р* Q- выручка; ТС - общие затраты.

      В этом случае необходимым условием максимизации прибыли является равенство

            

      dP/dQ = Р – (dTC/dQ),                                      (2.2)

      Следовательно,

      Р = MC(Q),                                                       (2.3).

      Достаточным условием максимизации прибыли является отрицательное значение второй производной функции прибыли, т.е.

      d2П  / dQ2 = (d2TC / dQ2) < 0.,   (2.4)

      Вторая  производная функции прибыли  будет отрицательной в том  случае, если первая производная функции  предельных затрат будет положительной.

      Графически  условие максимизации прибыли и  ее определение может быть представлено в виде рис. 2.2.

      График  общей выручки при заданной цене блага есть прямая, образующая с осью абсцисс угол, тангенс которого равен цене блага. При объеме выпуска меньше, чем Qi, фирма несет убытки, так как общая выручка не покрывает общих затрат на производство, TR < ТС. После объема выпуска Qi фирма вновь несет убытки. Прибыльным является участок между объемом выпуска Q1 и Q2. Согласно условию формулы (2.2) прибыль достигает максимума в точке касания кривой ТС с прямой, параллельной TR.

      

      Рисунок 2.2 - Максимизация прибыли при фиксированных ценах на основе общей прибыли

       Источник:[9,c.62] 

      Величина  прибыли зависит от физических затрат на изготовление продукции и ценности израсходованных средств. Для оценки роли этих факторов в образовании прибыли рассмотрим производство, в котором используется только один фактор производства - труд. Технические условия производства отражаются на графике производственной функции, на котором отсутствует участок с возрастающей предельной производительностью труда. Это связано с отсутствием второго фактора производства - капитала. Экономические условия хозяйствования, определяющие ценность израсходованных средств и выпуска, можно представить в виде прямой, соответствующей прибыли (изопрофиты) (рис. 2.3).

Информация о работе Доходы фирмы и их виды