Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 16:45, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
В своей курсовой работе я рассмотрю принципы формирования доходов бюджета РФ, их экономическое содержание и классификацию. Здесь я наиболее подробно раскрою понятие налоговых доходов, так как , по моему мнению, налоги являются основными доходами бюджетной системы в Российской Федерации, в условиях перехода на рыночные механизмы, как и в странах с развитой рыночной экономикой.
График 3.НДС
Согласно данным статистической налоговой отчетности в 2012 году доля начисленного налога на добавленную стоимость в ВВП составляла 46,7 %, доля налоговых вычетов – 43,8 %. Как указывается в материалах, представленных одновременно с законопроектом, расчет поступлений НДС осуществлен на основе оценки суммы начисленного НДС за минусом налоговых вычетов, умноженной на расчетный уровень собираемости. При этом доля начисленного налога в ВВП в 2014 году составляет 46,54 %, в 2015 и в 1242016 годах – 47,13 % и 47,78 % соответственно, а доля налоговых вычетов в 2014 году –43,53 %, в 2015 и в 2016 годах – 43,85 % и 44,23 % соответственно. Доля налоговых вычетов в сумме начисленного налога в 2014 году составляет 93,5 %, в 2015 и в 2016 годах – 93,1 % и 92,6 % соответственно.Следует отметить, что за период с 2006 по 2012 год включительно удельный вес налоговых вычетов в начислениях НДС увеличился с 88,3 % до 93,8 %, по состоянию на 1 августа 2013 года он составил 93,9 %.Согласно представленным расчетам доля основных налоговых вычетов к сумме начисленного налога на 2014 год принята в размере 84,35 % (против 84,4 % по оценке налоговой базы за 2013 год) с учетом прогнозируемого снижения налоговых вычетов по капитальному строительству, на 2015 год – 84,3 %, на 2016 год – 91 %. При этом, по информации ФНС России, имеет место значительный рост налоговых вычетов по суммам налога, предъявленным подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении капитального строительства. Доля таких налоговых вычетов в сумме начисленного налога в 2012 году составила 2,09 % против 1,96 % в 2011 году, по состоянию на 1 августа 2013 года – 2,61 %, что в основном связано с продолжением реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе государственных. Сохранение указанной тенденции может привести к рискам непоступления налога в запланированных объемах.
В пояснительной записке к законопроекту в качестве фактора, влияющего на увеличение поступления НДС в 2015 году по сравнению с 2014 годом, указываются изменение структуры налоговой базы НДС и повышение уровня собираемости НДС на 115,2 млрд. рублей.
Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,1% в 2012 году до 20,3% в 2015 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 28,5 % в 2012 году до 30,6% в 2015 году. Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации снизится с 31,1% в 2012 году до 29,7% в 2015 году. Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации снизится с 35,1% в 2012 году до 32,5% в 2015 году.
Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации останется стабильной (37,5% - в 2012 году, 37,6% - в 2015 году). При этом доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации несколько снизится с 40,6% в 2012 год до 39,5% в 2015 году.
Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013-2015 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета (таблица 2 - Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации)
Несмотря на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2013-2015 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,3% к ВВП в 2012 году, до 16,5% в 2014 году, с дальнейшим снижением в 2015 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2012 году до 6,9% к ВВП в 2015 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП.
В номинальном выражении в 2013-2015 годах прогнозируется рост поступлений в федеральный бюджет: в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 10,7%, в 2014 году по сравнению с 2013 годом – на 6,0%, в 2015 году по сравнению с 2014 годом – на 9,3% (таблица 2 - Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации).
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2013-2015 годах по отношению к 2012 году обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП, а также снижением курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи и экспорта нефти.
Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2013-2015 годах по отношению к 2012 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам (таблица 2 - Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации).
Предельный объем расходов федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов определен исходя из прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом сокращения его размера в 2013-2015 годах с 3,6% к ВВП до 2,9% к ВВП. Прогнозируемые объемы доходов федерального бюджета и целевые ограничения по размеру дефицита федерального бюджета формируют предельный объем расходов федерального бюджета со снижением с 22,7 % до19,0% ВВП в 2015 году.
По предварительной оценке исполнение основных показателей федерального бюджета за январь-июль 2014 года составило:
- объем поступивших доходов - 8 254 845,3 млн. рублей, или 58,0% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов";
- кассовое исполнение расходов - 7 579 376,3 млн. рублей, или 54,3% к общему объему Федеральным агентством расходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и 54,0% к уточненной росписи;
- профицит - 675 469,0 млн. рублей.
- первичный профицит - 901 395,6 млн. рублей.
Доходы федерального бюджета за январь-июль 2014 года в разрезе федеральных органов исполнительной власти - администраторов доходов федерального бюджета, на которые приходятся максимальные объемы администрируемых доходов:Федеральной налоговой службой - в сумме 3 655 935,2 млн. рублей, или 60,0% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2014 год;
Федеральной таможенной службой - в сумме 3 923 462,0 млн. рублей, или 54,9% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2014 год;
По управлению государственным имуществом - в сумме 96 393,9 млн. рублей, или 65,3% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2014 год;
Другими федеральными органами - в сумме 579 054,2 млн. рублей, или 68,6% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2014 год. Доходы, администрируемые другими федеральными органами, без учета доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния - 493 746,8 млн. рублей, или 67,6% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2014 год.
Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. По состоянию на 1 января 2014 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 2 859 722,4 млн. рублей. Курсовая разница от переоценки средств Резервного фонда на счетах в Центральном банке Российской Федерации за январь-июль 2014 года составила 235 489,4 млн. рублей. Таким образом, по состоянию на 1 августа 2014 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 3 095 211,8 млн. рублей.По состоянию на 1 января 2014 года совокупный объем средств Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте составил 2 900 639,4 млн. рублей.В целях софинансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в 2013 году, в апреле и июле 2014 года часть средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте на счетах в Банке России, а именно 157,4 млн. долларов США, 114,5 млн. евро и 20,7 млн. фунтов стерлингов, реализована за 12 422,6 млн. рублей, а вырученные средства зачислены на счет по учету средств федерального бюджета.Курсовая разница от переоценки средств фонда за январь-июль 2014 года составила 200 577,0 млн. рублей, в том числе:
- по остаткам средств
на счетах в иностранной
- по средствам, размещенным на депозитах в долларах США во Внешэкономбанке - 18 748,9 млн. рублей;
- по средствам, размещенным
в долговые обязательства
Таким образом, по состоянию на 1 августа 2014 года совокупный объем средств Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте составил 3 088 793,8 млн. рублей. На 1 октября 2014 года доходы федерального бюджета составляют(график 4)
График 4.Доходы федерального бюджета на 01.10.2014 г.
Анализ прогноза показывает, что наблюдается относительно сдержанная
динамика по основным показателям, характеризующим уровень жизни населения. В 2014 году реальные располагаемые доходы по прогнозу увеличатся на 3,3 %, в2015 году – на 3 %, в 2016 году – на 3,4 %, то есть за период 2014 – 2016 годов прирост составит 10 %, что ниже, чем в 2010 – 2012 годах (11,1 %), и существенно меньше, чем в докризисный период (30,3 % – в 2006 – 2008 годах).
По прогнозу темпы роста реальной заработной платы составят в 2014 году – 104 %, в2015 году – 103,8 %, в 2016 году – 104,3 % (за период 2014 – 2016 годов прирост на 12,6 %), что ниже уровня, достигнутого в 2010 – 2012 годах (прирост на 17,2 %), и значительно уступает периоду 2006 – 2008 годов (прирост на 48,1 %).
По мнению Счетной палаты, существуют риски достижения запланированных уровней роста в 2014 – 2016 годах по показателям реальных располагаемых доходов и реальной заработной платы, что обусловлено существующей вероятностью продолжения замедления роста российской экономики. Эти факторы могут оказать негативное влияние на показатели, характеризующие уровень жизни населения.
Прогнозируемый умеренный рост реальной заработной платы в 2014 – 2016 годах не будет способствовать увеличению поступлений в бюджетную систему объемов налога на доходы физических лиц, что может негативно отразиться на доходах субъектов Российской Федерации.
Меры по дальнейшему повышению уровня материального обеспечения лиц, получающих трудовые и социальные пенсии, позволят в целом в 2014 –2016 годах увеличить средний размер трудовой пенсии на 2 466 рубля, или на 24,2 % (с 10 211 рублей, по оценке, в 2013 году до 12 677 рублей в 2016 году), а прожиточный минимум пенсионеров – на 942 рублей, или на 15,6 % (с 6 023 рублей, по оценке, в 2013 году до 6 965 рублей в 2016 году). В то же время прогнозируется, что коэффициент замещения (соотношение среднего размера пенсии и заработной платы) снизится к 2016 году до 32,3 % по сравнению с 33,9 % в 2013 году (по оценке).Рост прожиточного минимума в среднем на душу населения будет примерно соответствовать росту потребительских цен (в среднем за год) в 2014 году (5,5 %), в 2015 году (4,6 %) и в 2016 году (4,8 %).
В условиях прогнозируемой относительно невысокой динамики реальных денежных доходов населения не предусмотрены меры по обеспечению более активного сокращения численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. В результате, по прогнозу, численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума к общей численности населения снизится с 11 % в 2013 году (по оценке) до 10 % в 2016 году, то есть лишь на 1 процентный пункт. Таким образом, прогнозируется, что в 2016 году 14,4 млн. человек будут получать доход меньше величины прожиточного минимума (фактически находиться за чертой бедности) по сравнению с 15,8 млн. человек в 2013 году.
В проведенном мною анализе доходов федерального бюджета за 2012-2015 год, я увидела что, доходы федерального бюджета в 2013 на 0,5%, меньше прогнозируемого объема доходов, но в 2014 году доходы федерального бюджета увеличиваются, что показывает об улучшение экономического положение страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В работе мной были рассмотрены следующие вопросы: понятие и сущность доходов федерального бюджета, а также их виды. После анализа данных вопросов, я выяснила, что в целом доходы федерального бюджета можно определить как денежные средства, которые поступают в федеральный бюджет вследствие распределения и перераспределения национального дохода в целях формирования финансовой основы функционирования и обеспечения расходных обязательств государства, образующиеся за счёт средств предприятий, физических лиц и прочих источников, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Экономическая сущность доходов федерального бюджета состоит в их назначении, которое заключается в материальном обеспечении публичных нужд страны.
Доходная часть федерального бюджета пополняется за счёт налоговых и неналоговых поступлений, безвоздмездных поступлений, а также за счёт государственных кредитов в форме займов.
На основании данных рассмотренных мной в курсовом проекте и изучение структуры и динамики доходов федерального бюджета на 2013–2015 год можно увидеть откуда поступают средства на финансирование деятельности государства я увидела, что структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Я считаю, что в целом необходимо отметить важность возвращения к «бюджетному правилу» использования конъюнктурных доходов федерального бюджета, учитывая, что нужно рассчитывать все риски потерь и убытков от возможного кризиса.