Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 16:45, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
В своей курсовой работе я рассмотрю принципы формирования доходов бюджета РФ, их экономическое содержание и классификацию. Здесь я наиболее подробно раскрою понятие налоговых доходов, так как , по моему мнению, налоги являются основными доходами бюджетной системы в Российской Федерации, в условиях перехода на рыночные механизмы, как и в странах с развитой рыночной экономикой.
собственности;
• доходы от продажи земли;
• доходы от продажи квартир гражданам.
Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов. Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.
Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.
В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:
• от налога на добавленную стоимость;
• от акцизов;
• от налога на прибыль (доход) предприятий;
• от подоходного налога с физических лиц.
Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.
По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.
Существующая система регулирования местных бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.
Рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социальной инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.
Увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в пять-семь раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.
Главным материальным источником доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Основными методами перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.
2.1.Структура федерального бюджета.
В соответствии с законопроектом доходы федерального бюджета планируются в следующих объемах в 2014 году 13 570,5 млрд. рублей (или 18,5 % ВВП), в 2015 году – 14 564,9 млрд. рублей (18,3 %), в 2016 году – 15 905,7 млрд. рублей (18,3 %).При формировании законопроекта в расчетах доходов федерального бюджета учтены еще не принятые изменения налогового законодательства, а также изменения законодательства, приводящие к изменению доходов, которые не были приняты за месяц до дня внесения законопроекта в Государственную Думу, что не соответствует требованиям статьи 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, в составе общего объема доходов не учтены: акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо, ввозимые на территорию Российской Федерации (поступления в 2012 году составили 3,6 млрд. рублей, за 9 месяцев 2013 года – 4,1 млрд. рублей); задолженность по отмененным налогам и сборам в части планового периода; отдельные поступления, зависящие от решений Правительства Российской Федерации в сфере использования государственных запасов и природных ресурсов; ряд административных платежей и сборов; доходы, получаемые за рубежом и от реализации определенных видов федерального имущества. Показатели прогноза не содержат данных об объемах импорта автомобильного бензина и дизельного топлива. В составе материалов к законопроекту не представлены расчеты по доходам, объем которых в 2014 году составляет 454,6 млрд. рублей (3,3 % суммы прогнозируемых доходов федерального бюджета), в 2015 году – 453,4 млрд. рублей (3,1 %) и в 2016 году –468,1 млрд. рублей (2,9 %).Существуют риски не допоступления в федеральный бюджет запланированных налоговых и неналоговых доходов. В расчетах ряда доходов федерального бюджета не учтен ряд факторов, влияющих на обоснованность их прогнозных показателей. Доходы, рассчитываемые на основе прогноза (НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и другие налоги), могут оказаться ниже запланированных объемов в случае изменения параметров ВВП и других макроэкономических показателей.
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2011 году, доходов на уровне 35,0-32,8%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,7% до 35,2% к ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% к ВВП. Размеры доходов и расходов федерального бюджета на текущий и плановый период представлены в таблице 2 - Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации.
Таблица 2
Основные параметры бюджетной системы РФ млрд. рублей
Показатель |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Доходы, всего |
14 994,10 |
17 392,8 |
18 756,9 |
20 271,6 |
%% к ВВП |
33,4 |
35 |
34 |
32,8 |
Федеральный бюджет |
7 783,80 |
8 617,80 |
9 131,7 |
9 983,9 |
Нефтегазовые доходы |
48,1 |
46,5 |
44,8 |
43 |
Ненефтегазовые доходы |
51,9 |
53,5 |
55,2 |
57 |
НДС |
2 295,80 |
2 750,4 |
3 144,60 |
3 616,10 |
Налог на прибыль организаций |
217,3 |
233,4 |
246,1 |
274,2 |
Акцизы |
134,5 |
260,1 |
312,2 |
423,7 |
НДПИ |
16,7 |
31 |
35,1 |
36 |
(без нефтегазовых доходов) | ||||
Таможенные пошлины |
558,8 |
673,7 |
718,2 |
784,4 |
(без нефтегазовых доходов) | ||||
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
5 251,1 |
5 884,70 |
6 440,30 |
7 049,3 |
- в том числе доходы
без учета межбюджетных |
2 409,30 |
3 416,1 |
3 740,20 |
4 114,2 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
5 832,0 |
6 157,70 |
6 428,6 |
6 963,0 |
- в том числе доходы
без учета межбюджетных |
4 665,10 |
4 965,2 |
5 438,90 |
6 024,5 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
502,8 |
789,7 |
850,2 |
915,4 |
- в том числе доходы
без учета межбюджетных |
135,9 |
393,7 |
446,1 |
149 |
Расходы, всего |
17 575,7 |
19 217,9 |
20 441,2 |
21 762,3 |
%% к ВВП |
39,1 |
38,7 |
37 |
35,2 |
Федеральный бюджет |
10 212,4 |
10 385,1 |
10 844,6 |
11 749,1 |
- в том числе расходы
без учета межбюджетных |
6 290,3 |
6 759,80 |
7 198,2 |
7 913,0 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
5 000,70 |
5 579,80 |
6 090,50 |
6 652,5 |
- в том числе расходы
без учета межбюджетных |
4 897,50 |
5 476,1 |
5 985,8 |
6 281,5 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6 166,3 |
6 502,6 |
6 725,4 |
7 070,8 |
- в том числе расходы
без учета межбюджетных |
5 885,1 |
6 192,30 |
6 407,00 |
6 652,4 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
502,8 |
789,7 |
850,2 |
915,4 |
Дефицит (-)/профицит (+), всего |
-2 581,60 |
-1 825,10 |
-1 684,30 |
-1 490,7 |
%% к ВВП |
-5,7 |
-3,7 |
-3 |
-2,4 |
Рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,1% в 2012 году до 20,3% в 2015 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 28,5 % в 2012 году до 30,6% в 2015 году. Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации снизится с 31,1% в 2012 году до 29,7% в 2015 году. Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации снизится с 35,1% в 2012 году до 32,5% в 2015 году.
Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации останется стабильной (37,5% - в 2012 году, 37,6% - в 2015 году). При этом доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации несколько снизится с 40,6% в 2012 год до 39,5% в 2015 году.
Динамика доходов от уплаты налога на прибыль организаций в 2014 – 2016 годах с учетом налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам приведена в графике1.
График 1. Налог на прибыль организации
В представленных расчетах налога на прибыль организаций и пояснениях к ним используется показатель прибыли для целей налогообложения, который в целях определения налоговой базы для расчета налога на прибыль по ставке 2 % уменьшается на сумму прибыли, не учитываемой при определении налоговой базы в соответствии с законодательно установленным порядком, сумму полученных убытков и сумму льгот, учтенных в уменьшение налоговой базы, и увеличивается на налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов. Расчет налога на прибыль организаций по доходам, облагаемым по ставкам, отличающимся от общеустановленных (доходы в виде дивидендов, доходы иностранных организаций), произведен раздельно по каждой группе доходов путем умножения налоговой базы и соответствующей налоговой ставки (20 %, 15 % и 9 %) и учтен в расчете поступлений налога на прибыль организаций в 2014 году в сумме 121,5 млрд. рублей, в 2015 и 2016 годах – в сумме 137,9 млрд. рублей и 146,3 млрд. рублей соответственно. В расчете налога на прибыль организаций учтены только потери от предоставления льгот по налогу для резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области на сумму 0,4 млрд. рублей ежегодно. Поступление налога на прибыль с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, предусмотрены в 2014 – 2016 годах в одной и той же сумме – 25,0 млрд. рублей (рассчитанной исходя из динамики поступлений налога за 7 месяцев 2013 и досчета до года). Сумма принятых в представленных расчетах налога объемов прибыли для целей налогообложения и доходов, облагаемых по ставкам, отличающимся от общеустановленной ставки, скорректирована на уровень собираемости налога в размере 95 % на все годы прогнозного периода.
Поступления налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа рассчитан на основе численности иностранных граждан, имеющих патент на осуществление трудовой деятельности у физических лиц, фиксированного авансового платежа на 2014 год с учетом индексации авансового платежа, установленного на 2013 год, и срока действия патента.(график 2)
График 2.Налоги на доходы физических лиц.
Поступления налога на доходы физических лиц, уплаченного иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, на 2014 год прогнозируются в объеме 4,9 млрд. рублей, на 2015 год – 5,2 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей, или на 5,5 %, больше, чем в 2014 году, на 2016 год – 5,4 млрд. рублей, что на 0,2 млрд. рублей, или на 4,6 %, больше, чем в 2015 году. Указанный вид доходов впервые учтен в составе прогноза в связи с установлением с 1 января 2014 года норматива зачисления в федеральный бюджет налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа в размере 50 %.
Принятый Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» в числе мер по предотвращению незаконных схем возмещения НДС предусматривает: установление обязанности предоставления налогоплательщиками и иными лицами, выставляющими счета-фактуры, налоговой декларации по НДС в электронной форме; включение в налоговую декларацию сведений, указанных в книге покупок и книге продаж налогоплательщика; установление права налоговых органов истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, а также проводить другие мероприятия налогового контроля при проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДС. Указанные меры, по мнению ФНС России, позволят налоговым органам проводить в автоматизированном режиме сопоставление данных о суммах НДС продавца и покупателя, оперативно выявлять расхождения и предотвращать возможные случаи нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе с использованием фирм-«однодневок». Ожидаемым эффектом от указанных изменений будет повышение прозрачности экономики и поступление дополнительных доходов в федеральный бюджет. Динамика доходов от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2014 –2016 годах приведена в графике 3.