Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 12:35, курсовая работа
Предлагаемая работа рассматривает существующие виды дивидендной политики. Кроме того, с позиций перспективного планирования анализирует дивидендную политику предприятия, позволяющую рассмотреть, как результирующий эффект вышеназванной политики, так и влияние ее на цену капитала рассматриваемого общества.
ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие дивидендной политики
1.1 Нормативно-правовые аспекты регулирования дивидендной политики. Основные используемые термины и понятия.
1.2 Основные вопросы, решаемые в процессе реализации дивидендной политики
1.3 Результирующий эффект дивидендной политики
1.4 Теория независимости цены капитала от дивидендной политики
1.5 Теория влияния дивидендной политики на цену капитала
1.6 Виды дивидендной политики
2 Учет начисления и выплаты дивидендов
2.1 Дивиденды, выплачиваемые в денежной форме
2.2 Учет дивидендов, выплачиваемых акциями
2.3 Учет дробления акций
3 Влияние дивидендной политики на результаты хозяйственной деятельности обществ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
S = PN,
где Р -- рыночная цена акции,
N
-число акций в обращении.
Разница
между рыночной капитализацией до объявления
дивидендов S0
и после объявления S1
должна быть меньше фактической оценки
дивидендов.
S1
+ d>Soиd>So -- S1.
Корпорации
следует увеличивать выплату дивидендов
до тех пор, пока темп прироста дивидендов
будет превышать темп прироста рыночной
цены.
4. Учет возможности повышения цены через привлечение акционеров с одинаковыми предпочтениями дивидендной политики (по определению ММ, «эффект клиентуры» -- clientele effect). Корпорации стремятся привлечь и сохранить тех акционеров, которых устраивает проводимая дивидендная политика. Предпочтения акционеров различны. Есть группа акционеров с невысоким личным доходом, которых интересуют текущие выплаты (пенсионеры, благотворительные фонды), и есть высокодоходные акционеры, которых не интересуют текущие выплаты и которые в любом случае будут реинвестировать дивиденды. Для этих акционеров дивидендные выплаты нежелательны:
1) из-за налогообложения, так как дивидендные выплаты увеличат общую сумму дохода и переведут акционера в более высокую налоговую категорию при прогрессивном налогообложении;
2) из-за трансакционных издержек по реинвестированию полученных денежных средств (в том числе вмененные издержки потери времени на поиск инвестиционных вариантов).
Если корпорация не удовлетворяет акционера своей дивидендной политикой, то акционер будет стремиться найти другую корпорацию. В итоге инвесторы, которых интересует текущий доход, будут преобладать среди акционеров корпорации с высоким значением дивидендного выхода и, наоборот, высокодоходные акционеры предпочтут корпорацию с низким дивидендным выходом. Менеджеры должны учитывать этот факт и не менять часто дивидендную политику, так как это приводит к затратам инвесторов на трансакционных издержках и налогах. В противном случае корпорация потеряет интерес для всех акционеров и цена ее акций упадет. С другой стороны, если менеджер видит реальный круг акционеров, которых устраивает новая дивидендная политика, и спрос на акции с их стороны будет превышать предложение акций недовольных акционеров, то корпорация может подтолкнуть неудовлетворенных акционеров продать акции тем, кто поддерживает новую дивидендную политику. В этом случае изменение дивидендной политики приведет к росту цены акции. Сформировавшийся рынок учитывает интересы акционеров, и если 30% инвесторов предпочитают низкие дивиденды, а оставшиеся 70% - высокие, то рынок ответит на эту потребность приблизительно 30% корпораций, проводящих политику низкого дивидендного выхода и 70% -- высокого. В долгосрочной перспективе стремление к рыночному равновесию сократит влияние дивидендной политики на рыночную цену акции.
Недостаточная
развитость фондового рынка и высокие
трансакционные издержки ведут в России
к невозможности осуществления эффекта
клиентуры и как результат -- к конфликту
интересов. Руководство корпораций вынуждено
учитывать интересы акционеров -- бывших
работников (ставших владельцами капитала
в результате приватизации), а ныне пенсионеров
с низкими доходами, и акционеров, которых
интересует перспективный рост.
1.6 Виды
дивидендной политики
Реально корпорация выбирает конкретный вид дивидендной политики с учетом низкого или высокого дивидендного выхода, стабильных или меняющихся дивидендов на акцию.
1. Остаточная дивидендная политика. Эта политика строится на первостепенном учете инвестиционных возможностей корпорации, ограниченности внешних источников финансирования или их высокой стоимости. Дивидендный выход определяется следующим образом:
1) определяется количество денежных средств, которыми может располагать корпорация без дополнительной эмиссии акций. Например, если получена чистая прибыль 100 млн. рублей и корпорация не выплачивает дивиденды, то максимальный рост капитала за счет собственных внутренних источников составит 100 млн. рублей. Если структура капитала сохраняется неизменной (например, финансовый рычаг D/V равен 0,33), чтобы максимизировать рыночную оценку капитала, то корпорация должна привлечь заемный капитал (облигационный заем или банковский кредит) в размере 50 млн. рублей (50/(100 + 50) = 0,33).
В
этом случае возможный размер нового капитала
возрастет до 150 млн. рублей;
2) возможный размер нового капитала сравнивается с инвестиционными возможностями через сравнение относительной ожидаемой величины дохода (внутренней нормы доходности проекта) и стоимости капитала. Если денежные средства, необходимые для реализации выгодных проектов (по которым внутренняя норма доходности превышает стоимость капитала), превышают размер располагаемого нового капитала, то дивиденды не выплачиваются, вся чистая прибыль реинвестируется, а недостаток денежных средств по проекту покрывается через дополнительную эмиссию акций или через возможное растяжение сроков осуществления проекта. Если денежные средства, необходимые по инвестиционной программе, меньше, чем располагаемый размер нового капитала, то дивиденды выплачиваются по остаточному принципу. Дивидендные выплаты (d) года t определяются как разница между чистой прибылью года t и нераспределенной прибылью, необходимой для финансирования инвестиционной программы данного года. Например, если ожидаемая чистая прибыль в следующем году 100 млн. рублей, структура капитала (которая максимизирует рыночную цену) включает 50% заемного капитала и 50% собственного и по инвестиционной программе на следующий год предполагается затратить 140 млн. рублей, то исходя из целевой структуры капитала 70 млн. рублей следует привлекать в виде заемного капитала и 70 млн. рублей собственного (прежде всего нераспределенная прибыль). Остаток чистой прибыли 30 млн. рублей следует направить на выплату дивидендов. Дивидендный выход составит 30/100 = 30%.
Инвесторы предпочитают фирму, которая реинвестирует прибыль вместо выплаты дивидендов, если доходность активов фирмы (рентабельность), полученная в результате реинвестирования, превышает ту доходность, которую инвесторы могут получить самостоятельно, инвестируя с аналогичным уровнем риска. Например, если фирма может реинвестировать в проект, обеспечивающий 30%-ную рентабельность, а наивысшая доходность среднего акционера на рынке по дивидендным выплатам составит 20%, то акции корпорации будут расти в цене.
Таким
образом, даже если инвестор оценивает
будущий рост более рискованно, чем получение
текущей дивидендной доходности, высокая
ожидаемая доходность по новым проектам
компенсирует этот риск.
2. Политика фиксированного дивидендного выхода. Корпорации могут устанавливать оптимальное значение дивидендного выхода и придерживаться его. Но так как величина чистой прибыли варьируется по годам, то денежное выражение дивидендных выплат тоже будет различно. Колебания дивидендов могут вызвать падение цен акций. В чистом виде политика фиксированного дивидендного выхода не максимизирует цену акции. На практике в первые годы своего существования корпорация использует остаточную дивидендную политику, затем с учетом влияния различных факторов устанавливает оптимальное значение дивидендного выхода, но не следует ему слепо, а придерживается как ориентира. В конкретные годы дивидендный выход может отличаться от оптимального, но в среднем за рассматриваемый период -- близок к нему.
Исследование дивидендной политики американских корпораций в середине 50-х годов позволило Джону Линтнеру сформулировать основные принципы дивидендной политики, основанной на постоянстве дивидендного выхода (J.Lintner. Distribution of Income of Corporations // American Economic Review. May 1956, p. 97--113):
1) менеджеры корпораций / обществ имеют целевое (оптимальное) значение дивидендного выхода, с учетом которого строят политику конкретных выплат;
2) существует задержка по времени ответной реакции дивидендов на изменение прибыли. Увеличение прибыли в год t на 20% не приводит к автоматическому увеличению дивидендов на 20% за этот год. На размер дивиденда оказывают влияние общие изменения в размере прибыли за прошлые годы и перспективы роста. Снижение дивидендов нежелательно;
3)
самые сложные решения -- это решения по
изменению дивидендной политики. Менеджеры
не склонны менять дивидендную политику
из-за опасения невозможности следовать
ей в течение большого периода времени.
В дивидендной политике имеет место определенная
инерционность. Рост чистой прибыли всегда
опережает рост дивидендов. Только если
менеджеры уверены в переходе на более
высокий уровень прибыли, они меняют дивидендную
политику.
Линтнер
предложил простую модель, которая отражает
полученные выводы и позволяет найти значение
дивиденда при фиксации дивидендного
выхода. Предполагается, что корпорация
имеет оптимальное значение дивидендного
выхода ψ
и стремится не менять его. Это означает,
что дивиденд на акцию da в текущем году
t равен фиксированной доле от чистой прибыли πа
года t
d = (ψ)(π)
и da = (ψ)(πа),
где πа
-- чистая прибыль на акцию.
Прирост дивиденда равен
dat - (dat
- 1) = (ψ/)(πat) - (dat - 1).
При
неизменности дивидендного выхода изменение
дивиденда (прирост) будет происходить
при изменении прибыли. Но изменение прибыли
может иметь временный характер и не отражать
долгосрочной тенденции роста. Корпорация
будет увеличивать дивиденды только при
уверенности в возможности и далее поддерживать
рост прибыли. Уменьшение дивиденда на
акцию нежелательно и, следовательно,
по модели Линтнера
dat -- dat -
(dat - 1) = (ψ/)(πat) - (dat - 1) >
0.
Из-за
этого менеджеры устанавливают рост дивидендов
не в той же пропорции как рост прибыли
dat
-- (dat -- 1) = h ((ψ)(πat) - (dat - 1)),
где h --
коэффициент дивидендного роста (в интервале
от 0 до 1).
Коэффициент h показывает инерционный эффект изменения дивиденда при изменении прибыли. Для текущего года предполагается, что изменение прибыли на одну единицу приведет к изменению дивиденда на ψh единиц. Чем более консервативна корпорация, тем ниже будет значение коэффициента h.
Выразив
дивиденд текущего года dat, получаем
по модели Линтнера, что дивиденд данного
года частично зависит от текущей чистой
прибыли и частично от дивиденда прошлого
года:
dat = hψ(πcat) -- (1 -- h) dat -- 1.
Выразив
аналогичным образом дивиденд прошлого
года (t -- 1) и подставив в выражение для
года t (как предложено Брели), получаем
dat
= hψ (πat) + hψ(l -- h)(πat -- 1) + (1 -- h)2 dat
-- 2
и,
следовательно,
dat
= h ψ ((pat) + (1 -- h)(πat
-- 1) + (1 -- h)2 (πat -- 2) + ...+ + (1 - h)n(πat
- n) + ...).
Таким образом, на текущее значение дивиденда оказывает влияние динамика прибыли прошлых лет. Степень влияния разных периодов зависит от выбора коэффициента h. Если h = 1, то немедленная и длительная ответные реакции дивиденда на изменение прибыли равны и реальный дивидендный выход соответствует оптимальному. Если значение h близко к нулю, то корпорация большее внимание уделяет учету длительной ответной реакции. Если величина прибыли сохраняется на новом уровне (нет падения прибыли за рассматриваемые n лет), то дивидендный выход является оптимальным:
da, = hψ (πt)(l + (1 - h) + (1 - h)2 + ... (1 - h)n > 0, при h > 0;
da,
= ψ
(πat),
так как (1 + (1 - h) + (1 - h)2 + ... + ... (1 - h)n
+ ...) = 1/h.
3. Политика неснижающихся дивидендов на акцию и остаточного подхода к нераспределенной прибыли. Суть политики -- никогда не снижать ежегодный размер дивиденда на акцию. Политика может выражаться
1) в постоянном или слабо увеличивающемся размере дивиденда на акцию;