В связи с тем, что российская денежная
единица - рубль по закону не связана с
денежным металлом (золотом), фиксирован
его масштаб цен отсутствует.
Официальный масштаб цен рубля устанавливается
государством.
Регулирование денежного обращения,
возлагаемое на Банк России, осуществляется
в соответствии с основными направлениями
денежно-кредитной политики, которая разрабатывается,
и утверждаются в порядке, установленном
банковским законодательством. Банк России,
наделенный исключительным правом эмиссией
денег, особо ответствен за поддержание
равновесия в сфере денежного обращения.
В отличие от периода существования действительных
(золотых) денег при бумажно-кредитном
обращении, когда знаки стоимости оторвались
от металлической основы, Цен банк должен
создавать определенные ограничения,
сдерживающие эмиссию этих денег.[16]
Используя денежно-кредитную политику
как средство регулирования экономики,
Центральный банк привлекает следую инструменты:
- ставки учетного процента (дисконтную
политику);
- нормы обязательных резервов кредитных
учреждений;
- операции на открытом рынке;
- регламентацию экономических нормативов
для кредитных учреждений и другие.
Для осуществления кассового обслуживания
кредитных учреждений, а также других
юридических лиц на территории РФ создаются
расчетно-кассовые центры при территориальных
главных управлений Банка России. Эти
центры формируют оборотную кассу по приему
и выдаче наличных денег, а также резервные
фонды денежных банковских билетов и монет.
Резервные фонды представляют собой запасы
нс выпущенных в обращение банкнот и монет
в хранилищах ЦБР и имеют важное значение
для организации и централизованного
регулирования кассовых ресурсов. Остаток
наличных денег в оборотной кассе лимитируется,
и при превышении установленного лимита
излишки денег передаются из оборотной
кассы в резервные фонды.
Резервные фонды банкнот и монет создаются
по распоряжению Банка России, который
устанавливает их величину исходя из размера
оборотной кассы, объема налично-денежного
оборота, условий хранения. Объективная
потребность в резерв фондах обусловлена:
- необходимостью удовлетворить нужды
экономики в наличных деньгах;
- обновлением денежной массы в обращении в связи с не пригодностью деньгами;
- поддержанием обязательного покупюрного
состава денежной массы в целом по стране
и регионам;
- сокращением расходов на перевозку и хранение
денежных знаков.
Наличные деньги выпускаются в обращение
на основе эмиссионного разрешения -- документа,
дающего право ЦБР подкреплять оборотную
кассу за счет резервных фондов денежных
банкнот и монет. Этот документ выдается
Правлением Банка России в пределах эмиссионной
директивы, т.е. размера выпуска денег
в обращение, установленного Правительством
РФ.[1, стр 309]
2.2 Анализ денежных систем США
Одной из особенностей денежной
системы США являлось длительное существование
биметаллизма, который поддерживали не
только влиятельные в США владельца серебряных
рудников, но и широкие круги заемщиков
– мелких и средних промышленников и фермеров,
заинтересованных в повышении товарных
цен в целях снижения реальных размеров
своей задолженности. По закону 1873 года
денежной единицей США был признан золотой
доллар и свободная чеканка серебра была
отменена; но сторонникам биметаллизма
вскоре удалось добиться сначала возобновления
частичной чеканки серебра, а затем –
покупки его казначейством. Все же в конечном
счете победили сторонники монометаллизма,
представлявшие интересы крупной промышленной
буржуазии и банков: в 1900 году был издан
акт о золотом стандарте, утвердивший
в качестве денежной единицы страны золотой
доллар с содержанием чистого золота в
1,50463 грамма. Однако серебряные доллары
не были изъяты из обращений.
Характерной чертой денежной
системы США было длительное существование
децентрализованной системы банкнотной
эмиссии. До 60-х годов XIX века правом выпуска
банкнот пользовались многочисленные
банки отдельных штатов. По закону 1863 года
это право было предоставлено так называемым
национальным банкам, подчиненным федеральному
законодательству; том не менее эмиссия
оставалась децентрализованной, поскольку
ее осуществляло несколько тысяч национальных
банков. Другой своеобразной чертой системы
банкнотной эмиссии, просуществовавшей
в США с 1863 по 1914 года, являлось обязательное
обеспечение выпускавших банкнот облигациями
государственных займов. По закону 1863
года каждый национальный банк мог выпускать
банкноты в пределах купленной им и внесенной
в казначейство суммы облигаций государственных
займов США. Такой порядок эмиссии создавал
благоприятные условия для размещения
займов федерального правительства, но
имел тот существенный недостаток, что
размеры банковского обращения были поставлены
в зависимость от величины портфеля государственных
ценных бумаг у национальных банков, а
не от потребностей товарооборота в деньгах.[6]
В декабре 1913 года был издан
закон, по которому была создана новая
система эмиссионных банков – Федеральная
резервная система (ФРС). Вся территория
США была разделена на 12 округов, в каждом
из которых был учрежден федеральный резервный
банк с капиталом не менее 4 млн. долларов.
Банкноты федеральных резервных банков
– федеральные резервные билеты – подлежали
размену на золотые монеты и должны были
обеспечивать не менее чем на 40% золотом,
а на остальные 60% - векселями на срок до
трех месяцев, принимаемыми резервными
банками к переучету от «банков-членов».
Все национальные банки обязаны вступить
в члены ФРС; другие банки могли стать
ее членами с разрешения руководства ФРС.
Во главе ФРС был поставлен Федеральный
резервный совет под председательством
министра финансов, в его состав входили
контролер денежного обращения и членов,
назначаемых президентом США.
Федеральный резервный акт
внес следующие изменения в денежную систему
страны: 1) он централизовал банкнотную
эмиссию и 2) существенно изменил систему
обеспечения банкнот, сделав основным
обеспечением их коммерческие векселя
вместо государственных ценных бумаг.
В период мирового экономического
кризиса 1929-1933 годов особенностью денежной
системы США стало длительное сохранение
золотомонетного стандарта. Это объясняется
прежде всего тем, что США вступили в Первую
мировую войну лишь незадолго до ее окончания,
а потому им не приходилось нести большие
военные расходы и прибегать для их покрытия
к инфляционному выпуску бумажных денег.
Кроме того, после войны золотой запас
страны значительно возрос, что способствовало
сохранению ею прежней системы свободного
размена банкнот на золотые монеты.
Однако и в США золотой стандарт
рухнул под ударами кризиса 1929-1933 годов.
Ликвидации золотого стандарта сопутствовала
девальвация доллара на 41%. Согласно «акту
о золотом резерве», вступившем в силу
31.01.1934 года, новое золотое содержание
доллара не должно было превышать 60% прежнего,
причем президенту предоставлялось право
определять его в пределах от 50% до 60%. Фактически
новое золотое содержание золота было
установлено на уровне 59% прежнего путем
повышения бумажной цены золота с 20,67 до
35 долларов за тройскую унцию; тем самым
золотое содержание доллара было снижено
с 1,50463 до 0,888671 грамма.
По тому же «акту о золотом резерве»
было осуществлено огосударствление централизованных
золотых запасов: весь золотой запас федеральных
резервных банков передавался казначейству
в обмен на его золотые сертификаты по
старой цене (20,67 долларов за унцию чистого
золота), а за счет прибыли, полученной
казначейством от переоценки золота по
более высокой цене (35 долларов), был создан
стабилизационный фонд в сумме 2 млрд.
долларов для регулирования курсов доллара,
иностранной валюты и государственных
ценных бумаг. Фактически стабилизационный
фонд был использован правительством
США для ведения валютной войны против
Англии: путем скупки фунтов стерлингов
на доллары за счет средств этого фонда
оказывалось понизительное воздействие
на курс доллара.
Закон о серебре 1934 года обязал
казначейство закупать серебро и выпускать
взамен его серебряные сертификаты, ставшие
одним из составных элементов денежной
массы. Закупки серебра должны были продолжаться
до тех пор, пока серебряный запас достигнет
25% совокупного централизованного металлического
запаса (золотого и серебряного). Акт 1934
года был продиктован интересами серебропромышленников.
За 1934 –1942 года казначейство купило около
2,7 млрд. унций серебра, что привело к повышению
его цены.
После Второй мировой войны
увеличилось промышленное потребление
серебра и значительно уменьшилась его
роль в денежном обращении. За 1955-1972 года
сумма серебряных долларов сократилась
с 2,4 млрд. до 0,7 млрд. долларов.[9, стр
102-198]
2.3 Сравнительный анализ США
и РФ
Бюджетная система
Бюджетные системы России и
США в целом имеют много общего. Федеративное
устройство этих государств обусловливает
трехуровневую бюджетную систему. Бюджеты
2-ого и 3-его уровня имеют относительную
самостоятельность (хотя в США она все
же больше). Взаимоотношения между бюджетами
схожи - существует практика межбюджетных
трансфертов сверху вниз, кроме того в
РФ бюджеты субъектов-доноров могут перечислять
часть своих доходов в бюджеты субъектов,
не имеющих достаточно собственных доходов.
Структура доходной и расходной части
бюджетов обеих стран претерпевает определенные
ежегодные изменения, расходная часть
в значительной степени зависит от политики
государства на данный период. За последние
годы в целом имела социальную направленность,
как в США, так и в России, однако следует
заметить, что если в РФ эта задача решается
в основном из средств федерального бюджета,
то в Соединенных Штатах значительную
лепту вносят бюджеты штатов.
Есть, однако, и существенные
отличия в бюджетном устройстве этих стран.
Например, для федерального бюджета США
бюджетный год начинается 1 октября каждого
года, тогда так в РФ - 1 января. Это означает
и различия в организации бюджетного процесса.
(Надо, тем не менее, отметить, что финансовый
год большинства штатов начинается так
же, как и в РФ - 1 января.) Структура доходов
бюджета США отличается тем, что в нее
не входят доходы от продажи государственного
имущества; местные и региональные бюджеты
имеют различный состав налоговых доходов.
Кроме того, в США основным налогом, образующим
федеральный бюджет, является индивидуальный
подоходный налог (48%), в РФ его эквивалент
- налог на доходы физических лиц является
главной составляющей доходной статьи
местных бюджетов (50-70%). Федеральный бюджет
пополняется в основном за счет НДС (косвенного
налога).[2, стр 102]
Государственный кредит
И для США, и для Российской
Федерации понятие государственного кредита
в первую очередь означает внутреннюю
задолженность государства перед населением;
остальные функции государственного кредита
для этих стран вторичны. И хотя в целом
Соединенные Штаты Америки более экономически
успешны (или, по крайней мере, так принято
считать), но их государственный долг (в
том числе внутренний) гораздо выше, чем
долг РФ, а значит, для США в перспективе
это возможная экономическая нестабильность
и спад. Можно сказать, что форма выражения
государственных долговых обязательств
РФ более разнообразна по сравнению с
США, но схемы проведения кредитных операций
государства и обслуживания имеющихся
кредитов более-менее схожи.[2, стр 150]
Банковская система
На первый взгляд кажется,
что банковские системы России и США настолько
различаются, что сравнивать их не имеет
смысла. Однако это первое впечатление
ошибочно - если внимательно разобраться,
то у кредитных систем этих стран много
общего.
Федеральная Резервная Система
США построена по принципу трехуровневости:
первым (верхним) уровнем являются Федеральный
консультационный совет, Совет управляющих
и Федеральный комитет по открытому рынку,
вторым - 12 федеральных резервных банков,
третьим - множество коммерческих банков.
В то же время банковская система РФ включает
только два уровня - ЦБ РФ и коммерческие
банки. Однако по функциям Центральный
Банк России частично аккумулирует в себе
функции 1 и 2 уровней кредитной системы
США. ЦБ осуществляет и контроль, и управление
банковской деятельностью по всей стране,
кроме того, он участвует в регулировании
экономической жизни страны посредством
эмиссии денежных средств, созданием и
регулированием правовой базы в банковской
сфере и т.п. Правда, Банк России выборочно
занимается регулированием рынка ценных
бумаг (не так, как ФКОР), не вся деятельность
по ценным бумагам входит в сферу влияния
ЦБ.
Самый нижний уровень банковских
систем США и России практически идентичен
и состоит из банков и небанковских кредитных
организаций. Надо сказать, что как система
банков и прочих кредитных организаций,
так и вся банковская система в целом,
в США гораздо более развита, чем в России.
Связано это, скорее всего с тем, что российская
банковская сфера совсем «молода» по сравнению
с американской - наиболее старым российским
коммерческим банкам не более 20 лет.[4]
Финансовые системы
Внешняя похожесть государственного
устройства России и США как федераций
обусловила тот факт, что в начале перестройки
Россия ориентировалась на американскую
(как считалось, лучшую) модель демократического
государства, не учитывая того, что 200-летний
опыт развития государственности позволил
сгладить противоречия между уровнями
власти, укрепил судебную систему США
в качестве высшего арбитра и гаранта
сохранения целостности страны, способствовал
формированию неправительственных институтов
гражданского общества. Сам факт создания
американского государства по инициативе
«снизу», от штатов как ранее самостоятельных
государств, определил высокую степень
их самостоятельности в решении важнейших
государственных задач и ответственности
за принятые на себя полномочия.
Советский Союз и позднее
Российская Федерация, примеряя на себя
опыт 200-летней демократии, инициировали
перемены «сверху», не имея надежных инструментов
для сохранения целостности государства,
которые могли бы противостоять стремлению
политических элит национальных государственных
образований к обособлению. В сфере налоговых
отношений это выразилось в установлении
субъектами Российской Федерации и муниципальными
образованиями в период 1994--1996 гг. собственных
налогов; в бюджетной сфере вплоть до 2006
г. существовало многообразие региональных
моделей межбюджетных отношений.[5]