Денежный рынок: особенности спроса и предложения. Роль в экономической системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Деньги — один из самых увлекательных аспектов современной экономической науки. Деньги являются важной частью современной экономики, без них невозможно стабильное развитие рыночного хозяйства. Денежный рынок, по-своему явление уникальное, единственное в своем роде, потому что ни один рынок не имеет такого влияния на остальные рынки, ни один так сильно с ними не связан. По состоянию денежного рынка можно судить об экономическом развитии страны, т.к. он оказывает непосредственное влияние на экономику. Стабильность денежного рынка обеспечивает стабильность остальных рынков. А нестабильность может свести к нулю результаты нескольких лет экономического развития страны и привести к непредсказуемым последствиям. Неслучайно именно государство регулирует денежную массу. Ведь кредитно-денежная политика необходима для обеспечения экономической безопасности страны.

Оглавление

Введение
Деньги, функции денег, виды денег
Денежный рынок
Модели денежного рынка. Особенности спроса и предложения
Денежный рынок РБ. Роль в экономической системе
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Макроэк..docx

— 71.85 Кб (Скачать)

Фактический объем предложения  денег складывается в результате операций коммерческих банков.

Таким образом, количество денег  в стране увеличивается, если: 1) растет денежная база; 2) снижается норма  минимального резервного покрытия; 3) уменьшаются  избыточные резервы коммерческих банков; 4) снижается доля наличных денег  в общей сумме платежных средств  населения.

           Анализ денежного рынка показывает, как денежно-кредитная политика правительства влияет на номинальный обменный курс. Значительный рост предложения денег ведет к высоким темпам инфляции. Одним из последствий высокой инфляции является обесценение валюты. Другими словами, точно так же, как увеличение количества денег ведет к повышению цен на товары в денежном выражении, оно ведет и к повышению цены иностранной валюты, выраженной в национальной валюте. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Денежный рынок РБ. Роль в экономической системе.

 

Денежный  рынок Республики Беларусь: этапы  становления и проблемы функционирования на современном этапе. Основные направления  государственного регулирования денежного  рынка в Республике Беларусь

 

 Самостоятельный денежный  рынок в Республике Беларусь  начал формироваться с момента  обретения независимости. В 1992 г. были приняты законы «О  банках и банковской деятельности  в Республике Беларусь», «О  Национальном банке Республики  Беларусь» и др., которые определили  экономические и правовые основы  функционирования денежного рынка  Республики Беларусь. В настоящее  время основным документом, регламентирующим  правовые отношения в области  денежно-кредитного регулирования,  является Банковский кодекс Республики  Беларусь, вступивший в действие  в 2001 г. Ежегодно разрабатываются  и утверждаются Основные направления  денежно-кредитной политики, в которых  определяются цели, показатели, инструменты  денежно-кредитного регулирования. В развитии денежного рынка в республике можно выделить несколько временных этапов. Политика, проводимая в 1992—1994 гг., имела серьезные просчеты, которые объяснялись прежде всего нестабильностью экономики и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банков направлялись в основном на кредитование коммерческих фирм и были весьма дешевы; осуществлена либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов. Указанные и ряд других факторов обусловили высокую инфляцию. Индекс потребительских цен в 1993 г. составил 2096,5 %, а в 1994 г. — 2059,9 %.

 В целях снижения  инфляции Национальный банк с  конца 1994 г. начал проводить  жесткую денежно-кредитную политику, направленную на ограничение  монетарных факторов инфляции  путем неуклонного сокращения  темпов роста денежной массы  в обращении, стабилизации белорусского  рубля. Устанавливались предельные  размеры кредитной эмиссии Национального  банка, осуществлялся постепенный  переход от централизованного  распределения кредитов к рефинансированию  коммерческих банков через кредитные  аукционы и другие рыночные  механизмы, сокращались льготные  кредиты промышленности и аграрному  сектору, была повышена учетная  ставка, осуществлен переход на  регулирование процентных ставок  коммерческих банков в зависимости  от уровня инфляции. В первой  половине 1995 г. и ноябре 1996 г. удалось  добиться установления положительной  процентной ставки по кредитам  и срочным депозитам, что сделало  более выгодным хранение сбережений  в национальной валюте и способствовало  некоторой стабилизации курса белорусского рубля. В результате уровень инфляции снизился. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0 %, в 1996 г. — 139,3 %. Вместе с тем проводимая политика «дорогих денег» имела и негативные последствия, проявившиеся в продолжающемся спаде производства, снижении эффективности экономики, прежде всего экспортных отраслей.

  С конца 1996 г. Национальный банк перешел к довольно мягкой денежно-кредитной политике, направленной на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был удешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия Национального банка. В результате только за 1997 г. денежная масса в национальной валюте выросла почти в 2 раза, а темп ее прироста практически трехкратно превышал установленные параметры. В 1998—1999 гг. продолжилась масштабная кредитная поддержка жилищного строительства и АПК, которая в основном обеспечивалась за счет эмиссионных кредитов Национального банка. В 1998 г. объем этих кредитов в 3,7 раза превысил планируемый. В таких условиях стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля, и в 1998 г. был введен режим множественности его обменного курса. Несмотря на определенные попытки стабилизации денежно-кредитной сферы, предпринимаемые Национальным банком в 1999 г., денежная масса продолжала возрастать быстрыми темпами (объем денежной эмиссии превысил установленные параметры в 2,5 раза), что привело к росту цен. В 1997 г. индекс потребительских цен составил 163,1 %, в 1998 г. — 281,75, а в 1999 г. достиг 351,2 %.

  Вместе с тем произошли положительные сдвиги в структуре денежной массы: увеличилась доля срочных депозитов. В 1999 г. была ликвидирована множественность валютных курсов. Кроме того, политика «дешевых денег» обеспечила стимулирование деловой активности субъектов хозяйствования и способствовала тем самым экономическому росту. С 1996 г. в республике наблюдаются положительные темпы роста реального ВВП.

 Начиная с 2000 г. и  по настоящее время Национальный  банк проводит умеренно жесткую  денежно-кредитную политику, которая  позволила достичь определенных  положительных результатов. Ее  приоритетными задачами были: снижение  темпов инфляции и обеспечение  устойчивости национальной денежной  единицы; развитие и укрепление  банковской системы; создание  условий для эффективного, надежного  и безопасного функционирования  платежной системы страны.

 Уже в 2000 г. были  установлены более жесткие пределы  прироста рублевой денежной массы,  чистого внутреннего кредита  Национального банка. Благодаря  проводимой процентной политике  впервые с 1996 г. установились  положительные процентные ставки, что позволило белорусскому рублю  выполнять функцию средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало национальную валюту более устойчивой. В результате проводимых мер индекс потребительских цен в 2000 г. упал до 207,5 %.

 В 2001—2004 гг. Национальный  банк, сохраняя преемственность  целей денежно-кредитного регулирования,  продолжал последовательно снижать  устанавливаемые ежегодно пределы  темпов роста денежной массы.  Учетная политика была по-прежнему  ориентирована на обеспечение  положительных реальных процентных  ставок. При этом величина номинальных  ставок постепенно уменьшалась  (ставка рефинансирования упала  со 175 % в феврале 2000 г. до 17 % на  начало 2005 г.), что объяснялось неуклонным  снижением инфляции в эти годы. В 2001 г. индекс потребительских цен составлял 146,3 %, в 2002 г. — 134,8, 2003 г. — 125,4, в 2004 г. — 118,1 %.

 Начиная с 2000 г. сложился  механизм усредненного формирования  банками обязательных резервов, который используется и в настоящее  время. Он предполагает выполнение  банками резервных требований  путем поддержания средней величины  фонда обязательных резервов  на требуемом уровне в течение  месяца. Другими словами, нормы  обязательных резервов устанавливаются  вне зависимости от сроков, на  которые привлечены депозиты. Их  размер корректируется в соответствии  с задачами регулирования денежного  предложения и ликвидности банков. Наблюдается тенденция к снижению  нормативов обязательных резервов. Если на 1 марта 2002 г. они составляли  по привлеченным средствам в  национальной валюте физических  лиц 14 %, юридических лиц — 16 %, по привлеченным средствам в  иностранной валюте — 12 %, то  с 1 ноября 2004 г. соответственно  стали равны 6, 10 и 10 %.

  Для регулирования денежной массы Национальный банк использовал и операции на открытом рынке, которые осуществлялись в основном с государственными краткосрочными облигациями и собственными ценными бумагами. Проводились как прямая покупка-продажа ценных бумаг, так и операции РЕПО.

 Начиная с 2004 г. контрольным  показателем денежно-кредитной политики  стал официальный обменный курс  белорусского рубля по отношению  к российскому, что было обусловлено  в первую очередь усилением  интеграционных процессов между  двумя странами. За исследуемый  период значительно выросли золотовалютные  резервы страны, а значит, и расширились  возможности Национального банка  в регулировании валютного курса  путем валютных интервенций.

 Денежно-кредитная политика  Республики Беларусь в 2005 г.  была направлена на содействие  последовательному снижению инфляционных  процессов в стране. Ее контрольным показателем по-прежнему остался официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, который, согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики, мог снизиться за год не более чем на 2,4 %. Прирост рублевой денежной массы не должен был превысить 17—21 %. В качестве индикативных показателей выступали обменный курс белорусского рубля к доллару США, темпы роста активной рублевой денежной массы (денежного агрегата Ml), прирост рублевой денежной базы, величина международных резервных активов. Предварительная оценка результатов реализации денежно-кредитной политики показывает, что поставленные цели достигнуты (индекс потребительских цен за год составил 110,3 %). Об этом можно судить и по итогам ее проведения за январь—сентябрь 2005 г. Этот период характеризовался замедлением инфляционных процессов: индекс потребительских цен в сентябре 2005 г. по отношению к декабрю 2004 г. составил 104,6 % (за год планировалось повышение цен на 105—110 %). Официальный обменный курс белорусского рубля к российскому вырос на 3,1 %, а по отношению к доллару США — всего на 0,9 %, что свидетельствует о замедлении и девальвационных процессов. 

 Активная денежная  масса за январь—сентябрь 2005 г. возросла на 29,1 %, рублевая денежная  база — на 31 %. Основным фактором  увеличения последней стада покупка  Национальным банком иностранной  валюты, что привело к росту  международных резервных активов  (на 1 октября они составили 1189,2 млн дол. США). Продолжила падать  ставка рефинансирования (с 17 % на  начало года до 12 % к октябрю), что  было обусловлено снижением фактических  и ожидаемых темпов инфляции. Реальная процентная ставка при  этом оставалась положительной.

 Были снижены и нормативы  обязательного резервирования: от  привлеченных ресурсов физических  лиц (в национальной валюте) с  6 до 5 %, юридических лиц (в белорусских  рублях и иностранной валюте) с 10 до 9 %.

 Перечисленные выше  тенденции положительно сказались  на финансовой стабильности страны, способствовали созданию условий  экономического роста.

  Основные направления денежно-кредитной политики на 2006 г. сохраняют неизменными принципы политики, выработанной в предыдущие годы. Как и прежде, она будет содействовать достижению прогнозируемых социально-экономических показателей посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования. Конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 г. является снижение инфляции до 7—9 % прироста индекса потребительских цен.

  Основным промежуточным целевым ориентиром остается официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому (его колебания не должны превышать ±2%). При этом, как и в 2005 г., Национальный банк будет ограничивать колебания белорусского рубля к доллару США (к концу года его официальный обменный курс должен составить 2100—2200 р.). Наряду с данными Показателями будет использован показатель активной рублевой денежной массы (ее прирост прогнозируется на уровне 24—29 %).

 В целях достижения  поставленных задач будет обеспечено  поддержание положительных в  реальном выражении процентных  ставок по операциям банков  для привлечения срочных депозитов  и предоставления кредитов в  белорусских рублях. При этом  ставка рефинансирования снизится  до уровня 8—10 %. Предполагается усиление  роли процентной ставки в качестве  инструмента денежно-кредитной политики.

 В 2007-2008 гг. сохранилась  тенденция к снижению уровня  нормативов отчислений в фонд  обязательного резервирования. Укреплению  банковской системы будет способствовать  прирост собственного капитала  банков на 13—17 %. Указанные действия  позволят в полном объеме решить  задачи, стоящие перед денежно-кредитной  политикой.

Экономическое развитие Республики Беларусь в 2010 году происходило в  условиях

восстановления мировой  экономики и экономик основных торговых партнеров. Несмотря на постепенное  восстановление спроса на продукцию  белорусских предприятий на внешнем рынке и улучшение условий внешней торговли, несбалансированность внешнеторговых операций Беларуси в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась.

Внешнее финансирование осуществлялось прежде всего за счет роста внешнего государственного долга и иностранных кредитов белорусских банков. В результате относительный уровень валового внешнего долга страны приблизился к порогу

Информация о работе Денежный рынок: особенности спроса и предложения. Роль в экономической системе