В целях предоставления кредитным
организациям большей гибкости в управлении
обеспечением по операциям рефинансирования
и собственными счетами в Банке России
планируется расширить практику предоставления
кредитным организациям внутридневных
кредитов под залог как ценных бумаг, входящих
в Ломбардный список Банка России, так
и иных активов [22, c.29].
Банк России также продолжит
использование нормативов обязательных
резервов в качестве инструмента денежно-кредитной
политики, принимая решения об их изменении
в зависимости от макроэкономической
ситуации и состояния ликвидности банковского
сектора. Учитывая положительный опыт
применения механизма усреднения обязательных
резервов, Банк России рассмотрит возможность
дальнейшего повышения коэффициента усреднения
до уровня 5,25%.
Можно сделать вывод, что реализация
денежно-кредитной политики будет основана
на управлении процентными ставками денежного
рынка с помощью инструментов предоставления
и изъятия ликвидности. Изменения краткосрочных
рыночных ставок вследствие пересмотра
Банком России ставок по своим инструментам
и применения других мер денежно-кредитного
регулирования влияют через различные
каналы трансмиссионного механизма на
средне- и долгосрочные процентные ставки
и в конечном итоге на уровень деловой
активности и инфляционное давление в
экономике. Таким образом, процентная
политика будет играть ключевую роль в
процессе реализации денежно-кредитной
политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кредитно-денежная
политика призвана способствовать установлению
в экономике общего уровня производства,
характеризующегося полной занятостью
и отсутствием инфляции.
Главными задачами,
стоящими перед всеми центральными банками,
является поддержание покупательной способности
национальной денежной единицы и стабильности
кредитно-банковской системы страны.
Денежно-кредитное
регулирование, осуществляемое центральным
банком Р.Ф., являясь одной из составляющих
экономической политики государства,
одновременно позволяет сочетать макроэкономическое
воздействие с возможностями быстрой
корректировки регулирующих мер.
Главным направлением
деятельности центральных банков является
регулирование денежного обращения.
Одно из важнейших
направлений деятельности центрального
банка - рефинансирование кредитно-банковских
институтов, направленное на обеспечение
стабильности банковской системы. Инструментарий
рефинансирования со стороны центрального
банка включает предоставление ссуд под
учет векселей и ломбардных кредитов,
то есть заимствований на кратко- и среднесрочной
основе. Для повышения уровня ликвидности
банковских институтов центральные банки
осуществляют их рефинансирование с различной
степенью интенсивности. При этом использовать
кредиты рефинансирования могут только
стабильные банковские институты, испытывающие
временные трудности. При проведении кредитно-денежной
политики наиболее важными активами федеральных
резервных банков выступают ценные бумаги
и ссуды коммерческим банкам.
Кредитно-денежная
политика осуществляется через сложную
цепь причинно-следственных связей: политические
решения воздействуют на резервы коммерческих
банков; изменения резервов воздействуют
на предложение денег; изменение денежного
предложения меняет процентную ставку;
изменение процентной ставка воздействует
на инвестиции, и уровень цен.
Преимущества
кредитно-денежной политики состоят в
ее гибкости и политической приемлемости.
Руководящие кредитно-денежные учреждения
сталкиваются с дилеммой - они могут стабилизировать
процентные ставки или предложение денег,
но не то и другое одновременно.. При определенных
условиях может возникнуть альтернатива
- использовать кредитно-денежную политику
для воздействия на стоимость доллара
и тем самым для уничтожения дисбаланса
торговли или же использовать кредитно-денежную
политику в целях экономической стабилизации
внутри страны.
Одной из основных задач Банка
России в среднесрочной перспективе будет
оставаться обеспечение финансовой стабильности.
Банковская система является основным
звеном передачи сигналов процентной
политики в реальный сектор экономики.
Таким образом, финансовая стабильность
выступает необходимым условием нормального
функционирования трансмиссионного механизма
денежно-кредитной политики. При этом
от степени устойчивости и эффективности
работы системы финансового посредничества
зависит не только выполнение главной
цели денежно-кредитной политики по поддержанию
ценовой стабильности, но и состояние
общего макроэкономического равновесия.
Банк России будет продолжать совершенствовать
инструменты мониторинга системы финансового
посредничества (в том числе постоянный
анализ движения цен на рынках активов,
тенденций в динамике денежных агрегатов
и кредитной активности), чтобы при возникновении
угрозы финансовой стабильности иметь
возможность оперативно принять соответствующие
меры в области денежно-кредитной политики
и банковского регулирования и надзора.
Список
использованных источников:
- Гражданский кодекс
Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 (с изм., внесенными Федеральными законами от 18.07.2009 N 181-ФЗ).
- Федеральный закон РФ «О Центральном
Банке Российской Федерации (Банке России)»
от 10.07.2002 №86-ФЗ.
- Федеральный закон РФ «О внесении
изменений и дополнений в Закон
РСФСР «О банках и банковской деятельности
в РСФСР» от 03.03.1996 №17-ФЗ.
- Положение Банка России «О порядке
предоставления Банком России ломбардного
кредита банкам» от 13.03.1996 № 36 (с изм. и доп. от 24.06.2002 № 1168-У).
- Положение Банка России «О порядке
предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных
залогом государственных ценных бумаг» (с изм. и доп. От 24.06.2002 №1169-У) от 06.03.1998.№19-П.
- Положение Банка России «О порядке
предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных
залогом и поручительствами» (с изм. и доп. от 28.12.2001г. №1082-У) от 03.10.2000 №122-П.
- Положение Банка России «О порядке
проведения Центральным банком Российской
Федерации депозитных операций с кредитными
организациями в валюте Российской Федерации»
от 05.11.2002 №203-П.
- Белоглазова Г.Н. Деньги. Кредит.
Банки Учебник – М: Высшее образование,
2009 г. – 392 с.
- Большой экономический словарь
/ под ред. Азрилияна А.Н. - 3-е изд. Стереотип. - М.: Институт новой экономики, 2011-864с
- Бочаров В.В. Финансовый анализ:
Учебное пособие. - СПб: Питер, 2010. - 240с.
- Воронин Д. Резервные
требования как инструмент
регулирования деятельности коммерческих
банков// Банковское дело - 2009 - №8 - С.11-22.
- Долан Э. Дж., Д.Е. Линдсей. Макроэкономика. С-Пб, "Литера плюс", 2011г. - 457с.
- Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 260с.
- Ковалева А.М. Финансы и кредит:
Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика,
2010. - 512с.
- Лаврушин О.И. Деньги, кредит,
банки. – М.: Финансы и статистика, 2008. –
375 с.
- Моисеев С.Р. Анализ эффективности
валютных интервенций Банка России // Банковское
дело. №11, 2012 г. – c.28-35.
- Московкина Л.А., Поляков В.П.
Основы денежного обращения и кредита.
– М.: ИНФРА-М, 2011. – 472c.
- Пономарев Ю.В. Российские банки
в международном сообществе // Деньги и
кредит. №8, 2010г. – c.12-26.
- Силаев В.П. Эволюция центральных
банков: функции, организация, технология.// Банковское дело -
2006 - №8 - С.24-28
- Тенденции экономического развития
России в первом полугодии 2012 года // Деньги
и кредит. №7, 2012 г. – c.41-49.
- Фетисов Г.Г. Банк России: цели,
задачи, проблемы//Деньги и кредит.-2011.-№2.-С.3-9.
- Основные направления единой
государственной денежно-кредитной политики
на 2013 год и период 2014 и 2015 годов ЦБРФ одобрено
Советом директоров Банка России 12.11.2010
г. – 37 с.
- Сайт Центрального Банка Российской
Федерации - [http://www.cbr.ru/today/publications_reports/on_2012(2013-2014).pdf]