Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 11:56, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является углубленное и всестороннее изучение денежного обращения и проблем его регулирования в Республике Беларусь. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Раскрыть понятие и сущность денежного обращения, рассмотреть виды денежного обращения; основные понятия, законы и взаимосвязи денежной теории; 2. Изучить процесс регулирования денежного обращения, для чего необходимо: конкретизировать сущность и цели денежно-кредитного регулирования, инструменты денежно-кредитной политики, рассмотреть основные типы денежно-кредитной политики; 3. Охарактеризовать денежное обращение и его регулирование в Республике Беларусь, что предполагает раскрытие особенностей денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь, основных тенденций, протекающих в денежно-кредитной сфере в последние годы.
Введение
1. Теоретико-методологические аспекты исследования денежного обращения и проблем его регулирования.
1.1. Денежное обращение: механизмы функционирования и способы регулирования в рыночной экономике.
1.2. Денежное обращение и его регулирование в
1.3. Денежное обращение и его регулирование в Республике Беларусь.
2. Модель IS/LM в экономике.
3. Пути сокращения проблем регулирования денежного обращения.
Заключение.
Список использованной литературы.
В качестве целевого ориентира в
кейнсианской модели выступает ставка
процента. Изменение денежного
Логика монетаристкого подхода основывается на уравнении обмена
M*V=P*Q
где Q – физический объем производства.
Увеличение денежной массы прямо влияет на ВВП, поэтому в условиях полной занятости увеличение денежной массы приводит лишь к повышению уровня цен, т. е. инфляции.
По мнению монетаристов, экономическая нестабильность порождается прежде всего неправильным кредитно-денежным регулированием, использованием кейнсианской модели КДП.
В качестве основного целевого ориентира монетаристы предложили регулирование денежной массы (темпы роста денежного предложения), что означает контроль над инфляцией.
М. Фридмен выступил за законодательное установление монетарного правила, согласно которому денежное предложение ежегодно расширяется в таком же темпе, как и ежегодный темп потенциального роста реального ВНП (на 3–5% в год). Таким образом, с точки зрения монетаристов, можно в значительной степени макроэкономическую нестабильность. Постоянное повышение темпа роста денежной массы ликвидирует инфляционное расширение из-за недостатка денежных средств. Спад также ликвидируется, так как экономика постоянно подпитывается денежными ресурсами, которые стимулируют совокупный спрос, а, следовательно, и рост производства.
В ряде стран (США, Великобритании, Канаде, Японии) было введено таргетирование денежной массы, т. е. установление верхнего и нижнего пределов роста денежной массы на предстоящий период. Монетаристские меры доказали свою эффективность, прежде всего, в борьбе с инфляцией.[8, с.121]
На основе вышеизложенного материала можно сделать следующий вывод:
Денежное обращение
центральным банком и коммерческими банками;
коммерческими банками;
предприятиями и организациями;
банками и предприятиями и
банками и населением;
предприятиями, организациями и населением;
физическими лицами;
банками и финансовыми институтами различного назначения;
финансовыми институтами различного назначения и населением.
По каждому их этих каналов деньги совершают встречное движение.
В условиях рыночной модели экономики
особенности денежного
основу денежного обращения страны составляет совокупность банкнот, монет и резервов, т. е. денежная база; но в кредитно-денежной политике ведущую роль играет эффективная денежная база;
эмиссию безналичных денег осуществляет система коммерческих банков, эмиссию наличных денег – государственный банк;
безналичный и налично-денежный обороты тесно связаны друг с другом –налично-денежный оборот совершается только на базе безналичного оборота;
функционирует механизм банковского мультипликатора;
служит объектом прогнозного планирования государством, коммерческими банками, юридическими и физическими лицами;
функционирует в условиях существования различных форм собственности;
основным инструментом кейнсианской модели кредитно-денежной политики является ставка банковского процента;
при использовании кейнсианской концепции поддержания предельного уровня ставки процента путем увеличения денежной массы зачастую возникает эффект “ликвидной ловушки”, когда ставка процента опускается до минимального уровня и почти не реагирует на прирост предложения денег;
монетаристская модель кредитно-денежной политики основывается на количественной теории денег, ее основным инструментом является регулирование денежной массы;
кредитно-денежная политика может быть применена на практике для смягчения циклических колебаний ВВП;
кредитно-банковская система располагает действенными рычагами воздействия на ВВП (это прежде всего, операции на открытом рынке, ставка процента и норма обязательных резервов).
Центральный банк страны контролирует и регулирует денежную массу в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.
Одним из основных принципов определения стратегии центральных банков служит ориентация на регулирование валютного курса денежной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте, т. е. на внутренние или внешние показатели.
В соответствии с выбранной стратегией центральные банки осуществляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют соответствующие инструменты.
В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы (экспансивная кредитная политика), либо по сдерживанию ее увеличения (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика). Однако в условиях стагфляциии центральному банку приходиться искать компромиссное сочетание инструментов экономического регулирования.
Заключение
Изучив теоретические и практические вопросы организации и функционирования денежного обращения, и изучив проблемы связанные с осуществлением денежного регулирования в нашем государстве, сделаем следующие обобщения.
Денежное обращение – это движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.
Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству. Экономический закон относительно денежной массы гласит: общее количество денег, потраченных за определенный период времени, должно быть равно общей денежной стоимости товаров. Для измерения количества денег денежную массу разбивают на несколько групп, которые называются денежными агрегатами.
Контроль за массой денег и их движением может осуществляться двумя путями: через «цены» на деньги (регулирование процентных ставок) и с помощью регулирования общего объема предложения денег, т. е. регулирования эмиссии, объема денежной массы, обязательных резервов коммерческих банков. При этом существует общий экономический принцип, согласно которому невозможно контролировать одновременно и цену, и предложение денег: на рынке можно зафиксировать значение одной переменной и предоставить рыночным механизмам определять другую.
Национальный банк в экономике страны реально контролирует такие целевые ориентиры, как денежная масса, ставка процента и обменный курс. В этих целях Национальный банк реализует свою денежно-кредитную политику. Основными инструментами регулирования денежного обращения Республики Беларусь являются: а) изменение ставок рефинансирования Национального банка; б) изменение норм обязательных резервов; в) операции на открытом рынке; г) установление нормативов контроля за банковской деятельностью, лимитов кредитования и прямое регулирование ставок процента.
Одной из сложнейших задач денежной политики, основной «болевой точкой» экономики Республики Беларусь в настоящее время является инфляция. В настоящее время в целях снижения инфляции Национальный банк Республики Беларусь проводит политику «дорогих» денег, которая направлена на постепенное снижение темпов роста уровня цен; стабилизацию курса белорусского рубля по отношению к доллару; активизацию инвестиционного процесса, обеспечение кредитной поддержки приоритетных направлений развития экономики страны. В целях укрощения инфляции денежно политика должна находиться во взаимосвязи с бюджетно-налоговой, ценовой и инвестиционной политикой.
Следовательно меры по выходу страны из сложившейся ситуации должны быть взаимосвязанными, их реализация требует координации и привлечения как Нацбанка так и Правительства и министерств реального сектора экономики. К организации денежной политики Беларуси необходимо применить комплексный подход.
Реализация мероприятий по достижению сбалансированности наличных денежных средств с объемами предлагаемых к реализации товаров и платных услуг населению может быть обеспечена в результате создания благоприятных макроэкономических условий, при эффективном проведении структурных реформ в основных отраслях экономики, последовательном выполнении основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года.
Список использованных источников
Банковское дело / Под ред. В. И. Колесникова. М.: Финансы и статистика, 1999. 464 с.
Бурлачков В. К. Денежная теория и динамичная экономика: выводы для России. М.: УРСС, 2003. 352 с.
Галицкая С. В. Денежное обращение, кредит, финансы: Учебное пособие. М.: Международные отношения, 2002. 268 с.
Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь в 2003 году // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2004. № 3. С. 3-36.
Крылов В. Денежное обращение и
необходимость его
Лемещенко П. С. Институциональные закономерности и тенденции функционирования денежно-кредитной системы Республики Беларусь //Белорусский экономический журнал. 2001. № 1. С. 27-32.
Милль Дж. Ст. Основы политической экономии. Т. 2. М.: Прогресс, 1981. 480 с.
Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е. Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 423 с.
Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Д. Рикардо. Соч. Т. 2. М.: Госкомиздат, 1955.
Тихонов А. Денежная теория: некоторые иллюзии и заблуждения // Банковский вестник. 2003. Август. С. 22-24.
Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под ред. О. В. Соколовой. М.: Юрист, 2000. 784 с.
Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 512 с.
Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник / Под ред. Н. Ф. Самсонова. М.: ИНФРА-М, 2001. 448 с.
Фишер И. Покупательная сила денег. Ее определение и отношение к кредиту, проценту и кризисам. М.: Фин. изд. НКФ СССР, 1926. 320 с.
Фомин П. А. Финансы, кредит и денежное обращение: Учебное пособие. Волгоград: Политехник, 2000. 142 с.
Фридмен М. Количественная теория денег. М.: Эльф-пресс, 1996. 130 с.
Информация о работе Денежное обращение и проблемы его регулирования