Денежное обращение и проблемы его регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является углубленное и всестороннее изучение денежного обращения и проблем его регулирования в Республике Беларусь. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Раскрыть понятие и сущность денежного обращения, рассмотреть виды денежного обращения; основные понятия, законы и взаимосвязи денежной теории; 2. Изучить процесс регулирования денежного обращения, для чего необходимо: конкретизировать сущность и цели денежно-кредитного регулирования, инструменты денежно-кредитной политики, рассмотреть основные типы денежно-кредитной политики; 3. Охарактеризовать денежное обращение и его регулирование в Республике Беларусь, что предполагает раскрытие особенностей денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь, основных тенденций, протекающих в денежно-кредитной сфере в последние годы.

Оглавление

Введение
1. Теоретико-методологические аспекты исследования денежного обращения и проблем его регулирования.
1.1. Денежное обращение: механизмы функционирования и способы регулирования в рыночной экономике.
1.2. Денежное обращение и его регулирование в
1.3. Денежное обращение и его регулирование в Республике Беларусь.

2. Модель IS/LM в экономике.

3. Пути сокращения проблем регулирования денежного обращения.

Заключение.

Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

64.Денежное обращение и проблемы его регулирования.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

Воздействие центральных банков на денежный оборот в процессе проведения денежно-кредитной политики может  осуществляться в современных условиях посредством:

эмиссионной политики;

учетной и ломбардной политики;

политике минимальных резервов;

политике открытого рынка;

валютной политики.

Эмиссионная политика: Одной из важнейших предпосылок поддержания устойчивости денежного обращения Центральным банком является возможность его полного контроля собственной эмиссии. Эффективность такого контроля во многом зависит от принятой системы валютных курсов. Так, в условиях функционирования валютных курсов, фиксированных по отношению к доллару США (Бреттон-Вудская валютная система), центральные банки европейских стран зачастую были обязаны осуществлять значительные валютные интервенции в пользу американской валюты, чтобы удержать ее от девальвации. Это нередко приводило к вынужденной избыточной эмиссии национальной валюты, которая использовалась для закупки долларов США в необходимом объеме. В современных условиях функционирования системы плавающих валютных курсов обязательства центральных банков по проведению интервенций в пользу иностранной валюты частично сохраняются, в частности в странах, где курс национальной валюты привязан к курсу валюты другого государства.

Центральные банки обладают исключительным правом эмиссии наличных денег. При  обеспечении коммерческих банков наличными  деньгами учитывается не только потребность в них, но и состояние денежного обращения. Следует отметить, что чем больше удельный вес наличных денег в денежной массе, тем сильнее зависимость коммерческих банков от Центрального банка.

Монопольное положение Центрального банка государства в налично-денежной сфере дает ему возможность в определенной мере контролировать и безналичный оборот. Безналичная эмиссия коммерческих банков, осуществляемая ими в ходе кредитных операций, вызывает дополнительную потребность в наличных деньгах, а также сопровождается ростом обязательных резервов, которые они хранят на счетах в Центральном банке. Понятно, что для предоставления последним дополнительной денежной массы (без эмиссии Центрального банка) эмиссионные возможности коммерческих банков реализовать достаточно сложно.

Однако Центральный банк не может  использовать изменение денежной базы как инструмент прямого регулирования  объема денежной массы на краткосрочных  временных интервалах, так как  предложение денег Центрального банка не является основным фактором, определяющим масштабы кредитной деятельности коммерческих банков. В частности, наличие избыточных резервов коммерческих банков не приводит с неизбежностью к расширению кредитования, поскольку при принятии решений учитывается уровень ликвидности и платежеспособности банка. В то же время повышенный спрос на дополнительные активы для регулирования минимальных резервов со стороны коммерческих банков после принятия ими о кредитной экспансии может быть удовлетворен необязательно за счет Центрального банка, например, путем обращения на межбанковский денежный рынок. Краткосрочное регулирование денежной массы посредством эмиссионной политике Центрального банка ограничено в отношении управления не только кредитной рестрикцией, но и кредитной экспансией коммерческих банков.

Учетная (дисконтная) и  ломбардная политика: Являясь “кредитором в последней инстанции” для кредитных учреждений, Центральный банк предоставляет им ссуды посредством переучета (редисконтирования) векселей (учетный кредит) и под залог векселей и других ценных бумаг (ломбардный кредит).

Переучет векселей как инструмент регулирования начал использоваться раньше других методов денежно-кредитной  политики, и долгое время оставался  одним из них. Изменяя процентную ставку по учетным кредитам (учетный процент), а также ставку по ломбардным кредитам, Центральный банк влияет на их доступность для коммерческих банков, и следовательно, на формирование ресурсной базы кредитных учреждений. Это, в свою очередь, приводит к изменению объемов кредитования экономики, т. е. денежного предложения.

Учетный процент часто называют официальной учетной (или официальной  процентной) ставкой. Следует отметить, что в целях денежно-кредитного регулирования могут использоваться как одна, так и несколько официальных ставок рефинансирования, дифференцированных в зависимости от вида и обеспечения ссуд. В связи с большой рискованностью операций по предоставлению ломбардных кредитов, ломбардная ставка несколько выше учетной (на 1-4%), обычно между ними поддерживается стабильное соотношение. Учетная и ломбардная ставки Центрального банка как правило, служат долгосрочными ориентирами для формирования процентных ставок на рынках ссудных капиталов.

Необходимо отметить, что эффективность  дисконтной и ломбардной политики во многом зависит от потребности коммерческих банков в кредитах Центрального банка. Если ранее в ряде стран существовала практика прямой увязки уровня процентных ставок коммерческих банков с величиной учетной и ломбардной ставок на основе предписаний Центрального банка, то в современных условиях норма банковского процента определяется в основном рыночными факторами. Так как для выравнивания колебаний своей ликвидности кредитные учреждения по большей части прибегают к займам на межбанковском денежном рынке. Частичная утрата официальными процентными ставками индикативной функции в настоящее время связана также с развитием операций центральных банков на открытом рынке, которые обуславливают изменение спроса и предложения на денежном рынке и тем самым оказывают более сильное воздействие на формирование рыночных процентных ставок, чем учетная политика. Однако взаимодействие между краткосрочными рыночными и официальными процентными ставками сохраняются, поскольку условия рефинансирования центральным банком кредитных учреждений и размещения их избыточных резервов на его счетах продолжают выступать как альтернатива условиям займов и размещения вкладов на денежном рынке и таким образом влияют на последние. Кроме того, учетную политику обычно проводят в сочетании с политикой открытого рынка, что позволяет усилить их эффективность и добиться желаемого влияния на уровень рыночных процентных ставок.

Для усиления своего влияния на движение процентных ставок центральные банки  в дополнение к учетной и ломбардной политике широко применяют регулирование  видов ценных бумаг, подлежащих переучету  и перезалогу, изменение требований к ним; установление лимитов  переучета и перезалога (как общей суммы выданных кредитов, так и их объемов для отдельных кредитных учреждений), а также повышенных ставок при превышении этих лимитов; дифференциацию ставки дисконта по отдельным заемщикам и т. п.

В условиях открытой рыночной экономики центральные банки при проведении учетной и ломбардной политики принимают во внимание не только состояние и потребности внутреннего денежного оборота, но и влияние внешних факторов. В частности, внутренние официальные процентные ставки устанавливаются с учетом конъюнктуры международных рынков ссудных капиталов, чтобы предотвратить нежелательную миграцию национальной и иностранной валюты, способную негативно воздействовать на курс национальной валюты и устойчивость денежного оборота в стране.

Политика минимальных резервов. Эта политика состоит в установлении обязательных резервных требований к коммерческим банкам, заключающихся в необходимости хранения последними определенной части средств на беспроцентных счетах в центральном банке. Изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк может регулировать условия предоставления кредитов экономике и объем кредитных вложений.

Резервные требования устанавливаются  в зависимости от используемой методики в процентах либо к фактическому объему кредитных вложений коммерческих банков. Применение нормы обязательных резервов, рассчитанной на основе пассивных операций, способствует улучшению структуры денежной массы и банковской ликвидности, однако ее регулирующее действие на устойчивость денежного оборота через изменение условий кредитования является косвенным и опосредованным. Рассчитанная на основе активных операций, норма обязательных резервов используется для прямого регулирования кредитных вложений. Следует отметить, что для усиления избирательности воздействия обязательного резервирования на деятельность коммерческих банков норма обязательных резервов обычно дифференцируется по различным признакам (например, размер резервов по вкладам – в зависимости от их срочности).

В целом применение политики минимальных резервов позволяет регулировать в долгосрочной перспективе спрос коммерческих банков на деньги Центрального банка, а через воздействие на величину мультипликатора – объем депозитной мультипликации, т. е. дает возможность контролировать динамику денежной массы. Кроме того, норма обязательного резервирования оказывает влияние на уровень рыночных процентных ставок, так как изменение объема резервов, хранящихся на беспроцентных счетах, прямо отражается на рентабельности коммерческих банков, вынуждая их в случае понижения последней пересматривать свою процентную политику. Обычно снижение процентов по депозитным вкладам клиентов затруднено вследствие конкуренции между банками, поэтому чаще всего происходит повышение процентных ставок по кредитам, что соответствует рестрикционным мероприятиям Центрального банка. Наконец, политика минимальных резервов может применяться для регулирования внутреннего валютного рынка, например, путем изменения нормы резервирования по вкладам нерезидентов в национальных банках.

Резервные ставки являются в значительной мере административным инструментом денежно-кредитного регулирования и характеризуются глобальным, сильным и пролонгированным действием на ликвидность коммерческих банков, объемы их пассивных и активных операций. В связи с этим к изменению нормы обязательных резервов прибегают, как правило, достаточно редко и осторожно, отдавая предпочтение в регулирующих мероприятиях операциям Центрального банка на фондовом рынке.

Политика открытого  рынка: Этот метод денежно-кредитного регулирования заключается в покупке и продаже Центральным банком ценных бумаг (преимущественно государственных) за свой счет на денежном рынке. Соответственно к сделкам открытого рынка не относится, например, покупка ценных бумаг непосредственно у их эмитента, а также текущие операции по поддержке курса государственных ценных бумаг за счет эмитента. Операции на открытом рынке могут проводиться как с краткосрочными ценными бумагами, так и долгосрочными, однако в последнем случае – только с целью регулирования денежного рынка. Следует отметить, что центральные банки иногда эмитируют собственные бумаги с целью повышения эффективности своих интервенций на денежном рынке, поскольку большое число финансовых инструментов обеспечивает их взаимосвязь и большую гибкость политики открытого рынка.

Операции на открытом рынке используются как основной инструмент денежно-кредитного регулирования в странах, где  достаточно развит денежный рынок, и  государственный долг достигает  существенных размеров. Посредством  них происходит предоставление денежных средств коммерческим банкам (путем покупки ценных бумаг) и изъятие денежных ресурсов (путем продажи ценных бумаг). Сделки на открытом рынке сопровождаются мультипликационным эффектом и оказывают влияние на ликвидность коммерческих банков, величину их избыточных резервов и в конечном итоге на денежное предложение. Необходимо отметить, что в зависимости от целей и экономических условий, политика открытого рынка может проводиться как самостоятельно, так и в сочетании с дисконтной политикой и политикой минимальных резервов.

Валютная политика: Денежно-кредитное регулирование покупательской способности национальной валюты имеет и внешнеэкономический аспект, поскольку стабильность денежной единицы подразумевает ее устойчивость не только во внутреннем экономическом обороте, но и в международном. Развитие интеграционных процессов в мировой экономике привело к тесной взаимосвязи национальных рынков ссудных капиталов, открытых рыночных хозяйств с международными рынками ссудных капиталов, которая реализуется посредством операций на валютных рынках, перемещения “горячих” денег и долгосрочного капитала между странами и т. п. Это обусловило снижение эффективности национальной денежно-кредитной политики, поскольку темпы роста важнейших экономических показателей (в частности, валового национального продукта, инфляции, ставок ссудного процента и т. д.) находятся под сильным воздействием внешнеэкономических факторов, влияние которых иногда достаточно сложно нейтрализовать.

Так, изменение конъюнктуры еврорынков и развитие мировой инфляции могут привести к колебаниям национальных процентных ставок, не поддающихся регулированию с помощью учетного процента. Более того, рыночные процентные ставки в свою очередь оказывают сильное воздействие на уровень официальных ставок, центральные банки нередко устанавливают их исходя из рыночной конъюнктуры. Следует отметить так же, что часто затруднено проведение рестрикционных мероприятий в денежно-кредитной сфере отдельного государства, вследствие доступности кредитных ресурсов на международных рынках ссудных капиталов.

Весьма важно, что в современных  условиях в открытых рыночных хозяйствах уровень валютного курса вместе с объемом денежной массы и  ставкой процента выступает как  важнейшая промежуточная цель денежно-кредитной политики государства, так как его изменение оказывает влияние на совокупные предложение и спрос. В то же время он является инструментом регулирования внутреннего денежного оборота.

Внешнеэкономическая функция денежно-кредитного регулирования реализуется посредством проведения валютной политики государства, представляющей собой комплекс мероприятий, осуществляемых в денежно-кредитной и валютных сферах с целью воздействия на покупательскую способность национальной денежной единицы, валютный курс и темпы экономического роста. Центральные банки влияют на межстрановые перемещения капиталов, используя следующие инструменты валютного регулирования:

учетную ставку, увеличение уровня которой  способствует переливу капиталов из-за границы и повышению курса  национальной валюты, а понижение стимулирует обратные процессы;

операции на открытом рынке (в том  числе с иностранной валютой  и валютными ценностями), которые  направлены на нейтрализацию воздействия  на внутренний рынок ссудных капиталов  неблагоприятной конъюнктуры еврорынков;

валютные интервенции, прямо влияющие на динамику валютного курса;

изменение валютного курса. Девальвируя  курс национальной валюты, Центральный  банк преследует цель стимулирования совокупного спроса, а ревальвация, напротив, направление на его  ограничение;

валютные ограничения, которые  устанавливаются в законодательном  или административном порядке. К  ним относятся, например, установление прямого валютного контроля над  операциями в иностранной валюте, введение двойного валютного рынка, ограничение или запрещение выплаты процентов по вкладам нерезидентов, введение лимитов на международные активы и обязательства коммерческих банков и т. п.

В экономической теории и политике сложилось два подхода к проведению КДП: кейнсианская и монетаристская модели.

Информация о работе Денежное обращение и проблемы его регулирования