Денежное обращение и национальная денежная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение денежного обращения и анализ национальной денежной системы Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:
изучить деньги и их функции;
исследовать кредитный характер современного денежного обращения;
изучить денежную систему и её элементы;
рассмотреть принципы организации современной денежной системы;
проанализировать национальную денежную систему Республики Беларусь

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ………………………………………………….. 5
1.1. Деньги и их функции. Основные денежные агрегаты………………
1.2. Кредитный характер современного денежного обращения………. …
2. НАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА…………………......................
2.1. Определение денежной системы и её элементы……………………
2.2. Принципы организации современной денежной системы……………
2.3. Национальная денежная система Республики Беларусь……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… …
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….....

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 83.89 Кб (Скачать)

       В обращении во всех странах заменители действительных денег (денежные знаки) лишены собственной стоимости, но сохраняют  устойчивость и выполняют функции  средства обращения, средства платежа, меры стоимости, средства накопления. [22]

       В основе денежной системы находится  денежное обращение. Исторически становление  денежного обращения протекало  под активным воздействием: формирования централизованных национальных государств (XVI-XVII вв.), развития внутреннего национального рынка и возрастания степени взаимной зависимости хозяйствующих субъектов, становления и развития теории денег и кредита. Логика дальнейшего развития денежной системы всегда была сориентирована в первую очередь на минимизацию трансакционных издержек, т.е. затрат материальных и трудовых ресурсов, связанных с изготовлением, использованием, учётом и хранением денежных средств. [4, с.372] 

        Денежные системы подразделяются в зависимости от вида денег на системы металлического обращения  и системы бумажно-кредитного обращения (см. рис. 2.1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Рис. 2.1. Основные типы денежных систем [4, с.374] 

  1. К системам металлического обращения относятся биметаллизм и монетаризм.

       При биметаллизме государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента (то есть денег) за двумя благородными металлами золотом и серебром. При этом осуществляется свободная чеканка монет из этих металлов и их неограниченное обращение. [23] Биметаллизм существовал в XIV-XVII вв., а в некоторых странах Западной Европы сохранялся и в XIX в.

       Монометаллизм – денежная система, при которой один денежный металл является законным всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения. В некоторых странах существовал серебряный монометаллизм, в других – золотой, в зависимости от возможностей добычи того или иного драгоценного металла. Наибольшее распространение получил золотой монометаллизм, или золотой стандарт. Мерой веса золота, содержащегося в той или иной монете или слитке, выступала тройская унция, равная 31,1 г. До сих пор тройская унция используется при определении цен на золото. Различается три вида золотого монометаллизма:

  • Золотомонетный - при золотомонетном стандарте в обращении находились золотые монеты и различные виды денежных знаков, которые имели золотое содержание. В соответствии с золотым содержанием валют зарубежных стран устанавливались их паритеты. Валюты свободно конвертировались в золотые монеты.
  • Золотослитковый - при золотослитковом стандарте денежные знаки обменивались уже не на золотые монеты, а на золото в слитках весом до 125 кг, причём с определёнными ограничениями. Золотослитковый стандарт был введён в так называемый межвоенный период частичной стабилизации экономики (1924-1928).
  • Золотодевизный - при золотодевизном стандарте национальные валюты обменивались на другие валюты, в том числе на валюты стран с золотослитковым стандартом.  Основой функционирования денежных систем 30 стран мирового сообщества при этом стандарте составляли золото и девизы (иностранные валюты). [23]
  1. Система бумажно-кредитного обращения - система, при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные, либо кредитные деньги. [24] Эта система сменила золотой стандарт после мирового финансового кризиса 1929-1933 гг. Бумажно-кредитные деньги в первую очередь позволяют экономить затраты, так как печатать бумажные деньги дешевле, чем добывать драгоценные металлы, а кредитные деньги позволяют экономить и на денежных купюрах. Золото фактически вытеснилось из обращения. Основой новой системы стали бумажные и кредитные деньги.

       Современные денежные системы основаны на обращении  кредитно-бумажных денег и характеризуются  наличием следующих признаков:

  1. предполагается окончательный уход из внутреннего и международного оборота золота как денежного эквивалента;
  2. устанавливается государственная монополия на регулирование денежного обращения;
  3. основой для выпуска наличных и безналичных денег выступают кредитные операции банков, т.е. специальные операции по заимствованию денежных средств хозяйствующими субъектами на платной основе;
  4. соотношение между наличными и безналичными деньгами меняется в сторону абсолютного доминирования безналичного оборота (на уровне 90-95% от объёма денежного оборота);
  5. непрерывно совершенствуется технический порядок доступа к банковскому счёту. Появляются так называемые «электронные деньги», системы удалённого управления расчётным счётом клиента («удалённый клиент», «домашний банк» и др.).

       По  степени обеспечения  денежного обращения  различаются:

  1. денежные системы с твёрдым покрытием, когда эмиссия денег полностью обеспечивается золотым или валютным резервом;
  2. свободное денежное обращение, когда нет жёсткого требования к покрытию находящейся в обращении денежной массы. [4, с.375]

       Из  этого можно сделать вывод, что  развитие денежных отношений и национальных денежных систем следует рассматривать  как особую форму проявления социально-экономического прогресса.

       Благодаря деньгам создаётся устойчивое информационное поле, точно отражающее товарные потоки, движение экономических благ и деловую  активность хозяйствующих субъектов. Сегодня деньги выступают в качестве своеобразного экономического зеркала, в котором отражаются взаимные материальные и финансовые обязательства домашних хозяйств, многочисленных хозяйствующих  субъектов и государства, наконец, конечные результаты хозяйствования.

 

    1. Принципы  организации современной денежной системы
 

       Принципы  организации современной  денежной системы – это основные правила, в соответствии с которыми осуществляется функционирование и регулирование денежного обращения. [4, с.375]

       Выделяются следующие принципы организации современной денежной системы рыночного типа:

  1. Принцип централизованного управления денежной системой. Этот принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственном административно-распределительной модели экономики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах разных стран. Управление денежными системами в условиях рыночной модели экономики характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные методы управления (хотя и они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения. [25]
  2. Принцип прогнозного планирования денежного оборота. Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны. [17]
  3. Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности. При определенных условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное обеспечение оборота платежными средствами и др.) устойчивость денежного оборота может быть нарушена, и возникает платежный кризис. Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой массой денежных средств и др. [25]
  4. Принцип кредитного характера денежной эмиссии. В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать. [25]
  5. Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами. При этом золотое содержание денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется. [17]
  6. Принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны. Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнет «вычерпывать» средства центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена. В то же время центральный банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому центральный банк должен систематически отчитываться перед парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий между центральным банком и правительством. [25]
  7. Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству (федерации или субъектам федерации). Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса. Кроме того использование данного принципа заставляет правительство изыскивает другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов. [17]
  8. Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается.
  9. Принцип надзора и контроля за денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов. [17]
  10. Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещения во вклады в банки. [25]

       Таким образом, принципы построения денежной системы отражаются в других элементах денежной системы или во всей их совокупности и влияют на них. Количество принципов организации денежной системы определяется особенностями развития страны. 
 

 

    1. Национальная  денежная система Республики Беларусь
 

       В современных условиях вся система  денежного обращения организована в так называемую денежную систему. Уже на начальных этапах появления  и развития денежных отношений возникло понимание объективной необходимости  их организации в денежную систему. Функции такого организатора приняло  на себя государство, в результате чего возникла национальная денежная система.

       Национальная  денежная система – это исторически сложившиеся и закрепленные правовыми нормами способы и формы выпуска денег и организации денежного обращения в стране. [12]

       В период пребывания Белоруссии в составе СССР на ее территории обращались наличные денежные знаки: билеты Государственного банка СССР, казначейские билеты и разменная металлическая монета. Управление единой денежной системой осуществлялось централизованно. В обращение денежные знаки могли выпускаться только с разрешения центральных союзных органов.

       После распада СССР и образования самостоятельных  государств, юридического разделения его денежной системы не последовало, что еще больше осложнило последствия  нарушений сложившихся экономических  связей. В этих условиях одни республики стали создавать национальные денежные системы, а другие, в числе которых  Республика Беларусь, последовательно  выступали за сохранение и укрепление единой валюты - рубля.

       В первый период после провозглашения независимости в Республике Беларусь обращались денежные знаки Госбанка СССР, а затем - и Центрального банка  России. Без изменений проводились  и безналичные расчеты. Однако такое  продолжаться долго не могло, поскольку  стали нарушаться традиционные связи  по взаимным поставкам. Возникли неурегулированные  расчеты, и в безналичном обороте  произошел раскол единой валюты на так называемые белорусские, российские, украинские и т. п. рубли. Под влиянием спроса и предложения на отдельную валюту стал различным и курс этих рублей. [28]

       В Республике Беларусь весьма заметным мероприятием стал выпуск в обращение  с июня 1992 г. Расчетных билетов  Национального банка Республики Беларусь. Сначала эти расчетные  билеты были задуманы как многоразовые купоны для защиты потребительского рынка. Хотя расчетные билеты Национального  банка Республики Беларусь не были объявлены денежными знаками  и выпущены первоначально в дополнение к основной (в то время) единице - рублю, последующие события возвели  их в ранг наличных белорусских рублей.

       Первым  толчком к раздвоению наличного  рубля на «белорусский» и «российский» послужило решение Национального  банка Республики Беларусь о выплате  более высокого процента по вкладам  в расчетных билетах, а также  об установлении повышенного курса  при обмене наличных «российских» рублей на расчетные билеты. Ситуация, однако, менялась быстро. Рыночные отношения  стали устанавливать свои приоритеты. Спрос на безналичные российские рубли привели к росту курса  российского безналичного рубля  по отношению к белорусскому. Многие плательщики начали использовать для  платежей в России и других республиках  наличные рубли, спрос на которые  поднялся. Российские наличные рубли  к середине 1993 г. перестали давить на внутренний потребительский рынок  и их использование не ограничивалось. Они наряду с расчетными билетами применялись для платежей за все  товары и услуги [13, с. 185].

       Решение Центрального банка России об изъятии  из обращения в конце июля 1993 г. денежных знаков образца 1961, 1991-1992 гг. и  замене их денежными знаками образца 1993 г. существенно повлияло на судьбу денежных знаков, обращавшихся в Республике Беларусь. Во-первых, денежных знаков образца 1993 г. было небольшое количество, а  их дальнейшее получение от Центрального банка России на действовавших прежде условиях стало невозможным. Во-вторых, денежные знаки выпуска до 1993 г. были выкуплены у населения и предприятий Беларуси и переданы Центральному банку России, который в последующем возместил их номинальную стоимость Национальному банку Республики Беларусь. В-третьих, отток российских наличных рублей для обслуживания внутреннего оборота без затруднений был компенсирован выпуском расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь. В-четвертых, денежные знаки Банка России образца 1993 г. могли обращаться на территории Беларуси, имея законную платежную и покупательную силу. Однако их фактическое использование осуществлялось в режиме иностранной валюты с более высоким курсом по отношению к расчетным билетам. [28]

       Таким образом, со второй половины 1993 г. налично-денежном обороте Республики Беларусь стали  практически использоваться расчетные  билеты Национально банка Республики Беларусь. С одной стороны, это  упростило работу с наличными  деньгами, а с другой - еще больше обострило проблему создания денежной системы, соответствовавшей социально - экономическим отношениям в республике.

       Двойственность  валют в налично-денежном обороте  продолжала оставаться вплоть до октября 1994 г., так как принимались попытки  объединения денежных систем Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации. Было выработано и в сентябре 1993 года подписано соответственное  соглашение, предусматривавшее использование  общей денежной единицы - рубля Российской Федерации в налично-денежных и  безналичных расчетах на территории обоих государств и в межгосударственных расчетах. Соглашением предусматривались  изъятия из обращения расчетных  билетов Национального банка  Республики Беларусь и замена их банкнотами Банка России образца 1993 г. На практике мероприятия этого соглашения реализованы  не были, но на какое-то время замедлили  процессы становления национальной денежной системы Республики Беларусь.

Информация о работе Денежное обращение и национальная денежная система