Денежная масса и ставка процента как объекты регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:35, реферат

Краткое описание

ДЕНЕЖНАЯ МАССА - сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других средств платежа. Количество денежной массы прямо пропорционально сумме цен товарок и обратно пропорционально скорости оборота денежной единицы. При этом учитывается система взаиморасчетов и взаимоплатежей, а также наличие кредитов, что в каждый данный момент увеличивает или уменьшает денежную массу.

Оглавление

Денежная масса и ставка процента как объекты регулирования
Денежная масса и ставка процента
Цели кредитно-денежного регулирования
1.3 Инструменты кредитно-денежной политики
1.3.1 Рефинансирование коммерческих банков:
- переучет векселей
- операции на открытом рынке
1.3.2 Политика обязательных резервов
1.3.3 Ограничение кредитования центральным банком
1.3.4 Политика количественных кредитных ограничений
1.4 Политика дешевых и дорогих денег
2 Список литературы

Файлы: 1 файл

Денежная масса и ставка процента как объекты регулирования.doc

— 78.50 Кб (Скачать)
 

 НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУСЬ

    УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            РЕФЕРАТ 

    На тему: «Денежная масса и ставка процента как объекты регулирования» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                         Выполнил: Ткачук А. А.

                                         Студент ФБД. 911112гр.

                                         Преподаватель: Галковский С.В. 
 
 

                        Пинск 2010 
 

Содержание: 

  1. Денежная масса  и ставка процента как объекты  регулирования
    1. Денежная масса и ставка процента
    2. Цели кредитно-денежного регулирования

         1.3   Инструменты кредитно-денежной политики

           1.3.1 Рефинансирование коммерческих банков:

                - переучет векселей

                 - операции на открытом рынке

           1.3.2 Политика обязательных резервов

           1.3.3 Ограничение кредитования центральным банком

           1.3.4 Политика количественных кредитных ограничений

         1.4   Политика дешевых и дорогих денег

       2  Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Денежная  масса и ставка процента как объекты  регулирования

Денежная  масса и ставка процента.

ДЕНЕЖНАЯ  МАССА - сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других средств платежа. Количество денежной массы прямо пропорционально сумме цен товарок и обратно пропорционально скорости оборота денежной единицы. При этом учитывается система взаиморасчетов и взаимоплатежей, а также наличие кредитов, что в каждый данный момент увеличивает или уменьшает денежную массу.

Выделяются следующие  основные агрегаты денежной массы: M0, M1, M2, M3.

  1. М0 — наличные деньги в обращении
  2. М1 — М0 + чеки, вклады до востребования
  3. М2 — М1 + средства на расчётных счетах, срочные вклады
  4. М3 — М2 + сберегательные вклады
  5. L — M3 + ценные бумаги

СТАВКА ПРОЦЕНТА - величина платы за ссужаемые денежные или материальные средства, выплачиваемая ссудополучателем (заемщиком) ссудодателю (кредитору). Источником процента является прибавочная стоимость, создаваемая в процессе производственного использования ссужаемых средств, за вычетом предпринимательского дохода функционирующего капиталиста. На величину СТАВКИ ПРОЦЕНТА влияют как факторы общеэкономического порядка (состояние хозяйственной конъюнктуры, динамика нормы прибыли и др.), так и специфические (срок, объем, обеспеченность ссуды, величина кредитного риска, вид ссуды.). Система процентных ставок классифицируется в зависимости от экономического содержания ссудных операций, типа рынков на которых они совершаются, сроков совершения ссудных сделок. 

             Цели кредитного регулирования. 

      Основополагающей целью     кредитно-денежной     политики является  помощь  экономике   в   достижении   общего   уровня производства,    характеризующейся    полной    занятостью   и отсутствием инфляции.  Кредитно-денежная  политика  состоит  в изменении   денежного   предложения   с   целью   стабилизации совокупного объема производства занятости и уровня цен. 

     Центральный  банк главный,  но не единственный  орган регулирования.  Существует  целый  комплекс  регулирующих  органов. Осуществляя  кредитное  регулирование,  государство преследует следующие цели:  воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики,  оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспертов на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего  хозяйства  в целом.  Например,  недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних  инвестиций и т.д.  С другой стороны,  избыточная денежная масса  имеет  свои  недостатки:  обесценение  денег,  и,   как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная  политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение,  переходу к политике "дорогих денег". Нужно отметить, что с помощью кредитного регулирования  государство  стремится смягчить экономические кризисы,  сдержать рост инфляции, в целях поддержания коньюктуры государство использует  кредит  для стимулирования  капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства. Нужно отметить, что кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том,  что центральный банк либо оказывает  косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования  экономики (т.е.  количественные ограничения кредита). 

          ИНСТРУМЕНТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ. 

     Выше мною были изложены цели государственного регулирования, были рассмотрены две формы воздействия на кредит – прямая и косвенная.  Рассмотрим более подробно формы кредитного регулирования, так как они регулируют ставки процента и денежную массу. 

            Рефинансирование коммерческих банков. 

     Термин "рефинансирование"   означает  получение  денежных средств кредитными учреждениями от центрального  банка.  Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам разными путями. Наиболее типичный случай - переучет векселей, находящихся в портфелях коммерческих банков и операции на открытом рынке. 

     Переучет  векселей  долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных  банков  Западной Европы.  Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства. 

     Векселя переучитываются по процентной ставке.  Эту ставку переучета называют также официальной учетной (процентной) ставкой.  Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк. 

     Но  коммерческий  банк будет стремиться компенсировать потери,  вызванные ростом ПС путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам.  Последние является главной целью данного метода кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период  усиления  инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению,  поскольку  происходит удорожание кредита. 

     Мы  видим,  что изменение  официальной   процентной  ставки оказывает влияние на кредитную сферу.  Во-первых,  затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в  центральном  банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение  процентных  ставок  по  активным кредитным операциям. 

     Также  изменение официальной ставки  центрального банка означает  переход к новой денежно-кредитной  политике, что заставляет другие банки вносить необходимые коррективы в  свою  деятельность. 

     Неэффективность  использования данного метода  заключается в следующем: этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется  не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.  Постепенно данный метод утратил свое значение  и  главным методом рефинансирования банков стали интервенции центрального банка на денежном рынке, получившие название как операций на открытом рынке.

     Этот  метод кредитного регулирования   заключается  в  том, что  предоставление денежных средств банками происходит постоянно путем покупки государственных  облигаций  и  казначейских векселей на сумму,  зависящую от решения центрального банка по ставке,  которая может постоянно изменяться. Приобретение ценных бумаг или казначейских векселей у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних,  соответственно повышая их кредитные  возможности,  и наоборот.  Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод  кредитного  регулирования, например,  покупают казначейские векселя на условиях их обратного выкупа коммерческими банками  по  заранее  установленному курсу, изменяют интенсивность своих операций и их частоту. 

     Таким образом,  этот метод кредитования коммерческих банков значительно отличается от переучетной политики. Главное ее отличие  -  это  использование  более  гибкого  регулирования, поскольку  объем  покупки  векселей,  а также используемая при этом процентная ставка  могут  изменяться  ежедневно  в  соответствии  с направлением политики центрального банка.  Коммерческие банки,  учитывая указанную особенность данного  метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности. 

     Операции  на  открытом  рынке впервые  стали активно применяться в  США,  Канаде и Великобритании  в связи  с  наличием  в этих странах развитого рынка ценных бумаг.  Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и на  Западе. 

              Политика обязательных резервов. 

     Этот метод  кредитного  регулирования  представляет собой хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке.  Сумма  хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент, 

или норму,  обязательных резервов в зависимости от  складывающейся ситуации и проводимой ими политики.  Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит  к ухудшению ликвидности последних,  снижению их ликвидных возможностей,  а снижение нормы  обязательных  резервов

оказывает положительное  воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности учреждений и  увеличивает  денежную массу. 

     Изменение  нормы обязательных резервов  влияет  на  рентабельность кредитных  учреждений.  Так, в случае увеличения  обязательных резервов происходит  как  бы  недополучение  прибыли. Поэтому,  по мнению многих западных экономистов,  данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. К прямому  ограничению  страхования  банки прибегают к этому методу обычно в период усиления инфляции. 

    Суть этого  метода регулирования: коммерческий банк не может превышать норму  выдачи  кредитов,  установленную  центральным банком.  На  практике  центральный  банк определяет предельные темпы роста выдачи кредитов различным банкам  страны.  Нередко разным  банкам устанавливаются неодинаковые темпы роста выдачи кредитов.  Эффективность кредитной политики при  этом  повышается,  так  как  государственные  органы  оказывают влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру. 

     Политика  центрального    банка    распространяется    непосредственно на объекты его контроля - кредиты прочих банков, а не их ликвидность,  как в случае использования косвенных методов регулирования.  Этим также объясняется большая эффективность кредитных ограничений. 

     Данный  метод регулирования имеет ряд недостатков. Остановимся на наиболее важных из них. Во-первых, происходит ухудшение функционирования банковской системы  в  целом.  Банковские учреждения должны выполнять предписания эмииссионного института в сфере активных операций.  Т.е.  зная  заранее  предельные размеры  своей деятельности,  банки не стремятся их превысить, поскольку это запрещено административно. Рынок оказывается как бы  заранее разделенным между отдельными кредиторами.  Получается, что контингентированием охвачены не только ссудные, но и заемные операции.  В итоге кредитные ограничения мешают конкуренции в банковском деле,  поскольку банк был вынужден заморозить  дополнительную  сумму  ресурсов на беспроцентном счете в эмиссионном институте. 

     Анализ  двух  методов кредитного регулирования показывает, что установление и изменение нормы обязательных резервов имеют свои  достоинства  и  недостатки по сравнению с методами рефинансирования  банков.  Следует  отметить,  что  принудительное установление  обязательных  резервов для коммерческих и других банков является сугубо администативным методом,  в отличие от операций на открытом рынке,  относящимся к рыночным методам регулирования. 

Информация о работе Денежная масса и ставка процента как объекты регулирования