Дефицит государственного бюджета и его влияние на экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита и его влияние на экономику страны. Проанализировать ситуацию в России.


Задачи исследования:
раскрыть понятие дефицита бюджета;
показать причины возникновения и источники финансирования дефицита;
выявить роль бюджетного дефицита в экономике государства
изучить дефицит( профицит) федерального бюджета РФ на 2004-2012 гг. и источники его финансирования;
Рассмотреть прогнозы динамики бюджета РФ до 2013 года

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….4
Глава1 Теоретические аспекты государственного бюджета………………….6
Государственный бюджет: расходы и доходы государства……………….6
Виды состояния государственного бюджета. Понятие и виды бюджетного дефицита………………………………………………………………………7
Причины возникновения бюджетного дефицита………………………….11
Способы покрытия бюджетного дефицита………………………………...13
Глава2 Анализ динамики дефицита (профицита) федерального бюджета РФ и перспективы развития…………………………………………………………..15
2.1 Оценка профицита (дефицита) федерального бюджета в 2004-2012гг….15
2.2 Дефицит федерального бюджета на 2010 – 2013 г………………………..21 Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Дефицит государственного бюджета.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

 
Определены цифры дефицита федерального бюджета на 2010-2011гг. Дефицит федерального бюджета РФ в 2010 году составил 3,9% ВВП, или 1,787 трлн. руб. в 2011г. -1 814 млрд. рублей, или 3,6 % ВВП. Для покрытия дефицита была разработана следующая методология: в 2010г. дефицит был покрыт на 73,9% за счет средств Резервного фонда и Фонда Национального благосостояния, 26,1% составили другие источники, в том числе государственные заимствования. В 2011г. – 36,9% было покрыто из Фонда Национального благосостояния, 63,1% иные источники, в том числе государственные заимствования. В 2012г. – на 45,5% из Фонда Национального благосостояния и 54,5% соответственно другие источники, в том числе государственные заимствования. [18]

 

Привлечение внешних заимствований в 2010г. составило 17, 8 млрд.долларов США при погашении 1,4 млрд.долл., в 2011г. – 20,6 млрд.долл., при погашении 3,1 млрд.долл., в 2012г. – 20 млрд.долл. при погашении 1,3 млрд.долл. В результате общее привлечение внешних заимствований за период 2010-2012гг. составило 58,4 млрд.долл. при погашении 5,8 млрд. долл. Итого «чистое привлечение» составило – 52,6 млрд.долл. 
 
Привлечение внутренних заимствований в 2010г. составило 844,1 млрд.руб. при погашении 275,7 млрд.руб., в 2011г. – 975,5 млрд.руб. при погашении 275,7 млрд.руб., в 2012г. – 755,4 млрд.руб. при погашении 518,9 млрд.руб. В результате общее привлечение внутренних заимствований составило 2 557,0 млрд.руб. при погашении 1003,5 млрд.руб. Итого «чистое привлечение» составило – 1 553,5 млрд.руб. 

 
Общее «чистое привлечение» по курсу 29,32 руб. за доллар: 1) + 2) 
 
1) 52,6 млрд.долл. * 29,32 руб. = 1 542,232 млрд. руб.;

2) 1 553,5 млрд.руб. составит 3 095,732 млрд.руб.[13] 

 
Помимо внешних и внутренних заимствований  для покрытия дефицита бюджета вводятся также изменения в налоговом  законодательстве.  
 
В 2010г. ЕСН был заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС. В первый год работы взносов общая выплачиваемая работодателями сумма будет также равняться 26 процентам (в ПФ 20%, в ФСС 2,9%, ФФОМС – 1,1%, ТФОМС – 2%). С 2011г. идет повышение ставок взносов до 34 процентов. С 2015г. отменяются все льготы, все страхователи будут уплачивать взносы по одинаковым ставкам. Доля поступлений в Пенсионный фонд за счет таких структурных изменений должна увеличиться.[9] 
 
Планируется создание эффективной системы налогообложения недвижимости, увеличение налога на имущество и увеличение земельного налога.  
 
Возможным долгосрочным источником стабилизации и балансировки доходов бюджета правительство РФ видит Таможенный Союз (России, Белоруссии и Казахстана). Выгоды от образования единого таможенного пространства будут стимулировать рост экономики России (также и других стран-участниц), что обеспечит прирост ВВП, а, следовательно, и доходы федерального Российской Федерации.

Соблюдение  баланса бюджета нелегкая задача на любом уровне управления, даже если это личный бюджет, а уж тем более  нелегка она на федеральном уровне. Для стабилизации экономики и соблюдения баланса бюджета следует экономно расходовать оставшиеся накопленные средства и рационально строить не только систему доходов, но и систему расходов средств федерального бюджета. Доходная же часть должна преимущественно перестраиваться в социально-ориентированную систему, дающую с одной стороны средства на подпитку бюджета, с другой не угнетающую население страны, так как от экономического развития каждого жителя зависит совокупность поступлений в тот же бюджет. Чем больше у человека, у предприятия возможностей для развития и экономического взлета тем больше со временем будут налоговые и неналоговые поступления в бюджет. 

 

Необходимо:

  • создавать благоприятный инвестиционный климат, для чего необходимо ввести налоговые льготы;
  • развивать наукоемкие отрасли и ускорять развитие экономики;
  • перестраивать систему экспортной ориентации с экспорта сырья на экспорт высокотехнологичного оборудования, вкладывать средства в развитие производства продукции с высокой степенью обработки;
  • необходимо не просто закрывать дыры в бюджете, а вкладывать средства так, чтобы в дальнейшем они приносили прибыль.

Траты на перестроение системы покроются экономическим  ростом и развитием производства, что в свою очередь наполнит доходную часть бюджета.

Таким образом, можно сделать вывод, что в 2008 г. наблюдался профицит федерального бюджета, но в связи с кризисом, который до России дошел в 2009 г., расходы превысили доходы и соответственно бюджет стал дефицитным. В 2009 г. ушло немало средств на антикризисные меры, чтобы предотвратить экономический спад нашей страны. Но благодаря Резервному фонду состояние федерального бюджета улучшилось, и дефицит сократился на 514 млрд. рублей. Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление, снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов и направляя средства на финансирование расходов федерального бюджета и дефицита бюджета. Можно сказать, что страна справляется  с дефицитом и в будущем, точнее к 2015 году сможет выйти на бездефицитный бюджет, таким образом, сбалансировав его.

 

 

 

2.2 Дефицит федерального бюджета на 2010 – 2013 г. 

 
Дефицит федерального бюджета на 2011 год предусмотрен в размере  
1 814 млрд. рублей, или 3,6 % ВВП, в 2013 году прогнозируется его сокращение до 1 795,7 млрд. рублей (2,9 % ВВП), или лишь на 18,3 млрд. рублей, по сравнению с 2011 годом. Доля дефицита федерального бюджета в объеме ВВП в 2013 году (2,9 % ВВП) по сравнению с 2009 годом (5,9 %)сократится в 2 раза. [13]

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 - 2013 годах будут государственные заимствования на внутреннем финансовом рынке (73,9 %, 86,7 % и 82,7 % соответственно в общем объеме источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (16,4 %, 15,9 %, 17,2 %), в связи с предполагаемым в 2011 году использованием средств Резервного фонда в полном объеме.  

Привлечение средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации в валюте Российской Федерации составило в 2011 году 1 709,9 млрд. рублей, в 2012 году – 2 023,3 млрд. рублей, в 2013 составит году – 2 101,9 млрд. рублей. Часть заимствований будет использована на рефинансирование увеличивающегося долга по государственным ценным бумагам, для его погашения направлено в 2011 году 22 %от занимаемых средств, в 2012 году – 25,6 %, в 2013 году бедет направлено – 29,3 %. [1] 

Объем внешних заимствований  за счет размещения в 2011 – 2013 годах государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте, прогнозируется в размере 213,5 млрд. рублей, 214,9 млрд. рублей, 217,0 млрд. рублей соответственно, что эквивалентно 7 млрд. долларов США ежегодно.

 

 

 

 

 

 

 

Динамика дефицита федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 – 2013 годах. (млрд. рублей)[13]

 

2010 г. Закон  № 308-ФЗ(с изм.)

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Дефицит

 
-1,787 

 
-1,814

 
-1, 562

 
-1, 024

% ВВП

 
-5,4

 
-3,6

 
-3,1

 
-2,9


 

 
Анализ динамики показывает, что источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году сократились по сравнению с 2010 годом на 27,0 млрд. рублей, или на 24,6 %, в плановом периоде их объем не превысил уровень 2011 года. 

Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году сократились на 38,6 млрд. рублей, или на 45,8 %, по сравнению с 2010 годом[12]

 

Таким образом, можно сделать вывод, что до 2009 года в стране наблюдался профицит федерального бюджета. В 2009г., в связи с кризисом, динамика бюджета показывает превышение расходов над доходами т.е.- ситуация дефицита. В данном году дефицит был покрыт за счет средств Резервного фонда. Стабильное уменьшение дефицита федерального бюджета наблюдалось в 2010-2011гг. На этом основании можно сделать уверенный прогноз о снижении дефицита  бюджета РФ. И к 2015 году планируется выход на бездефицитный уровень. Достижение этого уровня требует обдуманных действий от правительства РФ. Для стабилизации экономики и соблюдения баланса бюджета следует экономно расходовать накопленные средства и рационально строит не только систему доходов, но и систему расходов средств федерального бюджета.

Заключение 

На текущий период развития экономики  России сохраняется высокая  необходимость в  поиске новых и более эффективных методов для сокращения затрат государства.

Ежегодно сбалансированный бюджет является целью и нашей  финансовой политики. Но, теоретически, ежегодное балансирование снижает  или вовсе исключает эффективность  фискальной политики государства. Так, в периоды спада и длительной безработицы доходы населения падают, следовательно, уменьшаются и налоговые поступления в бюджет. Государство в этом случае для балансирования бюджета должно либо увеличить налоги, либо снизить госрасходы, что приведет к снижению совокупного спроса.

В другом случае, в условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются  и налоговые поступления. Для  уменьшения поступлений государство  должно либо снизить налоговые ставки, либо увеличить госрасходы. Но обе эти меры или их сочетания приведут к росту деловой активности, занятости и, в конечном счете, не уменьшат инфляцию.

В целом ситуация с  государственным бюджетом тяжелая, но не катастрофическая. Первоочередной задачей является увеличение валютных поступлений в бюджет.

Немаловажно отметить и  необходимость осуществления налоговой  и структурной бюджетной реформы. Главной целью совершенствования  бюджетно-налоговой политики государства  должно быть усиление ее стимулирующей  функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.

Расходы бюджета  России должны определяться задачами социально-экономического развития. Нужно  реализовать меры по усилению контроля за целевым использованием государственных средств, упорядочить механизм предоставления различным субъектам и на реализацию государственных программ.

Таким образом, преодоление  тяжелой существующей ситуации требует понимания проблем, путей их решения и тяжелого кропотливого труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Анализ источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета на 2010 – 2013 годы [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/10-tree_files-fl-362.pdf
  2. Быля, А.Б. Роль стабилизационных фондов в финансовой системе страны/ А.Б. Быля// Финансовое право. – 2010. – № 7. – С. 10-14. 
  3. Бюджетный кодекс РФ №145–ФЗ от 31.07.1998 (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 27.12.2009) 
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: [от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ]: офиц. текст: с изм. и доп. на 2009 г.
  5.     Бюджетный процесс в Российской федерации: Учебное пособие/ Л.Г. Баранова, О.В.Врублевская и др.- М.: «Перспектива»: ИНФАРМ-М, 2004, с. 447
  6. Бюджетная система РФ. Под. ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. – Мосвква: Юрайт-Издат, 2004 с. 27
  7. Воронин, Ю., Каабашкин, В.Управление государственным долгом. // Экономист.- 2006- №1. с 336
  8. Государственные и муниципальные финансы. Под. ред. И.Д. Мацкуляка. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. с 66
  9. Заявления по важнейшим вопросам: о бюджетной политике в 2010-2012 годах / Д. А. Медведев // Вопросы социального обеспечения. – 2009. №11. – С. 3-4. 
  10. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» 
  11. Матвеева Т.Ю. «Макроэкономика. Курс лекций» 2011г.
  12. Министерство финансов Российской Федерации www.minfin.ru 
  13. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: Официальный сайт./ Информационно-аналитический раздел. – Режим доступа:http://info.minfin.ru/
  14. Сумороков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования- М, Финансы и статистика, 2005
  15. Министерство финансов Российской Федерации www.minfin.ru 
  16. Финансы. Учебник/под ред. Проф. В.В. Ковалёва. – М.: ПБОЮЛ М. А. Захарова, 2004 с. 6
  17. Хейфец Б.А. Внешний долг России//Финансы. 2011 №2
  18.    Замков  О.  О.  Бюджетный дефицит,  государственный долг  и экономический рост//Финансы. 2011. № 9.   
  19. Центральный банк, официальный сайт РФ www.cbr.ru  

Информация о работе Дефицит государственного бюджета и его влияние на экономику