Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 16:58, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита и его влияние на экономику страны. Проанализировать ситуацию в России.
Задачи исследования:
раскрыть понятие дефицита бюджета;
показать причины возникновения и источники финансирования дефицита;
выявить роль бюджетного дефицита в экономике государства
изучить дефицит( профицит) федерального бюджета РФ на 2004-2012 гг. и источники его финансирования;
Рассмотреть прогнозы динамики бюджета РФ до 2013 года
Введение………………………………………………………………………….4
Глава1 Теоретические аспекты государственного бюджета………………….6
Государственный бюджет: расходы и доходы государства……………….6
Виды состояния государственного бюджета. Понятие и виды бюджетного дефицита………………………………………………………………………7
Причины возникновения бюджетного дефицита………………………….11
Способы покрытия бюджетного дефицита………………………………...13
Глава2 Анализ динамики дефицита (профицита) федерального бюджета РФ и перспективы развития…………………………………………………………..15
2.1 Оценка профицита (дефицита) федерального бюджета в 2004-2012гг….15
2.2 Дефицит федерального бюджета на 2010 – 2013 г………………………..21 Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………………26
Дефицит бюджета, возникающий в результате спада производства, называется циклическим дефицитом. Дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада, называется структурным дефицитом. В первом случае дефицит, скорее, зло, поскольку он является результатом падения экономической активности и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если он является продуктом целенаправленной государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры. [14, стр. 206]
Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Обслуживание задолженности
(т.е. выплата процентов по ней
и постепенное погашение
Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.
Возможны ситуации, когда
номинальный официальный
Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.
Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
У различных стран с переходной экономикой возможности выбора приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности для преимущественно без инфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии Центрального Банка.
В то же время в таких странах, как, например Чехия, Словакия и т.д., где к началу переходного периода не наблюдалось значительного нарушения рыночного равновесия, а правительство имеет твердое намерение осуществлять рыночные реформы и пользуется доверием, финансирование бюджетного дефицита из любого источника сопряжено с меньшими издержками, чем, например, в Беларуси, России и других государствах бывшего СССР, где ощущается резкий недостаток средств, поступающих как из внешних, так и из внутренних источников.
Однако для более точной оценки возможностей долгового финансирования бюджетного дефицита целесообразно сравнивать общие размеры государственного долга не только с ВВП, но и с объемом денежной массы.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
Квазифискальные операции включают, например, следующие:
отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках. [19, стр. 27-29]
В данной главе были рассмотрены виды состояний госбюджета, также понятия и виды дефицита бюджета. По видам возникновения бюджетный дефицит можно разделить на следующие виды: циклический, структурный, операционный, первичный и квазифискальный.
1.3 Причины возникновения бюджетного дефицита
Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие:
- спад общественного производства;
- завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ;
- возросшие затраты на оборону;
- рост теневого сектора экономики.
Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Теневая экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. [7, стр. 205]
Что касается данного периода, то рост теневого сектора экономики обусловлен несовершенством законодательных и налоговых органов. Вследствие этого денежные средства свободно проходят через слабые системы налогообложения.
А что касается бюджетной политики, то она характеризуется бессистемностью и безответственностью, произвольным нарушением законодательно установленных нормативов ради обслуживания интересов иностранных кредиторов, что, разумеется, исключает нормальный процесс бюджетного планирования, который должен быть ориентирован на выполнение основных функции и обязанностей государства перед обществом, включая обеспечение социальных гарантий и поддержание национальной безопасности, создание благо приятных условий социально - экономического и научно-технического развития. [16, стр. 6]
Давайте обратимся к цифрам, которые наглядно показывают возникновение бюджетного дефицита. За пример возьмём консолидированный бюджет 2010 года. Так, Федеральным законом «Об образовании» (от 10.07.1992 №3266-1)
государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды; образования в размере не менее 10% национального дохода, а согласно проекту консолидированного бюджета-2010, это - около 4%; Федеральным законом «Основы законодательства о культуре» (в ред. Федеральных законов от 23.06.1999 N 115-ФЗ) предусматривается ежегодное ее финансирование в размере не менее 2% расходов федерального бюджета, а по проекту федерального бюджета на 2010 г. - 0,53%. [18]
Эти реальные цифры свидетельствуют о несовершенстве законодательного органа нашей страны, что приводит к бюджетному дефициту.
Но иногда само государство создаёт бюджетный дефицит, это приводит к стимулированию экономического роста, особенно в период кризисов. Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе - люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов. Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов. [8, стр. 336]
В данном параграфе были рассмотрены причины возникновения дефицита бюджета, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышение расходов на реализацию принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики. Приведен пример о несовершенстве законодательного органа России, что приводит к бюджетному дефициту.
Рассмотрев причины возникновения дефицита бюджета, необходимо выявить пути решения данной проблемы. Откуда государство может взять средства для покрытия бюджетного дефицита?
Существуют традиционные способы покрытия дефицита бюджета:
1) выпуск госзаймов,
2) ужесточение налогообложения,
3) эмиссия денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег,
4) внешние займы,
5) посредством займов у населения и у фирм.
Каждый из них имеет как положительные, так и негативные последствия.
Так, выпуск государственных займов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Возникает так называемый «эффект вытеснения» частных инвестиций. Его суть состоит в том, что выпуск государственных ценных бумаг ведет к уменьшению денежных средств населения, что, в свою очередь, приводит к росту спроса на деньги. Денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки.
Но ее рост сократит инвестиционные
возможности частных лиц, вытесняя
часть потенциальных
Эмиссия денег, или «сеньораж», в настоящее время не сводится просто к печатанию денег, поскольку это еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны. [12, стр. 206-207]
В конечном итоге важно отметить следующее: даже при том, что бюджетный дефицит сам по себе не является катастрофичным явлением, его увеличение может вести к серьезным негативным последствиям в экономике страны. Правительство любой страны должно вести экономическую политику, направленную на достижение сбалансированности федерального бюджета.
Глава 2 Анализ динамики дефицита( профицита) федерального бюджета РФ и перспективы развития.
2.1 Оценка профицита (дефицита) федерального бюджета в 2004-2012гг. Сбалансированность федерального бюджета РФ в данный период.
Основная проблема бюджета любого уровня – это
проблема его сбалансированности. Будь то бюджет предприятия, личный бюджет,
бюджет местного, регионального или федерального
уровня. Все мы стараемся четко сформулировать
и увязать для себя источники доходных
и расходных статей своего собственного
бюджета, также старается увязать их и
наше правительство, на уровне местных
бюджетов, уровне субъектов и на высшем
федеральном уровне. Актуальность темы
обусловлена тем, что именно федеральный
бюджет вносит решающий вклад в реализацию
стратегических целей развития страны.
Методология данной экономической сферы
позволяет влиять на уровень инфляции,
динамику валютного курса, налоговую нагрузку
и другие условия экономического развития,
тем самым, обеспечивая стабильность экономической
деятельности и экономического роста
страны. За счет средств федерального
бюджета осуществляется финансовое обеспечение
деятельности государства в сферах стратегической
деятельности и наиболее значимых социальных
гарантий.
Любому экономисту знакомы такие термины
как профицит и дефицит федерального бюджета.
Эти термины рождаются из факта несбалансированности
бюджета. Профицит возникает при превышении
доходов над расходами, соответственно
дефицит – наоборот, при превышении расходов
над доходами. Возникает вопрос, как соблюсти
баланс федерального бюджета и какими
методами урегулировать его.
России характерен подход балансировки
бюджета в ходе экономического цикла в
среднесрочной перспективе. Когда доходы
превышали расходы (до 2009г.), и федеральному
бюджету была присуща ситуация профицита
– был создан специальный финансовый
резерв, так называемый Стабилизационный
фонд (основан в 2004г.), за счет которого
государство в периоды спада экономики
планировало покрывать возможный дефицит
бюджета[4, с 153] (См. Таблицу 1).
Стабилизационный фонд являлся частью
механизма в формировании доходов
федерального бюджета РФ. Он аккумулировал
поступления средств вывозной таможенной
пошлины на нефть и налога на добычу
полезных ископаемых (в частности нефть
и нефтепродукты). Управление средствами
Фонда вело Министерство финансов Российской
Федерации, в свою очередь, порядок управления
определялся Правительством Российской
Федерации. В 2008г., после начала кризиса,
экономическая ситуация сложилась так,
что конъюнктурных доходов, зачисляемых
в Стабилизационный фонд, было недостаточно
для обеспечения бюджетной и макроэкономической
устойчивости.[10] Поэтому в январе 2008г.
была осуществлена фондовая реформа –
Стабилизационный фонд РФ был преобразован
в Резервный фонд РФ и Фонд национального
благосостояния РФ, и для новых фондов
расширен перечень источников их формирования.
В 2009г. большая часть средств из Резервного
фонда ушла на покрытие дефицита бюджета.[2]
Для сохранения бюджетных резервов в форме
средств Фонда национального благосостояния
в 2010-2012гг. повышается доля государственных
заимствований в финансировании дефицита
федерального бюджета. В 2009г. на срок до
1 января 2013г. приостановлена норма Бюджетного
кодекса Российской Федерации, ограничивающая
общий объем иных источников финансирования
дефицита федерального бюджета одним
процентом прогнозируемого ВВП. Начиная
с 2010г. страна будет находиться на рынке
внешних заимствований даже при цене в
70 долларов за баррель, несмотря на то,
что прогнозная цена на нефть, заложенная
в бюджет 2010г. составляет 58 долларов за
баррель. В целях обеспечения сбалансированности
федерального бюджета общий объем иных
источников финансирования дефицита федерального
бюджета составил в 2010 году 2,0 % к ВВП, в
2011 году – 2,7% к ВВП, в 2012 году – 1,6 % к ВВП.[17]
Информация о работе Дефицит государственного бюджета и его влияние на экономику