Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:06, курсовая работа
Поставленные задачи:
разобраться, в чём сущность категории «человеческий капитал»
понять, почему же в настоящее время этой теме государство уделяет много внимания
определить, какое значение играет человеческий капитал в создании «новой экономики»
определить, какую роль играет человеческий капитал в формировании доходов населения Республики Беларусь
увидеть, как влияет состояние человеческого капитала на рыночную экономику Республики Беларусь
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Сущность категории человеческого капитала и эволюция научных подходов к ее исследованию 5
1.1 Эволюция категории «человеческий капитал» 5
1.2 Концепция «человеческого капитала» в «новой экономике» 11
2 Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки. 14
2.1 Структура, классификация и развитие человеческого капитала 14
2.2 Оценка человеческого капитала 16
3 Состояние человеческого капитала в РБ и его влияние на уровень социально-экономического развития 21
3.1 Качественные аспекты состояния человеческого капитала в Республике Беларусь 21
3.2 Роль человеческого капитала в формировании доходов населения Республики Беларусь 25
Заключение 31
Список использованных источников 32
Приоритетными направлениями развития образования в 2006— 2010 годах будут: развитие новых форм дошкольного образования; повышение качества образования, и прежде всего на селе; внедрение здоровьесберегающих технологий; создание эффективных механизмов взаимодействия системы профессионального образования с организациями—заказчиками кадров, укрепление связей высшего образования с фундаментальной и прикладной наукой.
Будет проводиться целенаправленная работа по обновлению структуры и содержания образования, учебных программ, систем научно-методического обеспечения во всех его звеньях, материально-технической и учебной базы, внедрению новых информационных образовательных технологий и компьютеризации. Предусматривается обеспечение широкого выбора образовательных программ и услуг, повышение их качества и конкурентоспособности. Намечается повысить индекс уровня образования в стране к 2010 году до 0,96 против 0,95 в 2005 году.
В
системе дошкольного
В системе общего среднего образования предусматривается завершение реформирования общеобразовательной школы и переход на
12-летнее обучение, создание условий для перехода к профильному обучению, дальнейшая оптимизация и проведение реструктуризации сети учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с учетом складывающейся демографической ситуации.
В
системе профессионально-
Особое внимание будет уделено развитию сельской школы — организации дифференцированного обучения, повышению его качества и конкурентоспособности, созданию условий для получения сельскими учащимися равноценного с городским образования.
Будет проводиться дальнейшая работа по приведению объемов и квалификационной структуры подготовки специалистов со средним специальным и высшим образованием в соответствие с требованиями национальной экономики. В системе высшего образования Беларуси будет введена подготовка магистров.
Предусматривается полная кодификация законодательства об образовании, завершение создания эффективной системы государственного контроля за качеством образования. К 2010 году расходы на образование необходимо довести до 10 процентов ВВП[19.С113-122].
По-прежнему
актуальной остается проблема финансирования
здравоохранения[таблица1,
Главной целью здравоохранения является сохранение и улучшение здоровья населения на основе повышения доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.
Достижению этой цели будет способствовать решение следующих задач:
проведение комплексной реструктуризации системы оказания медицинской помощи, включая перераспределение ресурсов со стационарной формы оказания медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническую; создание научно-практических центров и внедрение передовых медицинских технологий; развитие стацио-нарозамещающих технологий, медико-социальной помощи и общей врачебной практики;
конкретизация государственных гарантий в области здравоохранения посредством совершенствования системы социальных стандартов, а также территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи;
расширение доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам; формирование комплексной программы по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными средствами;
совершенствование системы контроля качества и безопасности лекарственных средств; регулярный пересмотр перечня основных лекарственных средств;
улучшение состояния здоровья детей и женщин, развитие медико-генетической помощи;
совершенствование системы управления качеством медицинской помощи на основе стандартизации медицинских технологий;
развитие профилактических и реабилитационных технологий (включая формирование здорового образа жизни, борьбу с алкоголизмом и табакокурением);
повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Особое внимание будет уделено реконструкции и переоснащению операционных блоков и отделений реанимации центральных районных больниц, больниц скорой медицинской помощи, областных клинических больниц.
К 2010 году планируется обеспечить широкую компьютеризацию медицинских организаций с созданием в них локальных вычислительных систем и введением электронных версий медицинских карт пациентов.
В прогнозируемом периоде предполагается в основном преодолеть различия в обеспечении медицинской помощью городского и сельского населения, снизить диспропорции при распределении ресурсов. Этому должна способствовать реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005—2010 годы.
В перспективе необходимо ориентировать деятельность научных структур на стандартизацию медицинских технологий как наиболее эффективный способ создания четкой системы управления качеством медицинской помощи и внедрения принципов доказательной медицины.
В целях дальнейшего развития сферы платных медицинских услуг предусматривается создание специализированных на оказании этих услуг государственных унитарных предприятий.
Для стабильного функционирования отрасли объем расходов на здравоохранение необходимо довести до 7 процентов ВВП.
В целях эффективности работы кадров предусматривается организация многопрофильной подготовки высококвалифицированных специалистов для всех организаций культуры на базе существующей сети учебных заведений, а также расширение возможностей обучения для представителей сельской местности. В регионах намечается открытие филиалов вузов отрасли в областных центрах в целях улучшения кадровой ситуации.
Наряду с традиционными направлениями развития услуг культуры получат развитие сегменты, связанные с новейшими способами накопления, обработки, передачи и использования аудиовизуальной информации, — компьютерные игры, интернет-кафе, кабельное и спутниковое телевидение, электронные СМИ и др.
[19.С113-122].
Человеческий капитал неотделим от человека, как его носителя, поэтому сохранения и эффективное использование человеческого капитала предопределяется биосоциальной сущностью человека. В свете этого особой значение приобретают не только развитее и укрепление лечебной медицины, сколько профилактической медицины, усиление просветительской и образовательной деятельности по утверждению ценности человеческой жизни и укреплению физического, психологического и социального здоровья населения, повышения эффективности, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с целью его физического совершенствования. Решение этих задач требует приближения физкультурно-оздаровительных мероприятий к месту жительства, работы и учебы населения. Чем с более ранних лет и более последовательно государство будет инвестировать средства в здоровье каждого человека, тем более продолжительным и экономически плодотворным будет жизненный цикл индивидуального человеческого капитала, как составной части совокупного человеческого капитала. Сформированный, пусть и самый высокоразвитый человеческий капитал, станет мертвым грузом, если он не найдет себе адекватного применения. Для того что бы его использование способствовало продвижению страны по пути становления «новой экономики» необходимо создать соответствующие институциональные, правовые, социальные и экономические условия. В институциональном плане не вызывает сомнения важность укрепления институтов социального партнерства, частной собственности, предпринимательства. В правовом аспекте необходимо четко отработанная стабильная нормативно-правовая база, регулирующая все стадии воспроизводства человеческого капитала, обеспечивающая гарантированную обществу правовую устойчивость его носителей. В сфере социальных отношений следует укреплять престиж интеллектуального труда и социальную защищенность собственников человеческого капитала. В экономических отношениях на ряду с укреплением позиций собственников человеческого капитала следует оптимизировать организационно экономические отношения в части распределения человеческого капитала по сферам и отраслям народного хозяйства, максимального соответствия квалификации работников требования рабочих мест, соотношения трудовых доходов и производительности труда, рыночного признания его результатов.[16.С.56-69]
3.2 РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Рынок труда в Республике Беларусь до сих пор представляет собой переходную форму1.
В рамках рыночной экономики именно образование считается ключевым фактором, определяющим уровень доходов.
Высокая отдача от инвестиций в человеческий капитал является залогом поддержания его на высоком уровне, в то время как снижение эффективности вложений в повышение уровня образования может послужить тревожным сигналом, предшествующим общему снижению интереса к повышению квалификации, что в условиях растущей международной конкуренции на рынках товаров и услуг может привести к ухудшению конкурентных позиций страны.(приложение З, диаграмма 1)
Теоретические предпосылки исследования
Руководствуясь имеющимися наработками по данному направлению и следуя логике обзорной работы Свейнера, можно предположить следующие варианты изменений в формировании индивидуальных доходов в странах с переходной экономикой по мере проведения рыночных преобразований.
В первом случае индивидуальные доходы от накопленного человеческого капитала должны существенно возрасти по мере замещения системы центрального планирования, с присущим ей уравнительным принципом, рыночным механизмом. Противоположная точка зрения состоит в том, что далеко не всегда приобретенные в прежних условиях знания и опыт будут находить применение, и, соответственно, будет происходить обратный процесс, дискредитирующий ценность накопленного человеческого капитала. Возможны также промежуточные гипотезы, как-то: значимость образования, в особенности высшего, непреходящая, в то время как стаж, накопленный в прежних условиях, будет иметь все меньшую значимость для работодателя. Единственный способ проверить, как оно есть на самом деле, - эмпирическим путем, апеллируя к реальным данным.
Для
составления общей картины
Как видно, отдача от каждого дополнительного года обучения в дореформенный период была достаточно низкой и в случае России и Украины удвоилась за первые три года реформ. Такая динамика может рассматриваться как одно из объяснений увеличения неравенства по доходам. Так, в России коэффициент Джини достиг рекордно высокого уровня 0,48 уже в 1994 г., т. е. увеличился почти вдвое. При этом надо отметить, что Республика Беларусь является одной из немногих в числе стран бывшего СССР, сохранивших относительное равенство по доходам, о чем свидетельствует коэффициент Джини на уровне 0,26. Можно также предположить, что результаты данного исследования для Республики Беларусь будут отличатся от аналогичных показателей по России .
Информация о работе Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики