Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:06, курсовая работа
Поставленные задачи:
разобраться, в чём сущность категории «человеческий капитал»
понять, почему же в настоящее время этой теме государство уделяет много внимания
определить, какое значение играет человеческий капитал в создании «новой экономики»
определить, какую роль играет человеческий капитал в формировании доходов населения Республики Беларусь
увидеть, как влияет состояние человеческого капитала на рыночную экономику Республики Беларусь
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Сущность категории человеческого капитала и эволюция научных подходов к ее исследованию 5
1.1 Эволюция категории «человеческий капитал» 5
1.2 Концепция «человеческого капитала» в «новой экономике» 11
2 Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки. 14
2.1 Структура, классификация и развитие человеческого капитала 14
2.2 Оценка человеческого капитала 16
3 Состояние человеческого капитала в РБ и его влияние на уровень социально-экономического развития 21
3.1 Качественные аспекты состояния человеческого капитала в Республике Беларусь 21
3.2 Роль человеческого капитала в формировании доходов населения Республики Беларусь 25
Заключение 31
Список использованных источников 32
Как отмечал Г.Бэккер, теория человеческого капитала не должна иметь исключительно индивидуалистическую направленность: «По-видимому, можно создать боле общую теорию человеческого капитала, которая рассматривала бы как фирмы, так и индивидов и которая затрагивала бы макроэкономические аспекты этого явления».
Во-вторых, человеку в процессе накопления знаний присущи свойства самосовершенствования и саморазвития, результатом чего является изменение структуры и повышение качества человеческого капитала. Если раньше радикальные технические изменения в общественном производстве происходили примерно через 35-40 лет, а знания, полученные в профессиональных учебных заведениях, были достаточными в течение всей трудовой жизни специалиста, то в современных условиях технологии могут обновляться в течение 4-5 лет, в наиболее прогрессивных отраслях – 2-3 года, причём необходимость обновления диктуется не столько физическим, сколько моральным износом. Это предопределило изменение условий обеспечения происходящих в « новой экономике» производственных процессов высококвалифицированными работниками, необходимые сроки подготовки возросли до 12-14 лет.
В-третьих, коренным образом изменились объективные требования к знаниям и навыкам работников, переподготовке кадров, повышению из интеллектуального и культурного уровня, созданию условий для творческого развития и самореализации личности, поскольку в современных условиях эффективность труда все больше зависит от накопленных знаний, глобального уровня мышления, инициативы и творчества, способности ориентироваться в изменяющихся условиях высокой неопределенности и риска. Также следует отметить, что требование непрерывного образования применяется не только к индивиду, но и к коллективу, составляющему персонал фирм и организаций. В структуре индивидуального человеческого капитала повышается значимость социальных способностей, внутрифирменного доверия и способности работать в команде.
В-четвертых, поскольку, как показал М. Кастельс, основной вклад в производительность вносят работники в возрасте 25-40 лет, инвестиции в здоровье приобретают особое значение, связанное с удлинением периода творческой деятельности человека. Согласно теории человеческого капитала здоровья состоит в том, что он влияет на производительность не прямо, а косвенно, сокращая период времени нетрудоспособности и удлиняя сроки производительного использования. Здоровье определяет потенциальный поток услуг труда индивидов, способы из использования и производительность. В этой связи в «новой экономике» возрастает значение профилактических расходов на здравоохранение, включая расходы на поддержание здорового образа жизни.
Формирование человеческого капитала необходимо рассматривать как двусторонний процесс взаимодействия индивида и общества. Для реализации человеческого капитала недостаточной индивидуальной мотивации общества в целом, предъявляющего спрос на имеющиеся у человека знания и умения. Отсюда следует, что «экономики, которые не способны осуществлять инвестиции в человеческий капитал, не могут рассчитывать на достижение таких темпов роста, которые наблюдаются у других, даже если они имеют доступ к той же технологии, поскольку у низ отсутствует знания для того, чтобы эффективно использовать такую технологию».
2.1 Структура, классификация и развитие человеческого капитала
Человеческий капитал - в экономической науке - способность людей к участию в процессе производства.
Человеческий капитал подразделяется на:
1. Общий человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях.
2. Специфический человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме.
3. Человеческий интеллектуальный капитал - капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний, опыта.
Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого капитала принимает следующий вид:
ЧК = Кз + Кк + Ко,
Где ЧК – человеческий капитал;
Ко – капитал образования;
Кз – капитал здоровья;
Кк – капитал культуры.
Капитал
здоровья представляет собой инвестиции
в человека, осуществляемые с целью
формирования, поддержания и
Например, И.В. Ильинский в понятии капитала здоровья выделяет базовый и приобретенный капитал. Первый, по его мнению, определяется совокупностью физиологических свойств человека, получаемых наследственным путём. Эти свойства во много определены заранее, хотя при современной генной инженерии возможны довольно успешные корректировки.
Приобретенный капитал образуется в процессе формирования и потребления физических свойств человека, осуществляемом в производственной деятельности. В условиях инновационного производства от человека требуется высокая скорость обработки информации, выносливость, быстрота реакции, скорость принятия решений.
Различают два вида человеческого капитала: потребительский, создаваемый потоком услуг, потребляемых непосредственно (творческая и образовательная деятельность); производительный, потребление, которого содействует общественной полезности (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).
Человеческий капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен:
- живой
капитал включает в себя
- неживой
капитал создаётся, когда
- институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала.
Для характеристики качества человеческого капитала (уровня, качества, количества) используется система показателей. Это показатели – интегральные, частные, социальные (натуральные) и экономические (стоимостные).
Стоимость человеческого капитала экономисты определяют как на макро - так и на микроуровнях.
Микроуровень – это стоимость затрат фирмы по восстановлению человеческого капитала фирмы. А именно:
- повышение
квалификации уже принятых
- медицинское обследование;
- оплата
больничных листов
- затраты по охране труда;
- добровольное
медицинское страхование,
- оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы;
- благотворительная
помощь социальным институтам
и т.п. Мотивация фирм
На макроуровне рассматриваются социальные трансферты, оказываемые населению, как в натуральной, так и в денежной форме, а так же льготное налогообложение, которое является целевыми затратами государства. К таким затратам относятся и затраты домашних хозяйств на сохранение и восстановление человеческого капитала.
Экономисты дают и другое определение человеческому капиталу (Гальперин): величина человеческого капитала, есть приведенная к данному моменту, посредством дисконтирования, сумма всех ожидаемых доходов от труда. То есть, Гальперин применяет экономическую оценку человеческого капитала, его способностей.
Накопление человеческого капитала состоит из определённых затрат человека (семьи, фирмы, государства) направленные:
- на поддержание здоровья;
- на
получение общего или
- на поиск работы;
- на
профессиональную подготовку и
переподготовку на
- на
миграцию по зависимым и
- на рождение и воспитание детей;
- на поиск приемлемой информации о ценах и заработках и т.п. [13.]
2.2 Оценка человеческого капитала
Как
провести оценку человеческого капитала
технически? Мы видим здесь два
аспекта: экономический и
Отправной точкой экономической оценки мы считаем определение рыночной стоимости данного труда на текущий момент. Сотрудники работают не в вакууме, а на рынке, ситуация которого постоянно меняется. Руководителю небезынтересно знать переплачивает ли он своим специалистам или недоплачивает. В первом случае, возможно, несколько повысить их нагрузку, если разница в оплате не слишком серьезная. В противном случае следует урезать оплату, чтобы не допустить перерасхода денежных средств. Разумеется, такая мера является весьма непопулярной и вам придется расстаться с некоторыми сотрудниками, приняв новых на худшие условия, но, как показывает опыт, если мониторинг рынка проведен правильно, такие изменения вполне допустимы. Во втором случае следует задуматься, как сделать компанию более привлекательной для сотрудников, если она в них заинтересована. Мониторинг рынка труда и анализ адекватности размеров оплаты рекомендуется проводить не реже одного раза в полугодье, что позволит уберечь себя и от нерационального использования фондов оплаты труда и от неприятных сюрпризов в виде увольнений значимых сотрудников.
Нам предстоит оценить профессиональные и личные качества сотрудников, а также эффективность их взаимодействия. Профессиональные качества должны соответствовать служебным функциям. Допускается небольшое несоответствие как в ту, так и в другую сторону. Если сотрудник несколько менее профессионален, чем этого требует его позиция, то это повод для администрации немного сэкономить на его оплате, а для него самого – повысить свой профессионализм. Таким образом, реализуется взаимовыгодное сотрудничество, при условии правильного построения взаимодействия с ним и др. работниками.
Что
касается личных качеств, то нам также
необходима достоверная информация
о них. В каждой профессии имеется
свой набор профессионально важных
личных качеств, отсутствие которых
крайне нежелательно, так как вызовет
серьезные трудности при
Не менее важную роль играют характеристики взаимодействия сотрудников. Замечательный профессионал не нужен компании, если с ним трудно работать, в то же самое время и далекие от идеального шаблона, «живые» работники могут составлять вполне дееспособную команду дополняя друг друга.
Как оценить профессионализм? Здесь возможно использование объективных и субъективных показателей. Объективные показатели – это результаты работы. Для продавца – это объем продаж, для руководителя – эффективность работы его подразделения, для бухгалтера точность и правильность прове6дения операций и т.д. Субъективный показатель предполагает стороннюю оценку профессионализма. Для экспертной оценки профессионализма можно провести опрос коллег или процедуру аттестации. Аттестация эффективна, только если она носит неформальный характер.
Хорошим инструментом оценки профессиональных, личных качеств и качества взаимодействия может стать тренинг, если вы поставите перед тренером не задачу оценки параллельно обучению. На тренинге хорошо просматривается профессионализм, причем сильные и слабые стороны становится очевидным не только для тренера и коллег, но и для самого сотрудника.
Информация о работе Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики