Ценные бумаги на территории РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:34, реферат

Краткое описание

Рынок ценных бумаг представляет собой самостоятельный сектор в рыночной экономике. Он охватывает отношения , связанные с выпуском специальных документов – ценных бумаг , которые имеют собственную стоимость, могут продаваться, покупаться и погашаться. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь(Гражданский кодекс Республики Беларусь 7 декабря 1998 г. № 218-З) – ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и (или) обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Файлы: 1 файл

ценные бумаги на территории РБ.docx

— 32.17 Кб (Скачать)

Рынок ценных  бумаг  представляет собой самостоятельный сектор в  рыночной экономике. Он охватывает отношения , связанные с выпуском специальных документов – ценных бумаг , которые имеют собственную стоимость, могут продаваться, покупаться  и погашаться. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь(Гражданский кодекс Республики Беларусь7 декабря 1998 г. № 218-З) – ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и (или) обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. К ценным бумагам относятся государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законодательством о ценных бумагах или в установленном им порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг подразделяется на первичный и вторичный рынок. Термин «первичный рынок» относится  к продаже новых выпусков ценных бумаг. В результате продажи акций  и облигаций на первичном рынке  эмитент(продавец) получает необходимые ему денежные средства, а бумаги оказываются в руках первоначальных покупателей . после этого первоначальный инвестор может перепродавать эти бумаги другим лицам, а те в свою очередь еще кому-то и т.д. Последующие перепродажи ценных бумаг образуют вторичный рынок, на котором уже не происходит аккумулирования новых денежных средств для эмитента, а имеет место только перераспределение ресурсов среди инвесторов. Без полноценного вторичного рынка нельзя говорить об эффективном функционировании первичного рынка. Создавая возможность для владельцев ценных бумаг продать их в любое время , вторичный рынок усиливает доверие к ценным бумагам и инвесторам. Вкладчики получают стимул  для покупки новых ценных бумаг и способствуют более полному и широкому вовлечению свободных денежных средств в развитие производства. Основными функциями рынка ценных бумаг являются:

  • Привлечение денежных средств на модернизацию и техническое  совершенствование предприятий ;
  • Получение более дешевых денег , по сравнению с банковскими кредитами , для нормального текущего функционирования предприятий ;
  • Неинфляционное финансирование расходной части госбюджета, когда ценные бумаги выпускает государство;
  • Вовлечение в экономику временно свободных денежных средств населения и других мелких инвесторов;
  • Перелив капиталов из отраслей менее прибыльных в более прибыльные.

 

Рынок государственных ценных бумаг является неотъемлемой частью любой развитой экономической системы. Их выпуск и обращение дают в руки государства мощный инструмент регулирования  макроэкономики.

 

Участниками рынка государственных  ценных бумаг в Республике Беларусь (РБ) являются:

  • Министерство финансов – эмитент, выступающий от имени Правительства Республики   Беларусь. Этот орган выпускает ценные бумаги и несет от своего имени обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг;
  • Национальный Банк Республики Беларусь (НБ РБ) – экономический советник и финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг;
  • инвесторы – профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе иностранные, владеющие облигациями, обладающие избытком финансовых средств, которые инвестируются ими в ценные бумаги Правительства.[8]

   

Одним из наиболее эффективных  инструментов денежно-кредитного регулирования  являются операции Национального банка  на открытом рынке. Решением Правления  Национального банка было утверждено «Положение об операциях Национального  банка Республики Беларусь с ценными  бумагами на открытом рынке», где в  качестве целей их проведения признана стабилизация денежно-кредитных отношений  и оперативное регулирование  объема денежной массы.

В Статье 53 Банковского кодекса  Республики Беларусь [2] определены следующие  операции Национального Банка с  ценными бумагами:

    • Национальный банк при осуществлении функций денежно-кредитного регулирования выпускает (эмитирует) ценные бумаги, а также совершает операции с ценными бумагами;
    • Национальный банк выполняет функции агента Правительства Республики Беларусь (РБ) на рынке государственных ценных бумаг, организует их первичное размещение и обращение;
    • Национальный банк выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка.

 

Продажу ценных бумаг кабинета Министров могут осуществлять уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке  осуществляется НБ РБ. В процессе этих операций центральный банк непосредственно  воздействует практически на все  важнейшие параметры рынка ссудных  капиталов. Операции используются для увеличения или сокращения резервов коммерческих банков, изменения уровня банковской ликвидности и размеров кредитной эмиссии, регулирования рыночного курса государственных ценных бумаг (ГЦБ).[1]

1.1. Рынок ценных бумаг  различают как по видам ценных  бумаг (рынок акций, рынок облигаций,  и т.д.), так и по форме обращения  – первичное размещение (первичный  рынок), вторичное обращения (вторичный  рынок).

 

1.1.1. В зависимости от  формы и порядка оформления  кредитных отношений различают  государственные облигационные  займы и безоблигационные займы.

 

Облигация - это ценная бумага, удовлетворяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство юридического лица, ее выпустившего, возместить ему номинальную  стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный  в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено  условиями выпуска).

Выпускаются облигации внутренних государственных и местных займов. Они могут быть как именными, так  и на предъявителя, процентными, и  беспроцентными (целевыми), выигрышными, свободно обращающимися или с  ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими. Выпуск облигаций может  предусматривать добровольное размещение среди юридических и физических лиц, а так же обязательную покупку  их юридическими лицами. [3]

 

Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета - это примеры безоблигационных займов.

Казначейские обязательства (векселя) государства - вид ценных бумаг, удовлетворяющих внесение их держателями  денежных средств для перечисления в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение срока владения ими. Размещаются на добровольной основе среди юридических и физических лиц. [3]

 

1.1.2. Первичное размещение  облигаций в РБ проходит в  виде закрытого аукциона. Инвесторы,  являющиеся активными участниками  фондовых операций, выполняющие  определенные требования финансовой  достаточности, не имеющие нарушений  в финансовой деятельности и  т.д., допускаются Национальным Банком  к участию в первичном размещении  ценных бумаг Правительства и  имеют статус первичных инвесторов. В Республике Беларусь первичные  инвесторы государственных облигаций  – это банки или их филиалы  на правах юридического  лица, являющиеся профессиональными участниками  рынка ценных бумаг, выполняющие  вышеуказанные требования. Первичное  размещение государственных облигаций осуществляется НБ РБ, который выступает в роли финансового агента Правительства.[8]

Казначейские векселя (обязательства) и облигации поступают на вторичный  рынок, а также ДГО могут продаваться  на вторичном рынке. На вторичном  рынке не обращаются сберегательные облигации, облигации (или другой вид  ценной бумаги), оформляющие внешний  долг, облигации органов власти.

 

1.1.3.  При приобретении ценной бумаги Правительства значение имеет доход от нее, который зависит от вида ценной бумаги, ее номинальной величины, срока, условий выпуска, степени риска, темпов инфляции. Основная неопределенность исходит из возможности изменения ожидаемых темпов инфляции, так как если темпы инфляции повышаются, то кредиторы несут убытки, а заемщик получает прибыль. [3]

В настоящее время структура  рынка государственных ценных бумаг  в РБ представлена следующими ценными  бумагами [8]:

    • государственные краткосрочные облигации (ГКО);
    • долгосрочные государственные облигации (ДГО);
    • государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО).

 

1). Выпуск ГКО осуществляется  с целью привлечения временно  свободных средств юридических  и физических лиц, в том числе  и иностранных, для возмещения  дефицита республиканского бюджета. 

2). ДГО выпускаются в  целях снижения темпов инфляции  и исполнения республиканского  бюджета по расходам со сроком  обращения один год  и более,  так как могут использоваться  первичными держателями при расчетах  за товары (работы, услуги), а также  могут выступать предметом залоговых  обязательств. В связи с этим  порядок их размещения совершенно  отличается от ГКО. 

3). ГДО выпускаются Министерством  финансов от имени Правительства  РБ в целях изыскания безинфляционных источников возмещения бюджетного дефицита за счет привлечения свободных средств физических  и юридических лиц. С их помощью можно цивилизованным путем отсрочить выплаты по существующему долгу, увеличить сроки государственных заимствований, снизить неплатежи в стране.

 

1.2.  Развитие рынка ценных бумаг преследует цель:

    • закрепить положительные тенденции по стабилизации денежно- кредитных отношений;
    • расширить безинфляционное покрытие дефицита государственного бюджета за счет эмиссии высоко ликвидных ценных бумаг.

 

Сформировавшись в качестве механизма привлечения свободных  денежных средств на финансирование дефицита государственного бюджета, рынок государственных ценных бумаг постепенно занимает ведущее место в денежно-кредитной системе государства.

 

С 1994 года  началась программа  по заимствованию финансовых ресурсов путем выпуска  государственных  ценных бумаг. Это был год  «первых  шагов» на рынке государственного заимствования, фактически только отрабатывался механизм покрытия бюджетных расходов  за счет привлечения средств с финансовых рынков.  Однако и тот небогатый опыт, полученный в ходе четырех выпусков, позволил сделать вывод о широких возможностях использования государственных долговых обязательств на финансирование дефицита бюджета и бюджетных расходов.

Поэтому в качестве одной  из мер по реализации  Закона о  бюджете РБ на 1995 год и Указа  Президента «Об уточнении бюджета  Республики Беларусь на 1995 год и  временных мерах по сокращению бюджетных  расходов» было наделение Министерства финансов правами по управлению государственным  долгом, исключая выпуск ГЦБ. И хотя в Законе о бюджете на 1995 год  еще не было выделено отдельной строкой  финансирование дефицита государственного бюджета за счет поступлений от размещения государственных долговых обязательств, своим решением Правительство установило довести объем выпуска  ГЦБ  до 20% утвержденного на этот год дефицита бюджета. При этом доходы от реализации этих ценных бумаг планировались  в сумме 250 млрд. руб. Фактически же в 1995 г. за счет данного источника было получено 528, млрд. руб., т.е. профинансировано 16% дефицита бюджета. [4]

С конца сентября 1995 года Национальный банк приступил к проведению регулярных операций на открытом рынке. В конце 1995 года принята концепция  рефинансирования Национальным банком коммерческих банков. Наиболее перспективной  формой предоставления банкам финансовых ресурсов представляется выкуп ценных бумаг на условиях РЕПО. Это преимущество становится все более ощутимым по мере увеличения объемов выпуска  ГЦБ и дифференциации их по доходности и срокам. Поэтому процентная ставка по операциям РЕПО является нижним пределом базовой ставки рефинансирования. [1]   

В 1996 году выпуск государственных  долговых обязательств наращивает темпы. В 1996 году при заключении сделок РЕПО наблюдалась тенденция увеличения сроков заимствования ресурсов, что  позволяло инвесторам более рационально  и продуманно управлять своим  портфелем ценных бумаг.  Произошло  разделение сделок, совершаемых на вторичном рынке, по временным параметрам и характеру. Одну группу составили  сделки сроком до 7 дней, совершаемые  для поддержания ликвидности  банковской системы в целом и  конкретных банков в частности. Основная их задача – предоставление или  получение краткосрочных ресурсов. В отдельную группу выделились сделки со сроком 1-2 месяца  и более. Такие  операции рассматривались как размещение ресурсов в ГЦБ на вторичном рынке (проявляется инвестиционный характер сделки).   

С целью усиления контроля обращения государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального  Банка Указом Президента РБ от 09.04.1996 г. №139 «О преобразовании закрытого  акционерного общества «Межбанковская валютная биржа» на вторичном рынке  было создано общество «Межбанковская валютная биржа» и передано в ведение  НБ РБ. С этого момента Национальный Банк активно включился в процесс  организации вторичного рынка ГЦБ  в РБ.

Информация о работе Ценные бумаги на территории РБ