Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:34, реферат
Рынок ценных бумаг представляет собой самостоятельный сектор в рыночной экономике. Он охватывает отношения , связанные с выпуском специальных документов – ценных бумаг , которые имеют собственную стоимость, могут продаваться, покупаться и погашаться. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь(Гражданский кодекс Республики Беларусь 7 декабря 1998 г. № 218-З) – ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и (или) обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
Рынок ценных бумаг представляет собой самостоятельный сектор в рыночной экономике. Он охватывает отношения , связанные с выпуском специальных документов – ценных бумаг , которые имеют собственную стоимость, могут продаваться, покупаться и погашаться. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь(Гражданский кодекс Республики Беларусь7 декабря 1998 г. № 218-З) – ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и (или) обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. К ценным бумагам относятся государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законодательством о ценных бумагах или в установленном им порядке отнесены к числу ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг подразделяется на первичный и вторичный рынок. Термин «первичный рынок» относится к продаже новых выпусков ценных бумаг. В результате продажи акций и облигаций на первичном рынке эмитент(продавец) получает необходимые ему денежные средства, а бумаги оказываются в руках первоначальных покупателей . после этого первоначальный инвестор может перепродавать эти бумаги другим лицам, а те в свою очередь еще кому-то и т.д. Последующие перепродажи ценных бумаг образуют вторичный рынок, на котором уже не происходит аккумулирования новых денежных средств для эмитента, а имеет место только перераспределение ресурсов среди инвесторов. Без полноценного вторичного рынка нельзя говорить об эффективном функционировании первичного рынка. Создавая возможность для владельцев ценных бумаг продать их в любое время , вторичный рынок усиливает доверие к ценным бумагам и инвесторам. Вкладчики получают стимул для покупки новых ценных бумаг и способствуют более полному и широкому вовлечению свободных денежных средств в развитие производства. Основными функциями рынка ценных бумаг являются:
Рынок государственных ценных бумаг является неотъемлемой частью любой развитой экономической системы. Их выпуск и обращение дают в руки государства мощный инструмент регулирования макроэкономики.
Участниками рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь (РБ) являются:
Одним из наиболее эффективных инструментов денежно-кредитного регулирования являются операции Национального банка на открытом рынке. Решением Правления Национального банка было утверждено «Положение об операциях Национального банка Республики Беларусь с ценными бумагами на открытом рынке», где в качестве целей их проведения признана стабилизация денежно-кредитных отношений и оперативное регулирование объема денежной массы.
В Статье 53 Банковского кодекса Республики Беларусь [2] определены следующие операции Национального Банка с ценными бумагами:
Продажу ценных бумаг кабинета
Министров могут осуществлять уполномоченные
банки. Проведение операций с государственными
ценными бумагами на открытом рынке
осуществляется НБ РБ. В процессе этих
операций центральный банк непосредственно
воздействует практически на все
важнейшие параметры рынка
1.1. Рынок ценных бумаг
различают как по видам ценных
бумаг (рынок акций, рынок
1.1.1. В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают государственные облигационные займы и безоблигационные займы.
Облигация - это ценная бумага, удовлетворяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство юридического лица, ее выпустившего, возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).
Выпускаются облигации внутренних
государственных и местных
Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета - это примеры безоблигационных займов.
Казначейские обязательства (векселя) государства - вид ценных бумаг, удовлетворяющих внесение их держателями денежных средств для перечисления в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение срока владения ими. Размещаются на добровольной основе среди юридических и физических лиц. [3]
1.1.2. Первичное размещение
облигаций в РБ проходит в
виде закрытого аукциона. Инвесторы,
являющиеся активными
Казначейские векселя (обязательства) и облигации поступают на вторичный рынок, а также ДГО могут продаваться на вторичном рынке. На вторичном рынке не обращаются сберегательные облигации, облигации (или другой вид ценной бумаги), оформляющие внешний долг, облигации органов власти.
1.1.3. При приобретении ценной бумаги Правительства значение имеет доход от нее, который зависит от вида ценной бумаги, ее номинальной величины, срока, условий выпуска, степени риска, темпов инфляции. Основная неопределенность исходит из возможности изменения ожидаемых темпов инфляции, так как если темпы инфляции повышаются, то кредиторы несут убытки, а заемщик получает прибыль. [3]
В настоящее время структура рынка государственных ценных бумаг в РБ представлена следующими ценными бумагами [8]:
1). Выпуск ГКО осуществляется
с целью привлечения временно
свободных средств юридических
и физических лиц, в том числе
и иностранных, для возмещения
дефицита республиканского
2). ДГО выпускаются в
целях снижения темпов
3). ГДО выпускаются Министерством
финансов от имени
1.2. Развитие рынка ценных бумаг преследует цель:
Сформировавшись в качестве
механизма привлечения
С 1994 года началась программа по заимствованию финансовых ресурсов путем выпуска государственных ценных бумаг. Это был год «первых шагов» на рынке государственного заимствования, фактически только отрабатывался механизм покрытия бюджетных расходов за счет привлечения средств с финансовых рынков. Однако и тот небогатый опыт, полученный в ходе четырех выпусков, позволил сделать вывод о широких возможностях использования государственных долговых обязательств на финансирование дефицита бюджета и бюджетных расходов.
Поэтому в качестве одной из мер по реализации Закона о бюджете РБ на 1995 год и Указа Президента «Об уточнении бюджета Республики Беларусь на 1995 год и временных мерах по сокращению бюджетных расходов» было наделение Министерства финансов правами по управлению государственным долгом, исключая выпуск ГЦБ. И хотя в Законе о бюджете на 1995 год еще не было выделено отдельной строкой финансирование дефицита государственного бюджета за счет поступлений от размещения государственных долговых обязательств, своим решением Правительство установило довести объем выпуска ГЦБ до 20% утвержденного на этот год дефицита бюджета. При этом доходы от реализации этих ценных бумаг планировались в сумме 250 млрд. руб. Фактически же в 1995 г. за счет данного источника было получено 528, млрд. руб., т.е. профинансировано 16% дефицита бюджета. [4]
С конца сентября 1995 года Национальный банк приступил к проведению регулярных операций на открытом рынке. В конце 1995 года принята концепция рефинансирования Национальным банком коммерческих банков. Наиболее перспективной формой предоставления банкам финансовых ресурсов представляется выкуп ценных бумаг на условиях РЕПО. Это преимущество становится все более ощутимым по мере увеличения объемов выпуска ГЦБ и дифференциации их по доходности и срокам. Поэтому процентная ставка по операциям РЕПО является нижним пределом базовой ставки рефинансирования. [1]
В 1996 году выпуск государственных
долговых обязательств наращивает темпы.
В 1996 году при заключении сделок РЕПО
наблюдалась тенденция
С целью усиления контроля
обращения государственных