Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 23:34, реферат
Европейский союз медленно, но верно двигается по пути интеграции в единое государство. Общая социально-экономическая и политическая структуры предполагают наличие унифицированной системы образования, хотя бы для того, чтобы нормально функционировал единый рынок труда. Одна система образования послужит дополнительным фактором окончательного объединения Европы.
Украина движется в Евросоюз, поэтому, начиная с Бергена (май, 2005), в системе высшего образования Украины сделаны важные шаги в реализации положений Болонского процесса и подготовлен План действий по их реализации до 2010 года.
Введение.
Европейский союз медленно, но верно двигается по пути интеграции в единое государство. Общая социально-экономическая и политическая структуры предполагают наличие унифицированной системы образования, хотя бы для того, чтобы нормально функционировал единый рынок труда. Одна система образования послужит дополнительным фактором окончательного объединения Европы.
Украина движется в Евросоюз, поэтому, начиная с Бергена (май, 2005), в системе высшего образования Украины сделаны важные шаги в реализации положений Болонского процесса и подготовлен План действий по их реализации до 2010 года.
При
Министерстве науки и образования
по распоряжению Правительства Украины
создана межведомственная
рабочая группа по внедрению
положений Болонского
процесса.
Болонский
процесс – пути внедрения
и адаптации в
Украине.
Сегодня
высшее образование — один из определяющих
факторов воспроизводства
Мы живем в такое время, когда высшее образование во всем мире быстро реформируется и по содержанию, и по форме. Причем изменения форм учебного процесса ныне доминируют. Этот процесс изменения старой формы должен привести к утверждению нового содержания.
Столетиями учебный процесс укладывался в формулу S→О, где субъектом был преподаватель, а объектом — студент. Сейчас такое соотношение не эффективно. Студент тоже становится субъектом обучения. В новых субъект субъектных отношениях преподаватель уже не столько учит, сколько помогает студенту учиться самостоятельно. S-S отношение — это активное сотрудничество, в результате которого студент обретает знания, умения и навыки, а преподаватель — мастерство. В этих отношениях общим объектом для них является специальность, на которую направлено сотрудничество. Вместе с тем сегодня даже в гуманитарных науках такие отношения опосредованы общими условиями обучения — современными технологиями как средствами активизации и определения направленности учебного процесса, что превращает классическую дихотомию в трехчленное отношение.
Эту концепцию американские ученые Роберт Бар и Джон Таг назвали “новой парадигмой высшего образования”. В социологических терминах речь идет об изменении ролей агентов учебного процесса. На студентов перекладывается ответственность за их обучение. Высшее учебное заведение мобилизует студентов, а не просто обеспечивает преподавание, как раньше.
Если предыдущая парадигма предусматривала, главным образом, разработку новых программ и курсов и трансляцию их от преподавателя к студентам, то новая предполагает создание атмосферы ответственности, среды, стимулирующей самоподготовку, оценку знаний в начале, в середине и в конце учебного курса (модульные зачеты), работу с каждым студентом. Результатом работы студента будет получение “кредита”, который свидетельствует об усвоении им необходимых знаний, умений и навыков, независимо от того, где и каким образом он их получил. Вот почему студент должен быть активным агентом учебного процесса, поиска и накопления собственных знаний.
Согласно новой парадигме, преподаватели, безусловно, создают активную учебную среду для студентов, но сами не обязательно должны быть вовлечены в отдельные формы учебной активности. Главное сформировать интерес и творческое отношение к обучению, создать для этого соответствующие условия.
Именно поэтому западные университеты переходят на круглосуточный доступ к библиотекам, Интернету и другой инфраструктуре обучения для обеспечения самостоятельной работы студентов. Преподаватель, таким образом, выступает скорее в роли не аудиторного “всезнайки”, а тренера, который разрабатывает план игры, упражнения, дает советы и контролирует работу членов команды.
Нужно сказать, что “новая парадигма высшего образования” (научить учиться) отнюдь не нова, а ее идеи — совсем не западные. Однако ни в одном вузе Украины системного воплощения она не получила и не могла получить в условиях тотальной регламентации учебного процесса, которой эта концепция противоречит по сути.
В
европейских странах
Процесс реформирования высшего образования, охвативший Европу, называют Болонским процессом. Он предполагает шесть целей для достижения единого по смыслу и качеству европейского образования:
Для Украины Болонский процесс—это не мода, не заигрывание с Европой, как нередко пишут о нас. Это — жесткая необходимость в условиях быстрой деградации нашего среднего и высшего образования. Не осуществив реформ высшего образования по Болонским критериям, мы в итоге сведем свой интеллектуальный потенциал до уровня африканских стран. Министерство образования и науки и высокие чиновники не имеют оснований гордиться удвоением количества студентов в вузах, поскольку в этом случае количество обратно пропорционально качеству их подготовки. Каждый преподаватель, давно работающий в вузе, не может не видеть снижения уровня подготовки студентов в течение последнего десятилетия и профанации образования в целом.
Большинство студентов учатся не на уровне современных требований и не из-за потребности в знаниях, а по воле и на средства родителей, купивших место для чада в учебном заведении. На успеваемость (правильнее—неуспеваемость) таких студентов не обращают внимания не только частные вузы, но и государственные, вынужденные идти этим путем из-за ощутимого недофинансирования.
Все
это обусловливает
Действующая у нас система обучения в высшей школе устарела. Устарела не сегодня и не вчера. Она была неэффективной уже во время ее создания, то есть более 80 лет назад. Замечу, что речь идет о подготовке гуманитариев, а еще точнее — специалистов обществоведов. Ситуация в естественных и технических учебных заведениях была иной. Там политическая конъюнктура (например, милитаризация советской экономики) стимулировала развитие и совершенствование учебного процесса, его связь с практикой, и это действительно дало заметные результаты. Построение нового “пролетарского” гуманитарного образования после переворота 1917 года предполагало сознательное игнорирование, а позже и уничтожение всего предшествовавшего образования как “буржуазного”. Многие науки уже тогда (к примеру, социология), отдельные области психологии, биологии, педагогики, философии) были объявлены “лженауками”, а их преподавателей выслали либо за границу, либо в “исправительные” лагеря.
Собственно, из всех общественных наук в 1919 году преподавать было разрешено три: историю пролетарской революции, экономическое учение К.Маркса и исторический материализм. Разумеется, бывшим профессорам не могли поручить преподавать такие вещи. Доверили эти идеологические дисциплины бывшим военным комиссарам. С этой целью их срочно “переквалифицировали” в специально созданном Институте красной профессуры и откомандировали в аудитории.
Поскольку имевшиеся ранее “враждебные буржуазные” учебники и пособия использовать запрещалось, а новых не было, то лекции бывших комиссаров стали единственным источником “единственно истинного знания”.
Отсюда берет начало — сначала как необходимость, а потом и как традиция — доминирование лекции как “основной формы обучения” в течение всех лет советской власти.
Отсюда и понимание роли преподавателя как транслятора “взвешенного” знания, и сознательное пренебрежение самостоятельной работой студентов.
И сейчас еще в независимой Украине, даже в университетах с автономными правами, бытует поразительный удельный вес аудиторных занятий: 50% учебного времени (до 2003 года—70%), то есть—2_часовые лекции и 2 часовые семинарские занятия (предполагающие с полдесятка концептуальных вопросов для обсуждения).
Разумеется, на таком занятии преподаватель обречен опять доказывать правильность того, что он преподавал на лекциях, а студенты — пассивно участвовать или просто наблюдать. А ведь в библиотеках уже достаточно профессиональной литературы (отечественной и зарубежной), студенты имеют возможность пользоваться Интернетом, к их услугам мировой опыт, немало преподавателей, стажировавшихся за границей, и т.д.
Однако среди руководителей наших вузов все еще бытует мнение о необходимости “здорового консерватизма в образовании”, о “природной консервативности образования”. Но, как признает экс-министр МОН В.Кремень, “у нас оно консервативно даже в квадрате или даже в кубе”. Одним словом, присоединение к Болонскому процессу нам необходимо как стимул, рычаг и программа реформирования крайне отсталого от современных стандартов нашего высшего образования.
В 1999 г в Болонье было подписано соглашение в русле “Великой хартии европейских университетов”. По этому соглашению до 2010 года в странах Европы, подписавших соглашение, должно сформироваться единое образовательное пространство. Это своего рода ЕС в образовании, или единое образование Евросоюза. Как результат — взаимное признание дипломов (евродипломов), не ограниченное юридически трудоустройство в Европе, единые образовательные стандарты по специальностям, делающие возможной образовательную миграцию студентов в европейские страны.
Сегодня можно услышать и в вузах, и в МОН от руководителей чиновников разного уровня, что наше образование очень хорошее, что нам Европа — не образец, что мы имеем достижения не хуже и т.д. Процитируем одного из руководителей нашего наиболее престижного университета: “Наша система обучения фактически отвечает канонам Болонской декларации. Я не согласен с тем, что система “кредитов” обязательно будет стимулировать студентов лучше овладевать знаниями. Акцент нужно ставить на улучшении содержательности обучения, компьютерных технологиях, организации самостоятельной подготовки”. Параметры названы правильные, и, тем не менее, это — лукавая фраза, поскольку кредитно-модульная система именно это и предусматривает, то есть она вводится непосредственно для технологического обеспечения содержательности и самостоятельности обучения, является их условием.
Почему
большинство руководителей
За этим стоит изменение форм работы, объемов нагрузки, форм стимулирования преподавателей, повышение их социального статуса, расширение прав.
Кому это нужно? Государству? — Да! Но не тем чиновникам от образования, которые не умеют и не хотят работать по-новому, переобучаться, которые привыкли руководить авторитарно, получив в последнее десятилетие такие права, которых не имели за всю историю отечественных университетов.
Не
нужно это сегодня и
Не нужно это и рядовым студентам, ведь им в первую очередь придется как следует выучить английский язык, отработать не менее 200 (бакалавры) или 240–300 (магистры) кредитов, то есть сдать и подготовить ежегодно более 60 зачетов и экзаменов, включая курсовые работы, контрольные, рефераты, “пройти” неоднократно индивидуально “через преподавателя”, которого студенту достаточно увидеть всего раз — на экзамене (кстати, речь идет о 3 часовом письменном экзамене, где студент может списать ответ из справочника, даже не понимая написанного, а преподаватель обязан поставить ему положительную оценку).